Просмотр содержимого документа
«Технология медиации в образовательном процессе МОБУ СШ №2»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя школа №2» г. Гаврилов-Ям
Технология медиации в образовательном процессе
МОБУ СШ №2
(из опыта работы)
Учитель-дефектолог:
Барабанова Марина Геннадьевна
Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников.
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.
Общие статистические показатели правонарушений в школах по Ярославской области
Конфликты с друзьями
57%
Конфликты с одноклассниками
48%
Конфликты с родителями
32%
Конфликты с педагогами
12%
Благоприятная учебная атмосфера – залог создания эффективного и продуктивного обучения
Школьная служба примирения
Анкета «Есть ли необходимость организации новой формы работы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе»
За
Учащиеся школы
70%
Сотрудники школы
Против
Родители
80%
20%
Не приняли
10%
участие
60%
10%
Итого:
10%
21%
70%
19%
17%
13%
2014 -2015 учебный год — начала свою работу школьная служба примирения!
Нормативно-правовое регулирование школьной службы примирения
-Указ президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.;
- «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р.;
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн.
Локальные нормативные акты школы:
- Приказ директора образовательного учреждения о создании и организации работы ШСП и назначении руководителя;
- Положение о ШСП;
Цель деятельности СШП: содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций
Задачи деятельности СШП:
- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов;
- обучение школьников методам урегулирования конфликтов
Критерии отбора учащихся для участия в работе ШСП
умение рассуждать
умение слушать и слышать собеседника
умение аргументировать свои выводы
умение мотивировать других на определенное поведение
умение сопереживать
умение сохранять конфиденциальность
Учебно-тематический план по программе
«Обучение навыкам проведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения»
№
Тема занятий
1
2
Кол-во часов
Формирование команды лидеров.
Бесконфликтное общение.
Конфликты в нашей жизни.
3
6
Предварительная встреча сторон конфликта.
Позиция ведущего и стороны конфликта. Подготовительный этап. «Говорю и слушаю»
6
«Я провожу тренинг»
Встречи сторон. Примирительная встреча
Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних.
6
Договор о примирении. Документы медиатора.
Что надо знать о юридических документах.
Ролевая игра «Я имею право»
Медиатор должен соблюдать
следующие принципы медиации:
ответственности
диалога
восстановления
нейтральности
конфиденциальности
добровольности
Рекламная компания (презентации)
Рекламная компания
(информационные буклеты, визитки, памятки)
Участие учащихся важно:
л учше знают ситуацию в школе;
ровесникам больше доверяют;
деятельность в качестве ведущего меняет психологию учащихся;
это элемент самоуправления.
Школьная служба примирения
стремится
перевести общение в русло конструктивной коммуникации;
реализовать совместную деятельность по улучшению школы как элемента самоуправления;
включать подростков во взрослую деятельность;
строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания;
снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Реализация программы примирения
Виды школьных конфликтов
ученик-ученик
ученик-учитель
учитель-учитель
учитель-родитель
Что дает участие в программах примирения:
Учащийся совершивший правонарушение
Потерпевший
Осознание причины своего поступка и его последствий
Родители и педагоги
Избавление от негативных переживаний и желания отомстить
Принесение извинений
Убеждение в справедливости
Помощь ребенку в трудной жизненной ситуации
Заглаживание причиненного вреда
Развитие у ребенка ответственного и взрослого поведения
Восстановление отношений, нарушенных в результате случившегося
Процедура медиации
1 этап - предмедиационный
- изучить информацию о конфликте;
- сделать анализ медиабельности конфликта;
- анализ конфликта;
- составить карту конфликта.
2 этап - медиационной сессии
1 фаза — индивидуальная беседа
- дать сторонам выговориться;
- дать сторонам сформулировать друг другу претензии, понять и осмыслить истинную причину конфликта;
- мотивировать на совместную встречу.
2 фаза — открытый диалог
3 фаза — составление соглашения
3 этап — осуществления (дополнительные встречи, беседы и т.д. для урегулирования возникших препятствий
Памятка для участников процедуры
не перебивать, у каждого есть возможность быть выслушанным до конца
не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности
не рассказывать окружающим, что происходило на встрече
каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день
медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник-с медиатором
встреча будет продолжаться столько времени, сколько участники сочтут нужным
по их желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время
Примирительный договор
Результаты деятельности ШСП
Проведено 4 примирительные
встречи:
ученик-ученик – 3
ученик-учитель – 1
Эффективность работы ШСП — общественное мнение
«...Я получила новые знания. Но кроме этого я еще и сама изменилась, узнала многое о себе...Научилась лучше общаться с другими сверстниками...»
«...Какие все-таки люди разные и каждому нужен подход, а нужно то всего уметь выслушать и помочь разобраться...»
«...Я стал чувствовать себя более уверенным. Узнал много нового, что может пригодиться мне в дальнейшей жизни...»
«...Жить вне общения с кем-то невозможно, но сложно уметь общаться без конфликтов и этому я учусь на занятиях по проведению примирительных встреч...»
Выводы:
у подростков активизируется способность к самоорганизации;
подростки получают возможность влиять на школьную политику;
подростки приходят в службу обучаться навыкам ведения примирительных встреч, работе в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки и нравственные качества.
Проблемы:
не соблюдение принципов медиации;
проявление затруднений открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых;
риск поддаться на давление или манипуляцию и потерять свою позицию;
недостаточная компетентность в вопросах школьной медиации.
Пример конфликтной ситуации
Ученик 6 класса Иван, бежал на перемене и задел плечом ученика 7 класса Диму, у Димы из рук выпал телефон и разбился.
С того момента Дима на каждой перемене толкает и обзывает Ивана.
Процедура медиации
1 этап - предмедиационный
- изучить информацию о конфликте;
- сделать анализ медиабельности конфликта;
- анализ конфликта;
- составить карту конфликта.
2 этап - медиационной сессии
1 фаза — индивидуальная беседа
- дать сторонам выговориться;
- дать сторонам сформулировать друг другу претензии, понять и осмыслить истинную причину конфликта;
- мотивировать на совместную встречу.
2 фаза — открытый диалог
3 фаза — составление соглашения
3 этап — осуществления (дополнительные встречи, беседы и т.д. для урегулирования возникших препятствий
Карта конфликта
1 сторона — Иван, ученик 6 класса
Опасения — боится, что Дима вновь его будет толкать и обзывать
Притязания — желает, чтобы Дима перестал его всячески задевать
2 сторона — Дима, ученик 7 класса
Опасения — боится, что за разбитый телефон его будут ругать родители
Притязания — желает «отомстить» Ивану за разбитый телефон