Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Выбор методов.
В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
отношении в семье и образа жизни;
числа детей в семье;
родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать
возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;
личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;
опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.»
Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»
Школьный психолог Иванова Е.И.
Нарушение:Непослушание - отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)
Причина
• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). • Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения. Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку. • Непедагогичные методы воспитания. • Недостаток родительского внимания. • Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. • Преобладание наказаний над поощрениями
Как проявляется
Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки
Воспитательные методы и приемы
• Не ругать, не читать нотаций часто. • Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. • Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. • Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. • Проявлять любовь и внимание
Нарушение: Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим
Причина:
• Авторитарный стиль воспитания. • Деформация системы ценностей членов семьи. • Упущения в нравственном воспитании детей. • Подражание героям кино- и видеофильмов. • Чувства голода и усталости. • Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку. • Стремление самоутвердиться
Появление:
Гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи
Что делать с такой агрессией?
• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. • Вовлекать в межличностные отношения. • Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма. • Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. • Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка. • Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
Упрямство - неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу
Причина такого поведения
Как проявляется
• Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком. • Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации. • Игнорирование интересов и потребностей ребенка. • Утверждение родительского авторитета силой
Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку
Как помочь ребёнку с упрямством
• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение. • Не унижать ребенка. • Не применять принуждения. • Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время, • Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. • Контролировать себя и свои действия
Каприз - прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения
Причины
Как проявляется
• Неосторожно сказанные слова членов семьи, • Отсутствие требовательности со стороны взрослых. • Отрицательная реакция родителей на капризы. • болезненное состояние. • Чрезмерная родительская любовь. • Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. • Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. • Перевозбуждение нервной системы ребенка
Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью
Воспитательные приёмы
• Разумно организовать режим дня ребенка. • Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье. • Проявлять умеренную требовательность. • Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. • Соблюдать режим сна, питания и т. д. Устранять источник впечатлений. • Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность). • Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза. • Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний. • Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя. • Проявлять любовь
Гиперактивность - (греч. hyper - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы
Причины
Проявление
• Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности. • Осложнение беременности и родов, • Соматические заболевания в ранней детстве. • Физические и психические травмы. • Нарушения центральной нервной системы • Стрессы и переутомление матери
Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)
Воспитательное воздействие на данного ребёнка
• Разумно организовать распорядок дня. • Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок. • Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков. • Упреждать конфликтные ситуации. • Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений. •поддерживать малейшие проявления позитивного поведения. • избегать частых наказаний
• Авторитарный стиль семейного воспитания. • Индивидуально-психологические и половозрастные особенности. • Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат). • Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых
Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность
Воспитательные методы и приемы
• Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми. • Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга. • Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли). • Проявлять ласку и любовь
Гнев - чувство сильного возмущения, негодования
Причина
Проявление
• Неудовлетворение потребностей ребенка.
• Оскорбление.
• Применение принуждений и наказаний.
• Нарушение этики взаимоотношений и общения.
• Несправедливое отношение к ребенку.
Состояние болезни.
Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений
Воспитательные методы и приемы
• Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.
• Не наказывать.
• Оставлять на время в покое.
• Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева
Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке
Причины
Проявление
• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.
• Соперничество между детьми.
• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.
• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.
• Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка
(Насильственные действия по отношению ко младшим братьям, сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе
Воспитательные методы и приемы
• Выяснить причины драки.
• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.
• Лишать на время телевизора, компьютера.
• Давать поручения по дому.
• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.
• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.
• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.
• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей
Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги
Причина поведения
Как проявляется
• Мечта ребенка иметь заветную вещь.
• Желание сделать подарки друзьям.
• Стремление укрепить свое положение (ста-тус) в коллективе ровесников.
• Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему.
• Способ компенсации за свою безрадостную жизнь в детском учреждении.
• Способ самоутверждения в жизни.
• Выполнение требований взрослых
В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов
Воспитательные методы и приемы
• Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.
• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.
• Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство.
• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.
• Не предрекать будущее.
• Не применять физическое наказание
Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности
Причина
• Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.
• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.
• Желание доказать свое превосходство над кем-то.
• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.
• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.
• Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.
• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.
• Приспособление.
• Симуляция болезни
Проявление
В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин
Воспитательные методы и приемы
• Избегать запретов и наказаний.
• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.
• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.
Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты
Причина
Проявление
• Потеря любимой игрушки, вещи, животного.
• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи, любимым человеком
• Смерть родителя (родителей), других членов семьи
Шок, отчаяние, гнев, тревога, страх, чувство вины
• Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне
Воспитательное воздействие
• Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.
• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.
• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины
В случае ссоры или расставания с любимым человеком, успокоить, привести примеры из жизни, из к\ф, лит-рного произведения, что ещё будут парни (девушки).