Школа сегодня остаётся одним из наиболее мощных социализирующих институтов, во всяком случае – с административно-управленческой точки зрения. Однако школа далеко не всегда способна быть достаточно эффективной для оказания помощи ребёнку не только в усвоении необходимых знаний, но и в социализации (воспитании). В последнее время интерес ко второй составляющей школьного процесса возвращается, что, безусловно, важно. Вовсе не редки случаи, когда дети, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия или вовсе перестают их посещать. Слишком часто выпускник школы с облегчением воспринимает окончание учебных занятий. Родители, как правило, ожидают от своих детей примерного обучения и поведения в школе; однако, как достичь того и другого и стоит ли этого добиваться, не знают. Наряду с процессами взросления детей, факторы, связанные с обучением в школе, также порождают дополнительную напряжённость в семейных отношениях. Все вышеперечисленные обстоятельства, равно как и многие другие, с которыми участникам образовательного процесса приходится сталкиваться, являются практически неизбежными следствиями более глубоких причин, признаками неблагополучия в школе или дома. В основе этих причин, прежде всего, лежат самые разнообразные конфликты. Внутришкольные конфликты повседневны: школьники конфликтуют между собой и с учителями. Помимо этого, достаточно часто возникают конфликты и по поводу обучения в школе между родителями и детьми. Проводимые среди школьников старших классов опросы свидетельствуют, что наиболее актуальными подростки считают для себя конфликты в следующих системных парах: ученики – родители, ученики – учителя, ученики – ученики.
Ситуации в указанных системах вполне объяснимы. Во-первых, конфликты между людьми вообще неизбежны, а между детьми, как активно развивающимися субъектами – регулярны. Дети, как правило, не имеющие опыта разрешения конфликтов и, тем более, не осознающие процессов своего взросления и постепенного вхождения во взрослый мир, не могут самостоятельно выйти из той или иной жизненной ситуации. Во-вторых, родители, которых так же, как и нынешних детей, никто не учил, каковы причины тех или иных проблем детей и каким образом можно успешно разрешать конфликты, приобретая и наращивая опыт и знания, часто совершают ошибки, иногда – непоправимые.
Служба примирения (СП) – команда медиаторов организационно встроенная в структуру школы, целью работы которой является разрешение конфликтов на основе технологии медиации (переговоры по правилам, особым образом организованный процесс, направленный на разрешение конфликтов с участием третьей стороны – медиатора). Данная структура может быть возникнуть не только в школе, но и влюбом образовательном учреждении. В презентации рассмотрены причины возникновения конфликтов между обучающимися, подробно прописаны этапы создания службы примерения и схемы взаимодействий между участниками конфликта. Приведен пример функционирования такой службы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Служба примерения в образовательном учреждении »
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ
Как одно из направлений воспитательной работы в школе
Школьная служба примирения(ШСП)–командамедиатороворганизационно встроенная в структуру школы, целью работы которой является разрешение конфликтов на основе технологии медиации
Наиболее частые конфликты, возникающие в школе:
1. Ученик – ученик (или группа учеников)
2. Ученик(и) – учитель
3. Учителя – родители учащихся и др.
Причины возникновения конфликтов:
если кто-либо из детей берёт чужие вещи без спроса;
какой-либо школьник оказывается в более проигрышной ситуации по сравнению со сверстниками, переживает чувство обиды, унижения или зависти;
кто-то из детей нечаянно или преднамеренно задевает или толкает другого;
один подросток донимает, критикует другого, пристаёт или провоцирует на конфликт;
Причины возникновения конфликтов:
распространяются слухи и различные неправдоподобные истории за спиной;
обзываются, дразнят, оскробляют или неуважительно отзываются о родственниках, родителях или близких людях.
Этапы создания школьнойслужбы примирения:
1. Диагностика конфликтов
2.Проведение тренингов со школьниками
3. Создание команды медиаторов-ровесников
4. Презентация ШСП в школе
5. Работа с конфликтами
Медиация
Медиация – переговоры по правилам, особым образом организованный процесс, направленный на разрешение конфликтов с участием третьей стороны – медиатора.
Медиатор – это специально подготовленный посредник, который помогает сторонам разрешать конфликт(ы) мирным путём.
Принципы медиации:
добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
конфиденциальность;
нейтральность (медиаторы не занимаются выяснением виновности/невиновности сторон);
приоритет потребностей пострадавшего;
личная ответственность обидчика;
активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.
Примирительная встреча конфликтующих сторон:
Организация диалога и работа над принятием совместного решения способствующего исправлению ситуации
Создание безопасной атмосферы для обеих сторон конфликта
Прояснение видения ситуации сторонами
Обеспечение понимания и принятия сторонами чувств и мыслей участников встречи
Организация диалога без посредничества ведущего
Сбор предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда
Заключение договора и выяснение условий выполнения договора