Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних
Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних
Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних.
Цель:
?Создание условий для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного и делинквентного поведения
Задачи :
?Разработать и применить систему профилактики девиантного и деликвентного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения;
?Помочь осознать свои собственные возможности
?Научить принимать собственные решения о своем будущее поведении.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Делинквентное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, причем нередко представляет собой поступки, наказуемые законом.
Причины:
?Гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия
?Неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей
?Отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних »
Проект слушателей курсов
«Профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних»
(01.09.-26.09.2015г.)
Тема проекта: «Система работы школы по профилактике девиантного поведения и делинквентного поведения учащихся в школе»
Автор проекта:
Андрианова А.А
г.Актобе, 2015 год
Системаработы школыпо профилактике девиантного и делинквентного поведениянесовершеннолетних
Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
«Поздно заметили» … «Поздно учли» …
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Цель:
Создание условий для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного и делинквентного поведения
Задачи :
Разработать и применить систему профилактики девиантного и деликвентного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения;
Помочь осознать свои собственные возможности
Научить принимать собственные решения о своем будущее поведении.
Ожидаемый результат
Начинается процесс осознания собственных возможностей и приобретение умений принятия решений для своего позитивного будущего.
Что такое девиантное и делинквентное поведение?
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Делинквентное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, причем нередко представляет собой поступки, наказуемые законом.
Основные виды девиантного поведения
Преступность
Алкоголизм
Наркомания
Суицид
Причины
Гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия
Неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей
Отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями
Как предотвратить развитие девиантного поведения
Укрепление физического и психического здоровья
Обучение жизненно важным умениям и навыкам
Воспитание нравственно-волевых качеств
Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни
Профилактическую работу в школеосуществляют:
Заместительдиректора по воспитательной работе
Классные руководители
Социальный педагог
Педагог – психолог
Педагоги дополнительного образования
Медицинский работник
Заместитель директора по воспитательной работе:
Оказывает организационно – методическую помощь классным руководителям в ведении внутришкольного учета
Осуществляет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению
Готовит соответствующую информацию о деятельности школы по профилактике девиантного поведения
Классный руководитель :
Ведет необходимую документацию в своем классе;
Осуществляет мероприятия по профилактике девиантного поведения учащихся в классе;
Осуществляет индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете.
Социальный педагог,Педагог – психолог :
Формируют банк данных об учащихся и семьях, находящихся в социально – опасном положении;
Взаимодействуют с учителями – предметниками, родителями, специалистами социальных и психологических служб в оказании социально – педагогической, психологической и иной помощи обучающимся и семьям, находящимся в социально – опасном положении;
Координируют воспитательные усилия школы, семьи, среды и анализируют полученный результат.
ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
Направления профилактической работы
ПРОФИЛАКТИКА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
Этапы профилактической работы
Привлечение необходимых специалистов
Социально – педагогический патронаж
дезадаптированных несовершеннолетних
Работа с референтной группой ребенка
Мобилизация воспитательного потенциала
семьи и окружающей среды
Консультативно – разъяснительная работа
с родителями и педагогами
Раннее выявление детей «группы риска»
Работа с семьей
осуществление комплексной профилактической
работы в целях восстановления здоровых
взаимоотношений между ее членами и
профилактика имеющихся отклонений
осуществление диагностической работы с целью
выявления типа семейного воспитания, установок
родителей по отношению к детям и гармоничности
семейных отношений в целом
осуществление информационно-просветительской
работы с целью профилактики дисгармонии семейных
отношений и нарушений в семейном воспитании
Формы работы
«Педагог-предмет- ребенок»
«Педагог-ребенок»
Составление
Шефство,
создание газет,
Создание
социально-
кураторство,
олимпиады,
воспитывающих
ситуаций,
наставничество,
педагогического
конференции,
встречи со
включение
реферат и т.д.
паспорта класса,
в досуговые
консультации и т.д.
специалистами,
виды деятельности
интересными людьми,
(по интересам),
проведение различных
организация выходов,
форм работы
экскурсий, поездок,
совместно
походов и т.д.
с родителями и т.д.
«Педагог-ситуация-ребенок»
«Педагог-человек-ребенок»
Приемы индивидуального воздействия
«Просьба о помощи»
«Стратегия жизни»
Похвала — поддержка,
Педагог рассказывает
похвала — побуждение
историю и просит
к выполнению
оценить
принятых решений,
различные поступки
участников этой
доброе участие
истории
педагог выясняет
Обсуждает жизненные планы
воспитанника,
затем пытается выяснить
вместе с ним,
что поможет,
а что помешает
реализации этих планов
Воспитатель
обращается
к воспитаннику
за советом,
рассказывая о своих
проблемах
и просит найти
способ их решения
«Поощрение»
«Оцени поступок»
Приемы организации групповой деятельности
«Эстафета мнений»
«Импровизация»
учащиеся
по цепочке
высказываются
на заданную тему
учащиеся
выбирают интересную
для них тему;
творчески развивают
основные сюжетные
линии,
переносят события
в новые условия,
по-своему их
интерпретируют и т. п.
учащиеся, разделенные на группы,
готовят друг другу встречные вопросы;
вопросы и ответы коллективно обсуждают
«Самостимулирование»
Приемы деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика
«Самоотстранение учителя»
«Инструктирование»
четкое распределение
функций и ролей
учащихся
в соответствии
с уровнем владения
теми знаниями,
умениями и навыками,
которые требуются
для выполнения
задания
создаются равные условия
для проявления инициативы всеми
учащимися
определены
цели исодержание работы,
установлены правила и
формы общения в ходе
его выполнения, учитель
как бы устраняется от
прямого руководства
или берет на себя
обязательства
рядового ученика
напериод выполнения
какого-либо творческого
задания устанавливаются
правила, регламентирующие
общение и поведение учащихся
«Распределение инициативы»
«Распределение ролей»
Алгоритм действий администрации школы по организации системы профилактики девиантного поведения
Механизмы воздействияежемесячно:
Контроль успеваемости
Контроль социальной активности
Контроль посещаемости
Алгоритм действий классного руководителя по предупреждению правонарушений
Алгоритм действий педагога – психолога школы по факту совершения подростками правонарушения
Механизмы воздействияежедневно
Контроль успеваемости со стороны
классного руководителя
Контроль посещаемости со стороны
классного руководителя
Классный руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе
Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу
Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.
Механизмы воздействияпо мере необходимости:
Индивидуальные
беседы
с учащимися
Индивидуальные
беседы
с родителями
Беседы
с учащимися
и их родителями
в присутствии администрации
Посещение по месту жительства
Алгоритм действий социального педагога
Механизмы воздействияеженедельно:
Контроль успеваемости со стороны
социального педагога
Посещение уроков классным руководителем,
социальным педагогом
Контроль посещаемости со стороны
социального педагога
Механизмы воздействияпо решению Совета профилактики: