Семинар на тему: "Методика работы по формированию социально-бытовых навыков"
Семинар на тему: "Методика работы по формированию социально-бытовых навыков"
навыков как основы для дальнейшего трудового обучения. Особенности дошкольного возраста как наиболее сенситивного в развитии социально-бытовых навыков, с одной стороны, и недостаточная разработанность технологий и научно обоснованных методик обследования социально-бытовых навыков у данной категории детей, с другой, определяют актуальность настоящего исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар на тему: "Методика работы по формированию социально-бытовых навыков"»
навыков как основы для дальнейшего трудового обучения. Особенности дошкольного возраста как наиболее сенситивного в развитии социально-бытовых навыков, с одной стороны, и недостаточная разработанность технологий и научно обоснованных методик обследования социально-бытовых навыков у данной категории детей, с другой, определяют актуальность настоящего исследования.
Формирование навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — процесс очень сложный, отличный от формирования навыков у детей с нормальным интеллектуальным развитием. В работах по изучению своеобразия формирования навыков у детей с нарушением интеллекта выделялись факторы, оказывающие на них влияние, а именно: отсутствие знаний и умений для формирования нового навыка (двигательного — Б. И. Пинский); особенности физического развития (Р. Д. Бабенкова, Т. Н. Головина, Н. А. Козленко, Е. Н. Правдина-Винарская, Г. Е. Сухарева); особенности восприятия, процессы внимания и памяти, анализа и сравнения (Л. Н. Занков, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев,
Ж. И. Шиф); нарушения программирования и контроля над действием при выполнении навыка, а также затруднения при выполнении координационных двигательных действий (Н. П. Вайзман).
Под социально-бытовыми навыками детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под-
разумеваются навыки социального (навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки) и бытового (навыки, необходимые в быту, например, умение вешать одежду на стульчик или убирать одежду в шкаф) характера.
Поскольку формирование каждого навыка сопряжено со включением ребенка в определенную жизненную ситуацию, с неизбежностью овладения предметными действиями, с необходимым для их осуществления уровнем развития двигательной сферы (мелкой моторики), внимание авторов было обращено на изучение социально-бытовых навыков, знаний детей о себе и о предметах окружающего мира, а также изучение мелкой моторики рук.
В настоящей статье описана методика проведения обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Методика включала:
I. Изучение знаний детей о себе и о предметах окружающего мира.
Для решения задачи изучения знаний детей о себе и о предметах ближайшего окружения предлагается обследование возможности ребенка соотносить предметы ближайшего окружения с их названиями, выявление знаний по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель»,