kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль семьи в воспитании ребёнка. Из опыта работы в кадетской школе-интернате

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации родителям, по предупреждению ситуации уходов и побегов подростков из дома

1. Партнерские отношения.

2. Общение со сверстниками.

3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома.

4. Совместный досуг.

5. Доверительные отношения в семье.

Степень

легкая:

• не более чем на 7 дней 1 раз в месяц

• ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы

• критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности

средняя:

• уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца

• попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках

• противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости

Тяжёлая:

• уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев

• асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность

• невозможность контролировать своё поведение - встречается при психических заболеваниях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в воспитании ребёнка. Из опыта работы в кадетской школе-интернате»

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё-вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях» В.П. Кащенко

«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё-вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях»

В.П. Кащенко

Поведение - психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит человек.  нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной (разрушительной) и асоциальной (направленной против коллектива) направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации (нарушения приспособляемости) поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.  В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или «девиантное» поведение.

Поведение - психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит человек.

нарушения поведенияэто отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной (разрушительной) и асоциальной (направленной против коллектива) направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации (нарушения приспособляемости) поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. 

В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или «девиантное» поведение.

основные группы нарушений   1. психологические и социальные проблемы: дефекты правового и нравственного сознания (воспитания); содержание потребностей личности; особенности характера;  особенности эмоционально-волевой сферы ребенка 2. психические и психофизиологические расстройства (заболевания):

основные группы нарушений

1. психологические и социальные проблемы:

  • дефекты правового и нравственного сознания (воспитания);
  • содержание потребностей личности;
  • особенности характера; 
  • особенности эмоционально-волевой сферы ребенка

2. психические и психофизиологические расстройства (заболевания):

  • наличие у ребенка серьезных психических расстройств;
  • пограничные эмоциональные нарушения, которые манифестируются (проявляются впервые) страхами, тоской, или насильственным способом поведения;
Характерологические (непатологические) : преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе, только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций. Патохарактерологические (патологические)
  • Характерологические (непатологические) : преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе, только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.
  • Патохарактерологические (патологические) : психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.
Условно патологическое нарушение поведения Патологическое нарушение поведения семья улица школа

Условно патологическое нарушение поведения

Патологическое нарушение поведения

семья

улица

школа

  Виды и классификация нарушений поведения:    Агрессивное поведение.     Воровство.      Уходы из дома.   Ложь и фантазирование.  

  Виды и классификация нарушений поведения:

  • Агрессивное поведение.  
  • Воровство.  
  • Уходы из дома.  
  • Ложь и фантазирование.

 

  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми, игровыми автоматами .  
  • Отклонения в сексуальном поведении.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Факторы, способствующие формированию «злокачественной агрессии»:  Внешние: ранняя детская депривация, физические наказания, телевидение, пример взрослых, среда.  Внутренние: депрессия, неразвитость эмоций, чувств (эмпатии), несформированность чувства единения, принадлежности, лёгкость возникновения фрустраций. Одной из форм агрессии как действия является  жестокость . В юридическом смысле жестокость – это особо брутальные способы совершения преступлений. Жестокость может быть преднамеренной или непроизвольной, реализовываться в действиях или словах, а также в воображении. Жестокость как личностная черта – это стремление к причинению страданий людям или животным.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Факторы, способствующие формированию «злокачественной агрессии»:

  • Внешние: ранняя детская депривация, физические наказания, телевидение, пример взрослых, среда.
  • Внутренние: депрессия, неразвитость эмоций, чувств (эмпатии), несформированность чувства единения, принадлежности, лёгкость возникновения фрустраций.

Одной из форм агрессии как действия является  жестокость .

В юридическом смысле жестокость – это особо брутальные способы совершения преступлений. Жестокость может быть преднамеренной или непроизвольной, реализовываться в действиях или словах, а также в воображении. Жестокость как личностная черта – это стремление к причинению страданий людям или животным.

Типы агрессии у детей

Типы агрессии у детей

  • Гиперактивно - агрессивный
  • Агрессивно - обидчивый
  • Агрессивно - боязливый
  • Оппозиционно - вызывающее поведение
  • Агрессивно - бесчувственный
Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у подростков.

Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у подростков.

  • Специалисты, работающие с подростками правонарушителями, сталкиваются со следующим эффектом групповой работы: когда созданы условия для социализации подростков и развития у них коммуникативных навыков и формирования волевой сферы – подростки, объединившись в группу, склонны к созданию преступной группировки.
  • Основной акцент практической работы с подростками правонарушителями – формирование адекватных ценностных установок, принятие этических и моральных правил и законов, конструктивное решение конфликтных ситуаций и социально приемлемое поведение в ситуациях связанных с гневом и агрессией.
  • В ряде случаев для эффективного гашения подростковой агрессии требуется срочное вмешательство. Стратегия экстренного вмешательства нацелена на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных ситуациях.
Правила экстренного вмешательства Правило 1:

Правила экстренного вмешательства

Правило 1: "Игнорировать незначительную агрессию"

Правило 2: "Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности подростка".

Правило 3: "Контролировать собственные негативные эмоции»

Правило 4: "Не усиливать напряженные ситуации"

Правило 5: "Обсуждать проступок»

Правило 6: "Сохранять положительную репутацию

Правило 7: "Демонстрировать модели неагрессивного поведения»

ЛОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Сформулировать мотив поведения (почему ты так себя ведешь…) 2. Осознать ЧТО выводит и ЧТО запускает механизм агрессии… 3. Найти другие формы реагирования вместо агрессии…

ЛОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Сформулировать мотив поведения (почему ты так себя ведешь…)

2. Осознать ЧТО выводит и ЧТО запускает механизм агрессии…

3. Найти другие формы реагирования вместо агрессии…

СТУПЕНИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ   Ступень 1: Что я должен делать? Ступень 2: Мне надо исследовать свои возможности. Ступень 3: Мне бы лучше сосредоточиться и сконцентрироваться. Ступень 4: Мне нужно сделать выбор. Ступень 5: Я правильно сделал или совершил ошибку.

СТУПЕНИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Ступень 1: Что я должен делать?

Ступень 2: Мне надо исследовать свои возможности.

Ступень 3: Мне бы лучше сосредоточиться и сконцентрироваться.

Ступень 4: Мне нужно сделать выбор.

Ступень 5: Я правильно сделал или совершил ошибку.

ВОРОВСТВО ВОРОВСТВО- любые действия направленные на присвоение чужих вещей. Причины воровства.

ВОРОВСТВО

ВОРОВСТВО- любые действия направленные на присвоение чужих вещей.

Причины воровства.

  • Личностные позиции (они могут не осознаваться ребенком)
  • Чувство одиночества, обиды, фрустрированность.
  • Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из фрустрирующих ситуаций.
  • Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным (“полевым”) побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации.
  • Отсутствие силы “Я” (ответственности, самостоятельности и т.п.).
  • Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.
  • Неумение открыто выражать желания, добиваться целей.
Мотивы воровства: Соблазн Решение проблем со сверстниками, самооценкой Эксперимент Компенсация эмоциональной депривации (компенсация нелюбви) Фиксация наказания Клептомания (F63.2)  Описанные выше причины появления мотивов воровства, в свою очередь, имеют основания - нарушения межличностных (вследствие этого и внутриличностных) отношений, прежде всего взаимоотношений в семье.

Мотивы воровства:

  • Соблазн
  • Решение проблем со сверстниками, самооценкой
  • Эксперимент
  • Компенсация эмоциональной депривации (компенсация нелюбви)
  • Фиксация наказания
  • Клептомания (F63.2)

Описанные выше причины появления мотивов воровства, в свою очередь, имеют основания - нарушения межличностных (вследствие этого и внутриличностных) отношений, прежде всего взаимоотношений в семье.

Этапы работы Возрастной ценз (учет возраста) Выяснить откуда берет Выяснить как наказали в первый раз Возможность насилия в семье, состояние депривации Отношение семьи к деньгам Как подкрепляется родителями 1.Работа с родителями (не провоцировать, не поддерживать воровство и знать, что делать, если это случилось) 2.Работа с ребенком (психологическая коррекция). Если ворует много это зависимость.

Этапы работы

  • Возрастной ценз (учет возраста)
  • Выяснить откуда берет
  • Выяснить как наказали в первый раз
  • Возможность насилия в семье, состояние депривации
  • Отношение семьи к деньгам
  • Как подкрепляется родителями

1.Работа с родителями (не провоцировать, не поддерживать воровство и знать, что делать, если это случилось)

2.Работа с ребенком (психологическая коррекция).

Если ворует много это зависимость.

Желательная реакция родителей на детское воровство Поведенческий компонент – навыки и умения действовать определенным образом Когнитивный компонент – знания о том, что является предметом отношений Эмоциональный компонент – морально-этическая оценка события, ситуации

Желательная реакция родителей на детское воровство

Поведенческий компонент – навыки и умения действовать определенным образом

Когнитивный компонент – знания о том, что является предметом отношений

Эмоциональный компонент – морально-этическая оценка события, ситуации

Выбор адекватной реакции на воровство ребенка и подростка   1) «формальные» или ролевые отношения, предполагающие восприятие другого (ребенка взрослым или взрослым ребенка) не как личности, но социальной единицы, определенной роли; 2) конфликтные, эмоционально напряженные отношения, не содержащие эмоционально позитивных оценок друг друга; 3) гармоничные отношения, проявляющиеся в стремлении сотрудничать, взаимодействовать.

Выбор адекватной реакции на воровство ребенка и подростка

1) «формальные» или ролевые отношения, предполагающие восприятие другого (ребенка взрослым или взрослым ребенка) не как личности, но социальной единицы, определенной роли;

2) конфликтные, эмоционально напряженные отношения, не содержащие эмоционально позитивных оценок друг друга;

3) гармоничные отношения, проявляющиеся в стремлении сотрудничать, взаимодействовать.

Психологическая коррекция. Коррекцию необходимо проводить в направлении выявленных личностных причин воровства. Беседа (или ряд бесед) с психологом разворачивается по традиционному для психотерапевтической работы плану: - установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка; - выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении; - устранение – по возможности – этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия; - оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка.

Психологическая коррекция.

Коррекцию необходимо проводить в направлении выявленных личностных причин воровства.

Беседа (или ряд бесед) с психологом разворачивается по традиционному для психотерапевтической работы плану:

- установление контакта и, по возможности, доверия со стороны ребенка;

- выяснение неблагоприятных факторов, которые привели к девиациям в поведении;

- устранение – по возможности – этих факторов или создание некоторых «барьеров» в личности ребенка на пути их действия;

- оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка.

Профилактика воровства

Профилактика воровства

  • Не провоцировать ребенка.
  • Не проявлять постоянную тревожность относительно того, что ребенок может совершить воровство.
  • Спокойно отвечать на вопросы ребенка о воровстве, предположения его о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь.
  • Не остро эмоционально, но четко, в доступной пониманию ребенка форме, реагировать на любые стремления ребенка взять что-то, не принадлежащее ему.
  • Запрещение воровства следует сочетать с некоторой компенсацией (эмоциональная поддержка)
  • Осуществить “вещественную компенсацию” лишения ребенка чужой вещи.
  • Предотвратить или устранить чувство “заброшенности” и одиночества у ребенка.
  • Обучать ребенка навыкам высказывания просьбы поиграть с чужой вещью или посмотреть ее.
Ложь и фантазирование Причины вранья: Фантазирование – получение моральной выгоды

Ложь и фантазирование

Причины вранья:

Фантазирование – получение моральной выгоды

  • Страх наказания
  • Интерес. Адреналин
  • Получение выгоды
  • Получение внимания
  • Страх обидеть
  • Страх потерять любовь родителей
  • Соединить родителей….
  • - Компенсация тревоги
  • - моральное, эмоциональное удовлетворение, уход от реальности
  • + развитие интеллектуальных способностей
Последствия

Последствия

  • тревога, страх разоблачения
  • Неуверенность
  • Нарушение взаимоотношений со сверстниками
  • Искажение картины мира (привыкает к такой модели поведения)
  • Не приучаются преодолевать трудности
  • Толчок к необдуманным поступкам (сжег дневник, суицид)
  • При фантазировании – уход от реальности
Этапы работы

Этапы работы

  • Выяснить не врут ли они ребенку сами
  • Не ловить ребенка на вранье
  • Выяснить источник вранья (истинная причина)
  • Договор для всех
  • Довести до минимума реагирование…
ПОБЕГИ, УХОДЫ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО Мотив: 1, ОТ конфликтов, скандалов 2. К наркотикам друзьям.

ПОБЕГИ, УХОДЫ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО

Мотив: 1, ОТ конфликтов, скандалов

2. К наркотикам друзьям.

  • Мотивированный уход (психологически понятные причины)
  • Немотивированный уход (патология, возникающая в рамках психических расстройств)
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества легкая: • не более чем на 7 дней 1 раз в месяц • ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы • критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности   средняя: • уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца • попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках • противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости   Тяжёлая: • уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев • асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность • невозможность контролировать своё поведение - встречается при психических заболеваниях.

Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества

легкая:

• не более чем на 7 дней 1 раз в месяц

• ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы

• критика частичная, нет противоправных действий, нет аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности

средняя:

• уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца

• попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках

• противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность, без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости

Тяжёлая:

• уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев

• асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность

• невозможность контролировать своё поведение - встречается при психических заболеваниях.

Рекомендации родителям, по предупреждению ситуации уходов и побегов подростков из дома  1. Партнерские отношения.   2. Общение со сверстниками . 3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома. 4. Совместный досуг.   5. Доверительные отношения в семье.

Рекомендации родителям, по предупреждению ситуации уходов и побегов подростков из дома

1. Партнерские отношения.

2. Общение со сверстниками .

3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома.

4. Совместный досуг.

5. Доверительные отношения в семье.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль семьи в воспитании ребёнка. Из опыта работы в кадетской школе-интернате

Автор: Мачульская Надежда Ивановна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 257907


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства