Просмотр содержимого документа
«Роль колледжа и семьи в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни»
МОН ЛНР
ГБОУ СПО ЛНР
«Краснодонский горный колледж»
«Роль колледжа и семьи в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни»
Подготовила:
Социальный педагог
Зимовец С.А.
Пгт. Краснодон
2021 г.
Роль колледжа и семьи в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни
Цель:
Формирование осознанного отношения обучающихся к своему физическому и психическому здоровью.
Задачи:
*Создать условия для реализации потребности в двигательной активности повседневной жизни.
*Воспитать потребность в ЗОЖ.
*Выявить интересы, склонности и способности обучающихся в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно – оздоровительной работы.
Цели формирования ЗОЖ:
глобальная – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
дидактическая – вооружение обучающихся необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
методическая – вооружение обучающихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
На здоровье обучающегося влияет огромное количество факторов: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность.
Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит не только образовательная организация, но и семья. Общество заинтересовано в прочной духовно-нравственно и психологически здоровой семье. Именно в семье происходит преломление социальных влияний на подрастающее поколение. Насколько здоровой является семья, настолько жизнеспособно всё общество.
Реализация ЗОЖ в «КГК»
Работа консультативного центра: беседы старшей медсестры, встречи с врачами.
Тематические классные часы по формированию ЗОЖ
Спортивные секции:
*волейбол
*баскетбол
*теннис
*футбол
Спортивные мероприятия «День Здоровья», «А ну-ка, парни» и т.д.
Здоровье
*Обязательные физкульминутки во время занятий теоретического и производственного циклов.
*Диагностика психического и физического здоровья обучающихся
РеализацияЗОЖ в «КГК»
Здоровьесберегающие образовательные технологии-
технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики.
Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
Принцип ненанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов.
Принцип триединого представления о здоровье ( единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья)
Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с обучающимися.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
Принцип формирования ответственности.
Принцип отсроченного результата.
Принцип контроля результатов.
Устранение проблем:
учебные перегрузки обучающихся, приводящих к состоянию переутомления;
организация физической активности обучающихся, профилактика гиподинамии (недостаточная подвижность) ;
питание обучающихся;
охрана и укрепление психологического здоровья обучающихся (предупреждение стрессов, распространения среди обучающихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
формирование культуры здоровья обучающихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
организация сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Формирование ЗОЖ в «КГК»
1.Посещение спортивных секций, кружков, тренажёрного зала;
2.Участие обучающихся в спортивно-оздоровительных мероприятиях;
3.Участие в районных спортивных мероприятиях:
4.Организация походов, экскурсий;
5. Выпуск « листков здоровья » , газет, в которых пропагандируется здоровый образ жизни;
6.Санитарное состояние группы;
7.Проведение физкульминуток;
8.Не допускать пропусков занятий без уважительных причин;
9. Припятствование наличия у обучающихся вредных привычек;
10.Озеленение кабинетов и территории «КГК»;
11. Анкетирование обучающихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения их отношения к своему здоровью.
Схема взаимодействия «КГК» и семьи в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни
Семья
Воспитание и закрепление навыков здорового образа жизни в семье
«КГК»
Обучение принципам и нормам здорового образа жизни
Сотрудничество «КГК» и семьи в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Ожидаемые результаты
Снижение уровня заболеваемости обучающихся;
Формирование ЗОЖ в семье;
Совместная работа с местной библиотекой и Амбулаторией по вопросам формирования ЗОЖ.
Организация обучения и воспитания
Учёт санитарно–гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной нагрузки;
Обязательные физкультминутки на занятиях теоретического и производственного цикла во всех группах;
Нормализация учебной нагрузки обучащихся;
Организация горячего питания;
Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Факторы здоровья
Личная гигиена
Закаливание
Двигательная активность
Занятия физической культурой
Отсутствие вредных привычек
Рациональное питание
Положительные эмоции
Любовь к людям
Здоровый образ жизни
Достаточная двигательная активность
Рациональное питание
Правильный режим дня
Отсутствие вредных привычек
Семья, её образ жизни, взаимодействие между её членами.
Здоровый образ жизни - это
1. Достаточная двигательная активность
Древние греки утверждали:
«Хочешь быть здоровым – бегай.Хочешь быть
красивым – бегай.Хочешь быть
умным – бегай»
Здоровый образ жизни - это
2. Рациональное питание
Рациональноепитание (от латинского слова rationalis — «разумный») — это физиологически полноценное питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, характера труда.
Здоровый образ жизни - это
3. Правильный режим дня
Режим дня – одно из направлений сохранения здоровья.
Здоровый образ жизни - это
4. Отсутствие вредных привычек
Здоровый образ жизни - это
5. Семья, её образ жизни, взаимодействие между её членами.
Семья с существующими вней взаимоотношениямимежду детьми и родителями –первая школа интеллектуального,нравственного, эстетического ифизического здорового воспитания.
В.А. Сухомлинский
Среди важных составляющих воспитательного потенциала семьи выделим:
личный пример родителей, их общественное лицо;
авторитет, основанный на активной гражданской позиции;
образ жизни семьи, её уклад, традиции,
внутрисемейные отношения;
эмоционально-нравственный микроклимат;
разумную организацию свободного времени и досуга семьи .
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Поэтому усилия образовательной организации и семьи должны идти параллельно, взаимообогащая друг друга.
Таким образом, здоровье детей, их самореализация, а также формирование бережного отношения к своему здоровью будет зависеть:
- от атмосферы в семье, в том числе и от системы внутрисемейных отношений;
- От образа жизни, который ведет семья, каковы традиции в семье, какое в целом отношение к здоровью индивидуальному и общественному в семейной среде .
Немного статистики
От чего зависит здоровье?
От образа жизни – 50%
От экологии - 20%
От генетики - 20%
От состояния медицины – 10%
«От здоровья и жизнедеятельности
детей зависит их духовная жизнь,
умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы».
Количество обучающихся «КГК» занятых в спортивных секциях
Теннис –
6 человек
Волейбол – 6 человек
Футбол –
12 человек
Баскетбол –
12 человек
Возрастные нормативы сна в сутки
В основном недосыпают подростки.
Следует помнить. Что удлинение продолжительности сна в выходные дни не компенсирует систематических недосыпаний в учебные дни, не устраняет их отрицательного влияния на работоспособность и психоневрологический статус подростков.
Курение и здоровье
Заболевания, которым способствует курение:
*болезни сердца
*рак лёгких и бронхов
*болезни желудка и 12-ти перстной кишки
*85% всех умерших от рака лёгких – курящие
Среди обучающихся «КГК курят:
1 АБ– из 12 – 10
1 ВГ из 9 – 2
2 ВГ из 9 – 2
2 ЖЗ из 10 - 2
3 АБ из 4 – 3
3 ВГ из 6 – 1
Советы родителям
Родители должны первыми освободиться от курения
Родители должны помочь ребёнку отвлечься от привычки курить (совместная деятельность, досуг, разговоры по душам – всё это способствует отказу от курения).
Не назидать, а поддерживать своих детей. утверждать, что всё получится. Если человек чего – то хочет добиться.
Не бояться компании своего ребёнка, а помогать им бороться с соблазном курения.
Алкоголь и здоровье
Результаты анкеты, январь 2020 г.
Употребляют спиртные напитки
из 76 опрошенных:
да- 48
иногда- 19
по праздникам- 48
нет- 5
Когда в первый раз узнали вкус
алкоголя –
До 10 лет - 1
до 12 лет - 14
до 15 лет - 31
в 16 и после лет - 27
не знаю вкуса алкоголя- 3
Разрешают ли тебе родители пробовать пиво, вино или шампанское?
*да- 7
*иногда- 21
*по праздникам - 0
*нет - 48
Как родители реагируют на то, что вы употребляете спиртные напитки?
*никак- 5
*осуждают - 39
*пьют вместе со мной- 1
*поощряют- 1
Отметьте мотивы употребления алкоголя:
*самоутверждение (нравится немного быть пьяным)-5
*символическое участие - 16
*снятие психологического напряжения - 15
Выпивают ли дома родители?
*только по праздникам- 66
*один раз в неделю- 1
*часто (больше 2х раз в неделю) - 5
*каждый день- 1
Считаете ли вы пиво безвредным напитком?
*да- 24
*нет- 52
Половое воспитание
Основная задача родителей
*формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том числе и репродуктивному.
*обучение основным навыкам общения и принятия осознанных решений в вопросах взаимоотношений с представителями другого пола
Рекомендации по развитию положительных эмоций.
1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», « я хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики- ощущение «со мной что-то не так», «я- плохой».
2. Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
3. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
4. Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.
5. Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
6. Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
7. Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
8. Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.
9. Проводите со своим ребёнком достаточное количество времен , и не сетуёте на то, что у вас этого времени нет.
10. Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.
1. Создайте в своём доме уютную тёплую рабочую атмосферу.
2. Составьте расписание рабочего времени своего ребёнка на период экзаменов. Учтите в расписании 15-20 минутные перерывы после часа работы.
3. Соблюдайте режим питания в это ответственное время. Не забывайте, что мозгу нужна витаминная пища.
4. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребёнком.
5. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.
6. Учтите, что в период экзаменов нельзя сидеть в заперти, необходимы ежелневные прогулки на свежем воздухе.
Рекомендации поформированию ЗОЖ
1.Родителям и педагогам активизировать работу с обучающимися по формированию у них ЗОЖ по следующим направлениям:
*формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
*формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;
*развитие потребности семьи (родителей) ребёнка в ЗОЖ и личного примера в укреплении и сохранении здоровья;
*формирование представлений о вредности для подрастающего организма никотина, алкоголя и других наркотических веществ.
.
«Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Если нельзя взрастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно»