Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Школьный буллинг"»
Возрастные особенности суицидального поведения
Возраст
До 12 лет
Причины
12-17 лет
Действ ие
Ссоры в семье .
Агрессивное,
негативное
отношение
родителей к ребенку .
Для детей характерны
и мпульсивные
суицидальные действия .
Конфликтные отношения с родителями, сверстниками, реже с учителями .
17-29 лет
Разрыв отношений,
ссоры с партнером .
Могут быть:
- импульсивными;
- тщательно спланированными .
Чаще встречаются суицидальные попытки, нежели завершенный суицид .
Причины возникновениясуицидального поведения
Конфликты в семье
Несчастная любовь
Результат употребления наркотиков, алкоголя
Ощущение безысходности ситуации
Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой)
Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо
Суицид шантажного толка
Школьное насилие
– это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю.
Насилием является любое поведение,
которое нарушает права другого.
Школьное насилие
Физическое
насилие
Эмоциональное
насилие
Избиение, нанесение удара,
шлепки, подзатыльники,
порча и отнятие вещей и др.
Насмешки, присвоение кличек,
бесконечные замечания,
необъективные оценки,
высмеивание, унижение в
присутствии других детей,
отторжение, изоляция,
отказ от общения и пр.
Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений
Хэйзинг (от англ. hazing - издевательство) - ритуальные издевательства, при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.
Мобинг (от англ. mob - грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон» , недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы, тот кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.
Дедовщина-издевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства»(группы из которых нельзя выйти по собственной воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье.
Буллинг –длительное, умышленное физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации.
Школьный буллинг
– длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).
Формы школьного буллинга
Ученик (Агрессор) –
Ученик (Жертва)
Взрослый (Агрессор) –
Ученик (Жертва)
Ученик (Агрессор) –
Взрослый (Жертва)
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли ( агрессор )
- испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
- импульсивны и легко приходят в ярость;
- часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
- не испытывают сочувствия к
своим жертвам;
- если это мальчики, они обычно
физически сильнее других
мальчиков;
- дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
- дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:
– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
– страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,
провоцируя агрессию;
– отсутствие опыта жизнив коллективе
(домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
Поведение агрессора определяется по следующим показателям:
Физическая агрессия.
Словесный буллинг.
Запугивание.
Изоляция.
Вымогательство.
Повреждение имущества.
Поведение жертвы определяется по следующим показателям:
его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
хорошо ладит с учителями
и плохо со сверстниками;
опаздывает к началу занятий
или поздно покидает школу;
во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга .
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель, родитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
Алгоритм сбора информации по факту жестоких взаимоотношений (буллинг-структура)
Сбор проводится по следующим направлениям:
— от самого пострадавшего ;
— от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей .
В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующее:
— реальность самого буллинга ;
— условия осуществления (место, время);
— его длительность ;
— основные проявления буллинга;
— его характер (физический, психологический, смешанный);
— интенсивность издевательств;
— их цель ;
— число участников;
— их роли:
1. агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву
2. жертва – человек, который подвергается агрессии
3. защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии
4. сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им
5. наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем
— мотивацию каждого из них;
— при каких условия х издевательства не осуществляются;
— события, совпадающие с буллингом по времени , поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями;
— концепция ситуации, имеющаяся у каждого из участников травли, насилия и пр.;
— динамику всего происходящего .
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
Скажитеребенку:
Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Я люблю тебяи постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Подростки–самое точное из«социальных зеркал»,и их социально нездоровое поведение отражает болезнисемьи и общества.Однако известно, что большинство болезней легче предупредить,чем вылечить.