Родительское собрание по теме: Профилактика суицида и рискованного поведения среди подростков
Родительское собрание по теме: Профилактика суицида и рискованного поведения среди подростков
Данный материал будет полезен классным руководителям, педагогу-психологу для проведения родительского собрания в параллели 8-11 классов. Цель проведения собрания:
Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.
Задачи:
Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание его проблемам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по теме: Профилактика суицида и рискованного поведения среди подростков»
Профилактика суицида и рискованного поведения среди подростков
Подготовила: педагог-психолог
Елена Михайловна Михеева
12.03.2015г.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угроза, попытки, покушения.
Статистические данные
- у 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли;
-из общего числа суицидов -10% совершаются подростками без психопатических расстройств;
-90% случаев имеют цель – привлечение к себе внимания;
62% всех самоубийств связано с семейными конфликтами и боязнью насилия со стороны взрослых.
Риску суицида подвержены подростки с определенными психологическими особенностями:
эмоционально чувствительные, ранимые;
настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
негибкие в общении;
склонные к импульсивнымпоступкам;
склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме;
пессимистичные;
замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Степени выраженности суицидального поведения:
Первая степень - пассивные суицидальные мысли . Это фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер“.
Вторая степень - суицидальные замыслы . Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.
Третья степень - суицидальные намерения . Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.
Типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение ( потребность обратить на себя внимание и на свои проблемы);
Аффективное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение (потребности быть нужным хоть кому-то)
Мотивы и поводы суицидального поведения
1. Личностно-семейные конфликты.
2. Психическое состояние.
3. Физическое состояние.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере.
6. Материально-бытовые трудности. Они также служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть . Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания ). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе
поведенческие
вербальные
эмоциональные
I. Поведенческие
Внезапные изменения в поведении и настроении.
Приобретение средств для совершения суицида
Приготовление к уходу
Пренебрежение внешним видом
Раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; мириться с давними врагами;
Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
В школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
Замкнуться от семьи и друзей;
Быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
II. Вербальные
Уверение в беспомощности и зависимости
Прощание
Шутки о желании умереть
Сообщение о конкретном плане суицида
Медленная, маловыразительная речь
Высказывание самообвинений
Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом: прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить"; косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
Много шутит на тему самоубийства;
Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
III. Эмоциональные
Безнадёжность, беспомощность.
Переживание горя.
Признаки депрессии.
Вина или ощущение неудачи, поражения.
Чрезмерное опасение или страхи.
Чувство собственной малозначимости.
Рассеянность или растерянность.
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга)
Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или;
Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Эмоциональная привязанность к родным и близким
Выраженное чувство долга, обязательность
Боязнь причинения себе физ. ущерба
Учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих
Наличие жизненных, творческих и др. планов
Наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении
Умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности
Уровень религиозности
Негативная проекция своего внешнего вида после суицида
Правила общения с детьми группы риска
Подбирайте ключи к разгадке суицида
Примите суицидента как личность
Установите заботливые взаимоотношения
Будьте внимательным слушателем
Не спорьте
Задавайте вопросы
Не предлагайте неоправданных утешений
Предложите конструктивные подходы
Вселяйте надежду
Оцените степень риска самоубийства
Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска
Обратитесь за помощью к специалистам
Важность сохранения заботы и поддержки
Рекомендации родителям:
Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём ребёнке.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье ни чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.
Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами