Родительское собрание "Как помочь ребёнку преодолеть психологические трудности 11 класса"
Родительское собрание "Как помочь ребёнку преодолеть психологические трудности 11 класса"
В разработке даны особенности детско-родительских отношений в старших классах, раскрыты трудности, с которыми встречаются ученики 11 класса. Родителям даны рекомендации по психологической поддержке и помощи детям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Как помочь ребёнку преодолеть психологические трудности 11 класса"»
Как помочь ребёнку преодолеть психологические трудности 11 класса
11 класс: что ждет вашего ребенка и как помочь?
Педагог-психолог МАОУ «МСОШ №16»
Насырова Нурия Габдулловна
В юности отношения с родителямиизменяются в трех направлениях
юноша начинает иначе воспринимать своих родителей – он более (чем младшие дети) способен распознать в родителях обычных людей (с присущими им потребностями и чувствами), а не только роль матери и отца
юноша меньше времени проводит с родителями, с семьёй
повышается конфликтность их отношений с родителями
Возникает новая, гораздо более сложная система эмоциональных привязанностей , центром которых являются не родители, а он сам.
В юности отношения с родителямиизменяются
Подросток борется счувством зависимости
Поэтому избыток материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать.
Чувствуя это охлаждение, многие родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д.
Но после того как критический период проходит, эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не испортили ошибочным воспитанием, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном уровне
Психологический барьер между родителями и растущими детьми
У старшеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей
Идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, а из более широкого круга отношений
Они хотят видеть в родителях друзей и советников .
Психологический барьер между родителями и растущими детьми
Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советников . При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.
Психологический барьер между родителями и растущими детьми
Самая распространенная (и совершенно справедливая) жалоба юношей и девушек на своих родителей: «Они меня не слушают!».
Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблемы глазами сына или дочери
Самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Исследования показывают – дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители – юношеские самооценки (как они оценивают себя)
На смену авторитету родительской властисегодня приходит авторитет личности родителей
Юноша имел время изучить в совершенстве отношение родителей к себе. Родителям же приходится оценивать недавно возникшее и противоречивое юношеское «Я». Ложные или упрощенные представления об образе «Я» сына или дочери серьезно затрудняют понимание детей.
Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает, ему приходит авторитет личности родителей.
Одиннадцатый класс – крайне трудноевремя как для выпускников,так и для родителей
Практически весь год проходит под эгидой «ЕГЭ».
С одной стороны, без усиленных тренировок в написании теста, без дополнительных занятий с репетиторами, без нацеленности на высокие баллы не обойтись.
С другой же стороны
возникает вопрос:
полезно ли это
для здоровья
(психического и физического)
вашего ребенка?
Среднестатистические будни одиннадцатиклассника Родители зачастую мало представляют себе , как проходит изнутри эта жизнь.
Ребенок (у которого, как у любого подростка, голова и так полна тревогой, неуверенностью, проблемами) приходит в школу, где к неизбежным конфликтам и тревоге об отношениях со сверстниками, учителями добавляется тревога о ЕГЭ.
Эта тревога разлита в воздухе, в самом настрое класса: даже если о ЕГЭ никто не говорит, все об этом думают. Вот как пишет об этом один из ваших детей
Учителя пребывают в панике: от того, как сдадут ЕГЭ «их» дети, зависит их статус в школе, их статус как репетиторов, их самооценка и отношения с коллегами.
Среднестатистические будни одиннадцатиклассника
Большинство родителей ведут себя примерно также, как учителя: зачастую «нагнетают» обстановку запугиваниями, забывая о том, что перед ними ребенок, а не машина по аккумуляции информации.
На что стоит обратить внимание?
Ведь для подростка в этом возрасте общение и социум – главные факторы формирования психологического здоровья, устойчивой самооценки, сильной идентичности(письмо выпускника)
В такой обстановке ребенок может начать вести себя «плохо»: словесная грубость, и истерика, и скрытность.
Обязательно стоит обратиться к специалисту, если
заметное и стабильное снижение/повышение аппетита
заметное и стабильное снижение/повышение потребности во сне
резкое снижение самооценки , ухудшение отношения к себе, ощущение себя виноватым, плохим, требующим наказания
жалобы ребенка на такие физические ощущения , как потливость (не связанная с жарой), трудность дышать, ускоренное сердцебиение, дрожь в руках, боль в животе (не связанная с проблемами пищеварения), головную боль
На что стоит обратить внимание?
Обязательно стоит обратиться к специалисту, если
усталость и снижение энергии , которые кажутся вам более выраженными , чем того требует ситуация
ребенок жалуется на тревогу, испуг, страх, беспокойство, панику, ужас
часто, подростки используют алкоголь, наркотики или прибегают к самоповреждениям как способу снять эти переживания/ощущения
Как помочь ребенку преодолеть психологические трудности
Необходимо снизить критику и запугивания
Нельзя! «Ты такой лентяй, вот смотри, не сдашь ЕГЭ – будешь дворником работать!»
Необходимо повысить поддержку: «Я вижу, что тебе сейчас очень не хочется дальше работать, наверное ты устал, да?»
«Не сдать ЕГЭ невозможно, если ты не сдашь на достаточно высокие баллы, то пойдешь учиться в какое-то другое место, жизнь на этом не кончается».
Как помочь ребенку преодолеть психологические трудности
В этот период родителю очень важно самому вспомнить свои ощущения, как они преодолевались и что помогало, а главное – рассказать об этом ребенку. Подростку важно знать, что через подобное проходили все, что его чувства и мысли не уникальны, а наоборот вполне нормальны, а главное понимать, что в любом случае все сложится нормально.
Как помочь ребенку преодолеть психологические трудности
По возможности, старайтесь хотя бы примерно отрегулировать режим. В частности, следить за тем, чтобы ребенок успевал спать, есть и отдыхать
Владейте точной информацией о ЕГЭ, не плодите страхи и слухи, обсуждайте только факты, а не ваши собственные домыслы. Возможно, будет полезным защитить вашего ребенка от «наездов» учителя
Старайтесь чаще демонстрировать, что вы в любом случае будете на стороне своего ребенка , что вы уверены в его силах и в благополучном исходе, и что вы всегда будете его защищать.
Как помочь ребенку преодолеть психологические трудности
Старайтесь предъявлять адекватные требования к результатам ЕГЭ. Если ваш ребенок всегда с трудом получал тройку по математике, следует ли ждать от него 70 баллов по профильной математике? Поможет ли ваше ожидание показать лучший результат, на который он способен?
Чаще задавайте себе вопрос: «То, что я сейчас говорю/делаю, помогает моему ребенку? Или мне просто так страшно за него, что я пытаюсь избавиться от этого страха таким способом?»
На смену авторитету родительской властисегодня приходит авторитет личности родителей
Юноша имел время изучить в совершенстве отношение родителей к себе. Родителям же приходится оценивать недавно возникшее и противоречивое юношеское «Я». Ложные или упрощенные представления об образе «Я» сына или дочери серьезно затрудняют понимание детей.
Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает, ему приходит авторитет личности родителей.
Какой реальной жизнью живём мы, родители?
Почему дети артистов вырастают в диких условиях закулисных нормальными людьми? В реальности должно происходить что-то, быть ярче, сильнее (родители работают увлечённо, актёры находятся в трансе после своего спектакля). Ребёнок видит, насколько может быть захвачен делом родитель .
Единственное, что нужно ребёнку – счастливая мать , если есть папа, – счастливый отец, счастливая бабушка.
Единственное, что нужно ребёнку, видеть рядом с собой человека на своём месте. Если этого нет, то жизнь его становится неполноценной.
Взрослый, найди своё место, ищи себя!
Мурашова Е.В.
Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает На смену авторитету родительской властисегодня приходит авторитет личности родителей