kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публикация презентации для родительского собрания "Какой стиль воспитания выбрать?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Просмотр содержимого документа
«Публикация презентации для родительского собрания "Какой стиль воспитания выбрать?"»

Какой стиль воспитания выбрать? Контакты: Адрес: г. Архангельск, ул. Попова 43 Контактные телефоны: Приёмная, тел/факс: (8182)20-62-80 centr_nadejda@mail.ru Автор: Ерофеева В.Е., педагог-психолог ОВПД

Какой стиль воспитания выбрать?

Контакты:

Адрес: г. Архангельск, ул. Попова 43

Контактные телефоны:

Приёмная, тел/факс: (8182)20-62-80

centr_nadejda@mail.ru

Автор: Ерофеева В.Е., педагог-психолог ОВПД

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.  Ф. Адлер

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер

Стили родительского воспитания делят на четыре основных: авторитарный, демократический он же влиятельный, либеральный – потакающий, попустительский он же безразличный. Четыре разных стиля воспитания отличаются друг от друга масштабами заботы и контроля, которые родители направляют на ребенка. Эти главные факторы легли в основу главных стилей воспитания. Каждому из них свойственны разные воспитательные ценности, поведение, методы, а еще баланс между требованиями родителей и ответной реакцией ребенка. Стили воспитания отличаются не только требовательностью и отзывчивостью, а и психологическим воздействием, которое оказывается на ребенка. Психологический контроль - это попытка воздействовать на психологическое и эмоциональное развитие ребенка при помощи следующих воспитательных методов: чувства вины, стыда и лишения заботы. Так, авторитарный и влиятельный стили воспитания различаются лишь масштабами психологического контроля.
  • Стили родительского воспитания делят на четыре основных: авторитарный, демократический он же влиятельный, либеральный – потакающий, попустительский он же безразличный. Четыре разных стиля воспитания отличаются друг от друга масштабами заботы и контроля, которые родители направляют на ребенка. Эти главные факторы легли в основу главных стилей воспитания. Каждому из них свойственны разные воспитательные ценности, поведение, методы, а еще баланс между требованиями родителей и ответной реакцией ребенка. Стили воспитания отличаются не только требовательностью и отзывчивостью, а и психологическим воздействием, которое оказывается на ребенка. Психологический контроль - это попытка воздействовать на психологическое и эмоциональное развитие ребенка при помощи следующих воспитательных методов: чувства вины, стыда и лишения заботы. Так, авторитарный и влиятельный стили воспитания различаются лишь масштабами психологического контроля.

Стили воспитания

Авторитарный стиль воспитания предполагает главенствование родителей, которые занимают заведомо главенствующую позицию, самостоятельно принимая решения за ребенка. Родители «знают» не только, как будет лучше их чаду, но и требовательно, неуступчиво и категорично навязывают своим детям собственные правила. Некоторая доля авторитарности дает понимание поставленных границ, дисциплинирует, позволяя понять, что есть хорошо, а что – плохо. А вот перебор с авторитарностью воспитывает пассивную личность и свидетельствует о наличии проблем у родителей.

Демократический стиль воспитания предполагает принятие решений путем диалога и взаимодействия. В этом случае родители понимают насколько они важны в процессе взросления детей, при этом оставляя за ними право на саморазвитие. Такой стиль воспитания свидетельствует о том, что родители открыты для саморазвития. А это, безусловно, важно, особенно если учитывать непостоянство жизни и ее изменчивость.

Приверженцы либерального стиля высоко ценят право ребенка на свободу, прощая ему шалости и различные проступки, легко общаясь с ребенком. Но те, кто придерживаются данного стиля воспитания, легко могут упустить допустимые границы уровня свободы, с которой ребенок в силу возраста может не справиться.

Попустительский стиль не предполагает воспитания вообще. Дети растут сами по себе и связь между ними и родителями отсутствует.

Анкета для родителей, позволяющая определить наличие проблемных зон в воспитании ребенка в семье .

Анкета для родителей, позволяющая определить наличие проблемных зон в воспитании ребенка в семье .

  • Знаете ли Вы, где Ваш ребенок?
  • Что предпочитает читать Ваш ребенок?
  • Какие кинофильмы любит смотреть Ваш ребенок?
  • Любимое занятие Вашего ребенка в свободное время.
  • Какая музыка нравится Вашему ребенку?
  • Знаете ли Вы, какое поручение выполняет Ваш ребенок в классе?
  • Какие проблемы Вы обсуждаете вместе?
  • Какие проблемы волнуют вашего ребенка в настоящее время?
  • Хорошо ли вы знаете друзей вашего ребенка?
  • Знаете ли вы о школьных проблемах Вашего ребенка?
  • Знаете ли Вы о том, что ваш ребенок считает своими личными проблемами?
  • Доверяет Ваш ребенок вам свои тайны?
Под стилем семейного воспитания психологи подразумевают те способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания. Более всего в психологии изучено влияние на развитие личности ребенка отношения родителей и характера контроля.

Под стилем семейного воспитания психологи подразумевают те способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания. Более всего в психологии изучено влияние на развитие личности ребенка отношения родителей и характера контроля.

Были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля).

Были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля).

  • 1. Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений. При этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнения редко учитываются родителями. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.
  • 2. Объяснительный- родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения.
  • 3. Автономный - родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации. Предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.
  • 4. Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательно ев обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
  • 5. Содействующий- родитель понимает, в какой момент ребенку нужна помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах. Стремиться помочь ребенку, разделить с ним его трудности.
  • 6. Потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских. А порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой – либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
7. Ситуативный- родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в корой он находится.
  • 7. Ситуативный- родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в корой он находится.
  • Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют детям возможность самим регулировать свое поведение, - это демократические родители . Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.
  • Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.
  • У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг. Опекают их , вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.
  • Если родители равнодушны к детям , не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.
  • Понимаем ли мы сегодня детей? Уважаем ли их права? Способны ли мы предоставить им свободу? Не боимся ли мы самого слова «свобода»?
  • Свобода- это право располагать собой. Владеть собой. Неотступный контроль родителей за действиями ребенка, его симпатиями и даже мыслями исключают возможность свободы для ребенка. Более того, он исключает доверие. Недоверие со стороны взрослых порождает у ребенка ответное недоверие к взрослым. В условиях недоверия и ограниченной свободы подавляются поисковая активность мальчиков, дисциплинарный контроль гасит инициативу и воображение одаренного ребенка.
  • Вопрос о контроле и предоставляемой свободе, их роли в развитии ребенка- проблема не только семейного, но и общественного воспитания. Наши усилия направлены на то, чтобы поведение детей как можно больше соответствовало общему распорядку. Взрослые пресекают любые нестандартные формы поведения детей, выходящие за рамки проявления индивидуальности.
  • Давно замечено, чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением.
Мультфильм о воспитании детей

Мультфильм о воспитании детей

Анкета для родителей

Анкета для родителей

  • Можете ли вы:
  • В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  • Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  • Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  • Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?
  • Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас?
  • Поставить себя на место ребенка?
  • Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  • Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  • Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  • Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  • Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  • Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  • Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
Считаем результаты

Считаем результаты

  • Варианты ответов:
  • А - могу и всегда так поступаю - 3 балла
  • Б – могу, но не всегда так поступаю – 2балла
  • В – не могу - 1балл
  • От 30 – 39 баллов – вы придерживаетесь правильных подходов в воспитании ребенка
  • От 16 – 30 баллов - ваш метод воспитания – кнут и пряник.
  • Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Публикация презентации для родительского собрания "Какой стиль воспитания выбрать?"

Автор: Ерофеева Валерия Евгеньевна

Дата: 03.08.2020

Номер свидетельства: 555314

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства