kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с эмоциональными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения просветительской работы по указанной теме как с педагогическим коллективом, так и с родителями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с эмоциональными нарушениями»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с эмоциональными нарушениями  Семейное воспитание как фактор невротизации личности ребенка

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с эмоциональными нарушениями

Семейное воспитание как фактор невротизации личности ребенка

Причины возникновения невротических расстройств у детей 1 Социально-психологические факторы 2 Социально-культурные факторы 3 Социально-экономические факторы 4 Конституционально-генетический фактор 5 Пренатальные, натальные и постнатальные патогенные факторы

Причины возникновения невротических расстройств у детей

1

Социально-психологические факторы

2

Социально-культурные факторы

3

Социально-экономические факторы

4

Конституционально-генетический фактор

5

Пренатальные, натальные и постнатальные патогенные факторы

Социально-психологические факторы

Социально-психологические факторы

  • Наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей;
  • Недостаточная психологическая совместимость детей и родителей;
  • Конфликты, одностороннее доминирование одного из взрослых;
  • Перестановка или инверсия традиционных семейных ролей;
  • Низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и изолированность семьи в сфере внешних контактов.
Социально-культурные факторы

Социально-культурные факторы

  • Проблемы, связанные с проживанием в условиях мегаполиса;
  • Ускорение темпа современной жизни;
  • Недостаток времени;
  • Обезличенность и все более сложный характер межличностных отношений;
  • Недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения
Социально-экономические факторы Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия; Занятость родителей, ранний выход на работу матери и помещение ребенка в ясли, привлечение других лиц для ухода за ним;  Увеличение числа неврозов у взрослых  увеличение количества неврозов у детей

Социально-экономические факторы

  • Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
  • Занятость родителей, ранний выход на работу матери и помещение ребенка в ясли, привлечение других лиц для ухода за ним;

Увеличение числа неврозов у взрослых

увеличение количества неврозов у детей

Конституционально-генетический фактор

Конституционально-генетический фактор

  • Наследственная предрасположенность к неврозам;
  • Наличие общих, в том числе генетически обусловленных способов или типов нервно-психического реагирования, опосредованных конкретным характером отношений в семье.
Пренатальные патогенные факторы

Пренатальные патогенные факторы

  • Состояние эмоционального стресса у матери:
  • Затяжные семейные проблемы, общая неустроенность, волнения при сдаче зачетов и экзаменов во время учебы.
  • Отрицательное отношение некоторых, еще неподготовленных к рождению ребенка и ориентированных на исполнение профессиональных обязанностей, женщин.
  • Сильные кратковременные испуги;
  • Поздний токсикоз, гипертония и т.п.
Постнатальные патогенные факторы:

Постнатальные патогенные факторы:

  • Эмоциональный стресс матери в первый год жизни (препятствует своевременным эмоциональным и речевым контактам с ребенком);
  • Гиперсимбиотическая связь с одним из родителей;
  • Ситуации ранней эмоциональной депривации;
  • Неконструктивные стили родительского воспитания;
  • Стрессовые ситуации в жизни ребенка (госпитализация, помещение в ДОУ, развод родителей).
Наличие большого количества неразрешенных проблем воспитания Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей . Со стороны направленности личности - отражение гиперсоциальности: Излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация –недостаток тепла и непосредственных чувств к детям, недоучет особенностей их темперамента, эмоциональности.  Со стороны характера: эгоцентризм родителей. Внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность.

Наличие большого количества неразрешенных проблем воспитания

  • Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей . Со стороны направленности личности - отражение гиперсоциальности:
  • Излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.
  • Принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация –недостаток тепла и непосредственных чувств к детям, недоучет особенностей их темперамента, эмоциональности.

Со стороны характера: эгоцентризм родителей. Внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность.

  • Как следствие родители пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая от него того, в чем сами оказались личностно- несостоятельными.
  • Аффективно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям.
Преобладание рационального аспекта в воспитании

Преобладание рационального аспекта в воспитании

  • Отношение к детям как к «почти взрослым» без достаточного учета возрастных особенностей;
  • Недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей;
  • Заданность, шаблонность, схематизм, когда воспитание подгоняется под заранее составленные схемы, предписания и установки;
  • Недостаток индивидуализации в подходе к детям;
  • Разрыв между словом и делом в воспитании, означающий невыполнение родителями своих обещаний при требовании обязательности у детей;
  • Дефицит душевной щедрости, доброты и искренности в отношениях с детьми.
Непонимание своеобразия детей. Неприятие.

Непонимание своеобразия детей. Неприятие.

  • Недостаточный учет индивидуальных особенностей, в т.ч. темперамента, пола и характера.
  • Нежеланность ребенка, несоответствие пола ожидаемому.
  • Негибкость воспитания.
  • Неравномерность воспитания.
  • Чрезмерное влияние одного родителя при недостаточном влиянии другого.
Неблагоприятные личностные изменения родителей

Неблагоприятные личностные изменения родителей

  • Гиперсоциальность
  • Тревожность
  • Аффективность
  • Доминантность
  • Недоверие к детям, их возможностям
  • Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми
  • Противоречивость
Прочие факторы

Прочие факторы

  • Интенсивность воспитательных мероприятий (избыточное моральное давление на детей);
  • Возрастной фактор (преобладание нейротизма у обоих родителей в возрасте 25-30 лет и 45-50 лет), что представляет для детей наибольшую стрессовую ситуацию.
Любое общение содержит в себе восемь разных смыслов :

Любое общение содержит в себе восемь разных смыслов :

  • то, что мы хотели сказать,
  • что сказали,
  • что услышал собеседник,
  • что он понял,
  • что хотел сказать в ответ,
  • что сказал,
  • что мы услышали
  • и как его поняли.
Вопрос: «Как дела?» Когда я спрашиваю ребенка: «Как дела?», я подразумеваю… ................................................................. Когда я слышу «Как дела?», я ожидаю ...............................................................

Вопрос: «Как дела?»

Когда я спрашиваю ребенка: «Как дела?», я подразумеваю…

.................................................................

Когда я слышу «Как дела?», я ожидаю

...............................................................

Вопрос: «Как дела?» Когда ребенок слышит: «Как дела?», он ожидает…

Вопрос: «Как дела?»

Когда ребенок слышит: «Как дела?», он ожидает…

  • Искренний интерес к себе;
  • Формальный интерес: каждый родитель должен общаться со своим ребенком, интересоваться делами, совершить акт общения;
  • Контроль ( Отчитайся )
  • Маркер неблагополучия ( Если меня спрашивают, как дела, значит со мной визуально что-то не в порядке);
  • Зачин неприятного разговора («разбор полетов»);
  • Форма приветствия, которая не подразумевает развернутого ответа.
Упражнение «Отдайте часть ответственности» × Не делает уроков × Не следит за домашними животными × Отказывается от коллективных игр и дел × Оставляет грязную посуду × Имеет завышенные требования к себе × Не понимает чувств и переживаний других людей × Много смотрит телевизор × Плохо учится × Имеет низкую самооценку × Приводит друзей домой, когда нет родителей × Убегает из дома × Дерется с братьями или сестрами × Часто спорит с взрослыми × Отказывается выполнять просьбы × Имеет нежелательных друзей × Часто теряет контроль над собой × Кажется безразличным к окружающим × Грубит учителям × Часто дерется в школе × Часто специально раздражает взрослых × Закатывает истерики × Не убирается в своей комнате × Курит × Лжет × Мало и беспокойно спит × Требует денег

Упражнение «Отдайте часть ответственности»

× Не делает уроков

× Не следит за домашними животными

× Отказывается от коллективных игр и дел

× Оставляет грязную посуду

× Имеет завышенные требования к себе

× Не понимает чувств и переживаний других людей

× Много смотрит телевизор

× Плохо учится

× Имеет низкую самооценку

× Приводит друзей домой, когда нет родителей

× Убегает из дома

× Дерется с братьями или сестрами

× Часто спорит с взрослыми

× Отказывается выполнять просьбы

× Имеет нежелательных друзей

× Часто теряет контроль над собой

× Кажется безразличным к окружающим

× Грубит учителям

× Часто дерется в школе

× Часто специально раздражает взрослых

× Закатывает истерики

× Не убирается в своей комнате

× Курит

× Лжет

× Мало и беспокойно спит

× Требует денег

Упражнение «Отдайте часть ответственности» Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка   договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши ( особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться). Родитель Права Зона ответственности Последствия Обязанности Ребенок   Права     Зона ответственности   Последствия   Обязанности      

Упражнение «Отдайте часть ответственности»

Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка

Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка

 

договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши ( особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться).

Родитель

Права

Зона ответственности

Последствия

Обязанности

Ребенок

 

Права

 

 

Зона ответственности

 

Последствия

 

Обязанности

 

 

 

Работа с характеристиками Определите вид нарушения Постройте алгоритм действий (Что делать? Как делать? Какой результат ожидаю получить?) Составьте рекомендации по работе с - гиперактивным ребенком - ребенком с невротическим расстройством

Работа с характеристиками

  • Определите вид нарушения
  • Постройте алгоритм действий (Что делать? Как делать? Какой результат ожидаю получить?)
  • Составьте рекомендации по работе с

- гиперактивным ребенком

- ребенком с невротическим расстройством

Мини-тест «Твоя моя не понимает»    Большинство воспитательных проблем упирается в один простой момент – взрослый не умеет сказать/объяснить, что ему нужно так, чтобы ребенок понял.  Этот тест поможет выяснить, умеете ли вы объяснять так, чтоб ребёнок вас понял.  Проведение:  Попросите ребёнка нарисовать какой-либо несложный рисунок из геометрических фигур, но вам его не показывать. (Можно просто вырезать из журнала, но только не слишком мелкий). Теперь то же самое сделайте вы.  Сядьте спиной друг к другу.  Вы берёте в руки свой готовый рисунок, а ребёнок – чистый лист бумаги такого же размера и фломастер.

Мини-тест «Твоя моя не понимает»

Большинство воспитательных проблем упирается в один простой момент – взрослый не умеет сказать/объяснить, что ему нужно так, чтобы ребенок понял.

Этот тест поможет выяснить, умеете ли вы объяснять так, чтоб ребёнок вас понял.

Проведение:

Попросите ребёнка нарисовать какой-либо несложный рисунок из геометрических фигур, но вам его не показывать. (Можно просто вырезать из журнала, но только не слишком мелкий). Теперь то же самое сделайте вы.

Сядьте спиной друг к другу.

Вы берёте в руки свой готовый рисунок, а ребёнок – чистый лист бумаги такого же размера и фломастер.

Задача:

Задача:

  • Вы должны так суметь объяснить-рассказать про свой рисунок ребёнку, чтоб он смог его нарисовать. Показывать ничего нельзя! Рисовать надо, только слушая объяснения.
  • Потом меняетесь заданиями. Ребёнок описывает свой рисунок, а вы рисуете с его слов.
  • Сопоставляете два рисунка, готовый и новый, и оцениваете, насколько совпадают размеры, месторасположение, форма и т. п.
  • Этот игровой тест покажет, насколько доходчиво вы умеете объяснять…
  • А также налаживает взаимопонимание. Теперь каждый из вас убедился, как сложно иногда объяснить что-то другом человеку, и недоразумения случаются не из-за чьей-то вредности, а на уровне «твоя моя не понимает».
  •  
  •  
Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. - М.: Генезис, 2004.  Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1998 - 112 с.  Щуркова Н. Е., Мухин М. И. Воспитание - XXI век. Методика и искусство. Волгоград, 2016  Щуркова Н. Е. Педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.  Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.  Щуркова Н. Е. Лекции о воспитании. – М.: Педагогический поиск, 2009.
  • Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. - М.: Генезис, 2004. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1998 - 112 с. Щуркова Н. Е., Мухин М. И. Воспитание - XXI век. Методика и искусство. Волгоград, 2016 Щуркова Н. Е. Педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с. Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. Щуркова Н. Е. Лекции о воспитании. – М.: Педагогический поиск, 2009.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с эмоциональными нарушениями

Автор: Ячменева Ольга Вячеславна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства