Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с эмоциональными нарушениями»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с эмоциональными нарушениями
Семейное воспитание как фактор невротизации личности ребенка
Причины возникновения невротических расстройств у детей
1
Социально-психологические факторы
2
Социально-культурные факторы
3
Социально-экономические факторы
4
Конституционально-генетический фактор
5
Пренатальные, натальные и постнатальные патогенные факторы
Социально-психологические факторы
Наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей;
Недостаточная психологическая совместимость детей и родителей;
Конфликты, одностороннее доминирование одного из взрослых;
Перестановка или инверсия традиционных семейных ролей;
Низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и изолированность семьи в сфере внешних контактов.
Социально-культурные факторы
Проблемы, связанные с проживанием в условиях мегаполиса;
Ускорение темпа современной жизни;
Недостаток времени;
Обезличенность и все более сложный характер межличностных отношений;
Недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения
Социально-экономические факторы
Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
Занятость родителей, ранний выход на работу матери и помещение ребенка в ясли, привлечение других лиц для ухода за ним;
Увеличение числа неврозов у взрослых
увеличение количества неврозов у детей
Конституционально-генетический фактор
Наследственная предрасположенность к неврозам;
Наличие общих, в том числе генетически обусловленных способов или типов нервно-психического реагирования, опосредованных конкретным характером отношений в семье.
Пренатальные патогенные факторы
Состояние эмоционального стресса у матери:
Затяжные семейные проблемы, общая неустроенность, волнения при сдаче зачетов и экзаменов во время учебы.
Отрицательное отношение некоторых, еще неподготовленных к рождению ребенка и ориентированных на исполнение профессиональных обязанностей, женщин.
Сильные кратковременные испуги;
Поздний токсикоз, гипертония и т.п.
Постнатальные патогенные факторы:
Эмоциональный стресс матери в первый год жизни (препятствует своевременным эмоциональным и речевым контактам с ребенком);
Гиперсимбиотическая связь с одним из родителей;
Ситуации ранней эмоциональной депривации;
Неконструктивные стили родительского воспитания;
Стрессовые ситуации в жизни ребенка (госпитализация, помещение в ДОУ, развод родителей).
Наличие большого количества неразрешенных проблем воспитания
Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей . Со стороны направленности личности - отражение гиперсоциальности:
Излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.
Принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация –недостаток тепла и непосредственных чувств к детям, недоучет особенностей их темперамента, эмоциональности.
Со стороны характера: эгоцентризм родителей. Внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность.
Как следствие родители пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая от него того, в чем сами оказались личностно- несостоятельными.
Аффективно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям.
Преобладание рационального аспекта в воспитании
Отношение к детям как к «почти взрослым» без достаточного учета возрастных особенностей;
Недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей;
Заданность, шаблонность, схематизм, когда воспитание подгоняется под заранее составленные схемы, предписания и установки;
Недостаток индивидуализации в подходе к детям;
Разрыв между словом и делом в воспитании, означающий невыполнение родителями своих обещаний при требовании обязательности у детей;
Дефицит душевной щедрости, доброты и искренности в отношениях с детьми.
Непонимание своеобразия детей. Неприятие.
Недостаточный учет индивидуальных особенностей, в т.ч. темперамента, пола и характера.
Чрезмерное влияние одного родителя при недостаточном влиянии другого.
Неблагоприятные личностные изменения родителей
Гиперсоциальность
Тревожность
Аффективность
Доминантность
Недоверие к детям, их возможностям
Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми
Противоречивость
Прочие факторы
Интенсивность воспитательных мероприятий (избыточное моральное давление на детей);
Возрастной фактор (преобладание нейротизма у обоих родителей в возрасте 25-30 лет и 45-50 лет), что представляет для детей наибольшую стрессовую ситуацию.
Любое общение содержит в себе восемь разных смыслов :
то, что мы хотели сказать,
что сказали,
что услышал собеседник,
что он понял,
что хотел сказать в ответ,
что сказал,
что мы услышали
и как его поняли.
Вопрос: «Как дела?»
Когда я спрашиваю ребенка: «Как дела?», я подразумеваю…
Формальный интерес: каждый родитель должен общаться со своим ребенком, интересоваться делами, совершить акт общения;
Контроль ( Отчитайся )
Маркер неблагополучия ( Если меня спрашивают, как дела, значит со мной визуально что-то не в порядке);
Зачин неприятного разговора («разбор полетов»);
Форма приветствия, которая не подразумевает развернутого ответа.
Упражнение «Отдайте часть ответственности»
× Не делает уроков
× Не следит за домашними животными
× Отказывается от коллективных игр и дел
× Оставляет грязную посуду
× Имеет завышенные требования к себе
× Не понимает чувств и переживаний других людей
× Много смотрит телевизор
× Плохо учится
× Имеет низкую самооценку
× Приводит друзей домой, когда нет родителей
× Убегает из дома
× Дерется с братьями или сестрами
× Часто спорит с взрослыми
× Отказывается выполнять просьбы
× Имеет нежелательных друзей
× Часто теряет контроль над собой
× Кажется безразличным к окружающим
× Грубит учителям
× Часто дерется в школе
× Часто специально раздражает взрослых
× Закатывает истерики
× Не убирается в своей комнате
× Курит
× Лжет
× Мало и беспокойно спит
× Требует денег
Упражнение «Отдайте часть ответственности»
Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка
Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка
договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши ( особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться).
Родитель
Права
Зона ответственности
Последствия
Обязанности
Ребенок
Права
Зона ответственности
Последствия
Обязанности
Работа с характеристиками
Определите вид нарушения
Постройте алгоритм действий (Что делать? Как делать? Какой результат ожидаю получить?)
Составьте рекомендации по работе с
- гиперактивным ребенком
- ребенком с невротическим расстройством
Мини-тест «Твоя моя не понимает»
Большинство воспитательных проблем упирается в один простой момент – взрослый не умеет сказать/объяснить, что ему нужно так, чтобы ребенок понял.
Этот тест поможет выяснить, умеете ли вы объяснять так, чтоб ребёнок вас понял.
Проведение:
Попросите ребёнка нарисовать какой-либо несложный рисунок из геометрических фигур, но вам его не показывать. (Можно просто вырезать из журнала, но только не слишком мелкий). Теперь то же самое сделайте вы.
Сядьте спиной друг к другу.
Вы берёте в руки свой готовый рисунок, а ребёнок – чистый лист бумаги такого же размера и фломастер.
Задача:
Вы должны так суметь объяснить-рассказать про свой рисунок ребёнку, чтоб он смог его нарисовать. Показывать ничего нельзя! Рисовать надо, только слушая объяснения.
Потом меняетесь заданиями. Ребёнок описывает свой рисунок, а вы рисуете с его слов.
Сопоставляете два рисунка, готовый и новый, и оцениваете, насколько совпадают размеры, месторасположение, форма и т. п.
Этот игровой тест покажет, насколько доходчиво вы умеете объяснять…
А также налаживает взаимопонимание. Теперь каждый из вас убедился, как сложно иногда объяснить что-то другом человеку, и недоразумения случаются не из-за чьей-то вредности, а на уровне «твоя моя не понимает».
Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. - М.: Генезис, 2004. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1998 - 112 с. Щуркова Н. Е., Мухин М. И. Воспитание - XXI век. Методика и искусство. Волгоград, 2016 Щуркова Н. Е. Педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с. Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. Щуркова Н. Е. Лекции о воспитании. – М.: Педагогический поиск, 2009.