kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические аспекты духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ в системе учебно - воспитательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические аспекты духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ в системе учебно - воспитательного процесса.»

Психологические аспекты духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ в системе учебно - воспитательного процесса

Психологические аспекты духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ в системе учебно - воспитательного процесса

ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ. Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения  общих понятий  и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.

ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ. Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения  общих понятий  и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне слабый педагогический потенциал семей.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне слабый педагогический потенциал семей.

Нельзя недооценивать роль духовно – нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, поскольку оно способствует профилактике правонарушений:  - позволяет органично вписаться в общество;  - раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора;  - формирует прилежание в труде, способствует  воспитанию трудолюбия;  - позволяет решить проблему социального инфантилизма

Нельзя недооценивать роль духовно – нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, поскольку оно способствует профилактике правонарушений: - позволяет органично вписаться в общество; - раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; - формирует прилежание в труде, способствует  воспитанию трудолюбия; - позволяет решить проблему социального инфантилизма

1 этап. ИНФОРМАЦИОННЫЙ . детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи.

1 этап. ИНФОРМАЦИОННЫЙ . детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи.

При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки, использовать материал доступный для восприятия и осознания.

При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки, использовать материал доступный для восприятия и осознания.

Таким материалом являются произведения, рассказы, игры, сказки, былины, притчи. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми с интеллектуальными нарушениями. Совместный с детьми анализ произведений, рассказов, различных ситуаций и обыгрывание характеров героев способствует формированию социально значимых знаний, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Таким материалом являются произведения, рассказы, игры, сказки, былины, притчи. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми с интеллектуальными нарушениями. Совместный с детьми анализ произведений, рассказов, различных ситуаций и обыгрывание характеров героев способствует формированию социально значимых знаний, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

2 этап. ПРАКТИКА. Основным принципом является - создание ситуации успешности ребёнка, которые необходимы для обретения уверенности в своих силах, преодолении трудностей связанных с неуверенностью в себе, страхов быть непринятым в обществе, что в конечном итоге помогает ребёнку социализироваться в обществе, овладеть нормами поведения.

2 этап. ПРАКТИКА. Основным принципом является - создание ситуации успешности ребёнка, которые необходимы для обретения уверенности в своих силах, преодолении трудностей связанных с неуверенностью в себе, страхов быть непринятым в обществе, что в конечном итоге помогает ребёнку социализироваться в обществе, овладеть нормами поведения.

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ  на данном этапе . Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у детей с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется в том, что формирование высших чувств, происходит с относительным опозданием и значительным трудом.    

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ на данном этапе . Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у детей с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется в том, что формирование высших чувств, происходит с относительным опозданием и значительным трудом.    

3 этап. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ  — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Комплексный подход к воспитанию ставит перед педагогом важную задачу формирования единства сознания и поведения обучающегося.

3 этап. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Комплексный подход к воспитанию ставит перед педагогом важную задачу формирования единства сознания и поведения обучающегося.

Развитие самоконтроля и волевой регуляции. Для решения вышестоящей проблемы   необходима разработка и реализация программы занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному развитию, воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями, через систему занятий во внеурочной деятельности.

Развитие самоконтроля и волевой регуляции. Для решения вышестоящей проблемы   необходима разработка и реализация программы занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному развитию, воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями, через систему занятий во внеурочной деятельности.

Стратегии развития и воспитания в РФ на период до 2025 года.   Каждое направление из  духовно - нравственного развития, воспитания  обучающихся  основано на определённых базовых ценностях  и обеспечивает усвоение обучающимися  на   доступном им уровне.   В основе  реализации программы  духовно - нравственного развития  положен принцип системно - деятельностной организации воспитания.

Стратегии развития и воспитания в РФ на период до 2025 года. Каждое направление из  духовно - нравственного развития, воспитания  обучающихся  основано на определённых базовых ценностях  и обеспечивает усвоение обучающимися  на   доступном им уровне.

  В основе  реализации программы  духовно - нравственного развития  положен принцип системно - деятельностной организации воспитания.

  • Принцип целостности учебно - воспитательного процесса
  • Личностно – ориентированный подход
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
  • Принцип наглядности
  • Принцип коммуникативной направленности
  • Принцип коррекционно - развивающей направленности
Формы работы:

Формы работы:

  • беседы и наблюдения
  • классные часы
  • занятия – практикумы
  • экскурсии
  • тематические праздники и вечера
  • устный журнал
  • дискуссии
  • конкурсы
  • игры соревнования
  •   родительские собрания в различных формах
  • социально – значимые, тематические и творческие проекты;
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Методы духовно – нравственного воспитания:   Упражнение – обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Убеждение – направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.  Методы  формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример); методы  организации деятельности и формирования опыта (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы  стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). Поощрение – это способ педагогического воздействия на личность, выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью с закрепления положительных качеств и стимулирования к деятельности. Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Метод наказания применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Методы духовно – нравственного воспитания:

Упражнение – обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение – направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

  • Методы  формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
  • методы  организации деятельности и формирования опыта (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
  • методы  стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Поощрение – это способ педагогического воздействия на личность, выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью с закрепления положительных качеств и стимулирования к деятельности.

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Метод наказания применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений. Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка.

Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений. Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка.

Методы стимулирования поведения и деятельности .

Методы стимулирования поведения и деятельности .

  • проведение мероприятий совместно с родителями, причём родители являются не сторонними зрителями, а активными участниками действа;
  • привлечение к деятельности в данном направлении специалистов школы, города: сотрудников полиции, священнослужителей, медицинских сотрудников и другие;
  • участие детей в общественной жизни школы (например, совместные «линейки» по подведению итогов четверти или школьных мероприятий; недели наук; конкурсов рисунков);
  • просмотр видеофильмов;
  • экскурсии.
Получив серьёзный профессиональный навык, ребята больше начинают ценить не только результаты своего труда, но и профессиональную деятельность окружающих людей. Нравственное воспитание ребёнок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий. Это ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.

Получив серьёзный профессиональный навык, ребята больше начинают ценить не только результаты своего труда, но и профессиональную деятельность окружающих людей. Нравственное воспитание ребёнок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий. Это ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.

Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Ирина Владимировна

Дата: 10.07.2023

Номер свидетельства: 634815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства