Психологические аспекты духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ в системе учебно - воспитательного процесса.
Психологические аспекты духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ в системе учебно - воспитательного процесса.
Для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические аспекты духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ в системе учебно - воспитательного процесса.»
Психологические аспекты духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ в системе учебно - воспитательного процесса
ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ.Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.
Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне слабый педагогический потенциал семей.
Нельзя недооценивать роль духовно – нравственного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, поскольку оно способствует профилактике правонарушений: - позволяет органично вписаться в общество; - раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; - формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия; - позволяет решить проблему социального инфантилизма
1 этап.ИНФОРМАЦИОННЫЙ. детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи.
При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки, использовать материал доступный для восприятия и осознания.
Таким материалом являются произведения, рассказы, игры, сказки, былины, притчи. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми с интеллектуальными нарушениями. Совместный с детьми анализ произведений, рассказов, различных ситуаций и обыгрывание характеров героев способствует формированию социально значимых знаний, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
2этап.ПРАКТИКА.Основным принципом является - создание ситуации успешности ребёнка, которые необходимы для обретения уверенности в своих силах, преодолении трудностей связанных с неуверенностью в себе, страхов быть непринятым в обществе, что в конечном итоге помогает ребёнку социализироваться в обществе, овладеть нормами поведения.
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫна данном этапе. Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у детей с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется в том, что формирование высших чувств, происходит с относительным опозданием и значительным трудом.
3 этап.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Комплексный подход к воспитанию ставит перед педагогом важную задачу формирования единства сознания и поведения обучающегося.
Развитие самоконтроля и волевой регуляции. Для решения вышестоящей проблемы необходима разработка и реализация программы занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному развитию, воспитанию обучающихся с интеллектуальными нарушениями, через систему занятий во внеурочной деятельности.
Стратегии развития и воспитания в РФ на период до 2025 года.Каждое направление из духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся основано на определённых базовых ценностях и обеспечивает усвоение обучающимися на доступном им уровне.
В основе реализации программы духовно - нравственного развития положен принцип системно - деятельностной организации воспитания.
Принцип целостности учебно - воспитательного процесса
Личностно – ориентированный подход
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
Принцип наглядности
Принцип коммуникативной направленности
Принцип коррекционно - развивающей направленности
Формы работы:
беседы и наблюдения
классные часы
занятия – практикумы
экскурсии
тематические праздники и вечера
устный журнал
дискуссии
конкурсы
игры соревнования
родительские собрания в различных формах
социально – значимые, тематические и творческие проекты;
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Методы духовно – нравственного воспитания:
Упражнение – обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение – направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Поощрение – это способ педагогического воздействия на личность, выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью с закрепления положительных качеств и стимулирования к деятельности.
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Метод наказания применяется только в комплексе с другими методами воспитания.
Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений. Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
проведение мероприятий совместно с родителями, причём родители являются не сторонними зрителями, а активными участниками действа;
привлечение к деятельности в данном направлении специалистов школы, города: сотрудников полиции, священнослужителей, медицинских сотрудников и другие;
участие детей в общественной жизни школы (например, совместные «линейки» по подведению итогов четверти или школьных мероприятий; недели наук; конкурсов рисунков);
просмотр видеофильмов;
экскурсии.
Получив серьёзный профессиональный навык, ребята больше начинают ценить не только результаты своего труда, но и профессиональную деятельность окружающих людей. Нравственное воспитание ребёнок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий. Это ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.
Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.