Психолого-педагогическая компетентность учителя в условиях реализации ФГОС ООО
Психолого-педагогическая компетентность учителя в условиях реализации ФГОС ООО
Психологическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая компетентность учителя в условиях реализации ФГОС ООО»
Психолого-педагогическая компетентность учителяв условиях реализации ФГОС ООО
(Презентацию выполнила:
педагог-психолог Еремина Т.В.)
Компетентный- знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, например, компетентный специалист.
Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Психологическая компетентность – готовность учителя к инновационной деятельности, креативность, высокая ответсвенность, сфоримированность рефлесивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений.
Психолого-педагогическая компетентность определяется как многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера:
(максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся)
основы психолого-педагогической компетентности учителя,
включают следующие элементы:
активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии.
Данный элемент подразумевает применение знаний на практике.
социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях
общения.
аутопсихологические знания о
достоинствах и недостатках собственной
деятельности, особенностях своей личности
и ее характерных качествах; умение управлять
своим эмоциональным состоянием, придавая
ему конструктивный, а не разрушительный
характер.
Психологическая компетентность:
1) необходима специалистам сферы «Человек- человек»;
2) всегда опосредована содержанием деятельности специалиста;
3) является частью психологической культуры специалиста и элементов его профессионализма;
4) это своеобразный личностный инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности;
5) содержит два основных блока:
- интеллектуальный (когнитивный) – психологические знания и психологическое мышление;
- практический (действенный) – психологические умения и навыки.
Структура психологической компетентности:
- компетентность в общении
- интеллектуальная компетентность
- социально-психологическая компетентность
Модель психолого-педагогической компетентности педагога включает в себя:
- осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика , его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
- осведомленность в области процессов общения , происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- осведомленность учителя об оптимальных методах обучения , о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Факторы, определяющие психологическую компетентность человека :
индивидуальные особенности (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, аутичной или не аутичной, а также ее интеллект);
2) психическое состояние (астеническое и стеническое) и типичное настроение;
3) эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности);
4) влияние культурных различий;
5) специальная психологическая подготовка.
Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.
задача психологической службы школы : помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения.
Корректирующая функция
Просветительская функция
Развивающая функция
Выводы:
Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
3) Развитие профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах.