Подул тёплый ветерок, нам приятно ощущать его –ребята, закройте глаза, расслабьтесь и улыбнитесь.
игровое упражнение «Сильный ветер»
Налетел сильный ветер, поднял пыль с дороги, стал ломать ветки деревьев –ребятки, зажмурьтесь, как будто испугались.
«Вырос цветок»
(упражнение сопровождается плавной музыкой)
Цель: снятие мышечного напряжения, формирование способности выражать эмоции.
Воспитатель предлагает детям почувствовать себя семечком, которое посадили в землю. Выглянуло солнышко, своими горячими лучами согрело землю, в которой было наше семечко. Из семени проклюнулся росточек. Из ростка вырос красивый цветок. Хорошо цветочку под тёплыми лучами солнышка –ребятки, протяните солнышку свои лепесточки-ручки и улыбнитесь.
Для этого упражнения понадобятся снежинки из бумаги, которые предварительно можно сделать вместе с детьми.
Воспитатель предлагает детям подбросить снежинки вверх, стараясь осыпать ими детей, стоящих рядом. Затем наклониться, собрать снежинки и подбросить их снова вверх.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическая игра . «Прогулка» »
Психологическая игра «Школа идеального лидера»
Тема: «Школа идеального лидеров».
Форма проведения: Психологическая игра для подростков
Цель: ознакомление учащихся с понятием "лидерская одарённость", исследование лидерских качеств, поиск путей обогащения своего лидерского потенциала. План подготовки: 1. Определение темы и целей игры; 2. Подбор и анализ методической литературы; 3. Подбор психогимнастических игр и упражнений; 4. Составление плана проведения; 5. Подбор оборудования для проведения игры. План проведения: 1. Оргмомент; 2. Вступительное слово; 3. Разминочные упражнения; 4. Основные упражнения; 5. Рефлексия; Оборудование: ватман, маркеры, тестовые материалы, рекомендации по развитию лидерских качеств, методики проведения игр, ручки, цветные карандаши. Оформление игрового пространства: Кабинет психологической разгрузки, где будет проходить игра, условно делится на две части. В одной части лежит ковер, на котором будут сидеть все участники игры, в другой - несколько столов, вокруг которых расставлены стулья для работы с анкетами. На стенах помещения большие часы, с возможностью перевода стрелок и другое. Категория участников: совет старшеклассников. Количество участников: 12 учащихся Необходимое время: 1 час. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ 1. Оргмомент; Все участники игры садятся в круг на ковер, друг напротив друга. 2. Вступительное слово; Знакомство с темой и целями нашей игры. Педагог – психолог: У нас есть возможность всем вместе на машине времени попасть в школу идеального лидера - школу нашей мечты. Но передвигаться мы будем не пешком, а на воображаемой машине времени. Наша машина времени устроена так, что для перемещения куда - либо мы должны точно задать параметры.Параметрами в нашем случае являются лидерские качества: умение управлять собой, осознание цели, умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние окружающих, знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение работать с группой. Перед тем, как отправиться на Машине времени, давайте познакомимся, друг с другом, а точнее узнаем немного друг друга (называют свое имя, в каком классе учится, свои интересы, планы на будущее, что любит, что не любит и т.п.). 3. Разминочные упражнения; Упражнение"Сигнал по кругу". Педагог – психолог: Итак, параметры заданы. Для отправления нужно подать сигнал. Будьте внимательны. Время - это движение! Займите места в кругу Машины времени. Сейчас все участники должны положить правую руку на левое колено соседа справа, левую руку - на правое колено соседа слева. Капитан корабля даёт сигнал отправления - хлопок по колену рядом сидящего участника. Сигнал передаётся по кругу (можно 2 круга), пока не вернётся капитану. Представьте себе, что мы попали в далекое – далекое будущее в 3999 год. Мы переместились в будущее и теперь нам нужно создать свою школу идеального лидера. Но сначала капитан машины времени должен быть уверен, что вы - команда, что вы сплочены и понимаете, друг друга, иначе ничего не получится. (Как правило, капитаном Машины времени выбирают председателя совета старшеклассников). 4. Основные упражнения; 1. Упражнение "Живое ранжирование". Педагог – психолог: При выполнении упражнения необходимо создать круг, по каким – либо признакам. Участники путешествия во времени должны по команде ведущего построиться: _ по цвету волос без слов (от тёмных к самым светлым); по росту (от самого низкого к самому высокому по нарастающей); по цвету кофточек (от самой светлой к самой темной); по одежде (кто в юбке впереди, дальше становятся те, кто в брюках); по цвету глаз (от самых темных к самым светлым). 2. Игра «Камень, ножницы, бумага» Педагог – психолог: Но на этом испытания не заканчиваются. Вы все наверняка знаете игру «Камень, ножницы, бумага». Поочередно в группе выбирается ведущий, который водит. Педагог – психолог: Вы - команда! У нашего коллектива большое сердце, оно радуется и грустит, переживает и сострадает. Давайте постараемся разобраться, что заставляет нас грустить, а что радоваться. 3. Упражнение «Что заставляет мое сердце грустить и радоваться» Участникам игры надо продолжить фразу: "Моё сердце в школе поёт и радуется, когда +", "Моё сердце в школе грустит, когда +". По кругу путешественники озвучивают причины грусти или радости в своём сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий опять о радости и т.д. 4. Упражнение «Путаница» Каждый лидер должен, несмотря на сложность сложившейся ситуации найти из неё выход. Для того, что бы продолжить наше путешествие вам необходимо, в прямом смысле этого слова выпутаться из оков паука. Все участники становятся по кругу (лицом друг к другу) и вытягивают вперед руки. Педагог- психолог: Вам необходимо на счет «один, два, три» закрыть глаза, а затем, приближаясь к центру круга, каждый своей рукой должен найти другие пары рук. По сигналу вы открываете глаза и, не отпуская руки другого, вам необходимо распутаться так, чтобы образовался вновь круг. Никакая сложная и запутанная ситуация не остановит лидеров нашей школы. 5. Тест «Лидер ли я?» Педагог – психолог: А теперь следующий параметр, необходимый для путешествия на Машине времени - это лидерские качества. Для того, чтобы определить, по какому пути мы будем двигаться к Идеальной школе лидеров, надо выявить, какие лидерские качества развиты наиболее сильно. Для этого необходимо всем ответить на вопросы теста Капитан анализирует следующие лидерские качества: умение управлять собой и организаторские способности.Лидер ли я? Если ты полностью согласен с при веденным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером по ставь цифру 4; если скорее согласен, чем не согласен - цифру 3; если трудно сказать - 2, скорее не согласен, чем согласен -1; полностью не согласен -0. 1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели. 3. Я знаю, как преодолевать трудности. 4. Люблю искать и пробовать новое. 5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей. 6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 7. Мне не трудно добиться того, что бы все хорошо работали. 8. Все знакомые относятся ко мне хорошо. 9. Я умею распределить свои силы в учебе и труде. 10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни. 11. Я хорошо планирую свое время и работу. 12. Я легко увлекаюсь новым делом. 13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами. 14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их. 15. Ни од ин человек не является для меня загадкой. 16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными. 17. Если у меня плохое настроение, я не могу не показывать это окружающим. 18. Для меня важно достижение цели. 19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 22. У меня всегда все получается. 23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей. 25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется. 26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь. 27. Не существует проблемы, которую я не могу решить. 28. Принимая решение, перебираю различные варианты. 29. Я умею заставить любого чело века делать то, что считаю нужным. 30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела. 31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания. 32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали. 33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки. 34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе. 35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу. 36. Я никогда не поступал так, как другие. 37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием. 38. Большинство людей прислушиваются к моим словам. 39. Я нахожу выход в сложных ситуациях. 40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу. 41. Никто и никогда не испортит мне настроение. 42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей. 43. Решая проблемы, использую опыт других. 44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом. 45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами. 46. Я умею контролировать работу моих товарищей. 47. Умею находить общий язык с людьми. 48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела. После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет разновидность лидерских качеств: А - умение управлять собойБ - осознание цели (знаю, что хочу). В - умение решать проблемы. Г- наличие творческого подхода. Д - влияние на окружающих. Е - знание правил организаторской работы. Ж - организаторские способности. 3 - умение работать с группой. Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то качество развито средне или сильно. Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренен в самооценке. Результаты теста можно изобразить на графике. Теперь, когда ты имеешь представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, как улучшить сформированные качества. Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда прими на вооружение несколько наших советов. 1.Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: "Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?" 2.Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства. 3.Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи, поддержу в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них. 4.Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть. 5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность. Если низким является показатель Б (знаю, чего хочу), постарайся ответить на вопросы: 1. Действительно ли твои цели важны для тебя? 2. Реальны ли твои цели? 3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил? 4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам? 5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих? Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайся найти ответы на следующие вопросы: 1.Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное? 2.Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или "хватаюсь" за первый, который мне сразу понравился? 3.Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение? 4.Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)? 5.Поддерживают ли мои решения мои товарищи? Если оказался недостаточно, раз вит показатель Г (творческий под ход), ответь на следующие вопросы: 1.Ценю ли я творческий подход в других людях? 2.Готов ли я к неопределенности? 3.Верю ли я в свои творческие способности? 4.Могу ли я порвать с традициями? 5.Испытываю ли я потребность в переменах? Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений: 1.Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.2.Увяжи для себя имя человека и индивидуальные характеристики 3."Наведи" мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста. 4.Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений 5.Раскрой свои мысли и чувства. 6.Будь готов подбодрить другого человека. Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А. Н. Лутошкин в своей книге "Как вести за собой": 1.Выясни условия выполнения организаторской задачи, свои полномочия: выдели в задаче главное и второстепенное, выясни время выполнения задачи, уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе, определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения, повтори задание. 2.Подготовься к выполнению задания: изучи опыт других, посоветуйся, сделай предварительную расстановку людей, исходя из реальных возможностей, составь план. 3.Подготовь к выполнению задания своих товарищей, обсуди план со все ми участниками выполнения организаторской задачи, учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать. 4.Расставь людей, учитывая их возможности, распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений, за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое, каждый должен знать свои права и обязанности. 5.Согласовывай свои действия постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников - младших организаторов, поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них ин формацию о всех изменениях в задании, интересуйся опытом других выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания. 6.Инструктируй и обучай своих помощников, подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы, указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их, подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов. 7.Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств, привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников, осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы, давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных, старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования. 8.Будь внимателен в период завершения работы, требуй отчета о работе от своих помощников, при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь, организуй сдачу неиспользованных материальных средств. 9.Экономно расходуй свое время и силы, осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников, решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники, оказывай помощь в работе на самом труд ном участке. 10.Итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем, анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки, давай оценку работы на основе конкретных результатов, старайся поощрить, отметить работу своих помощников. Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов: 1.Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении? 2.Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят? 3.Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем? 4.Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?5.Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей. Известный психолог А.Н.Лутошкин советует также лидерам изучить интересы, увлечения, способности товарищей. При распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться, чаще обращаться за по мощью и с просьбами к знатокам, умельцам, "эрудитам" в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно - их способности замечены и не лежат мертвым грузом; иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому чело веку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему. Если вы обнаружили, что у вас низ кий показатель 3 (работа с группой) то также прислушайся к советам. У каждого лидера есть свой "почерк", своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействия на личность или на группу называют стилем работы. А. Н .Лутошкин выделяет такие стили: 5. Рефлексия. Упражнение"Объявление". Наше путешествие на Машине времени подходит к концу. На прощание каждый участник путешествия говорит своё пожелание всей группе и рисует на ватмане сердце, где оставляет свои пожелания, пишет своё отношение к семинару. Семинар - практикум заканчивается песней. (Приложение 1) Педагог – психолог: Подводит итог семинара: Дорогие ребята, вы уже, наверное, знаете, что в наше стремительное время, где часто происходят всяческие изменения, молодым людям очень важно не только иметь прочные академические знания по учебным предметам, но не менее важно уметь адаптироваться в современном обществе. Успешной адаптации в обществе служит социальный или межличностный интеллект как способность понимать других и ладить с ними. Одним из показателей высокого социального интеллекта является лидерская одарённость. Лидерская, или социальная, одарённость - это, прежде всего, организаторские умения, а также обладание какой-либо ценностью, важной для общества и исключительная способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими, как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста. Она также заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека, его личностные и интеллектуальные ресурсы. Как строит лидер свои отношения с другими людьми? Истинный лидер думает о других людях, считается с их интересами. Это порядочный человек, который не кривит душой, ведь одетая маска отзывчивости долго не продержится, истинное лицо человека всё равно проявится в его поступках, в отношении к товарищам. И так, как вы видите, на первый взгляд, лидер - простой человек, такой же как все. Но в общении с ним чувствуешь сильную, живительную энергию, которая притягивает, помогает верить и осуществить самые невероятные мечты. Я бы назвала лидера человеком с "солнечным зайчиком": он как бы высвечивает самое доброе в других людях, замечает талант, нацеливает на творчество. И сегодня я хотела бы наградить всех участников психологической игры «Школа идеального лидера» сертификатами «Лидера самоуправление», который подтверждают тот факт, что вы прошли психологический отбор и вполне правомерно можете называться – лидерами
Для установления психологического комфорта детей мы используем игры-тренинги.
«Прогулка»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы.
Воспитатель предлагает детям поиграть:
игровое упражнение «Дождик»
Закапал дождик – детки радуются, хлопают в ладоши, смеются.
игровое упражнение «Солнышко»
Выглянуло солнышко. Представьте, детки, что вы котята. Солнышко светит ярко, от солнышка котятам тепло. Котята потягиваются и улыбаются солнышку.
Подул тёплый ветерок, нам приятно ощущать его –ребята, закройте глаза, расслабьтесь и улыбнитесь.
игровое упражнение «Сильный ветер»
Налетел сильный ветер, поднял пыль с дороги, стал ломать ветки деревьев –ребятки, зажмурьтесь, как будто испугались.
«Вырос цветок»
(упражнение сопровождается плавной музыкой)
Цель: снятие мышечного напряжения, формирование способности выражать эмоции.
Воспитатель предлагает детям почувствовать себя семечком, которое посадили в землю. Выглянуло солнышко, своими горячими лучами согрело землю, в которой было наше семечко. Из семени проклюнулся росточек. Из ростка вырос красивый цветок. Хорошо цветочку под тёплыми лучами солнышка –ребятки, протяните солнышку свои лепесточки-ручки и улыбнитесь.
Для этого упражнения понадобятся снежинки из бумаги, которые предварительно можно сделать вместе с детьми.
Воспитатель предлагает детям подбросить снежинки вверх, стараясь осыпать ими детей, стоящих рядом. Затем наклониться, собрать снежинки и подбросить их снова вверх.
Цикл "Учитель - школа"
Упражнение "Хочу-могу-надо" " Цель упражнения: активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности. Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула. По желанию двое учителей выходят в центр и садятся перед группой. Один учитель - слушатель, другой - выступающий. Последний заканчивает три предложения, в которых первая часть задается психологом. Например: "Я должен чувствовать себя уверенно", "Я могучувствовать себя уверенно", "Я хочу чувствовать себя уверенно". Важно, чтобы концовка предложений была спонтанной и непосредственной. Человек говорит то, о чем он думает, что первое приходит в голову. Обсуждается, какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из них чувствовалась индивидуальность говорящего. Сначала эти вопросы задаются второму участнику - слушателю, затем - всей группе. Разбираются интонация говорящего, выражение его лица, жесты и т.п. Как правило, в женской аудитории, коей часто и выступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу "Я должна". На реализацию собственных желаний и потребностей ("Я хочу") не остается ни времени, НИ СИЛ. Психолог стремится убедить участников, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать "жизни для себя", чтобы сохранить оптимизм и душевное здоровье. Затем обсуждаются вопросы, связанные с поиском эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя. Психологу важно продемонстрировать, что форма поведения учителя в школе, его манера общения с другими учителями и учащимися вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и проявления собственной индивидуальности. Один учитель строг и суховат в общении, другой - эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказываться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях. Упражнение "Мой образ в профессии" Цель упражнения: отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности. Группа учителей встает в круг, и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ним не учителя, а школьники. Например, "Здравствуйте, ребята!" Рекомендуется при этом подкрепить фразу жестом, позой, выражением лица. После того как все участники группы поприветствовали, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают свои впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию. В данном упражнении группа работает на каждого своего участника, реализуя для него обратную связь в поиске собственного индивидуального стиля деятельности. Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности актуальна не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь надо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможности наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего "Я". Упражнение "Оценка" Цель: выработка эффективных коммуникативных средств взаимодействий с учениками при их оценке. Группа встает в круг, каждому участнику надо высказать негативную и позитивную оценку. Сначала негативная оценка, например: "Садись, два". Учитель имеет возможность сказать эту фразу своими словами, со своей интонацией, в своей манере. При обсуждении, организованном как и в предыдущем упражнении (группа выступает с позиции учеников), психолог показывает, что при реализации учителем негативной оценки ученика необходимо проявить свое личное к нему отношение, а также выразить уверенность в том, что воспитанник может учиться лучше. Так, фраза для негативной оценки может быть следующей: "Очень жаль, Оля, что сегодня мне пришлось поставить тебе плохую оценку. Ты девочка способная, и я уверена, что в ближайшие дни ты сможешь исправить свою двойку". При отработке профессиональных средств позитивной оценки ученика поднимаются вопросы поиска новых форм проявления учителем радости успехам ребенка и его психологической поддержки. Например, фраза для позитивной оценки может выглядеть так: "Сегодня ты молодей получил пятерку. Постарайся и дальше так же хорошо учиться". Упражнение "Мои коллеги" Цель упражнения: развитие средств эффективного общения учителей между собой. Психолог предлагает проиграть в группе следующую ситуацию: учитель обращается к своему коллеге с просьбой подменить его в течение одного-двух дней из-за болезни или вынужденного отъезда. Далее проводится групповое обсуждение: какие коммуникативные средства были выбраны учителем для выражения своей просьбы, почему один учитель пошел ему навстречу, а другой -нет (если это произошло в игре). Каждый участник группы может вспомнить подобные случаи из своей практики и продумать, как вести себя дальше в таких ситуациях. Психолог стремится, чтобы учителя активно обменивались мнениями по поводу того, как необходимо действовать, если нужно попросить кого-то об услуге. Но группа самостоятельно вырабатывает оптимальные формы поведения в ситуациях просьб, психолог только создает условия для такой групповой самопомощи. В конце занятия проигрывается ситуация "Как надо себя вести, чтобы коллега по работе тебе с радостью помог". Упражнение "Мой директор" Цель упражнения: развитие средств эффективного общения с директором школы. Рассматривается ситуация общения учителя с директором школы, когда первый просит отпустить его в отпуск в середине года по состоянию здоровья. Для проигрывания могут быть выбраны любые другие ситуации общения учителя с директором школы, взятые из практической школьной жизни. Обсуждение в группе происходит по схеме предыдущего упражнения.
Цикл "Учитель - класс"
Упражнение "Эмоция" Цель упражнения: развитие у учителей техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма. Группа садится в полукруг, и каждый из участников должен загадать свою психологическую загадку: при помощи выражения лица, позы, движений, жестов и некоторых нейтральных фраз изобразить задуманное им эмоциональное состояние, которое группе надо угадать. Затем психолог призывает учителей порассуждать, насколько точно удалось каждому участнику справиться с загадкой, какие средства внешней демонстрации своего состояния у него наиболее выразительны - лицо, руки, интонация и др. Какие внешне-коммуникативные средства ему необходимо изменить, например, излишне директивный голос или жесткую "учительскую" осанку. Упражнение "Моя профессиональная роль" Цель упражнения: поиск группой эффективных средств общения с классом и внутренней позиции, с которой учитель должен взаимодействовать с учащимися. Группа садится в круг, и каждому участнику психолог дает карточку, на которой зафиксирована определенная профессиональная коммуникативная позиция-роль. Рекомендуется иметь следующий набор карточек: "Помощник", "Мама", "Воспитатель", "Лидер", "Авторитет", "Информатор", "Идеал", "СамыЙ-самыЙ...","До-бряк", "Наблюдатель", "Посредник между учеником и родителем", "Интеллектуал", "Урокодатель", "Предметник", "Оценщик", "Сухарь", "Судья", "Друг", "Игрок", "Товарищ". Каждый из участников группы получает свою карточку, где обозначена позиция-роль. Он читает карточку и говорит, в чем он согласен с такой характеристикой профессиональной позиции учителя, а в чем нет. При активном несогласии с обозначенной позицией-ролью учитель может назвать роль, которую, по его мнению, необходимо реализовывать при общении с младшими школьниками. Участники высказываются по кругу или в той очередности, которую сами предпочтут. При групповом обсуждении психолог стремится акцентировать внимание учителей на таких моментах: поиске каждым учителем собственной внутренней позиции-роли, проявлении учителями положительного отношения к детям, стремления транслировать ученикам тепло и доброту.
Тренинг тақырыбы: Мен және менің ортам.
Тренинг мақсаты: өмірде адамнан асқан құндылық жоқ екендігін түсіндіре отырып, бақытты өмір сүру үшін өзін-өзі психологиялық тұрғыдан дайындауға, жеке қасиеттерін білуге тәрбиелей отырып, дұрыс қарым-қатынасқа түсу мәдениетін және жағымды «Мен» концепциясын қалыптастыру.
Тренинг міндеттері: - адамдар арасындағы қарым - қатынастың мәнін түсіну; - өз бойындағы жағымды және жағымсыз қасиеттерін білу, түзетуге көмектесу; - сыныптағы өз орнын және өзінің ортасын танып білуіне көмектесу; - сыныпта белсенді жұмыс жасауға түрткі, ниетті қалыптастыру;
Көрнекіліктер: «Топта жұмыс істеу ережесі» жазылған плакат, А3-А4 қағаз беттері, фломастерлер, қарындаштар, қобдиша, адамгершілік қасиеттері жазылған карточкалар, үлестірмелі смайликтер, доп, жіп.
Тренинг құрылымы: І. Ұйымдастыру кезеңі. ІІ. Тренингтің мақсат-міндеттерін хабарлау. ІІІ. Негізгі бөлім. а) Амандасу – «таныстыру» жаттығуы. б) «Автопортрет» жаттығуы. в) «Мен басқаның көзімен» жаттығуы. д) «Сиқырлы қобдиша» жаттығуы. е) «Өрмекші торы» жаттығуы. ІV. Қорытынды бөлім. а) «Жүйрік ой» жаттығуы. б) «Қайта байланыс» жаттығуы.
Тренингтің жүру барысы:
І. Ұйымдастыру кезеңі / амандасу, тренингке қатысуға келгендерге алғыс айту/ ІІ.Тренингтің мақсат-міндеттерін хабарлау - Сіздер тренингтің ағылшынның «Тот Райн» - ойын, жаттығу деген сөзінен шыққандығын, яғни сабақ емес екендігін білесіздер. Бүгінгі топтық-психологиялық тренинг тәжірибелік-психологиялық әдіс ретінде, коррекцияның негізгі құралы ретінде де қолданылады. Мақсаты әр адам бақытты өмір сүру үшін өзін-өзі психологиялық тұрғыдан дайындауға, жеке қасиеттерін білуге тәрбиелей отырып, дұрыс қарым-қатынасқа түсу мәдениетін, жағымды «Мен» концепциясын қалыптастыру. Сондықтан тренингке барлықтаыңыздың белсенді, шын ниетпен қатысуларыңызды сұраймын. ІІІ. Тренингке дайындық, ережесімен таныстыру. - Тренинг – ойын, ал әрбір ойын ережелерді қажет етеді. / Психолог 2-ші слайдтағы жазылған ережелердің әр біреуінің мағынасын қысқаша түсіндіріп өтеді./ Топта жұмыс істеу ережесі: 1. Бір-бірін "Визиткада" көрсетілген есім бойынша, атау. 2. Біреуі сөйлейді, басқалары тыңдайды. 3. Болып жатқанға белсенді қатысу. 4. Әркім өз пікірін білдіруге құқылы. 5. Пайда болған ой, сезімдеріңді осы жерде және қазір айт. 6. "Басынан" "Аяғына" дейін жұмыс істеу.
ІV. Негізгі бөлім. а) Амандасу – «таныстыру» жаттығуы. Нұсқау: әр қатысушы өз есімінің бірінші әрпіне қарай бойындағы жеке қасиетін қосып айту керек. Мысалы: мен Бақытнұр бақытты қызбын....
б) «Автопортрет» жаттығуы. Нұсқау: әр қатысушыға қос беттен беріледі, өз сипаттамасын тек бір жағына ғана жазу керектігі және 2 минуттан кейін есімдері көрсетілген беттерді тренер жинап алынатындығын ескертеді. Жаттығу шарты: Сізді таныс емес адаммен кездесу күтіп тұр делік, ол бірден сізді тану үшін өзіңізді сипаттап жазыңыз. Көпшіліктен өзіңізді ерекшелендіріп тұратын белгілеріңізді табыңыз. Бет-әлпетіңізді, жүрісіңізді, сөйлеу мәнеріңізді, киім киісіңізді, зейінді аударарлықтай ым-ишараларыңыз болса т.б... Рефлексия келесі жаттығу жүргізілгеннен кейін жасалады. в) «Мен басқаның көзімен» жаттығуы. Нұсқау: Тренер алдыңғы жаттығуда алынған автопортреттерді кезекпен оқиды. Қатысушылар кімнің портреті екендігін табу керек. Табылған портрет иесі ортадағы орындыққа отырады. Жаттығу шарты: Портрет иесіне өзінің беті қайтарылып беріледі. Қалған қатысушылар ол жайында қандай пікірде екенін айтады. Өзін басқаның көзімен қандай екенін анықтауға мүмкіндік алады, өз бағалауымен сәйкес келген қасиеттері тұсына «+» белгісін қою керек, ал мүлдем өзі білмеген жақтарын беттің 2-ші жағына жазып, автопортретін толықтыруна болады. Рефлексия: кімде қанша сәйкестік бар және жаңадан басқаның көзімен қанша қасиет қосқандығын шеңбер бойынша айтқызу. д) «Сиқырлы қобдиша» жаттығуы. Нұсқау: Қатысушылар шеңбер құра отырады. Ортада сиқырлы қобдиша тұрады. Сыйлықтар – қағазға жазылған адамгершілік қасиеттер. Жаттығу шарты: Қобдишадан әр қатысушы кезекпен бір сыйлықты таңдап алып, ішінде жазылған сөзді лайықты деп санаған адамға сыйлайды. Сыйлықтар үлестірілгеннен кейін, шеңбер бойынша өзінің сыйлығын айтады. Рефлексия: сонымен, қоршаған орта да осы қасиетке сізді лайық деп таныса, жеке-жеке қошемет көрсетейік. Сыйлықтарыңыз құтты болсын! е) «Өрмекші торы» жаттығуы. Нұсқау: Қатысушылар шеңбер құра отырады. Ойынға барлығы қатысуы тиіс. Жіп кімнен ілініп басталса, сонымен аяқталып өрмек жиналу керек. Жаттығу шарты: Топта бірін-бірі жақын танығандықтан, әр кім 1-ші өзінің достарына айтар тілегін, қошеметін, жағымды қылықтарын білдіріп жіпті саусағына іледі, өрмек тоқылды. 2-ші кері бағытта, бірақ сол ізбен достарының бойына қажет емес қасиеттерін, қылықтарын айту. Өрмекті жию. Рефлексия: Айтылған тілектер мен сынды қабылдаймыз ба? Сын орынды айтылды ма? Бұл жаттығудың мақсаты да сол, сын түзелмей, мін түзелмейді – дегендей, айтылған ескерте, сындарды түзете білейік. Болдырмайық.
Тыныштық сәтін ұйымдастыру .
ІV. Қорытынды бөлім. а) «Жүйрік ой» жаттығуы
Мынадай сауалдарға ойша өзіңізге ғана іштей жауап беріңіз: /музыканың ақырын әуені ойналады/ - Маған қажет қасиеттер, мыналар...... - Сол қасиеттердің кейбіреуі менің бойымнан табылады. Олар: ...... - Әлі де жетіспейтін, түзетуді қажетсінетін қасиеттерім, мыналар ..... - Менің жанымнан мына адамдардың табылғанын қалар едім, себебі ..... Рефлексия: бұл жаттығуды орындап болғаннан кейін қандай сезімде болғаныңызды айтыңыз.
б) «Қайта байланыс» жаттығуы Оқушылар шеңбер құра отырады да, допты әр қайсысы кезекпен кезек ала отырып тренингтің өткізілуіне байланысты өз ойларын білдіреді: - Тренингте ең бірінші не ұнады? - Не ұнаған жоқ? - Өзің жаңадан не білдің? б) "Алған әсеріңіз қандай?"- үлестірмелі карточкалар /смайликтер/ арқылы анықтау. в) тренингке қатысушыларға рахмет айта отырып, тренингті аяқтау.
Қай ағашты таңдайсыз? (психологиялық тест) Төменге түспей жатып мына ағаштардың бірін таңдап алыңыз. Әрине, қайсысы көзіңізге ерекше түсті, соның реттік нөміріне қараңыз.
Ағашты таңдап болсаңыз, өзіңіз жайлы мына психологиялық тестпен танысыңыз. Сіз қандай екенсіз?
1. Жомарт және адамгершілігі жоғары жансыз. Сіз үнемі үздік болуға талпынасыз. Кеудемсоқтық қасиетіңіз де жоқ емес. Жұрт сырттай сізбен тіл табысу қиын деп түсінеді. Олай емес, тек сіз өзіңізбен-өзіңдің табысуыңыз оңай шаруа емес. Сіз үнемі белсенді жұмыс атқарасыз. Бірақ өзімшіл емессіз. Сіз өз әлеміңізді әдемілендіру үшін тынбай жұмыс жасайсыз. Сіз біреуді жаныңызға жара салғанша жақсы көресіз. Ал содан кейін... содан кейін де жақсы көруден танбайсыз. Сіздің ісіңіздің қадіріне жетіп жүрген жандар аздау.
2. Еліктіргіш және шыншыл адамсыз. Сіз біреуге көмектесуге қашан да даяр тұратын жауапкершілігі жоғары жансыз. Сіз адал жұмыс жасауды жақсы көресіз. Қандай да бір жұмысты өз міндетіңізге алудан қашпайсыз. Сіздің мінезіңіз көпке ұнамды. Сізде үнемі көптің көңілінен шығатын қызықты әңгіме таусылмайды.
3. Ақылды және ойшыл жансыз. Сіз сөзсіз ой адамысыз. Сіздің идеяңыз бен ойларыңыз өте маңызды. Сіз жалғыз қалғанда көп ойға берілесіз. Өзіңіздей үнемі ой үстінде жүретін жандармен сұхбат құрудан қашпайсыз. Сіз өзіңіз дұрыс деп жасаған нәрсені жасайсыз. Оған көпшілік бір ауыздан келісе қоймауы да мүмкін.
4. Зерек жансыз. Сіз өз ортаңызда сирек кездесетін жалғыз адамсыз. Сізбен қатар тұрар жан жоқ. Тіпті сізбен салыстыруға тұрарлық жан да... Сізді көбі дұрыс түсіне бермейді. Сондықтан ондай жандардың ісі сізді үнемі ренжітеді. Сізге жеке кеңістік құру қажет. Шығармашылығыңызды байыта түсіңіз. Өйткені жұрт сізді шығармашылығыңыз үшін де қадірлейді.
5. Сенімді жансыз. Сіз тәуелсіз жансыз. "Бәрін өзім жасаймын" деген қағиданы ұстанасыз. Тек өзіңізге ғана сенесіз. Сіз жақындарыңыз үшін қалай сенімді болудың құпиясын білесіз. Жұрттардан бар тілеріңіз - олардың сізге адал болуы. Өйткені сіз адал адамдарды бағалайсыз, шындықты сүйесіз.
6. Мейірімді және сезімтал жансыз. Сіз адамдармен оңай қарым-қатынас орнатасыз. Досыңыздың саны көп. Олардың өмірін жақсарту үшін қолыңыздан келгенін аянып қалмайсыз. Сіз бар жерде кейбіреулер өздерін артық сезінеді. Сіз махаббатқа сенесіз, онсыз өмірдің мәні жоқ деп ұғасыз.
7. Бақытты және өзін-өзі еркін билейтін жансыз. Сіз адамдарды айтқызбай-ақ ұғатын кішіпейіл адамсыз. Әр адам өмірде өз жолын салуы керек деп түсінесіз. Сіз кез келген шараны, оқиғаны да қорқынышсыз қарсы аласыз. Көп мазаланатыныңыз тағы бар. Үнемі бос уақытты тиімді өткізесіз.
8. Әдемі және қайратты жансыз. Сіз көңілді де күлдіргі адамдардың қатарынансыз. Егер әңгіме қандай да бір оқиға жайында өрбіп жатса, үнемі "Қолдаймын" деп қол көтеруге дайын жүресіз. Сіз таңқалудан да, таңдандырудан да жалықпайсыз. Бәрін біліп алғыңыз келіп тұрады. Егер сізге бір нәрсе қызық болса, соның жай-жапсарын анықтағанша байыз таппайсыз.
9. Жолы болғыш адамсыз. Сіз үшін өмір - сыйлық. Сол сыйлықты сәтті пайдалану керектігімен бас қатырасыз. Өмірде қолыңыз жеткен жетістікпен марқаясыз. Жаныңызға жақын жанмен бар қуанышты бөлісуге әзір тұрасыз. Кешіре де, кешірім сұрай да аласыз.
Психологиялық ойын : «Періште ойыны»
Мақсаты: Оқушыларды достық қарым-қатынасқа, бір-бірін сыйлауға, қамқор болуларына, қиналғанда қол ұшын беруге, бірлікпен пен татулыққа баулу мақсатпен жүргізілетін ойын түрі. Құрал –жабдық: қағаз, қалам Ұйымдастыру кезеңі: Оқушылармен сәлемдесу. Көңіл-күйлерін сұрау. Ойын ережесі - бір-бірін тыңдау - уақыт үнемдеу - белсенділік таныту - достық қарым-қатынас - жағымды эмоция тудыру Барлық оқушылар дөңгеленіп отырады. Оқушылар өз аттарын және өзіне тән мінез ерекшелігін айтып шығады Барысы: Ойынға барлық оқушы қатысады. Кішкентай қағаздарға оқушылардың атын жазып, бүктеп жасырамыз, бүктеген қағаздарды әр оқушы бір-бірден алады және оны ешкімге айтпай, құпия ұстауы керек. Өйткені ол сол адамның періштесі болады, ойын оқу жылының аяғына дейін жүреді, сол аралықта құпия періште таңдаған қағазындағы адамды әр қашан қорғап, оған жақсы көңіл-күй сыйлап, қиналғанда қол ұшын беріп, сыйлықта сыйлап тұруға болады. Қорытынды: Оқушылар бір-бірлерінің қолдарынан ұстап, бір-бірлеріне жақсы көңілдерін, тілектерін білдіріп, сабақты аяқтаймыз. Психологиялық тренинг Тақырып атауы: «Өзімізді тану, бір-бірімізге қуаныш сыйлау» Мақсаты: Оқушыларды достық қарым-қатынасқа, бір-бірін жақыннан танып-білуге, сыйлауға, көмектесуге шақыру, достық сезімдерін ояту мақсатымен жүргізіледі. Құрал –жабдық: қағаз, қалам Ұйымдастыру кезеңі: Оқушылармен сәлемдесу. Көңіл-күйлерін сұрау. Ойын ережесі - бір-бірін тыңдау - уақыт үнемдеу - белсенділік таныту - достық қарым-қатынас - жағымды эмоция тудыру Барысы: Барлық оқушылар дөңгеленіп отырады. Оқушылар өз аттарын және өзінің өмірлік ұстанымдарын айады. Мысалы: - «Өмірдің ағымынан қалмау» - «Ешқашанда білмеймін демеу» - «Қасымдағыларға көмектесу, қуаныш сыйлау» - «Биік шыңға ұмтылу» Аутоагентті жаттығу. Тренингке барлық оқушы қатысады. Оқушыларға мінез туралы ақпарат беру Оқушылар жұпта жұмыс жасайды (бір-бірлерінің жағымды әрі жағымсыз мінез ерекшелігін айтады) Ойынның шарты оқушыларға бір парақ ақ қағаздар таратылады. Таратылған ақ қағазды оқушылар скочтың көмегімен арқаларына жапсырады. Арқаларындағы жапсырылған ақ қағазға бір-бірлерінің бойындағы жағымды және жағымсыз мінез ерекшелігін және ыстық тілектерін жазады. Барлығы жазып болғаннан кейін, қайтадан дөнгеленіп отырып, арқаларындағы қағазды алып оқиды. Қағазды жыртпай, өздеріне естелікке қалдырады. Қорытынды: Оқушылар өз бойларындағы жақсы қасиеттерін мақтан тұтып, жаман қасиеттерін жоямыз деп бір-бірлеріне уәде береді және тілеген тілектеріміз орындалсын деп хошемет көрсетіп (қол соғып) тренингті аяқтаймыз. Психологиялық тренинг Тақырып атауы: «Әр қашан күн сөнбесін» Мақсаты: Оқушыларды өзін-өзі ұстай білуге, кез келген кедергіден шыға білуге, бір-біріне деген достық қарым-қатынасын нығайтып көмек көрсуге шақыру мақсатпен жүргізіледі. Құрал –жабдық: қағаз, қалам, түрлі-түсті қарындаштар. Ұйымдастыру кезеңі: Оқушылармен сәлемдесу. Көңіл-күйлерін сұрау. Төрт топқа стол дайындау Барысы: - Барлық оқушыларды дөңгелетіп тұрғызамыз,бүгінгі біздің тренингіміздің тақырыбы : «Әр қашан күн сөнбесін» деп аталады. Оқушыларға қағаз таратылады, бүгінгі тренингтен не күтесіндер? оқушылар қағазға жазып, тақтаға жапсырады - Тренинг ережесімен таныстырамыз. - Таныстырған ережелерді тақтаға ілеміз Тренинг ережесі: - бір-бірін тыңдау - уақыт үнемдеу - белсенділік таныту - достық қарым-қатынас - жағымды эмоция тудыру I-жаттығу. Әр оқушы өз атын және өзінің өмірлік ұстанымдарын айтады. Мысалы: - «Өмірдің ағымынан қалмау» - «Ешқашанда білмеймін демеу» - «Қасымдағыларға көмектесу, қуаныш сыйлау» - «Биік шыңға ұмтылу» II-жаттығу. Сұрақ. 1. Күн деген сөзді айтқанда көз алдынызға не елестейді? (Әрбір оқушы өз ойларын айтып шығады) Оқушыларды төрт топқа бөлеміз. 1. жаз, 2. күз, 3. қыс, 4. көктем Оқушыларға қағаз таратылады, қағазда «Күн шуағын төгіп...» деген аяқталмаған сөйлемді аяқтайды, сол қағазға күннің суретін салады. Салған суретін артына аты жөндерін жазып, тақтаға іледі. III-жаттығу. «Саяхат» ( экскурция ) ойыны. Әр топтан бір оқушыдан аламыз, 1-топтан журналист, 2-топтан экскурсовет, 3-топтан жүргізуші, 4-топтан фотогроф аламыз, қалғандары қыдыруға келген қонақтар болады. Журналист, экскурсовет, жүргізуші, фотогроф әр қайсысы өз жұмыстарын істеп, қонақтарды көрмеге (суреттер ілінген тақтаның алдына) алып келеді. Салынған суреттерге қарап мұғалім анықтама береді. Оқушылар қайтадан дөңгеленіп орындарына тұрады. (өз рольдерінізді жақсы ойнап шықтыңыздар деп бір-біріне қошемет көрсетіп, қол соғамыз) Аутоагентті жаттығу (ауто тренинг) «Кірпіш» Көздерін жұмып, денелерін бос ұстауы қажет, екі қолымен бар күшімізді салып итереміз. Жаттығуды үш рет қайталайды. Қорытынды: Оқушылар бір-бірлерінің қолдарынан ұстап, бір-бірлеріне жақсы көңілдерін, тілектерін білдіріп сабақты аяқтаймыз. Психологиялық тренинг Тақырып атауы: «Әр қашан күн сөнбесін» Мақсаты: Оқушыларды өзін-өзі ұстай білуге, кез келген кедергіден шыға білуге, бір-біріне деген достық қарым-қатынасын нығайтып көмек көрсуге шақыру мақсатпен жүргізіледі. Құрал –жабдық: қағаз, қалам, түрлі-түсті қарындаштар. Ұйымдастыру кезеңі: Оқушылармен сәлемдесу. Көңіл-күйлерін сұрау. Төрт топқа стол дайындау Барысы: • Барлық оқушыларды дөңгелетіп тұрғызамыз, бүгінгі біздің тренингіміздің тақырыбы : «Әр қашан күн сөнбесін» деп аталады. Оқушыларға қағаз таратылады, бүгінгі тренингтен не күтесіндер? оқушылар қағазға жазып, тақтаға жапсырады • Тренинг ережесімен таныстырамыз. • Таныстырған ережелерді тақтаға ілеміз Тренинг ережесі: - бір-бірін тыңдау - уақыт үнемдеу - белсенділік таныту - достық қарым-қатынас - жағымды эмоция тудыру I-жаттығу. Сұрақ. 1. Күн деген сөзді айтқанда көз алдынызға не елестейді? (Әрбір оқушы өз ойларын айтып шығады) Оқушыларды төрт топқа бөлеміз. 1. жаз, 2. күз, 3. қыс, 4. көктем Оқушыларға қағаз таратылады, қағазда «Күн шуағын төгіп...» деген аяқталмаған сөйлемді аяқтайды, сол қағазға күннің суретін салады. Салған суреттің артына аты жөндерін жазып, тақтаға іледі. II-жаттығу. «Саяхат» ( экскурция ) ойыны. Әр топтан бір оқушыдан аламыз, 1-топтан журналист, 2-топтан экскурсовет, 3-топтан жүргізуші, 4-топтан фатогроф аламыз, қалғандары қыдыруға келген қонақтар болады. Журналист, экскурсовет, жүргізуші, фатогроф әр қайсысы өз жұмыстарын істеп, қонақтарды көрмеге (суреттер ілінген тақтаның алдына) алып келеді. Салынған суреттерді өз ойларымен бағалап, орын береді. Салынған суреттерге қарап мұғалім анықтама береді. Оқушылар қайтадан дөңгеленіп орындарына тұрады. (өз рольдеріңізді жақсы ойнап шықтыңыздар деп бір-біріне қошемет көрсетіп, қол соғамыз) Аутоагентті жаттығу (ауто тренинг) «Кірпіш» Көздерін жұмып, денелерін бос ұстауы қажет, екі қолымен бар күшімізді салып итереміз. Жаттығуды үш рет қайталайды. Қорытынды: Оқушылар бүгінгі өткен сабақ жайлы өз ойларын «кілм тоқу» әдісімен өтеді (бір-бірлеріне жіп шетін ұстату арқылы) тоқыған кілемді жерге қойып оқушылар бір-бірлерінің қолдарынан ұстап, бір-бірлеріне жақсы көңілдерін, тілектерін білдіріп сабақты аяқтаймыз. Психологиялық сабақ Тақырыбы: «Дос іздеу» Мақсаты: Қатысып отырған оқушылардың өз ойларын ашу. Қарым-қатынас жасауға көмектесу. Қарым-қатынас дағдысын қалыптастыру. Құрал жабдықтар: қағаз қалам Ұйымдастыру кезеңі: Оқушылармен сәлемдесу Көңіл-күйлерін сұрау Барысы: Ең алдымен оқушыларды сабақтың ережесімен таңыстыру: - бір-бірін тындау - уақыт үнемдеу - белсенділік таныту - достық қарым-қатынас - жағымды эмоция тудыру Ережелерді оқушылар хормен оқиды, жазылған ережелерді тақтаға ілеміз. Оқушылар дөңгеленіп тұрып, өз аттарын айтады және қасындағыға адамға жағымды көңіл күй білдіреді (тілек айтады) Оқушыларды IV-топқа бөлеміз. (күн, ай, жұлдыз, аспан болып 4-ке бөлінеді) және топпен столға отырады. I-жаттығу: «Ойға шабуыл» әдісі.Оқушыларға сұрақ: «Дос» сөзін қалай түсінесің? (Оқушылар пікірі) Психолог: -Сонымен достар! Біз досқа сенеміз,досты сатпаймыз ,көмктесуге, көңіл білдіруге әрқашан дайынбыз. Біз досымызға өз құпиямызды сене аламыз. Өздерің ойлап көрдіңдер ме? «Дос»-деген мағынаға ие бола аласың ба? Сіз қалай ойлайсыз? Сізді сенімді дос деп санайды ма? ІI. Тақырып бойынша жұмыс: Оқушыларға аяқталмаған сөйлемді жалғастыру ұсынылады.(парақ таратылады) Тақтада сөйлемнің басы жазылған: Ашық айтқанда, маған әлі қиын... Ашық айтқанда, мен үшін өте қымбат... Ашық айтқанда, маған ұнамайды... Ашық айтқанда, мен қуанамын... Психолог: -Біз бәрінебіз барлық адамға ойымызды ашық айта аламыз ба? -Қолдарыңды көтріңдер, кімде сенімді дос бар? ІІI.Хабарландыру «Дос іздеу». Психолог: -Әр адамға әрқашанда дос керек. Достары болмағанда ,онда адам оларды табуға тырысады. Қазір көптеген газет-журналдарда хабарландырулар басылып, өзіне дос немесе бірге болатын адам табуға тырысады. Біз де барынша сіздермен қосылып, хабарландыру жазамыз. Оның аты «Дос іздеу». -Сіз өзіңіз жөнінде мәлімет бере аласыз өзіңіз немен айналысатыныңызды жазуға болады. Хабарландыру жиналып алынады, одан кейін оқылады.Оқушылар хабарландыруды кім жазғанын табады. Егер оны тапса, онда қосымша автордың жақсы жақтарын көрсетеді. ІV. Талдау.- өз ойын ашық айту оңай ма? - Өзің туралы жазу оңай ма? V.Үй тапсырмасы. Оқушыларға «Мен кіммін, болашақта мен кім болғым келеді» деген тақырыпта өз портретін салу ұсынылады. Қорытынды: Оушылар бүгінгі сабақ жайлы өз ойларын айтып, қолдарынан ұстап тілек йтып сабақты аяқтаймыз.