| Психоэмоциональное благополучие и предотвращение суицидального поведения |
| В контексте темы мы рассмотрим: влияние социальных сетей на детей и подростков; профилактика суицида. |
| I. 1. Давайте с вами вспомнить, что такое Самоуби́йство, суици́д (от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольно. |
| 2. Хотелось бы более подробно рассмотреть вопрос влияния соцсетей на суицидальное поведение детей и подростков. В настоящее время в соцсетях ВКонтакте и в Инстаграм стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с хештегами, ссылками на «синий кит», «разбуди меня в 4:20», «Я в игре», «тихий дом». Одно из самых громких расследований прошлого года, когда в соцсетях обнаружились так называемые «Группы смерти». Группы, в которых впечатлительных, переживающих не самые легкие времена, подростков провоцировали на самоубийства. Таких групп оказалось довольно много. Хотелось бы отметить, что организаторы «группы смерти» действуют, теперь через картинки в Инстаграм, так как эта соцсеть сейчас становится все популярнее — там писать не нужно, чтобы быть замеченным достаточно выставить забавную картинку. Судя по информации в Интернете, в нее сейчас «играют» большая часть подростки России. |
| 3. КАК ПРОИСХОДИТ? Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала - переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологический портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток). Ну, а потом ему присылаются различные задания — проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита — как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Если подросток отказывается, его могут припугнуть — что придут домой люди и тебе будет хуже. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные! |
4. ПОРТРЕТ. Зачем все это? «Кураторы» так играют! Ясно одно - «игра» появилась не просто так. Очередная раскрутка «Групп смерти» - чей-то бизнес. Не обязательно приносящий деньги. Рост числа подписчиков — это тоже для кого-то выгода. Психологи составили портрет таких «кураторов». Это социопаты — люди, которые сторонятся реального общения, предпочитают отгородиться от общества. Такие характеры были всегда. Но теперь у них есть возможность компенсировать свои комплексы — социальные сети, где человек можешь быть кем хочет и реализовывать все свои желания. |
| 5. БОЙСЯ РОЗОВОГО ПОНИ! Если вы думаете, что такие игры рассчитаны только на подростков, то это уже не так. В настоящий время, выявляются случаи, что родители включали развивающую онлайн игру на планшете, а герой предлагал детям пройти задания. «- Я поставила восьмилетней дочке на планшет развивающую онлайн-игру. Там розовый Пони скачет по полю и дает разные задания, - Зоя - молодая мама, сотрудница одной из компьютерных компаний в Киеве. - Мне и в голову не приходило проверить что за задания девочка выполняет. Ну какая опасность может быть от Пони? А как-то планшет лежал на диване, я посмотрела задания. И испугалась. «Пони» писала дочке примерно следующее: «Ты же хочешь, чтобы Пони тебя любил? Тогда не говори маме, у нас должны быть с тобой свои секреты». Последним сообщением было: «А ты можешь сама залезть на подоконник?» В общем, я вовремя планшет прочла. Конечно, игру сразу стерла. Но мне до сих пор очень страшно. Вы же понимаете — и игрушки для малышей стали опасными!» |
| 6. Сегодня свободное время большинство детей проводит в обнимку с компьютером или смартфоном. Сидят по домам и беспокоятся только о том, чтобы интернет не пропал. Есть такой новый термин — миллениалы — дети, родившиеся на переломе ХХ и ХХI века. Многие из них научились пользоваться планшетом раньше, чем читать и писать. Они поколение, для которого цифровые технологии — естественная, если не сказать — родная среда. И им проще общаться с виртуальным собеседником, чем с приятелем из соседнего подъезда. Переписка в виртуальном пространстве — это их способ коммуникации с миром. |
| 7.ЧТО ДЕЛАТЬ? Спасти своих детей могут только родители, близкие люди, учителя. Общением, вниманием, пониманием. - Резкая смена настроения, круга общения, имиджа - уже должны насторожить. Если ребенок засиживается допоздна за компьютером — это повод серьезно тревожиться, - Важно в подростковом возрасте не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, учителю, а не выплескивать незнакомым людям в Сети. И еще. В детстве нас учили мамы не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с чужими. Сейчас с детского сада детей надо приучать: - не общаться в Сети с незнакомыми, - добавлять в друзья в соцсетях только тех, кто знаешь лично, - не выкладывать откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей, - не сообщать свои геоданные, отключи службы геолокации в приложениях, - соблюдать приватность в чатах, помнить, что все сообщения могут прочитываться чужими людьми. Это и только это правила безопасности в Сети. |
| II. 8. В настоящее время в школе дети проводят большую часть дня, поэтому в школе представляется идеальная возможность для проведения программы предотвращения суицидального поведения. |
| 9. Профилактика суицида - это совместная работа учителя, педагога-психолог, социального педагога, родителей, сверстников, участкового инспектора и медицинского работника. Плотное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. |
| 10. Модель предотвращения суицидального поведения. Данная модель заключается в профилактике суицида - это целенаправленный процесс, который складывается из четырех уровней профилактики. Где, первый уровень – это - первичная профилактика. Цель - повышение групповой сплоченности в школе. Второй уровень. Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей и их семей с целью предупреждения суицидального поведения. Третий уровень профилактики. Цель: предотвращение самоубийства. Четвертый уровень профилактики. Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. |
| 11. Методы и приемы, помогающие в профилактической работе. Выслушать - не пытайтесь успокоить общими фразами подростка. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам. Обсудить - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность подростка. Взвесить - что сегодня плохо, что сегодня хорошо. Доведение до абсурда - показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание. Совместный поиск выхода из данной ситуации. Напоминание о значимых для подростка людях. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра - «Да». Метод контрастов - сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой. |
| 12. Хотелось бы обратить внимание, что есть методики позволяющие диагностировать суицидальное поведение. Стандартное обследование подростка включает в себя: - Тест А.Е. Личко «ПДО». Этот тест призван определить, присущ ли обследуемому неустойчивый тип акцентуации, есть ли сочетание его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным эпилептоидным иди истероидным типом; подобные личностные особенности, как уже говорилось выше, служат прямым указателем на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающегося поведения. - Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Помогает определить, насколько остро обследуемый реагирует на фрустрирующие ситуации, как он воспринимает свои неудачи и косвенно позволяет судить о том, насколько развиты компенсаторные механизмы психики. -Тест определения направленности личности Басса-Дарки. определяет направленность личности: на себя, на окружающих, на созидание, на разрушение, и т.д. -Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен. Помогает сделать выводы о том, насколько тревожен обследуемый, легко ли вывести его из равновесия, и т.д. На основе такой батареи тестов делается заключение о суицидальных наклонностях обследуемого. |
| 13. Рекомендуемые мероприятия по предотвращению суицидов. С учащимися: 1. Тренинги по обучению основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, социальным навыкам и умениям преодоления стресса. 2. Тренинги уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха. 3. Тренинги личностного роста. 4. Конференции, внутришкольные семинары, дебаты по обсуждению основных проблем подросткового возраста, которые могут привести к суицидам. К ним следует привлекать специалистов (врачей, психологов и др.), которые могут оказать консультативную помощь. 5. Классные часы, которые могут быть посвящены проблемам общения со сверстниками, конструктивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, взаимоотношениям в семье, отношения к самому себе (восприятие своих способностей, недостатков, внешнего вида и т.п.) с привлечением психолога. Для педагогов: 1. Педагогические советы с целью информирования педагогов об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, особенностях личности суицидентов, причинах, приводящих к суицидам, возможных педагогических мерах по предотвращению суицидов в школе. 2. Совместные воспитательные мероприятия педагогов с учащимися по обсуждению актуальных для них проблем. Для родителей: 1. Родительские собрания с целью просвещения родителей об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, проблемах взаимоотношений в семье, которые чаще всего приводят к суицидам, признаках проявления суицидального поведения подростков. 2. Совместные собрания родителей и детей по обсуждению проблем детско-родительских отношений. 3. Психологическое консультирование родителей по вопросам проблем взаимоотношений с детьми. |
| Спасибо за внимание! |