Профилактика интернет-зависимости подростков современного поколения
Профилактика интернет-зависимости подростков современного поколения
Данная разработка посвящена проблеме борьбы с Интернет-зависимостью у детей и подростков. В настоящей презентации отражены основные аспеты проблемы и некоторые из способов ее решения. Данный материал в первую очередь адресован школьным психологам, однако может оказаться полезным также классным руководителям и родителям обучающихся. Может быть использован при разработке классных часов, педсоветов, родительских собраний (в рамках сотрудничества с образовательными учреждениями и обменом опытом).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика интернет-зависимости подростков современного поколения»
Профилактикаинтернет-зависимостиподростков современного поколения
Материал подготовила
психолог ГБУСО МО Клинский ЦСПСиД «Семья» Новоторцева Екатерина Аркадьевна
Поколение Z
Современные дети и подростки – это поколение информационной цивилизации, цифровой эпохи.
В соответствии с теорией поколений, это представители поколения Z.
Теория поколений
была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. К российской действительности ее адаптировали психолингвист Евгения Шамис и психолог Алексей Антипов.
В общих словах теория поколений показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение.
Особенности цифрового поколения :
изменение высших психических функций;
формирование нового типа личности;
новые психические контексты;
особенности взаимодействия с обществом;
изменение способов поведения и деятельности.
Особенности цифровой эпохи тесно связаны с особенностями самих подростков.
Интернет-зависимость
это болезненная зависимость от Интернета, которая выражается в навязчивом желании подключаться к Интернету и болезненной неспособностью вовремя выйти из него, т.е. состояние, когда человек перестает контролировать свое пользование Интернетом.
Если брать статистику, то:
За 2 последних года процент людей в России, которые признают за собой свою интернет-зависимость, вырос в 4 раза;
96% молодежи общаются между собой в социальных сетях;
85% родителей считают, что в школе должны проводиться специальные занятия по профилактике интернет-зависимости;
Вконтакте каждый день находится 30 млн.пользователей;
на Одноклассники ежедневно заходит 22 млн. чел.
Интернет – это средство удовлетворения базовых потребностей подростка:
выбор партнеров по общению соответствует абсолютно всем запросам;
безболезненная смена партнеров по общению;
возможность анонимного общения;
решение практически любых вопросов;
минимальный риск отвержения при общении;
неограниченный доступ к информации .
Факторы зависимости:
биологические;
социальные;
психологические;
мировоззренческие.
Интернет-зависимость формируется у каждого четвертого ребенка / подростка в течение полугода!
Признаки Интернет-зависимости:
Признаки Интернет-зависимости
постоянное, ничем не мотивированное, желание выходить в Интернет, не связанное с профессиональной или учебной деятельностью;
невозможность обходиться без нахождения в Сети;
«доза», т.е.время нахождения за компьютером, постепенно увеличивается;
преобладание «тоннельного мышления»: все мысли только об игре, социальной сети и о том, как быстрее добраться до компьютера;
недовольство реальной жизнью, ощущение одиночества и пустоты;
Признаки Интернет-зависимости
проблемы с учебой, игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола – интерес концентрируется только на предмете зависимости;
расстройство сна, изменение режима, обострение соматических заболеваний;
агрессия и паника в случае недоступности компьютера и возможности выхода в Интернет;
отрицание наличия проблемы, отказ от помощи.
Профилактика Интернет-зависимости :
Профилактика Интернет-зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок / подросток не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.
Профилактика Интернет-зависимости:
первичная (основная масса детей и подростков);
вторичная (выборка «группы риска»);
третичная (индивидуальная работа при выявлении патологии).
Работу по профилактике Интернет-зависимости нужно начинать прежде всего с родителей. Чем больше времени ребенок /подросток проводит, общаясь в семье, тем меньше у него соблазна сесть за компьютер.
Опасности Интернета:
доведение до суицида (группы смерти);
«незнакомый друг»;
агрессия в виртуальном пространстве (кибербуллинг, троллинг и пр.);
кибермошенничество;
безопасность доступа, в т.ч. сайты для взрослых.
Направления профилактики :
формирование социально-психологической компетентности;
психодиагностика;
развитие информационной культуры;
формирование ценностно-мотивационной сферы подростка;