Просмотр содержимого документа
«Профилактика адаптации в середнем звене. Психолого-педагогический консилиум»
Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в средней школе (Психопрофилактическая работа с учителями) Перед началом учебного года
Педагог-психолог МАОУ
«МСОШ №16»
Насырова Нурия Габдулловна
Адаптация учащихся 5-х классовк обучению в средней школе
Цель:
раскрыть особенности адаптационного периода, его трудности и положительные стороны
познакомить учителей, классных руководителей с особенностями класса, отдельных детей, с уровнем готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы
Новые условия обучения – серьёзное испытание для психики школьника
переход от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники»
разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями
смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней
Как пятиклассник переживаетсвою «новую жизнь»?
с гордостью: как важный шаг в своей жизни, как зримый показатель своего взросления
с тревогой : могут стать робкими или развязными, чрезмерно шумными, суетливыми
ощущение одиночества, поэтому повышается зависимость от взрослых; другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы
снижение работоспособности, аппетита, нарушение сна (до 60-70% детей)
психосоматический характер заболеваний
Мотивационный кризис подросткового возраста
кризис самооценки , недовольство собой
потребность в общей положительной оценке себя в целом независимо от результатов, прежде всего взрослыми
Это противоречие (недовольство собой и желание одобрения)
младший подросток не всегда осознаёт , часто не может сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы
Психологическая незащищённость перед новым этапом развития
Потребность в принятии его другими в этом возрасте выражена сильнее
и она становится основой благоприятного личностного развития ребёнка в дальнейшем.
Мотивационный кризис подросткового возраста (недовольство собой и желание одобрения)
может стать стимуломк развитию в самовоспитании
может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности.
Как принимают младшего подростка его одноклассники?
Является ли его статус в коллективе основой благоприятного личностного развития?
Диагностика готовности учащихся4 классак переходу в среднее звено
Методика "ШКАЛА ПРИЕМЛЕМОСТИ" (Н.В.Бахарева)
Исследовано 167 человек
Апрель 2023 г.
Методика"ШКАЛА ПРИЕМЛЕМОСТИ" (Н.В.Бахарева)Цель: изучение межличностных отношений в классе, статуса учащегося
Инструкция:
"Сейчас вы получите листочки, на которых написан список класса. Подумайте и ответьте на вопрос: "Насколько бы вы хотели остаться в классе с каждым из одноклассников, если класс будет расформирован?" Напротив каждой фамилии необходимо поставить балл в соответствии с разделами. Например, вы очень хотели бы, чтобы этот ученик остался в вашем классе, поэтому вы ставите напротив его фамилии "5"; аналогично для следующего ученика. Каждый работу выполняет самостоятельно. Себя не оцениваем."
Таблица с ответами на вопрос:Насколько бы вы хотели остаться в классе с каждым из одноклассников, если класс будет расформирован?
Результаты диагностики межличностных отношений в классе, статуса учащегося
Показатель степени приемлемости ученика данным классом рассчитывается по формуле:
Кгр=А/(n-1-В)
Кгр - показатель приемлемости ученика классом
А - сумма баллов по данному ученику
n - количество учащихся в классе
В - количество неопрошенных учеников в классе
По уровню приемлемости классом каждого ученика можно наглядно представить
его статус (положение) в классе
место, занимаемое формальным лидером
наличие лидеров неформальных
наличие или отсутствие членов, неприемлемых классом и т.д.
Отношение данного ученика к каждому члену классного коллектива и к классу в целом
Кинд=С/(n-1)
Кинд - показатель отношения данного ученика к классу
N - количество учащихся, которых ранжировал данный ученик,
С - сумма баллов по выборам всех учащихся данным учеником.
Наосновании таблицы результатов и коэффициентов приемлемости следует:
1.Выделить учеников, у которых самое большое количество ответов "4" и "5"
2.Выделить учеников, получивших самое большое количество ответов "2" и "1"
3.Выделить учеников, получивших самое большое количество ответов "3" ("безразлично")
За каждым баллом (5,4,3,2,1) стоят сильные эмоции в отношениях, которые создают атмосферу в коллективе)
4.Предположить, каковы причины таких отношений в классе, каковы пути их изменения.
Сложность адаптации к новым учителям
часто встречающаяся проблема
сопровождается взаимным недовольством учителей и учеников друг другом
Причины сложности адаптации к новым учителям
Самостоятельное изучение классным руководителем своих пятиклассников, уже во время учебных занятий вместо детального ознакомления через учителя начальной школы с особенностями класса, отдельных детей, когда он будущему классному руководителю рекомендует привычный стиль общения
Причины сложности адаптации к новым учителям
Учитель начальной школы и классный руководитель 5 класса по своему педагогическому стилю прямо противоположны. Дети не готовы к другому стилю, перестройка уже сложившегося образа «настоящего учителя» – дело непростое
Причины сложности адаптации к новым учителям
Оценочные отношения в системе «учитель-ученик»:
пятиклассники руководствуются прежними критериями и оценками своих знаний и действий, в чём находят поддержку своих одноклассников (они ведь лучше «знают, какой он» ещё по предыдущей жизни)
Новый учитель ещё и веса не имеет в глазах ученика, а уже выносит ему подчас суровые оценки
В итоге дети испытывают стресс , из которого выходят лишь к концу 5 класса.
Причины сложности адаптации к новым учителям
В работе с «трудным» классом преобладают оценочные суждения общего негативного характера, многочисленные дисциплинарные замечания в ущерб полезной учебной информации (Масло в огонь подливают коллеги-предметники, сообщая друг другу, классному руководителю, какой это сложный класс)
С другой стороны, у школьников таких трудных классов наблюдается большая чувствительность к проявлению педагогом доброты, понимания, справедливости.
Причины сложности адаптации к новым учителям
Пренебрежение особенностями этого возраста обостряет негативные черты подросткового возраста в 8-9 классе
Когда мы принимаем и понимаем своего ученика, – это позволяет ему сохранить жизненные ценности , влияние учителя, взрослых
И это придаёт нашему ученику чувство сохранности.
Личность учителя, его достоинства и интересы –залог успеха ученика
Эмоциональная устойчивость учителя (честный, справедливый, терпеливый учитель) благотворно влияет на эмоциональное развитие детей
Дети любят учителей по-человечески счастливых , доброжелательных и жизнерадостных
Улыбка, юмор учителя
-создают благоприятный психологический климат на уроке