kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика адаптации в середнем звене. Психолого-педагогический консилиум

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психопрофилактическая деятельность педагога-психолога с учителями.Мероприятие проводится перед новым учебным годом, в конце августа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика адаптации в середнем звене. Психолого-педагогический консилиум»

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в средней школе   (Психопрофилактическая работа с учителями)   Перед началом учебного года Педагог-психолог МАОУ «МСОШ №16» Насырова Нурия Габдулловна

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в средней школе (Психопрофилактическая работа с учителями) Перед началом учебного года

Педагог-психолог МАОУ

«МСОШ №16»

Насырова Нурия Габдулловна

Адаптация учащихся 5-х классов  к обучению в средней школе    Цель:

Адаптация учащихся 5-х классов к обучению в средней школе

Цель:

  • раскрыть особенности адаптационного периода, его трудности и положительные стороны
  • познакомить учителей, классных руководителей с особенностями класса, отдельных детей, с уровнем готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы
Новые условия обучения – серьёзное испытание для психики школьника

Новые условия обучения – серьёзное испытание для психики школьника

  • переход от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники»
  • разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями
  • смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней
Как пятиклассник переживает  свою «новую жизнь»?

Как пятиклассник переживает свою «новую жизнь»?

  • с гордостью: как важный шаг в своей жизни, как зримый показатель своего взросления
  • с тревогой : могут стать робкими или развязными, чрезмерно шумными, суетливыми
  • ощущение одиночества, поэтому повышается зависимость от взрослых; другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы
  • снижение работоспособности, аппетита, нарушение сна (до 60-70% детей)
  • психосоматический характер заболеваний
Мотивационный кризис подросткового возраста

Мотивационный кризис подросткового возраста

  • кризис самооценки , недовольство собой
  • потребность в общей положительной оценке себя в целом независимо от результатов, прежде всего взрослыми
Это противоречие (недовольство собой и желание одобрения)  младший подросток не всегда осознаёт , часто не может сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы  Психологическая незащищённость перед новым этапом развития

Это противоречие (недовольство собой и желание одобрения)

младший подросток не всегда осознаёт , часто не может сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы

Психологическая незащищённость перед новым этапом развития

Потребность в принятии его другими в этом возрасте выражена сильнее  и она становится основой благоприятного личностного развития ребёнка в дальнейшем.

Потребность в принятии его другими в этом возрасте выражена сильнее

и она становится основой благоприятного личностного развития ребёнка в дальнейшем.

Мотивационный кризис подросткового возраста (недовольство собой и желание одобрения) может стать стимулом  к развитию в самовоспитании может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности. Как принимают младшего подростка его одноклассники?  Является ли его статус в коллективе основой благоприятного личностного развития?

Мотивационный кризис подросткового возраста (недовольство собой и желание одобрения)

  • может стать стимулом к развитию в самовоспитании
  • может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности.

Как принимают младшего подростка его одноклассники?

Является ли его статус в коллективе основой благоприятного личностного развития?

Диагностика готовности учащихся  4 класса  к переходу в среднее звено Методика

Диагностика готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено

Методика "ШКАЛА ПРИЕМЛЕМОСТИ" (Н.В.Бахарева)

Исследовано 167 человек

Апрель 2023 г.

Методика

Методика "ШКАЛА ПРИЕМЛЕМОСТИ" (Н.В.Бахарева) Цель: изучение межличностных отношений в классе, статуса учащегося

Инструкция:

"Сейчас вы получите листочки, на которых написан список класса. Подумайте и ответьте на вопрос: "Насколько бы вы хотели остаться в классе с каждым из одноклассников, если класс будет расформирован?" Напротив каждой фамилии необходимо поставить балл в соответствии с разделами. Например, вы очень хотели бы, чтобы этот ученик остался в вашем классе, поэтому вы ставите напротив его фамилии "5"; аналогично для следующего ученика. Каждый работу выполняет самостоятельно. Себя не оцениваем."

Таблица с ответами на вопрос:  Насколько бы вы хотели остаться в классе с каждым из одноклассников, если класс будет расформирован?

Таблица с ответами на вопрос: Насколько бы вы хотели остаться в классе с каждым из одноклассников, если класс будет расформирован?

Результаты диагностики   межличностных отношений в классе, статуса учащегося Показатель степени приемлемости ученика данным классом рассчитывается по формуле: Кгр=А/(n-1-В)

Результаты диагностики межличностных отношений в классе, статуса учащегося

Показатель степени приемлемости ученика данным классом рассчитывается по формуле:

Кгр=А/(n-1-В)

  • Кгр - показатель приемлемости ученика классом
  • А - сумма баллов по данному ученику
  • n - количество учащихся в классе
  • В - количество неопрошенных учеников в классе
По уровню приемлемости классом каждого ученика можно наглядно представить

По уровню приемлемости классом каждого ученика можно наглядно представить

  • его статус (положение) в классе
  • место, занимаемое формальным лидером
  • наличие лидеров неформальных
  • наличие или отсутствие членов, неприемлемых классом и т.д.
Отношение данного ученика к каждому члену классного коллектива и к классу в целом     Кинд=С/(n-1)

Отношение данного ученика к каждому члену классного коллектива и к классу в целом

Кинд=С/(n-1)

  • Кинд - показатель отношения данного ученика к классу
  • N - количество учащихся, которых ранжировал данный ученик,
  • С - сумма баллов по выборам всех учащихся данным учеником.
На основании таблицы результатов и коэффициентов приемлемости следует:   1.Выделить учеников, у которых самое большое количество ответов

На основании таблицы результатов и коэффициентов приемлемости следует:

  • 1.Выделить учеников, у которых самое большое количество ответов "4" и "5"
  • 2.Выделить учеников, получивших самое большое количество ответов "2" и "1"
  • 3.Выделить учеников, получивших самое большое количество ответов "3" ("безразлично")

За каждым баллом (5,4,3,2,1) стоят сильные эмоции в отношениях, которые создают атмосферу в коллективе)

  • 4.Предположить, каковы причины таких отношений в классе, каковы пути их изменения.
Сложность адаптации к новым учителям

Сложность адаптации к новым учителям

  • часто встречающаяся проблема
  • сопровождается взаимным недовольством учителей и учеников друг другом
Причины сложности адаптации к новым учителям

Причины сложности адаптации к новым учителям

  • Самостоятельное изучение классным руководителем своих пятиклассников, уже во время учебных занятий вместо детального ознакомления через учителя начальной школы с особенностями класса, отдельных детей, когда он будущему классному руководителю рекомендует привычный стиль общения
Причины сложности адаптации к новым учителям

Причины сложности адаптации к новым учителям

  • Учитель начальной школы и классный руководитель 5 класса по своему педагогическому стилю прямо противоположны. Дети не готовы к другому стилю, перестройка уже сложившегося образа «настоящего учителя» – дело непростое
Причины сложности адаптации к новым учителям Оценочные отношения в системе «учитель-ученик»:  пятиклассники руководствуются прежними критериями и оценками своих знаний и действий, в чём находят поддержку своих одноклассников (они ведь лучше «знают, какой он» ещё по предыдущей жизни) Новый учитель ещё и веса не имеет в глазах ученика, а уже выносит ему подчас суровые оценки В итоге дети испытывают стресс , из которого выходят лишь к концу 5 класса.

Причины сложности адаптации к новым учителям

Оценочные отношения в системе «учитель-ученик»:

  • пятиклассники руководствуются прежними критериями и оценками своих знаний и действий, в чём находят поддержку своих одноклассников (они ведь лучше «знают, какой он» ещё по предыдущей жизни)
  • Новый учитель ещё и веса не имеет в глазах ученика, а уже выносит ему подчас суровые оценки

В итоге дети испытывают стресс , из которого выходят лишь к концу 5 класса.

Причины сложности адаптации к новым учителям

Причины сложности адаптации к новым учителям

  • В работе с «трудным» классом преобладают оценочные суждения общего негативного характера, многочисленные дисциплинарные замечания в ущерб полезной учебной информации (Масло в огонь подливают коллеги-предметники, сообщая друг другу, классному руководителю, какой это сложный класс)
  • С другой стороны, у школьников таких трудных классов наблюдается большая чувствительность к проявлению педагогом доброты, понимания, справедливости.
Причины сложности адаптации к новым учителям Пренебрежение особенностями этого возраста обостряет негативные черты подросткового возраста в 8-9 классе  Когда мы принимаем и понимаем своего ученика, – это позволяет ему сохранить жизненные ценности , влияние учителя, взрослых И это придаёт нашему ученику чувство сохранности.

Причины сложности адаптации к новым учителям

  • Пренебрежение особенностями этого возраста обостряет негативные черты подросткового возраста в 8-9 классе
  • Когда мы принимаем и понимаем своего ученика, – это позволяет ему сохранить жизненные ценности , влияние учителя, взрослых

И это придаёт нашему ученику чувство сохранности.

Личность учителя, его достоинства и интересы –  залог успеха ученика Эмоциональная устойчивость учителя (честный, справедливый, терпеливый учитель) благотворно влияет на эмоциональное развитие детей Дети любят учителей по-человечески счастливых , доброжелательных и жизнерадостных Улыбка, юмор учителя -создают благоприятный психологический климат на уроке -снижают агрессию и тревогу ребёнка.

Личность учителя, его достоинства и интересы – залог успеха ученика

  • Эмоциональная устойчивость учителя (честный, справедливый, терпеливый учитель) благотворно влияет на эмоциональное развитие детей
  • Дети любят учителей по-человечески счастливых , доброжелательных и жизнерадостных
  • Улыбка, юмор учителя

-создают благоприятный психологический климат на уроке

-снижают агрессию и тревогу ребёнка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Профилактика адаптации в середнем звене. Психолого-педагогический консилиум

Автор: Насырова Нурия Габдулловна

Дата: 27.04.2024

Номер свидетельства: 649734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства