Презентация по теме "Психологические особенности гиперактивных детей. Причины возникновения, признаки, экспресс-диагностика"
Презентация по теме "Психологические особенности гиперактивных детей. Причины возникновения, признаки, экспресс-диагностика"
“Гипер.” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.
Синдром гиперактивности или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Психологические особенности гиперактивных детей. Причины возникновения, признаки, экспресс-диагностика"»
Тема: «Психологические особенности гиперактивных детей.Причины возникновения, признаки, экспресс-диагностика»
Доренская Евгения Владимировна,методист деканата факультета повышения квалификации,
переподготовки и специализпции педагогических кадров
Причины, порождающие «трудных» детей в семье
1
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
2
незнание их интересов и потребностей;
3
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
4
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
5
6
«эпидемия» разводов;
7
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Гиперактивные дети
“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.
Синдром гиперактивности или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Как правило,
в основе синдрома гиперактивности
лежит минимальная мозговая дисфункция
(ММД)
Причины возникновения гиперактивности:
генетические факторы
особенности строения и
функционирования головного мозга
родовые травмы
инфекционные заболевания, перенесённые
ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка
Критерии оценки
Гиперактивный ребенок
Контроль поведения
Тревожный ребенок
Постоянно импульсивен
Двигательная активность
Способен контролировать поведение
Постоянно активен
Характер движений
Активен в определенных ситуациях
Лихорадочный, беспорядочный
Беспокойные, напряженные движения
Основные проявления гиперактивности
дефицит активного внимания
двигательная расторможенность
импульсивность
Критерии выявления гиперактивности у ребенка (П. Бейкер и М. Алворд)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются .
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1 . Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Импульсивность
Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.
Признаки импульсивности (анкета)
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15—20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7—14 — о средней, 1—6 баллов — о низкой.