kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по теме "Психологические особенности гиперактивных детей. Причины возникновения, признаки, экспресс-диагностика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Гипер.” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.

Синдром гиперактивности или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Психологические особенности гиперактивных детей. Причины возникновения, признаки, экспресс-диагностика"»

Тема: « Психологические особенности гиперактивных детей.  Причины возникновения, признаки, экспресс-диагностика» Доренская Евгения Владимировна, методист деканата факультета повышения квалификации, переподготовки и специализпции педагогических кадров

Тема: « Психологические особенности гиперактивных детей. Причины возникновения, признаки, экспресс-диагностика»

Доренская Евгения Владимировна, методист деканата факультета повышения квалификации,

переподготовки и специализпции педагогических кадров

Причины, порождающие «трудных» детей в семье 1 отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; 2 незнание их интересов и потребностей; 3 неблагоприятные семейно-бытовые отношения; 4 отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; 5 6 «эпидемия» разводов; 7 потеря эмоциональных контактов с детьми.

Причины, порождающие «трудных» детей в семье

1

отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

2

незнание их интересов и потребностей;

3

неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

4

отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

5

6

«эпидемия» разводов;

7

потеря эмоциональных контактов с детьми.

Гиперактивные дети   “ Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”. Синдром гиперактивности или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Гиперактивные дети

Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.

Синдром гиперактивности или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) Причины возникновения гиперактивности:  генетические факторы  особенности строения и функционирования головного мозга  родовые травмы инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило,

в основе синдрома гиперактивности

лежит минимальная мозговая дисфункция

(ММД)

Причины возникновения гиперактивности:

генетические факторы

особенности строения и

функционирования головного мозга

родовые травмы

инфекционные заболевания, перенесённые

ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка Критерии оценки Гиперактивный ребенок Контроль поведения Тревожный ребенок Постоянно импульсивен Двигательная активность Способен контролировать поведение Постоянно активен Характер движений Активен в определенных ситуациях Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Контроль поведения

Тревожный ребенок

Постоянно импульсивен

Двигательная активность

Способен контролировать поведение

Постоянно активен

Характер движений

Активен в определенных ситуациях

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения

Основные проявления гиперактивности  дефицит активного внимания  двигательная расторможенность  импульсивность

Основные проявления гиперактивности

дефицит активного внимания

двигательная расторможенность

импульсивность

Критерии выявления гиперактивности у ребенка (П. Бейкер и М. Алворд) Дефицит активного внимания: 1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются . 3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. 6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. 7. Часто бывает забывчив.

Критерии выявления гиперактивности у ребенка (П. Бейкер и М. Алворд)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются .

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность     1. Постоянно ёрзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). 3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. 4. Очень говорлив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ёрзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность : 1 . Начинает отвечать, не дослушав вопроса. 2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. 3. Плохо сосредоточивает внимание. 6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет). 5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. 4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен .

Импульсивность :

1 . Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен .

Импульсивность Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Импульсивность

Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Признаки импульсивности (анкета)

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15—20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7—14 — о средней, 1—6 баллов — о низкой.

Как помочь гиперактивному ребенку   обеспечить тренировку только одной функции; попытаться научить выплескивать энергию приемлемыми способами; планировать работу в начало дня; Больше работать один на один (не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой); нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям (переключить его на другой род деятельности0; необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка; сформировать у ребенка чувство успеха; подготавливать к смене рода занятий; учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям; поощрения должны носить моментальный характер.

Как помочь гиперактивному ребенку

обеспечить тренировку только одной функции;

попытаться научить выплескивать энергию приемлемыми способами;

планировать работу в начало дня;

Больше работать один на один (не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой);

нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям (переключить его на другой род деятельности0;

необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка;

сформировать у ребенка чувство успеха;

подготавливать к смене рода занятий;

учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям;

поощрения должны носить моментальный характер.

Работа с родителями гиперактивного ребенка   убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть; наладить контакт, разъяснить, что окружающие люди не отвергают их ребенка; напомнить, что гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка; рекомендовать позаботиться о рабочем месте ребенка; заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний; согласовывать действия.

Работа с родителями гиперактивного ребенка

убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть;

наладить контакт, разъяснить, что окружающие люди не отвергают их ребенка;

напомнить, что гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка;

рекомендовать позаботиться о рабочем месте ребенка;

заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний;

согласовывать действия.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми   12. Предоставлять ребенку возможность выбора. 11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). 6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом . 3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки . 2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. 13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом .

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки .

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Доренская Евгения Владимировна

Дата: 11.03.2016

Номер свидетельства: 304161


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства