Презентация к семинару "Социально – психологические аспекты в работе с детьми девиантного поведения в школе."
Презентация к семинару "Социально – психологические аспекты в работе с детьми девиантного поведения в школе."
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе норм, не обусловленное психическими заболеваниями.Несмотря на относительность понятия "девиантное поведение" под ним понимаются вполне реальные социальные явления, которые проявляются в различных формах. Чаще всего девиантное поведение детей и подростков встречается в младшем и среднем подростковом возрасте – в 12 – 13 и 14 – 15 лет. Девиантные формы поведения детей не всегда закрепляются, они могут сглаживаться и даже исчезать с возрастом. Но нередко такие отклонения поведения являются сигналом начинающегося нервно-психического заболевания. Болезненные проявления, возникшие в подростковом возрасте, могут исчезать на какое-то время, но обязательно проявятся в зрелом возрасте. Основные формы девиантного поведения у детей и подростков это:
Табакокурение;
Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм;
Подростковая наркомания;
Нецензурная брань;
Агрессивное поведение;
Бродяжничество и побеги из дома;
Склонность к воровству;
Суицидальное поведение;
Сексуальная расторможенность;
Патологические увлечения.
Между различными формами асоциального поведения существуют взаимосвязи, причем одно негативное явление, как правило, усиливает другое. Например, наркомания и алкоголизм способствуют усилению склонности к хулиганству и воровству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к семинару "Социально – психологические аспекты в работе с детьми девиантного поведения в школе."»
Социально – психологические
аспекты в работе с детьми девиантного
поведения в школе.
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г. Гегель .
Социальный педагог
Савченко В.М.
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.
Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе норм, не обусловленное психическими заболеваниями.
Несмотря на относительность понятия "девиантное поведение" под ним понимаются вполне реальные социальные явления, которые проявляются в различных формах. Чаще всего девиантное поведение детей и подростков встречается в младшем и среднем подростковом возрасте – в 12 – 13 и 14 – 15 лет.
Девиантные формы поведения детей не всегда закрепляются, они могут сглаживаться и даже исчезать с возрастом. Но нередко такие отклонения поведения являются сигналом начинающегося нервно-психического заболевания. Болезненные проявления, возникшие в подростковом возрасте, могут исчезать на какое-то время, но обязательно проявятся в зрелом возрасте.
Основные формы девиантного поведения у детей и подростков это:
Табакокурение;
Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм;
Подростковая наркомания;
Нецензурная брань;
Агрессивное поведение;
Бродяжничество и побеги из дома;
Склонность к воровству;
Суицидальное поведение;
Сексуальная расторможенность;
Патологические увлечения.
Между различными формами асоциального поведения существуют взаимосвязи, причем одно негативное явление, как правило, усиливает другое. Например, наркомания и алкоголизм способствуют усилению склонности к хулиганству и воровству.
Основные факторы, вызывающие девиантное поведение детей и подростков, следующие:
- Биологические факторы.
Некоторые физиологические и анатомические
особенности организма ребенка затрудняют его социальную адаптацию
Например, дефекты слуха или зрения, передающиеся по наследству, или внешняя непривлекательность подростка. Такие изменения, как правило, вызывают негативное отношение сверстников и подростку труднее влиться в коллектив;
Основные факторы, вызывающие девиантное поведение детей и подростков, следующие:
Психологические факторы.
К этой группе относятся различные нервно- психические заболевания, неврастении, психопатии и пограничные состояния.
Дети с такими заболеваниями чрезвычайно уязвимы и нуждаются в специальной социально-медицинской реабилитации;
Основные факторы, вызывающие девиантное поведение детей и подростков, следующие:
Социально-педагогические факторы.
Они включают в себя дефекты семейного, школьного и общественного воспитания и приводят к отклонениям в ранней социализации в период детства и в школьные годы. Такие дети плохо подготовлены к школе, у них нет никаких интересов и они безразличны к школьным оценкам;
Основные факторы, вызывающие девиантное поведение детей и подростков, следующие:
- Социально-экономические факторы. Это социальное неравенство и расслоение общества на бедных и богатых, безработица, инфляция, обнищание населенияповедения (приемлемые обществом) исчерпали себя или просто недоступны.
. В итоге они приводят к социальной напряженности; Морально-этические факторы. В этой группе факторов, с одной стороны, падение морально-нравственного уровня самого общества, а с другой – равнодушие общества к проявлениям девиантного поведения. Таким образом, дети с девиантным поведением просто оказываются в ситуации, когда отклоняющееся поведение является единственной реакцией на ненормальные для них социальные или микросоциальные условия, а другие способы поведения (приемлемые обществом) исчерпали себя или просто недоступны.
Дезадаптация– затруднённое, осложнённое какими – либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающаяся в неадекватном реагировании и поведении личности .
Психологическая дезадаптация –
выражается в
- эмоционально - личностном нарушении,
- нарушении взаимоотношений с одноклассниками,
- низкой успеваемости.
выражается в- эмоционально - личностном нарушении,- нарушении взаимоотношений с одноклассниками,- низкой успеваемости.
выражается в- эмоционально - личностном нарушении,- нарушении взаимоотношений с одноклассниками,- низкой успеваемости.
формирование у несовершеннолетнихмногоуровневой системы защиты от вовлечения в психически дестабилизирующие субкультуры
Основные модели профилактики
медицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор.
Диагностический этап работы с детьми девиантного поведения.
Беседы с классными руководителями.
Беседы с родителями.
Беседы социального педагога непосредственно с трудновоспитуемыми.
Диагностическая работа психолога школы с детьми девиантного поведения.
Изучение личностных характеристик учеников.
Изучение познавательного развития учащихся.
Изучение характера взаимоотношений в классе.
Изучение проблем класса с точки зрения учителя.
Изучение проблем класса с точки зрения учащихся.
Определение отношения «отвергаемых» к школе, к семье.
Работа с родителями, с семьей.
Оформление личных социально-психологических карт на каждого учащегося.
Коррекционно –
профилактическая работа
Работа в микрогруппе
Работа с классом
Личностно – ориентированная направленность
Консультирование классных руководителей и учителей – предметников по результатам исследований классов.
Комплексная работа по воспитанию здорового образа жизни.
Самоопределение учащихся и профориентационная работа
Тематические классные часы.
Беседы и консультации с родителями.
Беседы с ребёнком.
Посещение семьи и обследование взаимоотношений её членов.
Вовлечение в кружковую и другую внеклассную деятельность детей с проявлениями той или иной дезадаптированостью.
Контролирование посещаемости и успеваемости учащегося.
Кружки по интересам и внеклассная работа с детьми, проявляющими те или иные признаки дезадаптированности.
Микрогрупповые психотренинги и психокоррекционные занятия.
Снижение эмоционального напряжения.
Уменьшение тревожности.
Помочь справится с негативными переживаниями, которые препятствуют нормальному самочувствию.
Снятие страхов.
Воспитание уверенности в себе.
Снижение эмоционального напряжения.
Формирование у детей моральных представлений.
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.
Коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Обучение ауторелаксации.
КОНСУЛЬТАЦИИ (индивидуальные, групповые)
УЧИТЕЛЯМ
РОДИТЕЛЯМ
ДЕТЯМ
Взаимодействие
Зам. директора по ВР
После работы с учеником, в случае отсутствия положительного результата:
Проводит мини-педконсилиумы совместно с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, родителями.
В случае необходимости решает вопрос о приглашении учащегося на Совет при директоре.
Взаимодействие
Директор школы
Координирует действия зам. директора по ВР, социального педагога, психолога, классного руководителя.
В случае необходимости принимает решение о постановке учащихся на учёт.