Просмотр содержимого документа
«Презентация «Рекомендации по профилактике самоповреждающего поведения обучающихся»»
Рекомендации по профилактикесамоповреждающего поведения обучающихся.
Младший школьник. Что делать?
Разделяйте ребенка и его поступки.
Обязательно объясняйте ребенку, чем вы недовольны, делитесь своими чувствами. Это поможет ему научиться контролировать свои эмоции, проговаривать их вслух и направлять агрессию в безопасное русло.
Говорите ребенку, что для вас очень важно его здоровье.
Не занимайтесь самонаказаниями в присутствии ребенка . Вы являетесь для него основным примером, поэтому он может принять подобное поведение за норму и впоследствии поступать так же.
Не забывайте проявлять заинтересованность и участие в ребенке. Он должен чувствовать себя нужным.
Помогите ребенку повысить самооценку , учите его правильно реагировать на различные ситуации.
Пересмотрите список требований, которые вы предъявляете к ребенку . Некоторые из них могут оказаться для него непосильными.
Не ругайте ребенка за проявления аутоагрессии, а ищите ее причины.
Подросток. Что делать?
В этот период состояние аутоагрессии может доходить до попыток самоубийства, поэтому старайтесь поддерживать ребенка, внимательно выслушивайте его, обязательно показывайте, что вы дорожите им.
Делитесь с ребенком своими эмоциями, которые переживали вы, когда были подростком. Он должен понимать, что подобное состояние свойственно его возрасту, но с этим можно
что-то сделать.
Помогайте ребенку решать
проблемы . Но не лишайте
его права самостоятельно
принимать решения.
КАК РЕАГИРОВАТЬ И ПОДАВИТЬ ПРИСТУП ГНЕВА
Главная задача взрослых – не «заражаться» эмоциями ребенка. Чем спокойнее и увереннее взрослый, находящийся рядом, тем быстрее закончится приступ аутоагрессии.
Первое, что нужно сделать, – лишить ребенка возможности нанести себе серьезный вред. Не дать ему вырывать на себе волосы, биться о стену и расцарапывать кожу в кровь.
Второе – дать возможность выплеснуть эмоции: почиркать, порвать или помять бумагу, сильно потопать ногами или громко покричать.
Когда пыл ребенка остыл, необходимо назвать его чувства:
- «я вижу, что ты злишься»,
- «я понимаю, что ты обижен».
1) Если самоповреждение является способом справиться с чувствами одиночества, грусти или страха, то можно попробовать следующие альтернативы:
Послушать музыку, которая нравится и обычно успокаивает
Рассказать о своих чувствах человеку, которому можно доверять
Если дома есть домашнее животное, то поиграть, погладить его
Поспать, полежать, закутавшись в одеяло
Выйти на небольшую прогулку
Если получается, то поплакать.
Помассировать себе руки, плечи
Попробовать дыхательные практики
(например, устроиться комфортно,
и несколько раз медленно глубоко
вдыхать воздух через нос, медленно
выдыхая через рот)
2) Если причинение себе вреда вызвано желанием контролировать , убедиться в том, что на что-то можно повлиять, то можно:
Писать списки. Например, что сейчас больше всего злит, список своих желаний, список своих личных качеств, дел на месяц и т.д.
Написать письмо о своих
чувствах, затем скомкать
и порвать его
По очереди напрягать, а
потом расслаблять свои
мышцы
Сделать уборку в комнате
3) Если речь идет о желании заставить себя чувствовать хоть что-то, кроме эмоциональной боли или оцепенения, то
Принять холодный душ, умыться холодной водой
Подержать в руках что-то ледяное
Понюхать что-то с резким и сильным запахом
Надеть на запястье резинку,
оттянуть и отпустить ее
Полежать на аналогах
аппликатора Кузнецова
Сделать упражнения
на растяжку
4) Справиться со стыдом может помочь следующее:
Напоминание себе о том, что поступки человека не всегда отражают его качества – у любого поведения есть причины, и не означают, что человек плохой, ведь не всегда есть возможность сделать оптимальный выбор
Ограничение общения с «токсичными» людьми (кто обесценивает, задевает, унижает, оскорбляет)
Важно не корить себя за ошибки, и помнить о том, что без них не было бы большей части человеческих открытий, достижений и побед. Ошибаться – нормально , не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Попробовать составить список своих достижений: навыки, умения, полученный опыт, даже самый незначительный (кто-то чище всех моет посуду, кто-то умеет делать бумажные самолетики, не боится спать в палатке, прочитал много книг и т.д.)
5) Если нужно справиться с агрессией , которую сложно предъявить адресату (например, злость на родителей, или на учителя, на ровесников, которые обижают), то можно:
Побить грушу или подушку
Выйти на пробежку
Сделать зарядку
Покричать
Потанцевать
Покидать мелкие предметы
Энергично трясти кистями рук
Порвать что-то на множество мелких кусочков
С силой скомкать несколько листов бумаги
Сильно сжимать эспандер, слайм или сквиш
Написать о том, что злит, и порвать написанное
6) Если агрессия направлена на себя , есть чувство ненависти к себе и желание себя за что-то наказать, то можно
Написать о том, какие чувства есть в данный момент, затем в ответ на это написать себе письмо, полное принятия и сострадания
Проявить гнев через энергичные занятия – спортивные упражнения, бег, плавание, танцы