Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Детский суицид: как помочь детям избежать его"»
Материал подготовила
психолог высшей категории
ГКУСО МО Семейный центр помощи семье и детям «Клинский»
Екатерина Аркадьевна Новоторцева
Под суицидом понимается умышленное самоповреждение со смертельным исходом, т.е. лишение себя жизни. Психологические смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии накопившегося напряжения, ухода от той или иной сложной ситуации.
Различают три основных вида суицида: - истинный суицид; - скрытый (или непрямой) суицид, косвенное самоубийство; - демонстративный суицид, который не связан с желанием умереть; - аффективный тип поведения, когда суицидальные действия совершаются под влиянием ярких эмоций.
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и формирующейся личности. В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания. Суициды подростков чаще носят демонстративный характер, совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне психических расстройств.
Для детей и подростков причинами суицидов могут быть:
- личностно – семейные;
- состояние здоровья (например, наличие инвалидности);
- конфликты с обществом и законом, связанные с асоциальным поведением;
- ситуации, связанный с учебой (в первую очередь, буллинг);
- материально-бытовые трудности;
- несформированное понимание смерти (часто дети думают, что будет можно вернуть назад).
Признаками суицидального риска могут быть изменения режима сна и питания, самоизоляция, уход от контактов, нежелание выходить из дома, интерес к теме смерти, нежелание заниматься привычными делами, занятие которыми ранее доставляли удовольствие.
Во внешнем виде и поведении необходимо обращать внимание на:- тоскливое выражение лица, скука, уныние;- склонность к нытью, капризность;- внезапные приступы гнева, агрессия даже из-за мелочей;- тихий, монотонные голос, замедленная речь, причитания;- общая двигательная заторможенность, бездеятельность либо немотивированное возбуждение;- безразличное отношение к себе;- пессимистическое настроение, ожидание беды;- оценка собственной жизни, преимущественно прошлого, отсутствие перспектив на будущее.
Конкретные приемы поддержки в ситуации суицидального риска Блиц-анкета:
Вопросы
Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации?
Ответы
В чем должна заключаться эта помощь?
Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации?
Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
.
Упражнение «Смысл жизни»: - Создание своей визитки; - создание своего девиза; - работа с терапевтическими сказками и позитивными образами; - умение ответить на вопрос «Что я хочу от жизни?»; - устойчивые жизненные ценности и правильные ориентиры; - «мужество быть, т.е. четкая жизненная позиция»; - преодоление тревожности и страхов, мотивация к действию, умение преодолевать препятствия; - развитие творческих способностей, раскрытие личностного потенциала; - анализ каждого прожитого дня и продолжение фразы «Жизнь прекрасна, потому что…»
Живи так, как растет дерево, радуйся солнцу и знай,что в самую страшную грозу идет дождь и питает все живое. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!