Просмотр содержимого документа
«Презентация Характеристика мотивации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ.»
Характеристика мотивации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ.
В настоящее время обучение учащихся с ОВЗ осуществляется по 2 основным формам :
инклюзивное образование - включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка и
интегрированное обучение – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему.
Проектирование благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса
1. Подходы к формированию учебной мотивации2. Приемы формирования учебной мотивации
Подходы к формированию учебной мотивации(по В.Г. Асееву)
«Снизу вверх» актуализация отдельных побуждений ребенка
Существуют разные варианты классификации мотивов учения, в том числе такой, когда мотивы делятся на
социальные (внешние) и познавательные (внутренние), связанные с содержанием учебной деятельности.
- внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;
- внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:
1 . содержание учебного материала;
2. организация учебной деятельности, включающей три основных этапа:
- мотивационный,
- операционально-познавательный,
- рефлексивно-оценочный;
3. коллективные формы учебной деятельности;
4. оценка учебной деятельности;
5. стиль педагогической деятельности.
Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) отмечают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа:
ситуативный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны;
устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности;
включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.
Приемы формирования мотивационного поля:
1. Ситуация успеха, которая позволит преодолеть страх перед новым.
2. Разнообразные игры для развития творческих способностей.
3. «Включенность» ребенка в процесс, избегание роли «пассивного зрителя»
Задачи учебной деятельности ставит учитель на основе внешнего контроля и внешней оценки, переходящих в самоконтроль и в самооценку.
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Визуальный план урока на доске (поэтапность деятельности, переключение с одного этапа урока на другой).
Повтор, дробность задания
Алгоритмизация деятельности (пошаговость задания).
Сужение круга поиска («Найди ошибку в третьем предложении»).
Получение обратной связи (задать вопрос об услышанном, повторить задание).
Внесение мотива (“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”).
Поддерживающий контроль (план, встать рядом, песочные часы, таймер).
Динамическая пауза , смена деятельности.
Визуальные знаки правил поведения на уроке (поднять руку, не разговаривай, работай дружно и т.д.).
Система поощрений (моментальность поощрения, промежуточная оценка за правильный ответ - смайлик, плюс).
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИРАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Поощрение (индивидуально ориентированное, за проявленные усилия, настойчивость, достижение конкретных целей).
Авансирование успешного результата («У тебя обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»).
Мобилизация активности («С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»).
Эмоциональное стимулирование - подкрепление любого, даже незначительного, успеха («Особенно мне понравилось…», «Вот здесь, ты был молодец…»).
Внушение («Я вижу, что ты готов к уроку», «Ты аккуратно сделаешь задание в тетради», «Тебе по силам всё более трудные задания!»).
Эмоциональное поглаживание («молодец», «умница», «я горжусь тобой!» и т.д.).
Снятие страхов (“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”, “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”, “Задание довольно легкое, этот материал тебе знаком).
Персональная исключительность («Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…»).
Обеспечить привычный контакт (учитель, сосед по парте, с которым есть опыт успешной работы).
Метод "зеленой ручки", учит ученика любого возраста, не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи!