Презентация к защите выпускной квалификационной работы по теме: "Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений: тревожность у младших школьников"
Презентация к защите выпускной квалификационной работы по теме: "Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений: тревожность у младших школьников"
Защита выпускной квалификационной работы по теме: «Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений: тревожность у младших школьников».
В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме возникновения эмоциональных нарушений у детей. Установлены причины возникновения таких эмоциональных нарушений как агрессивность, импульсивность и тревожность в младшем школьном возрасте. Во втором разделе предложен диагностический инструментарий и рассмотрены методы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.
Своевременная диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у младших школьников, позволяет предотвратить в дальнейшем развитие агрессивности и девиантного поведения у старших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к защите выпускной квалификационной работы по теме: "Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений: тревожность у младших школьников"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ДПО«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
подготовлена слушателями группы 1.11.3
ЦЕЛЬ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений, адекватной диагностики и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
Изучение эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста и возможных путей коррекции.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Эмоциональные нарушения как психологический феномен .
ОБЪЕКТ
Возможности диагностики и коррекции эмоциональных нарушений (тревожности) у детей младшего школьного возраста.
ПРЕДМЕТ
теоретические – изучение и анализ литературы, составление библиографии;
экспериментальные методы – методы диагностики; методы коррекции.
МЕТОДЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
РАЗДЕЛ 1
ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ .
1.Формирование эмоциональной сферы в
1.Формирование эмоциональной сферы в
школьном возрасте
школьном возрасте
Развитие эмоций у детей происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний. Развитие чувств у них происходит как обобщение эмоций, направленных на определенный объект. Процесс развития эмоциональной сферы ребенка характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний.
В детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. До середины детства ребенок связан тесными эмоциональными связями с родителями (или людьми, их заменяющими), он погружен в эти чувства и еще не умеет их анализировать. Анализ накопленных в психологии данных и результатов исследований приводит к выводу, что эмоции, развиваясь в деятельности, играют в ней своеобразную ориентирующую и регулирующую роль [12].
Основную роль в генезисе чувств и эмоций у ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с вещами и окружающими людьми и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения [9].
Младшее школьное детство – это период 7-11 лет
Для этой стадии характерны :
доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.
2. Эмоциональные нарушения у детей школьного возраста и их причины
2. Эмоциональные нарушения у детей школьного возраста и их причины
Эмоциональные нарушения – это болезненные переживания тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема.
По мнению А.Ш. Тхостова, эмоциональное нарушение можно определить, как такое состояние эмоциональной сферы, которое недоступно произвольной регуляции по причине слабой осознанности или неосознанности его связи с вызвавшим ее предметом (обстоятельством), приводящее к дезадаптации личности в форме психического (соматического) расстройства, нарушений поведения и т.д..
Нарушения в эмоциональной сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации .
В современной клинической психологии главную роль в возникновении эмоциональных нарушений отводят когнитивным факторам (мыслям, представлениям, фантазиям). Выделяют две группы условий их проявления:
внешние ситуационные, то есть, каковы условия жизни человека с точки зрения возможностей удовлетворения его потребностей, таковы и эмоции, обеспечивающие субъективную оценку этих условий и мотивацию деятельности в данных обстоятельствах;
внутренние личностно обусловленные связаны с особенностями психофизиологических механизмов эмоциональности и особенностями восприятия и когнитивной переработки информации о внешних событиях. Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. В.Н. Мясищев выделяет три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.
1я группа: дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений;
2я группа: отличаются выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается инертность, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.
3я группа: характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. Преобладают импульсивность, агрессивность, тревожность.
1.3. Проявление агрессивности, импульсивности и тревожности в школьном возрасте
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
Импульсивность – это особенность поведения, которая характеризуется тенденцией совершать действия без обдумывания, под воздействием эмоций, внешних обстоятельств. Импульсивные люди эмоционально несдержанны, нетерпеливы, раздражительны. Они часто проявляют безответственность, легкомысленность, обидчивость.
Тревожность – это личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения, например, между родителями и детьми.
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗДЕЛ 2
2.1.МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ
Наблюдение
Беседа
Опросники и Проективные методики- такие как:
детская шкала проявлений тревожности Мак-Кэндлесс для 7–12 лет, адаптирована А.М. Прихожан,
«Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), который предназначен для детей младшего школьного возраста.
шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет Прихожан А.М.
диагностика школьной тревожности: опросник Филипса для учащихся 6–13лет,
факторный детский личностный опросник Кеттелла для детей от 8 до 12 лет.
Для дополнительной диагностики эмоционально-личностной сферы используются:
графическая методика «Кактус»
Рисуночный тест «Нарисуй человека».
Тест «Страхи в домиках» (М. Панфиловой).
Методика «Барашек в бутылке»
Проективные методы в младшем школьном возрасте являются более целесообразными и информативными. Но для достоверности и надёжности результатов исследования рекомендуется применять несколько методов диагностики.
2.2. Методы коррекции повышенного уровня тревожности в младшем школьном возрасте
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ
Сказкотерапия
Игротерапия
Недирективная игровая терапия
Активная игротерапия
«Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви
Арт-терапия.
Изотерапия
Музыкотерапия
Танцевальная терапия
Релаксация
ВЫВОДЫ
Дальнейшее развитие наших потомков во многом зависит от воспитания в семье, взаимопонимания и возможности вовремя помочь и объяснить ребенку его психологическое и эмоциональное состояние, справиться с ним и способствовать решению возникшей проблемы.
Более основательно мы остановились на изучении тревожности в младшем школьном возрасте, а также подобрали методы для диагностики и коррекции.
Для диагностики феномена тревожности остаётся актуальным метод наблюдения. Причины проявления тревожности можно выяснить в беседе с помощью свободного или стандартизированного опроса. А для уточнения разнообразных сторон проявления тревожности используются опросники и проективные методики.
ВЫВОДЫ
Тревожность – это глубоко личностная особенность индивида, поэтому коррекция должна представлять собой работу с бессознательным ребенка, применяя различные техники терапии. И, конечно же, не стоит забывать о работе с сознанием собственно тревожных детей и их окружающим социумом, применяя в занятиях с элементами тренинга упражнения, направленные на повышение самооценки и развитие толерантности и доброжелательности в коллективе, где находится тревожный ребенок.
Безусловно, проблема поиска эффективных мер, предупреждающих появление тревожности у детей, не исчерпывается решениями, предложенными в данной работе. Мы надеемся, что результаты исследования будут полезны для всех участников образовательного процесса, которые работают с таким «энергоемким» феноменом, как тревожность учащихся младшего школьного возраста.
Таким образом, цели и задачи, поставленные вначале работы, были выполнены. В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме возникновения эмоциональных нарушений у детей. Установлены причины возникновения таких эмоциональных нарушений как агрессивность, импульсивность и тревожность в младшем школьном возрасте. Во втором разделе предложен диагностический инструментарий и рассмотрены методы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.