kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к защите выпускной квалификационной работы по теме: "Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений: тревожность у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита выпускной квалификационной работы по теме: «Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений: тревожность у младших школьников».

В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме возникновения эмоциональных нарушений у детей. Установлены причины возникновения таких эмоциональных нарушений как агрессивность, импульсивность и тревожность в младшем школьном возрасте. Во втором разделе предложен диагностический инструментарий и рассмотрены методы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.

Своевременная диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у младших школьников, позволяет предотвратить в дальнейшем развитие агрессивности и девиантного поведения у старших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к защите выпускной квалификационной работы по теме: "Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений: тревожность у младших школьников"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ  ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»  КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА  подготовлена слушателями группы 1.11.3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

подготовлена слушателями группы 1.11.3

ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений, адекватной диагностики и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной. Изучение эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста и возможных путей коррекции. АКТУАЛЬНОСТЬ Эмоциональные нарушения как психологический феномен . ОБЪЕКТ Возможности диагностики и коррекции эмоциональных нарушений (тревожности) у детей младшего школьного возраста.  ПРЕДМЕТ теоретические – изучение и анализ литературы, составление библиографии; экспериментальные методы – методы диагностики; методы коррекции.  МЕТОДЫ

ЦЕЛЬ

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений, адекватной диагностики и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Изучение эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста и возможных путей коррекции.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Эмоциональные нарушения как психологический феномен .

ОБЪЕКТ

Возможности диагностики и коррекции эмоциональных нарушений (тревожности) у детей младшего школьного возраста.

ПРЕДМЕТ

  • теоретические – изучение и анализ литературы, составление библиографии;
  • экспериментальные методы – методы диагностики; методы коррекции.

МЕТОДЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1  ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ .

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

РАЗДЕЛ 1

ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ .

1.Формирование эмоциональной сферы в 1.Формирование эмоциональной сферы в  школьном возрасте  школьном возрасте
  • 1.Формирование эмоциональной сферы в
  • 1.Формирование эмоциональной сферы в

школьном возрасте

  • школьном возрасте

Развитие эмоций у детей происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний. Развитие чувств у них происходит как обобщение эмоций, направленных на определенный объект. Процесс развития эмоциональной сферы ребенка характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний.

В детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. До середины детства ребенок связан тесными эмоциональными связями с родителями (или людьми, их заменяющими), он погружен в эти чувства и еще не умеет их анализировать. Анализ накопленных в психологии данных и результатов исследований приводит к выводу, что эмоции, развиваясь в деятельности, играют в ней своеобразную ориентирующую и регулирующую роль [12].

Основную роль в генезисе чувств и эмоций у ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с вещами и окружающими людьми и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения [9].

Младшее школьное детство – это период 7-11 лет Для этой стадии характерны :

Младшее школьное детство – это период 7-11 лет

Для этой стадии характерны :

  • доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
  • доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
  • возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.
2. Эмоциональные нарушения у детей школьного возраста и их причины 2. Эмоциональные нарушения у детей школьного возраста и их причины
  • 2. Эмоциональные нарушения у детей школьного возраста и их причины
  • 2. Эмоциональные нарушения у детей школьного возраста и их причины

Эмоциональные нарушения – это болезненные переживания тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема.

По мнению А.Ш. Тхостова, эмоциональное нарушение можно определить, как такое состояние эмоциональной сферы, которое недоступно произвольной регуляции по причине слабой осознанности или неосознанности его связи с вызвавшим ее предметом (обстоятельством), приводящее к дезадаптации личности в форме психического (соматического) расстройства, нарушений поведения и т.д..

Нарушения в эмоциональной сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации .

В современной клинической психологии главную роль в возникновении эмоциональных нарушений отводят когнитивным факторам (мыслям, представлениям, фантазиям). Выделяют две группы условий их проявления:

  • внешние ситуационные, то есть, каковы условия жизни человека с точки зрения возможностей удовлетворения его потребностей, таковы и эмоции, обеспечивающие субъективную оценку этих условий и мотивацию деятельности в данных обстоятельствах;
  • внутренние личностно обусловленные связаны с особенностями психофизиологических механизмов эмоциональности и особенностями восприятия и когнитивной переработки информации о внешних событиях. Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. В.Н. Мясищев выделяет три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.

1я группа: дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений;

2я группа: отличаются выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается инертность, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.

3я группа: характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. Преобладают импульсивность, агрессивность, тревожность.

1.3. Проявление агрессивности, импульсивности и тревожности в школьном возрасте

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.

Импульсивность – это особенность поведения, которая характеризуется тенденцией совершать действия без обдумывания, под воздействием эмоций, внешних обстоятельств. Импульсивные люди эмоционально несдержанны, нетерпеливы, раздражительны. Они часто проявляют безответственность, легкомысленность, обидчивость.

Тревожность – это личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения, например, между родителями и детьми.

Тревогу определяют, как «ощущение неконкретной, неопределенной, ненаправленной угрозы, неясное чувство опасности».

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗДЕЛ 2  2.1.МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗДЕЛ 2

2.1.МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Опросники и Проективные методики- такие как:
  • детская шкала проявлений тревожности Мак-Кэндлесс для 7–12 лет, адаптирована А.М. Прихожан,
  • «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), который предназначен для детей младшего школьного возраста.
  • шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет Прихожан А.М.
  • диагностика школьной тревожности: опросник Филипса для учащихся 6–13лет,
  • факторный детский личностный опросник Кеттелла для детей от 8 до 12 лет.
Для дополнительной диагностики эмоционально-личностной сферы используются: графическая методика «Кактус» Рисуночный тест «Нарисуй человека». Тест «Страхи в домиках» (М. Панфиловой).  Методика «Барашек в бутылке»  Проективные методы в младшем школьном возрасте являются более целесообразными и информативными. Но для достоверности и надёжности результатов исследования рекомендуется применять несколько методов диагностики.

Для дополнительной диагностики эмоционально-личностной сферы используются:

  • графическая методика «Кактус»
  • Рисуночный тест «Нарисуй человека».
  • Тест «Страхи в домиках» (М. Панфиловой).
  • Методика «Барашек в бутылке»

Проективные методы в младшем школьном возрасте являются более целесообразными и информативными. Но для достоверности и надёжности результатов исследования рекомендуется применять несколько методов диагностики.

2.2. Методы коррекции повышенного уровня тревожности в младшем школьном возрасте  ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ

2.2. Методы коррекции повышенного уровня тревожности в младшем школьном возрасте

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МЕТОДЫ

  • Сказкотерапия
  • Игротерапия
  • Недирективная игровая терапия
  • Активная игротерапия
  • «Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви
  • Арт-терапия.
  • Изотерапия
  • Музыкотерапия
  • Танцевальная терапия
  • Релаксация
ВЫВОДЫ Дальнейшее развитие наших потомков во многом зависит от воспитания в семье, взаимопонимания и возможности вовремя помочь и объяснить ребенку его психологическое и эмоциональное состояние, справиться с ним и способствовать решению возникшей проблемы. Более основательно мы остановились на изучении тревожности в младшем школьном возрасте, а также подобрали методы для диагностики и коррекции. Для диагностики феномена тревожности остаётся актуальным метод наблюдения. Причины проявления тревожности можно выяснить в беседе с помощью свободного или стандартизированного опроса. А для уточнения разнообразных сторон проявления тревожности используются опросники и проективные методики. ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

Дальнейшее развитие наших потомков во многом зависит от воспитания в семье, взаимопонимания и возможности вовремя помочь и объяснить ребенку его психологическое и эмоциональное состояние, справиться с ним и способствовать решению возникшей проблемы.

Более основательно мы остановились на изучении тревожности в младшем школьном возрасте, а также подобрали методы для диагностики и коррекции.

Для диагностики феномена тревожности остаётся актуальным метод наблюдения. Причины проявления тревожности можно выяснить в беседе с помощью свободного или стандартизированного опроса. А для уточнения разнообразных сторон проявления тревожности используются опросники и проективные методики.

ВЫВОДЫ

Тревожность – это глубоко личностная особенность индивида, поэтому коррекция должна представлять собой работу с бессознательным ребенка, применяя различные техники терапии. И, конечно же, не стоит забывать о работе с сознанием собственно тревожных детей и их окружающим социумом, применяя в занятиях с элементами тренинга упражнения, направленные на повышение самооценки и развитие толерантности и доброжелательности в коллективе, где находится тревожный ребенок.

Безусловно, проблема поиска эффективных мер, предупреждающих появление тревожности у детей, не исчерпывается решениями, предложенными в данной работе. Мы надеемся, что результаты исследования будут полезны для всех участников образовательного процесса, которые работают с таким «энергоемким» феноменом, как тревожность учащихся младшего школьного возраста.

Таким образом, цели и задачи, поставленные вначале работы, были выполнены. В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме возникновения эмоциональных нарушений у детей. Установлены причины возникновения таких эмоциональных нарушений как агрессивность, импульсивность и тревожность в младшем школьном возрасте. Во втором разделе предложен диагностический инструментарий и рассмотрены методы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Коваль Анна Юрьевна

Дата: 22.03.2023

Номер свидетельства: 628072


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства