Просмотр содержимого документа
«Презентация к семинару - практикуму по теме: "Педагог и ребёнок: Барьеры в общении"»
«ПЕДАГОГ И РЕБЕНОК:БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ»
Педагог – психолог
КГУ «Средняя школа №2»
Церковная Т.В.
„В общении все дни проходят наши, но искусство общаться — удел немногих…“Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) Русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, …
Навыки эффективного общения
Умение не демонстрировать свои эмоции,
а говорить о них, проговаривать.
Я-высказывание, умение говорить о своих чувствах.
5
1
6
Умение предлагать альтернативное решение
Активное слушание, умение понять чувства другого человека
2
7
Умение приводить аргументы
3
Умение задавать уточняющие вопросы
Умение просить
Умение идти на компромисс
8
4
Умение отказывать
ГОВОРЯЩИЙ?
СЛУШАЮЩИЙ?
Кто же несет ответственность за успех общения?
Барьеры общения - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию. Они могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, манерами общения.
Общение — это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами, под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией.
На самом деле информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Средства общения
Невербальные
Вербальные
Речь
Языковые системы
Упражнение «Незаконченное предложение».
«Педагогом быть ПЛОХО,
потому что…»
«Педагогом быть ХОРОШО,
потому что…»
Барьеры общения— это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия,конфликтов или способствующие им.
Барьер темперамента
Манера общения
Акцентуации личностей
Субъекты общения
Недоминантный субъект
Доминантный субъект
Экстравертный субъект
Мобильный субъект
Интровертный субъект
Ригидный субъект
Упражнение «Проекция».
Необходимо начать давать описание любого объекта, но с небольшим изменением в речи: все время говорите «я» вместо «он».
Например, можно ответить на вопросы:
- Кто я?
- Какой я?
- Что я делаю?
- Что хочу „здесь и сейчас“?
- Что люблю?
- Что не нравится?
Сопутствующие факторы
1. Перцептивный барьер
2. Поведенческий барьер
3. Языковой барьер
4. Эмоциональный барьер
5. Культурный барьер
6. Гендерный барьер
Коммуникативные барьеры и их различныемодификации:
1 «авторитет»;
2 «избегание»;
3 «непонимание».
•социального положения
• привлекательного внешнего вида
• доброжелательного отношения к адресату воздействия
• компетентности ;
• искренности,
привлечь внимание;
удержать внимание.
фонетический (фонема — звук),
семантический (семантика — смысловое значение слов),
стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания),