Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовые основы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Нормативно-правовые основы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Система законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих образование в РФ, включая дополнительное образование детей и взрослых
А. Международные документы:
Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959);
Конвенция о павах ребенка (Издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1989);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Стратегия Совета Европы по защите прав ребёнка на 2012-2015гг (2012г)
Б. Федеральные нормативные акты:
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993г.)
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025г.) (Постановление Правительства РФ от 4.10.2000г., №175)
Национальная образовательная инициатива (утверждена Указом Президента РФ 04.02.2010г.)
Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012г. №273
О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утверждена Указом Президента РФ от 01.06.2012г., №761)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (29.05.2015г)
Семейный кодекс РФ (от 29.12.1995г., последняя редакция 2015г.)
Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (1998)
Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Закон о социальной защите инвалидов в РФ (1995г.)
Федеральный закон об опеке и попечительстве (2008г.)
Федеральный закон Российской Федерации«Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с последующими изменениями)
Базовые понятия в сфере образования
1 ) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных и не сопровождается повышением уровня образования;
15) обучающийся - физическое лицо потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, осваивающее образовательную программу;
16 ) обучающийся с ограниченными возможностями здоро вья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
17 ) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Федеральный закон Российской Федерации«Об образовании в Российской Федерации»
Гл.2. ст. 12. Образовательные программы…
4.К дополнительным образовательным программам относятся :
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Концепция развития дополнительного образованияутверждена распоряжением Правительства Российской Федерацииот 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Открытое образование
Вариативное образование
Социокультурная практика наращивания мотивационного потенциала личности
Сфера личностного и профессионального самоопределения
Пространство социализации
Инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности
Идея: дополнительное образование – открытое вариативное образование, обеспечивающее индивидуализацию образовательного процесса
Миссия дополнительного образования: социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства
Концепция развития дополнительного образования детей
Закон об образовании в РФ Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
«…»
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
Концепция развития дополнительного образования детей :
свободный личностный выбор деятельности
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ
модульность содержания образовательных программ
Идея:
обновление содержания,
образовательных форм,
технологий дополнительного образования детей
Концепция развития дополнительного образования детей
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества ( изучение социального заказа )
поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом
поддержка программ для детей старше 14 лет
поддержка совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей
поддержка программ каникулярного отдыха
развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства
разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
Новые формы ДО
Интенсивные школы
Социальные тренинги для школьников старших классов
Программы индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий
Массовые социально-образовательные проекты
Летний образовательный отдых
Модульная организация образовательного процесса
Краткосрочные модули (до 7 дней)
В рамках модуля организационно-деятельностные семинары, имитационно-ролевые игры, проектные семинары, образовательные путешествия, объединенные общей задачей)
Образовательная задача в логике актуальных проблем профессиональной, социальной, экзистенциальной жизни образующегося должна задавать проблемно- поисковый характер модуля
Решение практически значимых актуальных задач
Включение в качестве образовательного материала ситуаций городского, регионального, федерального и (или) мирового уровней
Сетевое взаимодействие, мобильность обучающихся
Идея :интеграция общего и дополнительного образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом
Интеграция дополнительного и общего образования в реализации процессов воспитании и социализации
Интеграция программного содержания и учебных предметов
Ориентация на метапредметные и личностные результаты образования
Основания проектирования и реализации программ ДОД
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования
творческий и продуктивный характер образовательных программ
открытый и сетевой характер реализации
Концепция развития ДОД
Идея : дополнительное образование – один из ведущих факторов социализации
Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установление социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
(Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России)
Идея : мотивация внутренней активности саморазвития детей – задача всего общества
Идея : дополнительное образование – пространство персонального образования для самореализации личности
Направленности ДОД
Техническая
Естественнонаучная
Социально педагогическая
Художественная
Туристско краеведческая
Физкультурно спортивная
Условия реализации Концепции
Обеспечение доступности ДОП
Расширение спектра ДОП
Вовлечение социальных субъектов в реализацию и проектирование ДОП
Развитие системы управления качеством реализации ДОП
Развитие кадрового потенциала системы ДОД
Внедрение механизмов государственно частного партнерства в систему ДОД
Модернизация инфраструктуры ДОД
Развитие неформального и информального образования
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 годаутверждена распоряжением Правительства Российской Федерацииот 29 мая 2015 г. № 996-р
Результаты:
укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей, создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей, укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
повышение уровня информационной безопасности детей;
формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. № 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28 августа 2018 г. № 52016).
Основная цель вида профессиональной деятельности: организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
Письмо Минобрнауки России от № 06-1844 от 11.12.2006
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018
№ 196
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
19. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья .
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
20. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению; адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
21. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.
22. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой .
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки.
23. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков .
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
VIII. Требования к организации образовательного процесса
8.2 …
Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования приведены в Приложении N 3.
8.7. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
8.8. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 - 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут.
…
Федеральный приоритетный проект
Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и приоритетным проектам (протокол заседания от 30 ноября 2016 г. № 11, с изменениями в редакции протокола от 19 сентября 2017 года № 66)
Национальный проект «Образование»
Паспорт национального проекта «Образование» федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол заседания от 03 сентября 2018г. № 10 )
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" направлен на достижение цели национального проекта по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций