МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Было проведено исследовани е по изучению мотивационно - потребностной деятельности учащихся в условиях МКШ в сравнении с учащимися средней школы. Выявлено, что у детей обеих выборок доминируют игровые мотивы обучения,что является возрастной нормой. Они предпочитают более легкие задания, предполагающие упражнения уже складывающихся учебных навыков, чем осуществляется проблемный поиск.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ »
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ.
Выполнила студентка: Грунина И.Г.
Руководитель: д.п.н. Завалко Н.А.
Программа исследования:
Цель: изучить особенности мотивационно-потребностной сферы деятельности учащихся в малокомплектной школе.
Объект: мотивационно-потребностная сфера личности учащихся.
Предмет: развитие мотивационно-потребностной сферы деятельности учащихся в малокомплектной школе.
Гипотеза исследования:
в структуре потребностно-мотивационной сферы деятельности младших школьников в малокомплектной школе будет выраженным коммуникативный и аффилитативный мотивы, тогда как в средней школе – мотив престижа и достижения успеха.
Этапы исследования:
I этап – теоретический анализ психологической и педагогической литературы.
II этап – планирование и проведение эмпирического исследования.
III этап – анализ эмпирических данных, сопоставление с данными теоретического анализа.
IV этап – разработка рекомендаций для малокомплектных школ.
Диагностический инструментарий
1 ) методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой);
2) наблюдение по схеме «Диагностика учебной мотивации в ситуации выбора» (С.В. Зайцев);
3) наблюдение по схеме «Поведение учащихся на занятии»;
Изучение поведения на занятиях и отношения к учебе - объективный метод.
- стремление учащихся посещать занятия
- благополучия;
- мотивация достижения;
Изучение доминирующей мотивации посещения школы – проективный метод.
- аффилиации;
- игровая мотивация.
- учебные ситуации;
- наличие и характер отвлечений;
- ситуации неучебного характера;
- престижа;
- поведение детей по окончании занятия и т.д.
- избегания неудачи;
- игровые ситуации.
- учебно-познавательные (содержание учения);
- учебно-познавательные (процесс учения);
- коммуникативные
- творческой самореализации;
- достижения успеха.
Рисунок 2.2 Процентные соотношения выборов вида заданий учащимися – методика диагностики учебной мотивации школьников
(методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)
Примечания:
1) тип школы: МКШ – малокомплектная школа, СШ – средняя школа;
2) мотив: 1 – долга и ответственности, 2 – самоопределения и самосовершенствования, 3 – благополучия, 4 – аффилиации, 5 – престижа, 6 – избегания неудачи, 7 – учебно-познавательные, 8 – коммуникативные, 9 – творческой самореализации, 10 – достижения успеха
Рисунок 2.3 Процентные соотношения выборов вида заданий учащимися – наблюдение по схем«Диагностика учебной мотивации в ситуации выбора» (С.В. Зайцев)
Примечание: МКШ – малокомплектная школа, СШ – средняя школа
Рисунок 2.4 Процентные соотношения выборов вида заданий учащимися – наблюдение по схеме «Поведение учащихся на занятии»
Примечания:
1) тип школы: МКШ – малокомплектная школа, СШ – средняя школа;
2) поведение на занятии: 1 – желание посещать занятия, 2 – отношение к средствам действия: положительное, 3 – наличие отвлечений во время занятий, 4 – наличие высказываний, выражающих, положительное отношение к занятиям, 5 – общая активность на занятиях: увлеченность содержанием занятия, 6 – желание позаниматься еще после окончания занятия
Рисунок 2.5 Процентные соотношения выборов вида заданий учащимися – рисунок «Лесная школа» (модификация методики Баркан А.И., Полуянов Ю.А. «Пиктографический тест школьной мотивации»)
Примечание: МКШ – малокомплектная школа, СШ – средняя школа
Обобщённые результаты исследования
№
Методика
Структура и иерархия системы учебных мотивов
1
2
Малокомплектная школа
Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)
Средняя школа
1. Долга и ответственности.
3
Наблюдение «Диагностика учебной мотивации в ситуации выбора» (С.В. Зайцев)
4
Наблюдение «Поведение учащихся на занятии»
1. Игровая мотивация.
1. Достижения успеха.
2. Учебно-познавательные.
2. Мотивация достижения.
1. Игровая мотивация.
3 Коммуникативный мотив и мотив творческой самореализации.
1) у учащихся малокомплектной школ преобладает мотивация долга и ответственности, учебно-познавательный мотив, ученики имеют выраженные коммуникативный мотив и мотив творческой самореализации. В средней школе доминируют мотивы достижения успеха, долга и ответственности, избегания неудачи и мотив престижа. Статистический анализ показал, что учебно-познавательные мотивы и коммуникативные в малокомплектной школе выражены сильнее, чем в средней, при этом мотив достижения успеха у учащихся малокомплектной школы выражен значительно слабее;
2) у учащихся малокомплектной школы также как и учеников средней школы доминируют игровые мотивы учения, что является возрастной нормой. Дети обеих выборок предпочитают более легкие задания, предполагающие упражнение уже складывающихся учебных навыков, чем осуществлять проблемный поиск. По результатам наблюдения мы обнаруживаем преобладание мотива достижения независимо от типа школы;
3) учащиеся независимо от типа школы с желанием посещают школу, но дети из малокомплектной школы обнаружили большее желание, а также большую активность на занятиях и вовлеченность в них;
4) согласно проективной методике у учащихся младших классов разных типов школ преобладает неучебная мотивация.