kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция на тему "Развитие отраслей психологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: опыт, психофизика, физиологическая психология, интроспекция, психологическая лаборатория Вундта, научная психологическая школа, экспериментальная психология, детерминизм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему "Развитие отраслей психологии"»

Лекция Тема: Развитие отраслей психологии.  Содержание лекции:  Экспериментальная психология. 2. «Сертификат» на независимость 3. Эрнест Вебер: зарождение психофизики.

Лекция

Тема: Развитие отраслей психологии.

Содержание лекции:

  • Экспериментальная психология.

2. «Сертификат» на независимость

3. Эрнест Вебер: зарождение психофизики.

Ключевые слова: опыт, психофизика, физиологическая психология, интроспекция, психологическая лаборатория Вундта, научная психологическая школа, экспериментальная психология, детерминизм.

Ключевые слова: опыт, психофизика, физиологическая психология, интроспекция, психологическая лаборатория Вундта, научная психологическая школа, экспериментальная психология, детерминизм.

Экспериментальная психология - область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Экспериментальная психология -

область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения.

Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Основные предпосылки возникновения экспериментальной психологии: XVI век  — первые сведения о психологических  экспериментах. XVIII век  -  начало систематической постановки  психологических экспериментов с научной  целью (большей частью, опыты с  элементарными зрительными ощущениями).  1) Опыт - предмет философской теории познания.  2) Опыт включает в себя идеи, ощущения, чувства и  результаты самонаблюдения.  3) Знание основывается на опыте, а идеи, которые  составляют содержание сознания, появляются на  основе опыта.

Основные предпосылки возникновения экспериментальной психологии:

  • XVI век — первые сведения о психологических

экспериментах.

  • XVIII век - начало систематической постановки

психологических экспериментов с научной

целью (большей частью, опыты с

элементарными зрительными ощущениями).

1) Опыт - предмет философской теории познания.

2) Опыт включает в себя идеи, ощущения, чувства и

результаты самонаблюдения.

3) Знание основывается на опыте, а идеи, которые

составляют содержание сознания, появляются на

основе опыта.

Предпосылки возникновения экспериментальной психологии год 1860 событие 1874 описание публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики»  публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология» Предложенные Фехнером психофизические методы позволили применить язык математики к психологии. Принципы физиологической психологии строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции.

Предпосылки возникновения экспериментальной психологии

год

1860

событие

1874

описание

публикация книги

Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики»

публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология»

Предложенные Фехнером психофизические методы позволили применить язык математики к психологии.

Принципы физиологической психологии строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции.

год 1879 событие 1885 основание психологической лаборатории Вундта  описание публикация работы  Г. Эббингауза «О памяти»  Основание психологической лаборатории позволило создать первую научную психологическую школу. Пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

год

1879

событие

1885

основание психологической лаборатории Вундта

описание

публикация работы

Г. Эббингауза

«О памяти»

Основание психологической лаборатории позволило создать первую научную психологическую школу.

Пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Принцип детерминизма Принцип фальсифицируемости Принцип объективности

Принцип детерминизма

Принцип фальсифицируемости

Принцип объективности

Принцип единства физиологического и психического Принцип единства сознания и деятельности Принцип развития

Принцип единства физиологического и психического

Принцип единства сознания и деятельности

Принцип развития

«Сертификат на независимость»  Веками

«Сертификат на независимость»

Веками "обителью" психологии считалась философия. В середине

XIX века психология начинает отстаивать право на самостоятельность среди других позитивных наук. Свои "сертификаты" на независимость она черпала, во-первых, в математике , во-вторых, в эксперименте .

Что касается математики , то вопреки Канту, учившему, что психология никогда не сможет её применить, а потому не станет истинной наукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания

Что касается математики , то вопреки Канту, учившему, что психология никогда не сможет её применить, а потому не станет истинной наукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания "статики и динамики" представленийпервоэлементов души . Когда один видный математик решил проверить его аппарат, то к своему удивлению обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Но, как известно, математика подобна мукомолке – результат, который получают "на выходе", зависит от запущенного сырья. Гербарт "запустил" фиктивный материал, и из его трудоемких расчетов наука ничего не извлекла.

Другая картина стала вырисовываться, когда физиологи , проводя эксперименты над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы . Теперь предметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.

Другая картина стала вырисовываться, когда физиологи , проводя эксперименты над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы . Теперь предметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.

Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики . Её основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств – физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).

Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики . Её основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств – физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).

Эрнст Вебер: зарождение психофизики Психофизика - Психологическая дисциплина, изучающая количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул.

Эрнст Вебер: зарождение психофизики

Психофизика -

Психологическая дисциплина, изучающая количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул.

 Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении.  Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого – зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса – 1/30 и т.д.

Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении.

Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого – зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса – 1/30 и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция на тему "Развитие отраслей психологии"

Автор: Шавва Наталья Александровна

Дата: 31.07.2016

Номер свидетельства: 338331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по географии по теме "Научно-техническая революция" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-po-tiemie-nauchno-tiekhnichieskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "172369"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423812149"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства