Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского
Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского»
Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского
Подготовили: студентки группы К3ДО
Вишнякова Ксения и Иванисова Виктория
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)».
Направления исследований
Развитие высших психических функций
Психология развития ребенка
Выготский понимал под развитием - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития.
Ключевые идеи психического развития
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов.
Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка.
Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослым, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов.
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1.Детское развитие имеет сложную организацию во времени
2.Закон метаморфозы в детском развитии
3.Закон неравномерности детского развития
4.Закон развития высших психических функций
Метод исследования
Экспериментально- генетический
Конкретным выражением этого метода была методика двойной стимуляции, с помощью которой проводились экспериментальные исследования памяти, внимания и др. Клинический психологический анализ аномалий психического развития Выготский рассматривал в их значении для понимания генезиса психики человека, роли обучения в психическом развитии человека.
Периодизация психического развития
Критический период – изменения, обнаруживающиеся в виде скачкообразных необратимых качественных новообразований в психике.
Стабильный период – медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений в развитии.
Кризис новорожденности (от 1,5-2 месяцев);
Младенчество (примерно до года);
Кризис первого года;
Раннее детство (от 1 до 3);
Кризис трех лет;
Дошкольное детство (от 3 до 7);
Кризис семи лет;
Младший школьный возраст;
Кризис подросткового возраста;
Подростковый возраст;
Кризис 17 лет.
Ценность теории
Выготским был введен новый метод исследования – экспериментально-генетический. Было разработано учение о возрасте как единице анализа детского развития. Предложительное понимание хода, условий, источника формы, специфики и движущих сил развития; описаны стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; были выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка.