Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) — наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал: «Психология — это наука о функциях сознания». Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС (11 ЯНВАРЯ 1842, НЬЮ-ЙОРК — 16 АВГУСТА 1910, ЧОКОРУА, НЬЮ-ХЭМПШИР) — АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛОСОФ И ПСИХОЛОГ, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ И ВИДНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАГМАТИЗМА И ФУНКЦИОНАЛИЗМА.
У.Джеймс писал: «Психология — это наука о функциях сознания».
ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ
Непроизвольные
Произвольные
«ВСЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ЛИШЬ СУММА ПРИВЫЧЕК, НЕОТВРАТИМО ВЛЕКУЩИХ НАС К НАШЕЙ СУДЬБЕ, КАКОВА БЫ ОНА НИ БЫЛА»
Социальные отношения
Социальные отношения — это источник формирования социального Я, набора социальных привычек. Человеку объективно необходимо чувство принадлежности, включенности в социальные отношения, необходимо быть признанным другими людьми.
Воля
Эмоции
Воля — это главное качество личности. Но развитая личность уже не сталкивается с трудностями при принятии решений, она чувствует свое единство с миром, и ей не надо совершать волевые усилия, чтобы действовать.
Интеллект
У. Джеймс — автор периферической теории эмоций. Они имеют своим источником телесные ощущения. Изменяя позу тела, можно изменить эмоции, управлять ими. Развитие личности — это освоение эмоций более высокого порядка, которые высвобождаются при участии сознания
Выделяет два вида знаний у человека:
♦ обыденное, или интуитивное, знание (по сходству, по привычке, они эмоционально окрашены, а по способу получения интуитивны, случайны);
♦ собственно интеллект — фокусирование не на свойствах, а на отношениях, они являются обобщенными, объективными знаниями о сущности предметов, явлений.
Самость
Самость, центр личности — ее духовное Я. Оно источник внимания и воли, личностного развития
Подход к психотерапевтической помощи
Задачи психотерапии — развитие произвольности, воли у человека, т. е. ее роль состоит в том, чтобы научить человека управлять своим вниманием, волей, эмоциями. Основа для этого — собственная мотивация человека и ее развитие.
Препятствия для развития личности:
♦ «телесные привычки»: действия, которые совершаются без специального осознания, являются неадекватными;
♦ ошибка преувеличения: если какие-то черты у человека являются преувеличенно развитыми, они перерастают в свою противоположность, становятся неадекватными;