kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы и методы организации работы с учащимися «группы риск» и высокомотивированными

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов и других специалистов.

•"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, общества, образовательного учреждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы организации работы с учащимися «группы риск» и высокомотивированными»

«Формы и методы организации работы с учащимися «группы риск» и высокомотивированными» Чернова Е.В. педагог-психолог

«Формы и методы организации работы с учащимися «группы риск» и высокомотивированными»

Чернова Е.В.

педагог-психолог

Учащиеся
  • Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов и других специалистов.
  • "Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, общества, образовательного учреждения.
Для подростков
  • Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мо­тивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений.
  • Они плохо адаптируются к школьной жиз­ни, конфликтуют с окружающими.
Работа с детьми «группы риска» включает в себя:

Работа с детьми «группы риска» включает в себя:

  • социально – педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
  • выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса, изучение положения ребенка в семье;
  • изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.
Для преодоления типичных отклонений в поведении учащихся «группы риска» используются следующие способы: Если ребенок часто лжет, необходимо быть твердым, справедливыми последовательным, хвалить ребенка всякий раз, когда он говорит правду.  Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода ритуалом. Сверстники бранятся - надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных местах. Игры: «Доктор вежливых наук», «Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились», социальные уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» - формируют терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
  • Для преодоления типичных отклонений в поведении учащихся «группы риска» используются следующие способы:
  • Если ребенок часто лжет, необходимо быть твердым, справедливыми последовательным, хвалить ребенка всякий раз, когда он говорит правду.
  • Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода ритуалом. Сверстники бранятся - надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных местах.
  • Игры: «Доктор вежливых наук», «Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились», социальные уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» - формируют терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
Беседы: «Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к школе», «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ причин и коррекция», «Семейная атмосфера». Педагогический практикум «Дети, как безусловная ценность» Консультации:
  • Беседы:
  • «Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к школе», «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ причин и коррекция», «Семейная атмосфера».
  • Педагогический практикум
  • «Дети, как безусловная ценность»
  • Консультации:
  • «Как отучить ребенка от плохих слов», «Дети и деньги», «Хорошо ли вы обращаетесь со своим ребенком».

Индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации, родительские собрания на дому.

Формы обучения высокомотивированных детей в условиях общеобразовательных школ:

Формы обучения высокомотивированных детей в условиях общеобразовательных школ:

  • индивидуальная  (работа по индивидуальному плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;
  • занятия по свободному выбору  (спецкурс, организация малых групп) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;
  • дифференциация образовательного процесса  (изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;
  • исследовательские секции или объединения   (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения).
Работа с высокомотивированными детьми на школьном уровне ведется по направлениям:

Работа с высокомотивированными детьми на школьном уровне ведется по направлениям:

  • дифференциация учебного процесса для разных групп учащихся в процессе проведения учебных занятий;
  • проведение дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для учащихся;
  • включение детей в исследовательскую и проектную деятельность, выполняемую под руководством педагогов школы;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
  • ведение элективных и учебных курсов, разработанных и скорректированных педагогами школы.
Алгоритм работы с детьми «группы риска»

Алгоритм работы с детьми «группы риска»

  • 1.    Выделение детей группы риска. Его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования.        Специалистом заполняется матрица по определенным параметрам на всех детей. Происходит это при интервьюировании учителей, родителей и др. Для удобства выделяются  4 основные группы критериев: социальные, медицинские, учебные, поведенческие. В результате определяются дети, которые имеют неблагоприятные показатели в совокупности. Они и составляют «группу риска».
  • 2.    Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдения на уроках, переменах, обследуя домашние условия.
  • 3.    Педагог-психолог проводит углубленную  индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития.
  • 4.    Социальный педагог и педагог-психолог  вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социального, психологического характера. При необходимости организуется психолого-медико-педагогический консилиум для определения маршрута обучения и воспитания ребенка.
  • 5.    На основании полученных  сведений строится коррекционно-развивающая работа .
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА  (для тех кто работает с детьми)

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА (для тех кто работает с детьми)

  • Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
  • Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса. Например – не высказываться так «Не будешь учиться, станешь таким же как твой отец (зависимый от алкоголя)», «»
  • Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)
  • Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
  • Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
  • Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
  • Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
С детьми группы риск и высокомотивированными используйте облегчающие реакции общения:

С детьми группы риск и высокомотивированными используйте облегчающие реакции общения:

  • Скажи мне сам, правильно ли ты...
  • Тебе хочется знать, правильно ли ты...
  • Ты не уверен, правильно ли...
  • Ты хочешь, чтобы я тебе сказала, как...
  • Похоже, ты хочешь, чтобы я сказала тебе, правильно ли...
  • Ты опечален, и тебе хочется, чтобы...
Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.
  • Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы и методы организации работы с учащимися «группы риск» и высокомотивированными

Автор: Чернова Евгения Викторовна

Дата: 22.03.2018

Номер свидетельства: 462928


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства