Эффективность арттерапии как техники отреагирования
Эффективность арттерапии как техники отреагирования
Решая коррекционные задачи, игра, поскольку является деятельностью процессуальной, естественно оказывает непосредственное воздействие на процесс помощи, а на результат влияет опосредованно — опытом, дальнейшей жизненной ситуацией, умелым руководством взрослого. При игровых способах коррекции непосредственного закрепления отреагированных в ситуации проигрывания проблемы чувств не происходит. Арттерапия — деятельность процессуально-результативная, она всегда имеет продукт. Соответственно оказывает воздействие и на процесс помощи и на получение результата. По сравнению с игрой искусство является более целенаправленной активностью, предъявляя к личности ребенка требования управления формой и средствами художественного самовыражения. Дети могут использовать искусство, чтобы научиться контролировать окружающую среду, практиковаться в самоконтроле и саморегуляции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность арттерапии как техники отреагирования»
Решая коррекционные задачи, игра, поскольку является деятельностью процессуальной, естественно оказывает непосредственное воздействие на процесс помощи, а на результат влияет опосредованно — опытом, дальнейшей жизненной ситуацией, умелым руководством взрослого. При игровых способах коррекции непосредственного закрепления отреагированных в ситуации проигрывания проблемы чувств не происходит. Арттерапия — деятельность процессуально-результативная, она всегда имеет продукт. Соответственно оказывает воздействие и на процесс помощи и на получение результата. По сравнению с игрой искусство является более целенаправленной активностью, предъявляя к личности ребенка требования управления формой и средствами художественного самовыражения. Дети могут использовать искусство, чтобы научиться контролировать окружающую среду, практиковаться в самоконтроле и саморегуляции.
Арттерапия одновременно удовлетворяет реальные и идеализированные детские потребности. Получаемый продукт интегрирует показатели их реализации, и снимает возможный конфликт между ними. Реорганизация образа себя как раз и происходит при устранении конфликта потребностей, что закономерно стабилизирует самооценку и формирует уверенность в себе. Разрешение противоречивого смысла в игровой коррекции осуществляется за счет его отреагирования и последующей десенсибилизации участниками игрового действия, что является само по себе важным терапевтическим эффектом. Однако повторить аналогичное отреагирование (еще раз воспроизведя игровой процесс) невозможно, а из-за отсутствия наглядного продукта невелика возможность усилить или просто подтвердить эффект по достижению результата.
Общепризнано, что арттерапия активно способствует катарсису, несмотря на противоречивые суждения в отношении оправданности самого катарсиса как результата коррекции. Выраженность и проработанность эмоций в художественном процессе как условие катарсиса позволяет прожить события травмирующего прошлого либо в процессе, либо в продукте деятельности. Такое объяснение художественного катарсиса соотносится с психоаналитическим пониманием регресса как защитного механизма, при котором психика возвращается к предыдущему состоянию и с целью проработки его трансформирует само событие. Так, по мнению М. Кляйн, ценность катарсиса — в индукции регрессии до той стадий эмоционального развития, где произошла задержка или фиксация [4]. Отображение текущих событий и связанных с ними эмоций — это также составляющее катарсиса или свободного выражения чувств и потребностей [1]. Дети применяют художественную деятельность с целью катарсиса как средство самовыражения, чтобы освободиться от конфликтного напряжения и овладеть собственными аффектами, а психолог — чтобы способствовать течению переживаний и подкреплять потребности их выражения. Первоначальное директивное значение игротерапии — обеспечение проигрывания ситуации для отреагирования; в этом позиции сравниваемых подходов схожи. Отличия прослеживается в способе проработки проблемы: в художественной деятельности — это знак и символ, в игре — действие. Образное отреагирование интенсивнее работает на бессознательном уровне, пролонгирует механизмы проекции и дольше удерживает полученный результат. При недостаточном детском опыте сознательного совладания с жизненными трудностями, такое отреагирование снижает риск ответной отрицательной реакции со стороны окружения. Именно данный механизм слабо выражен в игровой терапии. Игра как контактная деятельность повышает напряжение, создавая ситуацию общения, где ребенок должен сознательно соотносить свою внутреннюю активность с реакциями партнеров по игре. А при режиссерских играх, в которых один ребенок выполняет несколько ролей, сознательная абреакция даже усиливается, следовательно, и напряжение увеличивается, и требуется дополнительный катарсис в отношении игровой сюжетной разрядки.
Оптимальность отреагирования как механизма процессуальной эффективности коррекционного вмешательства проверялась нами в одном из исследований при сравнении графической арттерапии, игровой песочной терапии и вербальной сказкотерапии [7].
Все подходы задействовали в своей основе отреагирование: арттерапия посредством графической деятельности, сказкотерапия через метафору как инструмент символообразования и песочная терапия была ориентирована на моторно-действенную разрядку. Задания подбирались с целью проработки психогенной по происхождению тревожности. Нам был важен именно средовой триггерный механизм образования проблемы и как критерий эквивалентности выборок и как основание для катартической разрядки.
Каждая из трех экспериментальных групп подвергалась воздействию в рамках одного подхода в течение 5 месяцев (20 занятий). Процессуальная эффективность определялась по специально разработанным показателям, таким например, как заинтересованность детей во время коррекционного занятия, наличие положительного эмоционального настроя в группе, легкость тематического (соответствующего детской проблеме) общения с психологом, снижение количества психолого-педагогической помощи ребенку во время коррекционного занятия и других [7].
Рис. 1. Сравнение результатов диагностики процессуальной эффективности коррекционных подходов
Данные диаграммы показывают, что в отношении процессуальной эффективности наименьшие баллы приходятся на сказкотерапию, где отмечается плавное, но небольшое повышение показателей с 3.1 до 4.95. По сравнению с самыми низкими значениями песочной терапии (5.4) и арттерапии (4.55), наименьший показатель эффективности сказкотерапии (3.1) свидетельствует о том, что с самого начала серии коррекционных занятий сказкотерапия отставала по значениям процессуальной эффективности от других направлений. Наивысший балл процессуальной эффективности сказкотерапии (5.01) также существенно отличается от аналогичных количественных показателей песочной терапии (7.03) и арттерапии (8.05).
Процессуальная эффективность песочной терапии примерно равнозначно представлена на всех этапах коррекционных мероприятий баллами от 5.4 до 7.3. График свидетельствует об устойчивости значений, без резких подъемов и снижений. В сравнении с показателями других направлений процессуальная эффективность песочной терапии изначально выше остальных.
Арттерапия имеет монотонно повышающуюся процессуальную эффективность (с 4.55 до 8.05). Примерно с 10-го занятия (середина цикла) ее процессуальные показатели опережают по количественным значениям сказкотерапию и песочную терапию. Она оказывается, таким образом, наиболее процессуально эффективна для коррекции тревожности старших дошкольников.
Анализируя в целом данные исследования процессуальной эффективности трех направлений можно отметить устойчивость значений показателей (об этом свидетельствует низкая скачкообразность кривых графика) и повышение значений процессуальной эффективности от занятия к занятию.
Различия в показателях процессуальной эффективности мы объясняем содержательной направленностью самих видов коррекционных мероприятий. Вербальная сказкотерапия, имея в своей основе метафорический характер, непосредственно не оказывает воздействия на эмоции и поведение ребенка. Требуется пролонгированная работа детской психики для осознания сказочного смысла. Игровая песочная терапия за счет активных манипуляций с песком и быструю в связи с этим релаксацию изначально освобождает ребенка от напряжения и, соответственно, показывает в конце каждого занятия положительную динамику. Этим можно объяснить постоянно высокие и устойчивые результаты процессуальной эффективности песочной терапии. Графическая арттерапия, в процессе которой создается и удерживается продукт, постепенно, но стабильно вносит позитивные изменения в состояние нарушенной детской функции.
Сравнение результатов диагностики тревожности у испытуемых до и после экспериментального воздействия (средний балл)
Этапы диагностики тревожности
Направления коррекционного подхода
Вербальная сказкотерапия
Игровая песочная терапия
Графическая арттерапия
До воздействия
6.93
6.87
6.92
После воздействия
4.21
5.96
4.32
Сравнительный анализ показателей тревожности до и после коррекционного воздействия показал положительную динамику по всем экспериментальным группам. Большие изменения произошли в первой и третьей группе, меньшие — во второй. Тем не менее, каждый коррекционный подход можно назвать результативно-эффективным.
Если проанализировать полученные данные с точки зрения механизма отреагирования, то сказочная метафора создает на малоосознаваемом уровне условия для абреакции, которые срабатывают медленно, но прочно закрепляют эффект. Двигательно-моторная разрядка в песочной терапии снимает напряжение интенсивно, но поскольку результат фиксируется не полностью, вероятно, носит ситуативный характер. Художественно-графическая деятельность способствует постепенному нарастанию отреагирования, но его планомерность обеспечивает устойчивость положительного результата.
Творчество как профилактика
Методы и техники арттерапии успешно применяются в профилактических целях. Одна из центральных позиций креативного подхода — акцент на сильных сторонах, обеспечивающих внутреннюю поддержку и восстановление целостности личности. Данное положение соотносится с представлениями гуманистической психологии о потенциях, которыми наделена личность и которые в процессе помощи актуализируются и становятся поддерживающим фактором для самого человека [11]. Мы полагаем, что арттерапия создает ребенку такие условия, в которых его нереализованный творческий и личностный потенциал «провоцируется» самой ситуацией творческой деятельности. Именно данный потенциал может обеспечить ему самостоятельную защиту от неблагоприятного воздействия внутренних (эмоциональных или личностных) и внешних (психотравмирующих) факторов.
Положение о том, что увеличение выраженности креативной направленности способствует профилактике преневротического развития, проверялась нами на материале шестилетних детей при переходе из дошкольного учреждения в школу. Пилотажное исследование, выявляющее превентивные возможности арттерапии, проводилось в 2008 г. А с 2012 г. целенаправленно реализовывалась арттерапевтическая технология предкризисной профилактики, призванная предупреждать неблагоприятные последствия кризисов в психическом развитии [8]. В апробации методики, которую мы условно назвали «Искусство против неврозов», приняли участие 84 дошкольника. Их отбирали по выраженности следующих факторов преневротического развития:
- повышенный уровень тревожности;
- аффективная лабильность;
- повышенная эмоциональная чувствительность;
- застревание чувств (обиды, гнева, вины);
- агрессивные тенденции.
Арттерапевтическая сессия включала 30 занятий, на каждом из которых решались следующие задачи: перенос актуальных отрицательных эмоций на продукт творческой деятельности, разрядка психоэмоционального напряжения и развитие вариативности навыков творческой деятельности.
Определяя для проработки данные задачи, мы исходили из следующего предположения: перенос отрицательных эмоций на рисунок, скульптуру, маску, куклу способствует механизму отделения себя от проблемы. Уменьшение напряжения (на уровне моторных механизмов разрядки) и последующая рационализация полученного продукта позволяет эту степень негативности снизить. Если на фоне снижения негативной симптоматики формировать умение самостоятельно выбирать альтернативы в творческой деятельности, то ребенку станет доступным и механизм расширения репертуара эмоционального реагирования в кризисных ситуациях.
Не останавливаясь подробно в данной статье на содержании занятий, обозначим некоторые формы работы по каждой задаче.
Для переноса актуальных отрицательных эмоций на продукт творческой деятельности мы применяли тематическое рисование и лепку. Например, «Кого или чего я боюсь», «Как моя кукла победила свой страх», «Я в минуты гнева», рисование агрессивных животных, выполнение масок страха, гнева, рисование по мотивам прочитанной сказки и т. д.
Разрядке напряжения, прежде всего, способствовала работа с пластилином, глиной, гипсом. Так, дети могли сделать шарики из пластилина, а затем с закрытыми глазами вылепить из них любую фигуру. Или, взяв в руки кусочек глины и прогуливаясь в любом темпе по пространству комнаты, разминать его в руках, а затем, не прерывая движения, спонтанно, не задумываясь над результатом, придать бесформенному куску какой–либо образ. Добиться снижения напряжения можно и в работе с бумагой. Дошкольникам можно предложить передавать бумагу по кругу и поочередно совершать с ней различные манипуляции: рвать, мять, комкать, скреплять скотчем и т. д.
Творческая вариативность формировалась как альтернатива существующим навыкам работы с изобразительным материалом и средствами художественного выражения. Например, сначала дошкольники выполняли задание стереотипным способом, допустим красками, после им предлагались схожие задания с мелками, сангиной, углем. Аналогично мы поступали с пластилином, глиной, тестом, гипсом. Или, научившись изображать свое настроение кистью, на следующих занятиях дети рисовали эмоции пальцем, ватным диском и в другой манере. Развитию креативности помогало и рисование, лепка в дихотомических категориях: «злое — доброе», «хорошее — плохое», «веселое — грустное», «смелое — трусливое» и т. д.
Таблица 2.
Сравнение результатов диагностики факторов преневротического развития на этапах апробации методики профилактики (средний балл по выборке)
Факторы преневротического развития
Этапы эксперимента
До воздействия
После воздействия
Отсроченная диагностика
повышенный уровень тревожности
7.52
5.28
6.12
аффективная лабильность
9.38
6.24
6.89
повышенная эмоциональная чувствительность
11.03
7.36
8.43
застревание чувств
8.55
4.31
4.87
агрессивные тенденции
9.11
7.42
7.43
Примечания: различия статистических показателей всех значений при P ≤ 0.01
Табличные данные показывают тенденции к снижению значимости всех факторов. Отсроченная диагностика проводилась уже в конце первой четверти обучения, после адаптации детей к школе. Интересно, что почти все изучаемые параметры удержали значения в границах постэкспериментального тестирования, хотя и с незначительным повышением. Таким образом, по критерию симптоматического улучшения предкризисная профилактика на основе арттерапевтического подхода оказалась эффективной.
Резюме
Определим искусство как гибкий инструмент коррекции, способствующий удовлетворению важных детских потребностей в самовыражении и развитии. Искусство приносит радость, что важно само по себе; рисование, игра с глиной, красками доставляет ребенку удовольствие, он принимает данную деятельность, не задумываясь о глубинных структурах своей психики, а чтобы развлечься или отдохнуть.
Арттерапия, основанная на проекции внутреннего «Я» ребенка в символических образах, мобилизует его творческий потенциал и внутренние регуляторные ресурсы. Техническая сторона арттерапевтического метода интегрирует действия, позволяющие одновременно решать задачи развития, коррекции и профилактики с учетом зоны ближайшего развития.
Руководство арттерапевтическим занятием удовлетворяет основным деонтологическим положениям детской практической психологии — позволяет построить конструктивные безопасные отношения, не нарушая аутентичности специалиста.
Эффективной арттерапию в старшем дошкольном возрасте делают механизмы отреагирования на моторном уровне разрядки и на уровне символической проработки проблемы.
Однако дошкольный возраст со своей спецификой психического отражения и обратной связи определяет необходимость направленного управления процессом художественной деятельности с обязательной фиксацией достижений в продукте.
Библиография
1.
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. М.: ЭКСМО–Пресс, 2002. 640 с.
2.
Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: МПСИ, 2007. 86 с.
3.
Егоров И. В. Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 16. С. 136–142.
4.
Кляйн М. Детский психоанализ. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. 160 с.
5.
Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
6.
Лебедева Л. Д. Педагогические основы арттерапии в образовании. СПб.: ЛОИРО, 2001. 318 с.
7.
Мартьянова Г. Ю., Зинович А. М. Об эффективности арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 3 (26). С. 106–111.
8.
Мартьянова Г. Ю. Использование арт-терапии в профилактике эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2008. № 2 (7). С. 96–100.
9.
Пиаже Ж. Речь и мышление. М.: Римис, 2008. 448 с.
10.
Поставнев В. М., Поставнева И. В. Взаимодействие учителей и современных родителей: от недоверия к пониманию // Начальная школа. 2011. №7. С. 23–28.
11.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
12.
Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. 144 с.
References (transliterated)
1.
Brems K. Polnoe rukovodstvo po detskoi psikhoterapii. M.: EKSMO–Press, 2002. 640 s.
2.
Burmenskaya G. V., Zakharova E. I., Karabanova O. A. i dr. Vozrastno-psikhologicheskii podkhod v konsul'tirovanii detei i podrostkov. M.: MPSI, 2007. 86 s.
3.
Egorov I. V. Psikhologicheskie zakonomernosti zritel'nogo vospriyatiya simvolov i emblem // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2010. № 16. S. 136–142.
4.
Klyain M. Detskii psikhoanaliz. M.: Institut Obshchegumanitarnykh Issledovanii, 2010. 160 s.
5.
Kopytin A. I. Teoriya i praktika artterapii. SPb.: Piter, 2002. 368 s.
6.
Lebedeva L. D. Pedagogicheskie osnovy artterapii v obrazovanii. SPb.: LOIRO, 2001. 318 s.
7.
Mart'yanova G. Yu., Zinovich A. M. Ob effektivnosti art-terapii v korrektsii emotsional'nykh narushenii doshkol'nikov // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2008. № 3 (26). S. 106–111.
8.
Mart'yanova G. Yu. Ispol'zovanie art-terapii v profilaktike emotsional'nogo neblagopoluchiya detei doshkol'nogo vozrasta // Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya: teoreticheskie i prakticheskie problemy psikhologii. 2008. № 2 (7). S. 96–100.
9.
Piazhe Zh. Rech' i myshlenie. M.: Rimis, 2008. 448 s.
10.
Postavnev V. M., Postavneva I. V. Vzaimodeistvie uchitelei i sovremennykh roditelei: ot nedoveriya k ponimaniyu // Nachal'naya shkola. 2011. №7. S. 23–28.
11.
Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. M.: Progress, 1994. 480 s.
12.
Freid A. Psikhologiya Ya i zashchitnye mekhanizmy. M.: Pedagogika, 1993. 144 s.