kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Агитационный ролик "Обучение важнее чем социальные сети и игры в интернете"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Видеоролик о том что социальные сети отнимают много времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Агитационный ролик "Обучение важнее чем социальные сети и игры в интернете"»

Модуль №1 «Общая психология»


Основы общей психологии

Психика – сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающим миром.


Особенности психического отражения

Рис. 7. Особенности психического отражения


Этапы развития психики


Рис. 8. Этапы развития психики

Таблица 4

Основные формы проявления психического

Формы проявления

Характеристика

Тропизмы

изменения направления движения растения под влиянием биологически значимых раздражителей

Такситы

врожденные механизмы двигательной активности в сторону благоприятных (положительных) или неблагоприятных (отрицательных) условий среды

Инстинкты

закрепленные в генотипе формы поведения животных и психического отражения (животное способно адаптироваться к окружающему благодаря готовым от рождения штампам при реакции на пищевые, защитные, воспроизводительные, миграционные раздражители; инстинкты постоянны)

Навыки

автоматизированные действия, приобретенные в результате обучения и повторения, умение решать задачу (это индивидуально приобретенная форма поведения животных; без подкрепления он угасает)

Научение

основанный на опыте процесс последовательного изменения поведения или жизненного потенциала животного и человека (нельзя идентифицировать с сознанием человека)


Рис. 9. Функции психики

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

Сознание – отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Таблица 5

Структура сознания

Элементы структуры

Характеристика

Познавательные процессы

ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь

Различение субъекта и объекта

противопоставлеиие себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка и др.

Отношение человека к себе и окружающему миру

чувства, эмоции, переживания

Креативная (творческая) составляющая

сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее в нем не было, с помощью воображения, мышления, интуиции

Формирование временной картины мира

память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего

Формирование целей деятельности

исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение


Рис. 10. Основные функции сознания человека


Таблица 6

Свойства (черты) сознания человека

Свойство

Описание свойства

Активность

сознание связано с наличием цели, с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир

Интенциональность

направленность на какой-либо предмет; сознание – это всегда сознание чего-либо

Способность к рефлексии

процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность к самонаблюдению и самооценке

Мотивационно-ценностный характер

сознание всегда мотивировано, преследует определенные жизненные ценности

Избирательный характер

сознание направлено на весь мир в целом, однако определенные объекты оказываются предпочтительнее других

Обобщенность и отвлеченность

сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности

Искаженность

сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности)

Индивидуальный характер

сознание каждого человека отличается от сознания других людей; это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и др.

Разные уровни ясности

сознание индивида всегда находится в динамике и предстает на разных уровнях ясности


Рис. 11. Уровни ясности сознания






Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов и явлений, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

Рис. 12. Метафора «луч прожектора», применяемая для объяснения бессознательного компонента психики: Б – бессознательное;

С – сознание; В - внимание


Таблица 7

Типы бессознательных явлений

Тип

Сущность

Пример

Предсознание

информация, которая не дошла до сознания

слабые подпороговые ощущения и подсознательная память

Автоматизированные процессы

то, что раньше осознавалось, но потом перешло в подкорковые структуры

автоматизированные двигательные навыки: плавание, вязание, вождение автомобиля и пр.

Бессознательные явления личности

а) неосознанные генетические программы (инстинкты);

б) негативные явления, вытесненные из сознания;

в) неосознанные «случайные» действия;

г) навязчивые привычки;


д) неосознанные программы поведения, установленные другими людьми

а) половое влечение – либидо


б) обиды, оскорбления и пр.

в) описки, оговорки


г) жесты, ритуалы, движения

д) родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки

Особые психические состояния

психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания

сон, гипноз, транс, аффект

Надсознательные процессы

высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы

интуиция, творчество, озарение


Психологическая защита – это механизмы, которые стабилизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия нашего сознания, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную информацию о себе или других.


Таблица 8

Механизмы психологической защиты

Механизм

Характеристика механизма

Вытеснение

неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности в виде страха, тревоги и т.п.

Замещение

перенос действия с недоступного объекта на доступный: чувства и действия, которые должны быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект

Идентификация

человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу

Отрицание

процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности

Проекция

импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира: собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо

Рационализация

маскировка, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения

Реактивные образования

трансформация травмирующего мотива в свою противоположность

Регрессия

человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными




Психология познавательных процессов


Ощущение как первичная форма отражения действительности


Ощущениеэто отражение отдельных свойств предметов, не­посредственно воздействующих на наши органы чувств.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.

блок анализа информации

блок фильтрации

блок настройки


рецептор






Система обратной связи

Рис. 13. Схема строения анализатора



Виды ощущений по ведущей модальности

ощущения



интероцептивные

проприоцептивные




Положение тела, движения и равновесия

Отражают внутреннее состояние организма



экстероцептивные



Поступают из внешнего мира



дистантные

(зрительные, слуховые)


контактные

(вкусовые,

осязательные)


обонятельные







Рис. 14. Виды ощущений по ведущей модальности


Таблица 9

Свойства ощущений

Свойство

Характеристика

Качество

сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри дан­ного вида (например, по цвету, насыщенности)

Интенсивность

количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функ­циональным состоянием рецептора

Продолжительность

временная характеристика ощущений; определяется функциональным состоянием органов чувств, вре­менем воздействия раздражителя и его интенсивностью


Таблица 10

Закономерности ощущений

Закономерность

Характеристика

Чувствительность

способность организма реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия

Адаптация

изменение порога чувствительности под влиянием раздражителя

Контраст

изменение чувствительности под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя


Восприятие как базовый психический процесс


Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Представление – мысленное создание образов предметов и явлений, когда-то воздействующих на организм, но отсутствующих в данный момент.



яблоко

Зрение:

желтый круг

Осязание: твердая поверхность





Обоняние:

яблочный запах

Вкус:

вкус яблока




Образ яблока

в сознании






Рис. 15. Схема формирования психических образов при восприятии




Таблица 11

Свойства восприятия

Свойства

Характеристика

Целостность

внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе; проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов

Предметность

объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело

Обобщенность

отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов

Константность

относительное постоянство восприятия об­раза

Осмысленность

связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления

Избирательность

преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия


Виды восприятия

Восприятие





Восприятие

пространства

Восприятие предметов и явлений





Восприятие

движения

Восприятие человека человеком





Восприятие

времени

Восприятие вида деятельности




Рис. 16. Виды восприятия по форме существования материи

Внимание как познавательный психический процесс


Внимание − направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.


Таблица 12

Классификация видов внимания

По степени волевого контроля

По направленнос-ти

По механизму регуляции

По форме деятельности

Непроизвольное

Внешнее (перцептивное)

Непосредствен-

ное

Сенсорное

Произвольное

Внутреннее

Опосредованное

Интеллектуаль-ное

Постпроизволь-ное



Двигательное



Свойства внимания

распределение

переключаемость

объем внимания

устойчивость

сосредоточенность






Рис.17. Свойства внимания





Рассеянность – состояние отсутствия внимания

Виды рассеянности

профессорская

поэтическая




ученическая

старческая



Рис. 18. Виды рассеянности


Память как познавательный психический процесс


Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.


Процессы памяти


сохранение

запоминание



забывание

воспроизведение



Рис. 19. Процессы памяти

Таблица 13

Виды памяти

Критерий выделения

Виды памяти

По целевой установке

Непроизвольная

Произвольная

По степени осмысленности

Механическая

Смысловая

По продолжительности сохранения материала

Кратковременная

Оперативная

Долговременная

По материалу

Когнитивная

Эмоциональная

Личностная

По модальности сохраняемых образов

словесно-логическая

образная (зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая)


Таблица 14

Законы памяти

Закон памяти

Характеристика закона

Закон осмысления

чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти

Закон интереса

интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий

Закон установки

а) установка на запоминание по времени; б) установка на восприятие материала по содержанию

Закон усиления первоначального впечатления

чем ярче первое впе­чатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание:

а) рациональное усиление;

б) эмоциональное усиление

Закон контекста

информация легче запоминается и воспроизво­дится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями

Закон объема знаний

чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда

чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

Средний объем кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера)

Закон торможения

всякое последующее запоминание тормозит предыдущее

Закон края

лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда

Закон повторения

повторение способствует лучшему запомина­нию




Алгоритм эффективного запоминания

Повторить сразу после запоминания


Повторить через 2-3 недели

Повторить через 1 день

Повторить через 20-30 минут










Рис. 20. Алгоритм эффективного запоминания





Приемы мнемотехники

Метод связок

Метод мест




Рис. 21. Приемы мнемотехники

Метод ассоциаций



Мышление как психический познавательный процесс


Мышление— обобщенное и опосредованное отражение чело­веком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Допонятийное мышление (присуще ребенку до 5 лет)

Понятийное мышление (формируется к 16-17 годам)







Рис. 22. Стадии становления мышления


Основные формы мышления

суждение

понятие






умозаключение


Рис. 23. Основные формы мышления


Таблица 15

Основные мыслительные операции

Операция

Характеристика операции

Анализ

мысленное расчленение целостной структуры объек­та отражения на составляющие элементы

Синтез

воссоединение элементов в целостную структуру

Сравнение

установление отношений сходства и различия

Обобщение

выделение общих признаков на основе объедине­ния сущностных свойств или сходства

Абстрагирование

выделение какой-либо стороны или аспек­та явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют

Конкретизация

отвлечение от общих признаков и подчерки­вание частного, единичного

Систематизация

мысленное распределе­ние предметов и явлений по группам и подгруппам

абстрактно-логическое

теоретическое

практическое

мышление

словесно-логическое

наглядно-образное

наглядно-действенное











Рис. 24. Основные виды мышления


Таблица 16




Основные качества мышления

Качества

Характеристика

Самостоятельность

умение выдвигать новые зада­чи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей

Инициативность

постоянное стремление самому искать и на­ходить пути и средства разрешения задачи

Глубина

способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности

Широта

способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями

Быстрота

скорость решения задач, легкость в воспроизве­дении идей

Оригинальность

способность производить новые идеи, от­личные от общепринятых

Пытливость

потребность всегда находить наилучшее реше­ние поставленных задач и проблем

Критичность

объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения

Торопливость

непродуманность аспектов всестороннего ис­следования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сто­рон, высказывание неточных ответов и суждений



Воображение как познавательный психический процесс


Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Виды воображения


грезы

по степени активности

по степени волевых усилий







пассивное

активное

преднамеренное

непреднамеренное



воссоздающее творческое мечта



сон

дремотное состояние галлюцинации








Рис. 25. Виды воображения




Таблица 17

Приемы и способы процесса воображения

Прием

Характеристика

Агглютинация

"склеивание", комбинация, слияние отдель­ных элементов или частей нескольких предметов в один образ

Акцентирование (заострение)

выделение и подчеркива­ние какой-либо части, детали в создаваемом образе

Гиперболизация

увеличение или уменьшение предмета, из­менение количества частей предмета или их смещение

Схематизация

сглаживание различий предметов и выделе­ние черт сходства между ними

Типизация

сглаживание различий предметов и выделе­ние черт сходства между ними




Планирование и программирование деятельности

Формирование внутреннего плана действий

Регуляция познавательных процессов

Регулирование эмоциональных состояний

Функции



Представление действительности в образах

Управление психофизиологическим состоянием организма















Рис. 26. Функции воображения



Речь как психический процесс

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Виды речи


диалог

монолог

устная

внутренняя

внешняя




письменная





Рис. 27. Виды речи



Таблица 18

Основные функции речи

Функции

Характеристика

сообщение

обмен мыслями и информацией между людьми

выражение

высказывание своего отношения к чему-либо

обозначение

способность давать названия предметам и явлениям

воздействие

побуждение людей к определенным действиям или формирование определенной точки зрения



Психология личности

Соотношение между понятиями «личность», «человек», «субъект» и «индивид»

Таблица 19

Основные категории психологии личности

Понятие

Определение

Характерные признаки

Человек

родовое понятие, указывающее на отнесенность
существа к высшей ступени развития живой природы — к челове­ческому роду

в понятии "человек" утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств; как живое существо, человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества

Индивид

человек как единичный представитель своего вида

пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, конституция, биологические потребности

Субъект

человек как типичный носитель видов человеческой активности

сознание, воля, мышление, восприятие, эмоции, психологические потребности, темперамент

Личность

человек как типичный представитель сформировавшего его общества (человек в сово­купности его социальных, приобретенных качеств)

способности, направленность, ценности, установки, социальные потребности

Индивидуальность

единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, это своеобразие его психофизио­логической структуры

тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт



В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность





Человек рождается как индивид

После формирования сознания человек становится субъектом, активно преобразующим мир










Рис. 28. Схема формирования личности человека


Всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей

Социально-специфические особенности, т.е. присущие только определенным группам людей или общностей

Индивидуально-неповторимые свойства психики












Рис. 29. Структура личности





Социализация личности – процесс форми­рования личности в определенных социальных условиях.


Таблица 20

Социально-психологические механизмы социализации

Механизм

Сущность механизма

Идентификация

отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения

Подражание

сознательное или бессознательное воспроизве­дение индивидом модели поведения и опыта других людей

Внушение

процесс неосознанного воспроизведения индиви­дом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует

Социальная фасилитация

стимулирующее влияние поведе­ния одних людей на деятельность других, в результате которого их деятель­ность протекает интенсивнее

Конформность

податливость влиянию группы, проявляюща­яся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства

Стадии социализации




Первичная (стадия адаптации) – от рождения до подросткового возраста



Стадия индивидуализации – подростковый и ранний юношеский возраст



Стадия интеграции – юношеский возраст – начало трудовой деятельности




Трудовая стадия – период зрелос­ти человека, период трудовой деятельности



Послетрудовая стадия – пожилой воз­раст



Рис. 30. Стадии социализации






Темперамент

Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики— ин­тенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и со­стояний.

конституциональная

Теории темперамента





теория Павлова

гуморальная




Темперамент связывают с деятельностью центральной нервной системы

Темперамент связывался с телосложением: структура тела определяет темперамент

Темперамент связывался с соотношением в организме различных жидкостей





Свойства нервной системы, оказывающие наибольшее влияние на динамические особенности поведения



подвижность

уравновешенность

сила


подвижность возбудительного и тормозного процессов проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой

уравновешенность нервных процессов - равновесие процессов возбуждения и торможения

Сила возбуждения и сила торможения функциональная работоспособность нервной клетки.





Рис. 31. Основные теории темперамента




Типы нервной деятельности

сангвиник

подвижный

флегматик

холерик

сильный

инертный

неуравновешенный

слабый


меланхолик


уравновешенный












Рис. 32. Соотношение типов нервной деятельности с типами темперамента


Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими свойствами


Таблица 21

Основные свойства темперамента

Свойство

Характеристика

Сензитивность

определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции

Реактивность

характеризуется степенью непроизвольности ре­акций человека на внешние или внутренние воздействия одина­ковой силы

Активность

свидетельствует о том, насколько интенсивно (энер­гично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает пре­пятствие в достижении целей

Соотношение реактивности и активности

определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств или от его целей, намерений, убеждений

Пластичность и ригидность

свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пла­стичность) или насколько инертно и косно его поведение (ри­гидность)

Темп реакции

характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов

Экстраверсия – интроверсия

определяет, от чего преимуществен­но зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от обра­зов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость

характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмо­циональной реакции, и скоростью ее возникновения.


Таблица 22



Характеристика темпераментов

Хар-ка

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

поведе-ние

неуравно-вешенное

уравнове-шенное

уравнове-шенное

неуравнове-шенное

эмоции

сильные

поверхно-стные

слабые

глубокие, длительные

настро-ение

неустойчи-вое, чаще бодрость

Устойчивое

устойчивое

неустойчи-вое, преобладает пессимизм

адапта-ция

хорошая

отличная

медленная

трудная

терпение

слабое

Умеренное

очень большое

слабое

общите-льность

высокая

равномер-ное

невысокая

низкая

отноше-ние к критике

возбуж-денное

спокойное

безразлич-ное

обидчивая

отноше-ние к новому

положите-льное

безразлич-ное

отрица-тельное

разное


Темперамент задает лишь динамику психического реагирования. Темперамент определяет следующие свойства личности:












тревожность

импульсивность

эмоциональность

впечатлительность

Свойства личности
















Рис. 33.Свойства личности, определяемые темпераментом

Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений

Темперамент обусловливает








Эмоциональное саморегулирование в ходе работы

Динамику втягивания в работу

Скорость и беглость умственных операций




Степень нервного напряжения и утомляемости

Устойчивость и переключаемость внимания













Рис.34. Особенности психического реагирования, обусловленные темпераментом







Характер

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.


Ситуации, в которых находится человек

Люди, с которыми человек взаимодействует

Устойчивые свойства характера

Динамические свойства характера

















Рис. 35. Соотношение устойчивого и динамического в структуре характера


Таблица 23

Структура характера

Элементы структуры

Характеристика

Содержание характера

жизненная направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки

Формы характера

различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения

Индивидуальные особенности характера

интеллектуальные, волевые и эмоциональные особенности личности (темперамент, воля, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект)




Черты характера – индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера

второстепенные

основные








Рис. 36. Классификация черт характера


Характер – система отношений человека к различным сторонам действительности. Выделяют следующие системы отношений:

Характерообразующие системы отношений



Отношение к другим людям (общительность – замкнутость, правдивость – лживость и др.)



Отношение к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и др.)



Отношение к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность – самоуверенность и др.)



Отношение к собственности (бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость и др.)











Рис. 37. Характерообразующие системы отношений



Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их соче­таний, крайние варианты нормы.

Таблица 24

Типы акцентуаций характера

Акцентуация

Характеристика

Гипертимный

всегда приподнятое настроение, разговорчив, энергичен, стремится к лидерству, склонен к авантюрам, не самокритичен

Дистимический

пониженное настроение, замкнут, немногословен, не сближается с людьми, склонен подчиняться

Циклотимический

настроение и общительность циклически меняются: временами похож на гипертима, временами – на дистима

Возбудимый

Повышенная раздражимость, несдержанность, агрессивность или льстивость, склонность к конфликтам

Эмотивный

чрезвычайно чувствителен ко всем воздействиям, особенно к замечаниям, поэтому обычно имеет пониженное настроение; предпочитает узкий круг людей

Застревающий

«застревает» на своих чувствах, мыслях, обидах; склонен к длительным нравоучениям и конфликтам

Педантичный

очень педантичен, точен, аккуратен, внимателен к деталям

Демонстративный

стремится всегда быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: хвастовством, ложью, скандалами, слезами и др.; легко приспосабливается к нужным ему людям

Тревожный

пониженный фон настроения, постоянные опасения за себя и близких, задела; неуверенность в себе, сомнения в своих действиях, нерешительность

Экзальтированный

очень изменчивое настроение, повышенная эмоциональность и откликаемость на внешние события


Таблица 25

Следствие акцентуаций характера (сопротивление и протестные реакции)

Характер

Наибольшее сопротивление

Протестные реакции

Гипертимный

Ситуации с небольшими контактами, отсутствие инициативы, монотонная деятельность, отсутствие доверия

Взрыв гнева, внешний протест (в поступках); стремление быть лидером

дДстимичес-кий

Ситуации, когда нужно общаться со многими людьми и принимать экстренные решения

Замыкается в себе; сдержан; часто молчит, когда вторгаются в его внутренний мир

Циклотими-ческий

Ситуации, где необходимо резко измениться

Протест против других в форме гнева, депрессии

Возбудимый

Ситуации отсутствия контроля

Протестует открыто или исподтишка, иногда протестует неосознанно

Эмотивный

Грубость окружающих. Невнимательность, обвинения в непорядочности

Протесты редки, часто обвиняет себя

Застрева-

ющий

Ситуации, где подрывается авторитет

Протест постоянен, раздражается легко. Успокаивается, когда настаивает на своем

Педантичный

Ситуации принятия решения и выбора; плохая адаптация в новых условиях

Протест в форме недовольства, активных действий нет

Демонстрати-вный

Низвержение с пьедестала

Протест в форме шантажа, часто обвиняет других

Тревожный

Сопротивляется, когда необходимо что-то изменить или переделать

Протестует незаметно

Экзальтиро-ванный

Особенно дезадаптирован, когда общается с равнодушными к его переживаниям

Часто признает вину, реагирует эмоционально


Способности


Таблица 26

Основные понятия

Понятие

Определение

Задатки

врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональ­ные особенности организма человека, составляющие природную осно­ву развития его способностей

Способности

формирующиеся в деятельности на основе
задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность дея­тельности

Одаренность

такое проявление способностей, которое определяет диапазон деятельностей, в которой человек может достичь выдающихся успехов

Талант

такое развитие способностей, при котором личность достигает выдающихся успехов в какой-либо деятельности

Гениальность

высший уровень развития способностей, который оказывает влияние на развитие не только одной личности, но и общества в целом


Виды способностей

актуальные

потенциальные

Способности с точки зрения развития





реализованные потенциальные способности

возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения







Рис. 38. Классификация способностей по возможности развития



Способности по направленности и специализации



специальные

общие



Система свойств личности, обеспечивающая высокие результаты в одной деятельности

Система свойств личности, с помощью которой можно быстро овладеть знаниями, умениями и навыками и с помощью их выполнять какую-либо деятельность









Рис. 39. Классификация способностей по направленности





Способности есть только возможность проявления качества и результата деятельности.

Способности проявляются и формируются в деятельности












Чувства и эмоции

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

эмоции


стенические

астенические



уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность

повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость








Рис. 40. Классификация эмоций



Чувство постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.


Таблица 27

Классификация чувств по содержанию

чувства

характеристика

примеры

Моральные

проявляется отношение человека к поведению людей и своему соб­ственному

чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, чувства товарищества, долга, совести и патриотизма

Интеллектуальные

от­ражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к про­цессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности

любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового

Эстетические

отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображе­нию в искусстве

чувство красивого и безобразного; чувство величия или низости, пошлости; чувство трагическо­го и комического


Чувства различаются







По продолжительности

По силе

По скорости возникновения



Ри



Рис. 41. Отличительные признаки чувств


В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний.


аффект

фрустрация

стресс

воодушевление

страсть

настроение

Эмоциональные состояния













Рис.42. Виды эмоциональных состояний





Таблица 28

Функции чувств и эмоций

функции

характеристика

Сигнальная

выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями

Регулятивная

выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия

Отражательная (оценочная)

выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий

Побудительная (стимулирующая)

чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи

Подкрепляющая

выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти

Переключательная

обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность

Приспособительная

благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям





Культура чувств предполагает умение владеть своими эмоциями. Любой человек в силах регулировать свое эмоциональное состоя­ние, быть хозяином своих эмоций











Воля


Воля — сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.




сознание


Рис. 43. Схема действия воли: 1 – воля проявляется для умножения усилий по пробиванию препятствий; 2 – для устранения препятствий; 3 – для удержания выбранного направления (ЦС – сознательной цели) в случае отклонения от выбранной цели (ЦБ – бессознательной цели)


Рис. 44. Виды воли в зависимости от выполняемых функций


Волевая регуляция поведения человека — это сознательное управление собственными мыслями, чув­ствами, желаниями и поведением.

Рис. 45. Виды волевого акта


В сложном волевом действии выделяют стадии (фазы).


Достижение результата

Преодоление препятствий

Волевое усилие

Принятое решение действовать

Побуждение к совершению действия



Оценка выгод и потерь различных вариантов действий

Борьба мотивов

Рис. 46. Структура волевого акта


Волевое усилие это форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека и создающего дополни­тельные мотивы к действию по достижение цели.

Рис. 47. Факторы, влияющие на волевое усилие

Сложные волевые акты — наивысший показатель "волевого" человека. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых воле­вых качеств.


Таблица 29

Волевые качества личности

Волевое качество

Характеристика волевого качества

Первичные (базовые) волевые качества

Сила воли

Степень необходимого волевого усилия для достижения цели

Настойчивость

Умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей

Выдержка

Умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения

Вторичные волевые качества

Решительность

Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения

Смелость

Умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия

Самообладание

Умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач

Уверенность

Умение доверять себе, не сомневаться в своих силах, способностях, знаниях

Третичные волевые качества

Ответственность

Качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований

Дисциплинированность

Сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку

Принципиальность

Верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении

Обязательность

Умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их

Инициативность

Умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину

Организованность

Разумное планирование и упорядочение своего труда

Исполнительность

Старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей














Психология человеческих взаимоотношений


Общение – процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.


Рис. 48. Стороны общения

Абсолютно объективное восприятие другого человека практически невозможно. Оно всегда субъективно.


Таблица 30

Источники ошибок при восприятии другого человека

Источник ошибки

Характеристика

Стереотип

Определенное, устойчивое на данный отрезок времени представление о человеке

Предварительная установка

Наличие позитивной или негативной установки до начала общения

Эффект ореола

влияние общего впечатления о человеке на оценку частных его свойств

Эффект новизны

на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, полученные в первую очередь

Эффект проецирования

перенос на других людей некоторых собственных свойств и ожидание соответствующего поведения

Эффект бумеранга

воздействие информации на партнеров по общению вызывает результат, обратный ожидаемому


Важнейшими предпосылками общения являются установки и настроение.


Настроение – это эмоции, на фоне которых протекает общение.


Установка выражает готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.


Рис. 49. Виды установок общения




Негативная установка провоцирует возникновение психологических барьеров установки.



Рис. 50. Психологические барьеры установки

















Таблица 31

Виды общения

Основание классификации

Виды общения


По отношению между партнерами

межличностное

функционально-ролевое

рапортное

деловое



По содержанию

материальное

когнитивное

мотивационное

кондиционное

эмоциональное

По степени опосредованности

непосредственное

опосредованное


По количеству участников

межличностное

лично-групповое

межгрупповое




Таблица 32

Стили общения

Основание классификации

Стили общения

По направленности мотивации в процессе общения на себя или на партнера

податливый

агрессивный

отрешенный

По критерию субъективной оценки удовлетворения интересов партнеров в ситуации общения

доброжелательный

недоверчивый

самокритичный

пессимистический

По способу управления общением

авторитарный

демократический

либеральный







Классификация групп

Рис. 51. Классификация групп

Таблица 33

Характеристика групп

Группа

Характеристика

Условные

объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом

Реальные

объединения людей, связанных опр. отношениями, при этом размеры групп не ограничены

Лабораторные

объединения людей, временно связанных для выполнения опр. деятельности, они недолговечны

Естественные

объединения людей в реальной жизни

Большие

состоящие из большого количества людей

Неорганизованные большие

объединения, не имеющие опр. структуры, хаотические объединения людей, сплоченных каким-то эмоциональным состоянием или целью

Организованные большие

объединения людей не только с общей деятельностью, но и имеющие общие нормы поведения, ценности и традиции, четкую структуру

Малые

характеризуются небольшим количеством людей, непосредственным контактом и взаимодействием между всеми участниками группы, относительной структурной простотой

Формальные малые

имеют юридический статус и нормативно закрепленную структуру, т.е. лидер группы обычно назначается и имеет фиксированные права и обязанности, как и остальные члены группы

Неформальные малые

добровольные объединения людей, связанные общими интересами, симпатиями или деловыми соображениями

Группы членства

объединения, в которые реально входит человек, как правило, их бывает несколько (формальных и неформальных)

Референтные

сообщества, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения и оценки которых он ориентируется


Рис. 52. Статусные положения членов группы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Агитационный ролик "Обучение важнее чем социальные сети и игры в интернете"

Автор: Совет старшеклассников советского района

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371501


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства