Тема адаптации всегда актуальна в школе. В работу психолога входит сопровождение учащихся,которым сложно самостоятельно адаптироваться. В презентацию входят методики,рекомендуемые для диагностики адаптации детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации».
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Длится 5-6 недель.
Основные показатели социально-психологической адаптации:
Формирование «внутренней позиции школьника»
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника».
Формирование адекватного поведения .
Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Овладение навыками учебной деятельности.
Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Установление адекватных форм межличностных взаимоотношений в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель».
Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Трудности школьной адаптации.
Трудности, с которыми сталкиваются школьники в период адаптации.
Примеры сложной адаптации детей из опыта работы…(имена изменены)
Аиша – 5 «Б» класс
Поступил запрос от родителей .На протяжении месяца каждый день ребенок плачет, говорит, что уроки очень сложные, учителя чужие, что она очень скучает по первому учителю.
Александр – 1 «А»
Если что-то не получается начинает плакать. Замыкается в себе.
Дарья 1 «В»
позиция «Я-ученик» сформирована, но присутствует психологическое и физическое напряжение, неблагоприятное эмоциональное состояние, отсутствие усидчивости, быстрое переключение внимания, импульсивность, полнейшее отсутствие дисциплины.
Владимир– 5 а
Мальчик-сирота из интерната. Подвергался буллингу со стороны одноклассников. Ежедневно плакал по этой причине.
Алишер- 1 Б
Абсолютная дезорганизация . Ребенок очень способный. Быстрее всех в классе справляется с материалом. С учителями разговаривает на «ты». Искренне не понимает, когда его поправляют.
Динара- 5 Б
Девочка боится урока литературы из-за плохой техники чтения.
Амир– 1 В
Очень способный ребенок. Смотрит на одноклассников свысока. В случае конфликта агрессивен и импульсивен. С легкостью может организовать драку.
Диагностика школьной адаптации
1 класс
Методика «Школа зверей»
Методика «Нарисуй школу »
Методика «Дерево»
5 класс
Экспресс диагностика тревожности пятиклассников
2. Методика «Цветные письма»
3. «Открытое письмо родителям»
4. Диагностика уровня школьной мотивации Н. Лускановой
«Открытое письмо родителям»
10 класс
Диагностика тревожности Спилбергера-Ханина
2. Диагностика проф.ориентации Соломина
Диагностика профессиональной направленности
Применение игр и упражнений для успешной адаптации