Упражнения для тренинга: «Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт».
Упражнения для тренинга: «Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт».
Тренинг без упражнений немыслим. Тренинг без упражнений, это беседа, семинар, доклад, урок, все, что угодно но только это не тренинг. Упражнений для тренингов на сегодняшний день безумное количество, ими пестрят любые странички в интернете. В данной работе представлены интересные упражнения для тренинга "Необычный опыт общения" а также упражнения, позволяющие раскрыться ребенку перед сверстниками, не испытывая при этом неловкость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения для тренинга: «Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт».»
Тренинг на тему: «Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт».
Упражнение «Приветствие».
Все члены группы садятся в круг. Каждый по очереди по кругу передает мяч и говорит, как у него настроение и что он сегодня ждет от тренинга.
Упражнение «Спина к спине».
У вас есть возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями. Ведущий может спросить: Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации (например, телефонный разговор), в чем отличия; легко ли было вести разговор; какой получается беседа- более откровенной или нет?
Упражнение ««Мои добрые дела».
Цель: формирование установки на добрые дела.
Ведущий говорит о том, что наше доброе отношение к людям (к своим близким, родным, знакомым) должно проявляться не только на словах, но и на деле.
Ставится задача: вспомнить, какое конкретное доброе дело Вы сделали за вчерашний день (или за прошедшую неделю)? Кто был этот человек? Что Вы при этом чувствовали? Как Вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по Вашему мнению, формы благодарности? Способны ли Вы на добрые дела? Если нет то, что вам мешает? Прежде всего, проанализируйте свои привычки. Участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ.
Рефлексия: обсуждение упражнения. Установка тренера на добрые дела.
Упражнение «Мои идеалы» (бумага, ручки).
Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для них примером, на кого они хотели быть похожими – в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые и друзья, но и вымышленные герои- персонажи книг, фильмов, пьес, это могут быть и исторические личности, и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?
Упражнение « Кто я?»
Цель: Актуализировать потребность в рефлексии; выявить конфликтные зоны личности и направления личностного роста.
Каждый должен подумать и записать не менее 10 «Я - ощущений». Это могут быть имена существительные или прилагательные. После выполнения данной части задания, необходимо провести ранжирование своего списка по значимости. Далее каждый зачитывает свой список. Участники задают друг другу вопросы, касающиеся самохарактеристик. После этого ведется обсуждение самооценок, осуществляется их групповая коррекция. Завершается упражнение групповым обсуждением.
Упражнение «Мои сильные стороны».
Цель: Обеспечение принятия себя и осознание членами группы своих достоинств.
Тренер говорит о том, что личностный рост человека, его внутренние изменения происходят тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда он старается быть таким как другие. Положительные изменения происходят лишь в том случае, если человек отказывается от стремления стать таким, каким он хочет стать, а просто принимает себя таким, каков он есть на самом деле здесь и теперь. На данной мировоззренческой основе в психологической практике базируются различные методы самопрограммирования и саморазвития (Н. Шевандрин).
Тренер говорит: «Ваша первостепенная задача отныне – принять себя,
Каждый участник в течение 2-3 минут должен говорить о своих положительных качествах, о том, что он в себе любит, ценит, принимает. Он должен об этом говорить уверенно, свободно, без всяких «но, если, может быть». Если кто-то закончит свой рассказ преждевременно, то все остальные молчат до тех пор, пока не закончится его время. Тренер дает группе на подготовку к этому упражнению одну минуту. Рефлексия.
Упражнение «Монстр».
Все мы признаем за собой разные недостатки. Но так ли уж они, если вдуматься, страшны? Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело – несимпатичное такое, вроде как ставит на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: «Чучело такое-то» и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем вообще-то, неплохи эти качества, которые были названы, но не просто те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у нашего чучела другие. Ведущий записывает, что называют участники, сам называет одну или несколько «черт чучела». После того, как все участники высказались, ведущий называет, что записал, а участники говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.
Упражнение « Доброе зеркало»
Цель: Развитие толерантности, эмпатии, рефлексии.
Члены группы делятся на пары. Вторые номера играют роль зеркала. Первый, смотрясь «в зеркало», начинает говорить сначала о позитивных своих качествах, а затем о негативных. Участник, исполняющий роль зеркала, должен отвечать на каждую похвалу, словами «я люблю тебя за это» или «это мне в тебе нравится» или иными похвальными словами. Желательно, чтобы эти слова не повторялись. В ответ на критику, зеркало обеспечивает поддержку. Этой поддержкой может быть сочувствие, могут быть контраргументы и др. Далее участники меняются ролями. После завершения работы всех пар, осуществляется рефлексия занятия.
Примечание: Можно не делить группу на пары. Каждый выбирает себе зеркало сам. В этом случае может получиться так, что некоторым членам группы придется по несколько раз играть роль зеркала. Это те люди, которые больше всего вызывают доверие у группы.
Примеры диалогов:
Коммуникатор Зеркало
Я добрый. Это хорошо.
Я веселый. Мне это в тебе нравится.
У меня есть чувство юмора. Прекрасное качество.
Но я рассеянный. Это признак гениальности.
Я обижаю своих близких. То, что ты задумываешься над этим
уже означает, что ты работаешь над собой.
Я капризный. Я все равно тебя люблю.
Упражнение «Брачное объявление».
Цель: Удовлетворение потребностей членов группы в персонализации; формирование умений в самопрезентации.
Задача для каждого члена группы - составить текст брачного объявления. В нем нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным, материальным ценностям. Ваш характер, привычки, ценности, увлечения, любимые занятия, устремления – главное, что должно быть в тексте объявления. Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать и ваш идеал. Письменные брачные объявления не подписываются. Они зачитываются в группе тренером, анализируются.
Рефлексия.
Примечание: Объявления можно разместить на отдельном столе. Каждый должен подойти, прочитать объявления и поставить свои подписи на тех, которые понравились. Таким образом, наиболее привлекательные объявления будут отмечены большим числом подписей. Руководитель, может ограничить число подписей. Таким образом, каждый член группы будет иметь право поставить только две или три подписи.
Упражнение «Я имею право быть».
Цель: Принятие себя и своих прав. Члены группы встают, подходят друг другу (организуются в динамические пары) и заявляют друг другу по очереди свои права.
Примеры:
Я имею право быть!
Я имею право на понимание!
Я имею право на твою любовь, уважение, снисхождение…
Я имею право на свое «Я»!
Рефлексия.
Упражнение «Завещание».
Цель: Акцентирование внимание членов группы на значимых для них ценностях.
Составьте воображаемое завещание, по которому вы оставляете свои духовные ценности, качества, свои чувства, знания и др. Что и кому бы вы завещали. Что глубоко зарыли бы в землю, что оставите при себе.
Завещания зачитываются и обсуждаются.
Рефлексия.
Упражнение Психоаналитическая игра « Дыра безвременья».
Цель: Актуализация значимых личностных ценностей.
Необходимо представить, что наша планета попала в черную космическую дыру. Это необходимо было для того, чтобы очистить ее от всего плохого. Поэтому с земли исчезло на 100 лет с все живое. Оно потом все вернется. Но мы должны сохранить свою душу, воплотив ее в любой воображаемый нами неодухотворенный предмет. Его надо выбрать со вкусом, чтобы сохранить в нем все свои ценности, чаяния, надежды, все свои лучшие качества. Именно это позволит нам вернуться через столетие на очищенную от скверны землю.
Вообразите этот предмет, опишите его. На самостоятельную работу отводится 6-8 минут. Тексты авторами не подписываются. Тренер собирает описания предметов и зачитывает тексты. Группа анализирует предметы, охарактеризованные в письмах, и старается угадать, о ком идет речь.