kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа поможет лучшей и эффективной работе с родителями детей-инвалидов

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая разработка»

















ПРОГРАММА

РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ,

ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ


Подготовила :

педагог-психолог лицея

Летаева М.В.












 

2018- 2019 год


1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

 

В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни  общества».

 

  В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

            Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.

Данная программа может быть использована методистом, социальным педагогом, педагогом-психологом, в работе с семьей имеющей ребенка с ОВЗ.

2.     ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).»

 ЗАДАЧИ:

 

1.        Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

2.        Коррекция понимания родителем проблем его ребенка,  а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.

3.       Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.

4.      Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

 

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ:


1.  Психологическая  работа (групповая и индивидуальная)

 

Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей-инвалидов способствует процессу их эффективной адаптации.

Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.

Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют  стремление к их обретению.

Цель: психологического сопровождения родителей обучающихся: создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Задачи: психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся:

•  создание условий для социально-психологической адаптации детей (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

•    повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

•   выработка        стратегии        индивидуального        (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

•        формирование комфортной образовательной среды;

•  повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;

•    создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;

•   развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с родителями.

Работа школьного психолога с родителями включает несколько направлений:

- создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);

- просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, встречи);

- консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;

- психологическая поддержка родителей.

В любом из этих направлений необходимы совместные действия психолога и родителей.



Содержание проводимой работы

Сроки

1

Диагностическая работа

В течение года

2

Консультативная работа

В течение года

3

Просветительская работа (выступления на классных и общешкольных родительских собраниях) (тематика по запросам).

В течение года

4

Коррекционно-развивающая работа

В течение года, 1 раз в неделю


 

2.Правовое просвещение родителей.


В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. На базе школы организована консультативная работа с привлечением юриста. Он должен помочь родителям, имеющим детей с ОВЗ, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.

Родители познакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», узнают об специализированных учреждениях Оренбургской области, получат  интересную и полезную информацию от профессионалов - юристов, врачей, социальных работников.


3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.


Реабилитация, социализация,   будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистам образовательных организаций и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей    компетентности  в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.

          Для того, чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:

- представления о специфике  работы с детьми ;

- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание  необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения.

             Для оптимитизации сотрудничества образовательной организации и родителей в области   коррекционно-педагогических занятий с детьми  используются следующие формы работ:

- родительские собрания (где родители получают теоретические знания)

-индивидуальное консультирование родителей,

-открытые уроки,

- информация на сайте в разделе для «Родителей»

- викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).

          Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению программы. 

 

4.Воспитание в семье и досуговая деятельность.

 

Часто рождение ребёнка-инвалида  ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.

          Образовательная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения - сделают всё возможное, чтобы ребёнок  и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.

          Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.

          -Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы.

          -Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.

            Чем интереснее будет  досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей

Задачи:

- формирование культуры свободного времени;

- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;

- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;

- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;

- раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.

  Направления досуговых мероприятий:

- познавательные;

- общеразвивающие;

- патриотические;

- оздоровительные;

- праздничные;

- развлекательные.      

   В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы:

 - взаимного доверия и уважения;

 - поддержки и помощи;

 - терпения и терпимости по отношению друг к другу.

 

5.   Включение родителей в деятельность образовательной организации.


Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.

 

НАПРАВЛЕНИЯ

ЗАДАЧИ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Психолого-коррекционная работа

-оказание психологической помощи родителям

 -коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ

 

Групповая и индивидуальная работа

 

Педагогическое и правовое просвещение родителей

- расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей с нарушенным слухом;

- формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей с ОВЗ

Тематические родительские собрания.

Круглые столы с участием специалистов.

 

Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми

- повышение педагогической грамотности родителей;

- демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье;

- создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество

- знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса.

Районные семинары– для родителей и с участием родителей

Дни открытых дверей.

Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по запросам

Индивидуальное консультирование по вопросам обучения.

 Воспитание в семье и досуговая деятельность

- создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей с ОВЗ.

- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение

- раскрытие творческого потенциала семьи;

- объединение воспитательных усилий родителей.

Участие родителей во внеклассных мероприятиях.

 

Включение родителей в деятельность учреждения

- создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам обучения и воспитания;

- организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ,  социализация и интеграции детей с ОВЗ.

- включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности школы.

Педагогический совет.

Субботники,

туристические походы,  летние спортивные лагеря.

Оздоровительные мероприятия, спартакиады, дни здоровья.

 

Профилактика семейного неблагополучия

- выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Создание банка данных о неблагополучных семьях.

 



Ожидаемый результат:

- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-методическая разработка

Автор: Летаева Марина Васильевна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523382

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства