Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая разработка»
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ,
ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Подготовила :
педагог-психолог лицея
Летаева М.В.
2018- 2019 год
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».
В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.
Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.
Данная программа может быть использована методистом, социальным педагогом, педагогом-психологом, в работе с семьей имеющей ребенка с ОВЗ.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).»
ЗАДАЧИ:
1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Психологическая работа (групповая и индивидуальная)
Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей-инвалидов способствует процессу их эффективной адаптации.
Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.
Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют стремление к их обретению.
Цель: психологического сопровождения родителей обучающихся: создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Задачи: психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся:
• создание условий для социально-психологической адаптации детей (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
• повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
• выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;
• формирование комфортной образовательной среды;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
• создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;
• развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с родителями.
Работа школьного психолога с родителями включает несколько направлений:
- создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);
- просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, встречи);
- консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;
- психологическая поддержка родителей.
В любом из этих направлений необходимы совместные действия психолога и родителей.
№
Содержание проводимой работы
Сроки
1
Диагностическая работа
В течение года
2
Консультативная работа
В течение года
3
Просветительская работа (выступления на классных и общешкольных родительских собраниях) (тематика по запросам).
В течение года
4
Коррекционно-развивающая работа
В течение года, 1 раз в неделю
2.Правовое просвещение родителей.
В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. На базе школы организована консультативная работа с привлечением юриста. Он должен помочь родителям, имеющим детей с ОВЗ, сориентироваться в нашем непростом мире, научить их грамотно использовать юридические нормы и положения. Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.
Родители познакомятся: с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», узнают об специализированных учреждениях Оренбургской области, получат интересную и полезную информацию от профессионалов - юристов, врачей, социальных работников.
3.Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.
Реабилитация, социализация, будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистам образовательных организаций и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей компетентности в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.
Для того, чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:
- представления о специфике работы с детьми ;
- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения.
Для оптимитизации сотрудничества образовательной организации и родителей в области коррекционно-педагогических занятий с детьми используются следующие формы работ:
- родительские собрания (где родители получают теоретические знания)
-индивидуальное консультирование родителей,
-открытые уроки,
- информация на сайте в разделе для «Родителей»
- викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).
Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению программы.
4.Воспитание в семье и досуговая деятельность.
Часто рождение ребёнка-инвалида ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.
Образовательная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут: справиться со своей бедой, расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми, найти выход из создавшегося положения - сделают всё возможное, чтобы ребёнок и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.
Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.
-Досуговая программа – это составляющая часть образовательной программы.
-Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.
Чем интереснее будет досуг, тем ближе будут взаимоотношения родителей, детей и учителей
Задачи:
- формирование культуры свободного времени;
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение;
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- реализация индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и социализации;
- формирование положительных жизненных ценностей и социально значимых норм;
- раскрытие творческого потенциала семьи, собственных возможностей.
Направления досуговых мероприятий:
- познавательные;
- общеразвивающие;
- патриотические;
- оздоровительные;
- праздничные;
- развлекательные.
В основе сотрудничества, взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы:
- взаимного доверия и уважения;
- поддержки и помощи;
- терпения и терпимости по отношению друг к другу.
5.Включение родителей в деятельность образовательной организации.
Основные направления работы с родителями, задачи и формы организации представлены в следующей таблице.
НАПРАВЛЕНИЯ
ЗАДАЧИ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
Психолого-коррекционная работа
-оказание психологической помощи родителям
-коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ОВЗ
Групповая и индивидуальная работа
Педагогическое и правовое просвещение родителей
- расширение знаний родителей по правовым вопросам социальной защиты детей с нарушенным слухом;
- формирование ответственного отношения семьи к воспитанию и обучению детей с ОВЗ
Тематические родительские собрания.
Круглые столы с участием специалистов.
Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно-педагогических знаний и их применение в занятиях с детьми
- повышение педагогической грамотности родителей;
- демонстрация положительного опыта обучения и воспитания детей в семье;
- создание условий для дальнейшей социальной адаптации и интеграции детей в общество
- знакомство родителей с возможностями современного образовательного процесса.
Районные семинары– для родителей и с участием родителей
Дни открытых дверей.
Семинары – практикумы для родителей и с участием родителей по запросам
Индивидуальное консультирование по вопросам обучения.
Воспитание в семье и досуговая деятельность
- создание условий для духовного общения и совместного взаимодействия детей с ОВЗ.
- освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение и общение
- раскрытие творческого потенциала семьи;
- объединение воспитательных усилий родителей.
Участие родителей во внеклассных мероприятиях.
Включение родителей в деятельность учреждения
- создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам обучения и воспитания;
- организация совместной деятельности по укреплению здоровья детей и ЗОЖ, социализация и интеграции детей с ОВЗ.
- включение родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности школы.
Педагогический совет.
Субботники,
туристические походы, летние спортивные лагеря.
Оздоровительные мероприятия, спартакиады, дни здоровья.
Профилактика семейного неблагополучия
- выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Создание банка данных о неблагополучных семьях.
Ожидаемый результат:
- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.