Направление работы | Содержание работы/ тема | Количество занятий на каждую группу учащихся | Элементы содержания | Планируемые результаты и УУД |
Психологическая адаптация участников образовательного процесса в С/П №10 ГСГ |
1 Диагностика | Диагностика сформированности УУД у первоклассников | 3 (сентябрь, декабрь, май) | Методики: А.Л. Венгера, И. Б. Эльконина, Н.И. Гуткиной , А.Р. Лурия, Тэмпелла –Дорки, Щура | |
Диагностика учащихся 2-х- 3-х -4-х классов «Уровень развития УУД» | 3 (октябрь, январь, май) | Тесты: и методики для диагностики интеллектуального и умственного состояния. Векслера, ПДК Переслени ГИТ | выявить способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания определить уровень сформированности умения обнаружить уровень развития компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний |
Диагностика уровня социально-психологической адаптации учащихся 5-го класса к условиям средней школы | 1 (октябрь) | Программа Е .Коблик «Первый раз в пятый класс» | |
Диагностика уровня познавательного и эмоционально личностного развития у учащихся 6- 8 классов (по запросу администрации, учителей, родителей, самих учащихся). | 2-3 (ноябрь-декабрь) | Комплексные методики для диагностики: интеллектуального и умственного состояния (ГИТ, Кетелла, Восьмерка Юнга), эмоционального состояния (Спилбергера –Ханина, ЦТО, Кактус М.В. Панфиловой,) межличностных отношений (Сишор, социометрия, референтометрия, рисунок семьи, ЦТО Эткинда) - | определить ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, выявить ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношения |
Диагностика уровня профессионального и эмоционально – личностного развития учащихся 9-х классов (по запросу администрации, родителей, учащихся) | 2 занятия (сентябрь – октябрь) | Комплексные методики для диагностики: межличностных отношений (Сишор, социометрия, референтометрия, рисунок скмьи, ЦТО Эткинда) профессиональных предпочтений (мотивация выбора профессии, карта интересов идр) - | выявить уровень социальной компетентности определить возможность учащихся учета позиции других людей определить индивидуальные способности учащихся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым обнаружить способности личностного и профессионального самоопределения- |
Просвещение | Выступление на родительских собраниях с рекомендациями. | По плану ГСГ и запросам классных руководителей | Темы: «Первый раз в первый класс. Как преодолеть первые разочарования и трудности школьной жизни» «Первый раз в пятый класс. Психологические и особенности адаптации к средней школе»» «Психологические особенности организации педагогически комфортной среды для учащихся группы риска» «Особенности пубертатного периода. Родители без чувства вины» «Удовлетворенность школьной жизнью (4-ые, 9-ые классы)» «Роль семьи и семейных ценностей в становлении личности подростка» (6-8 –ые классы) «Здорово жить здоровым». Пропаганда ЗОЖ» (5-11 классы) «Психологическая готовность к школьному обучению» | Анализ стартовых позиций первоклассников. Стартовый уровень познавательных и личностных компетенций первоклассников. лекция, практикум. привлечь внимание родителей к возможным психологическим трудностям в период адаптации к новым условиям. рекомендации по организации педагогически комфортной среды для учащихся средней школы. конференция. осветить проблемы и пути развития школы. психологическая гостиная. анализ анкет оро. Обмен опытом родителей с различными ведущими типами семейного воспитания. презентация, интерактивная лекция. Дать родителям рекомендации по психологической подготовке к школе. |
Выступление на педагогических советах и методических объединениях | По плану ГСГ | Тема: «Психологическая готовность к школьному обучению» «Учет различной ведущей модальности при организации педагогического пространства» «Приемы регуляции эмоционального состояния. Готовимся к сдаче ГИА» | привлечь внимание учителей 1-х классов к проблемам обучения учащихся с различной психологической готовностью. семинар –практикум составить представление педагогов о важности учета ведущей модальности при организации процесса обучения. интерактивный семинар. научить педагогов практическому применению методов снятия эмоционального и телесного напряжения в период подготовки к ГИА. |
консультирование | «Уровень сформированности УУД у первоклассников» | 3 (сентябрь, декабрь, май) | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями и педагогами по итогам диагностики «Уровень сформированности УУД у первоклассников» | объяснить педагогам индивидуальные различия между детьми для осуществления индивидуального подхода в обучении спланировать маршруты коррекционно – развивающих мероприятий для учащихся с недостаточным уровнем стартовых позиций разработать индивидуальный маршрут обучения для учащихся с высоким уровнем стартовых позиций и одаренных детей. |
«Уровень развития УУД у учащихся младших классов» | 6 (сентябрь), 1 (май) | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями и педагогами по итогам диагностики «Уровень сформированности УУД у младших школьников». Пути преодоления школьной неуспешности. | объяснить педагогам индивидуальные различия между детьми для осуществления индивидуального подхода в обучении спланировать маршруты коррекционно – развивающих мероприятий для учащихся с недостаточным уровнем стартовых позиций разработать индивидуальный маршрут обучения для учащихся с высоким уровнем стартовых позиций и одаренных детей. спланировать индивидуальные учебные программы для учащихся с ярко выделенным профилем (гуманитарный, математический) |
«Социально-психологическая адаптации учащихся 5-го класса к условиям средней школы» | По индивидуальным запросам | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися, их родителями (законными представителями) и педагогами по итогам диагностики «Уровень сформированности УУД у младших школьников». Пути социализации ребенка в школьном коллективе. | довести до сведения родителей детей социально- психологические особенности подросткового возраста и пути разработать стратегии психологического конструирования социально значимых возрастных новообразований привлечь внимание педагогов и родителей к новым (согласно ФГОС) закономерностям психологического развития подростка объяснить значимость обучения для успешной социализации и развития личности человека. |
«Психологические особенности познавательного и эмоционально личностного развития у учащихся 6- 8 классов» | По индивидуальным запросам | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися, их родителями (законными представителями) и педагогами по итогам диагностики «Уровень познавательного и эмоционально личностного развития». Пути разрешения ТЖС. | объяснить значимость личных действий самоопределения в области гражданского, предварительно профессионального и личностного самоопределения; довести до сведения родителей детей, имеющих стойкие трудности в обучении о приемлемых путях получения профессионального образования; привлечь внимание педагогов и родителей к обучающимся с проблемами в обучении и воспитании оказание консультативной помощи родителям обучающихся, переживающих ТЖС и склонным к девиантному поведению. |
Коррекция и развитие | Проведение групповых и индивидуальных занятий с учащимися 1-го класса «Психологическое сопровождение учащихся 1-х классов» | 15 сентября- 15 мая | Программы: Н.П. Локалова «120 уроков психологической подготовки» О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»» | Развивать и корректировать познавательные и регулятивные УУД: корректировать и развивать когнитивные и личностные процессы, формировать процессы самосознания. формировать конструктивную стратегию деятельности на уроке. Развитие личностных и коммуникативных УУД развивать установки на успешность процесса обучения. преодолевать психологические барьеры, мешающие успешности обучения. |
Проведение групповых и индивидуальных занятий с учащимися 5-х классов | 15 сентября | Программы: 1. Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс» 5 класс 2. Коновалова С Н. «Как научиться быстрее думать и лучше запоминать» | Формировать УУД: •умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; • коммуникативные навыки общения и достойного поведения с одноклассниками; •личностные и социальные навыки уверенного поведения; • навыки совместной (коллективной) деятельности; •навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей |
Организация | Обновление и пополнение информационно методического банка данных | По плану и личным запросам | Ведение информационного банка данных участников образовательного процесса Пополнение методического инструментария на различных носителях | информировать всех участников образовательного процесса о полученных результатах диагностики уточнять и разъяснять мишени коррекционного воздействия совместно с учителями составлять индивидуальные коррекционно – развивающие маршруты давать практические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы с учащимися группы риска информировать о службе психологической поддержки и работе центров «участие», «ирида» сопровождать учащихся на цпмпк | | Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимися группы риска 2-4 классов | | Программы: 1. Н.П. Локалова «120 уроков психологической подготовки» 2. О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»» | Развивать и корректировать познавательные и регулятивные УУД: корректировать и развивать когнитивные и личностные процессы, формировать процессы самосознания. формировать конструктивную стратегию деятельности на уроке. развитие личностных и коммуникативных УУД преодолевать психологические барьеры, мешающие успешности обучения. |
Направление работы | Содержание работы/ тема | Количество занятий на каждую группу учащихся | Элементы содержания | Планируемые результаты и УУД |
Подготовка участников образовательного процесса к ГИА. |
1 Диагностика | Диагностика сформированности психологических и познавательных процессов учащихся 9-х и 11 класса к сдаче ГИА. | 3 (октябрь, декабрь, май) | Методики: Личностный опросник Г.Ю. Айзенка Краткий Ориентировочный Тест (КОТ) Проективная методика прихожан Выявление ведущей модальности (К. Юнг, И. Павлов) Личностная и ситуативная тревожность Спилбергера - Ханина Социальный интеллект Гилфорда | определить индивидуальные топологические особенности психологического развития старшеклассников; определить уровень актуальной интеллектуальной готовности; выявить учащихся группы риска; выявить одаренных учащихся |
Диагностика готовности к профессиональному выбору учащихся выпускных классов (9, 11) | 2 ( декабрь, апрель) | Методики: | |
Просвещение | Выступление на родительских собраниях с результатами диагностики и рекомендациями. | 3 (октябрь, декабрь, май) | Темы ГИА – особенности экзамена. Как лучше поддержать своего ребенка. Стресс и борьба с ним в период подготовки к ГИА. Нормативно-правовая база ГИА | лекция по результатам полученной первичной диагностики с индивидуальными рекомендациями по организации режима дня для своих детей в период подготовки к экзамену; конференция по обмену опытом родителей «Как помочь ребенку преодолеть стресс» практикум «Если на экзамене случилось непредвиденное..» |
Выступление на педагогических советах и методических объединениях | По плану ГСГ | Тема: | |
Консультирование | Проведение групповых и индивидуальных консультаций учащихся 9-х, 11-го класса | По личным запросам | Темы: Итоги первичной диагностики. «Мои психологические ресурсы» «Как преодолеть стресс и научиться «властвовать собой». Профессиональный выбор. Образовательный учреждения г. Москвы по выбранному профилю. Составление профессиограмм Нормативно-правовая база ГИА | формировать позитивное отношение к себе и к своим ресурсам научить ребенка простым приемам саморегуляции напомнить учащимся о их правах и обязанностях, закрепленных в уставных правовых статьях и актах Констиции РФ, Конвенции по правам ребенка, Законе об образовании, Уставе ГСГ. |
Поведение групповых и индивидуальных занятий с учителями и родителями | По личным запросам | Программа: О. Троицкая «Снятие учебного и рабочего стресса» | Активизировать работоспособность Применять на практике приемы снятия стрессовых состояний, улучшить память и восприятие Формировать позитивное отношение к профессиональной и учебной деятельности |
Коррекция и развитие | Проведение групповых и индивидуальных занятий с учащимися 9-х, 11-го класса | По плану ППС ГСГ | Программа М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к сдаче ГИА» | Формировать адекватное реалистичное мнение об экзамене. Развивать установки на успешную сдачу экзамена. Преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзамена. Корректировать и развивать когнитивные и личностные процессы, активизировать самосознание. Формировать конструктивную стратегию деятельности на экзамене. |
Организация | Обновление стендов «Уголок психолога» «Готовимся к ГИА» | По плану | Пополнение информационного методического инструментария | Информировать всех участников о полученных результатах диагностики Дать практические рекомендации «Как вести перед экзаменом» Информировать о службе психологической поддержки |
Направление работы | Содержание работы/ тема | Количество занятий на каждую группу учащихся | Элементы содержания | Планируемые результаты и УУД |
Профилактика школьных и жизненных трудностей у учащихся |
Диагногстика | Диагностика уровня познавательного и эмоционально личностного развития учащихся 6- 8 классов (по запросу администрации, учителей, родителей, самих учащихся). | В течение года | Методики: Краткий Ориентировочный Тест (КОТ) Выявление ведущей модальности (К. Юнг, И. Павлов) Личностная и ситуативная тревожность Спилбергера - Ханина | |
Диагностика профессиональных предпочтений у учащихся 6-9 х классов, состоящих на учете в различных организациях (по запросам классных руководителей). | В течение года | Методики: | |
Просвещение | Выступление на заседаниях Совета Профилактики школы, родительских собраниях, педагогических советах, заседаниях МО, круглых столов. | В течение года | Темы | Формы: лекции, семинары, психологические гостиные, практикумы Формировать у родителей активной педагогической позиции, просвещение в вопросах школьной жизни их детей, возрастных особенностях, роли семейного воспитания в жизни и развитии ребенка. Информировать всех участников образовательного процесса о работе органов опеки и защиты несовершеннолетних. |
Консультирование | Индивидуальные и семейные консультации учащихся по запросу учащихся группы риска и их родителей, учителей, администрации школы | В течение года | Темы: Права и обязанности подростков. Защита прав подростков Раннее выявление употребления НС и ПВ Почему ребенок попадает в группу риска. Дети с ОВЗ. Национальная идея действий в интересах детей | формировать позитивное отношение к себе и к своим ресурсам научить ребенка простым приемам саморегуляции формировать у учащихся чувства психологической защиты и поддержки формировать у взрослых позитивного принятия ребенка, уважения его психологических границ. |
Коррекция и развитие | Проведение групповых и индивидуальных занятий с учащимися группы 4-6 классов | Октябрь -декабрь | Программы и методики: | Формировать положительное отношения ЗОЖ Формировать чувство импатии и толерантности к людям, отличающимся от большинства окружающих (с инвалидностью, другой национальности). |
Проведение групповых занятий по улучшению качества межличностных отношений с учащимися | Октябрь-апрель | Программа О.В. Хухлаева «Тропинка к своему я» | Формировать личностную и гражданскую позицию Формировать и развивать коммуникативные компетенции, навыки сотрудничества Формировать позитивную самооценку Стабилизировать уровень тревожности и агрессии |
Организация | Обновление стендов «Уголок психолога» , «Телефон доверия» | По плану | Пополнение информационного методического инструментария | Информировать о службе психологической поддержки «Телефон доверия» Обеспечить всех участников образовательного процесса материалами о работе кризисных центров, ПМПЦ г. Москвы, возможностях и перспективах. Пополнять банк данных, методическую библиотечку психолога на бумажных и электронных носителях Осуществлять творческое сотрудничество со специалистами ЦДиК «Участие» и ЦПР «Ирида» при организации и проведении мероприятий с учащимися и их семьей. |
Направление работы | Содержание работы/ тема | Количество занятий на каждую группу учащихся | Элементы содержания | Планируемые результаты и УУД |
Снятие учебного и рабочего стресса О.И. Троицкая «Школа без стресса» |
Диагногстика | Самодиагностика уровня стрессоустойчивости педагогов. | По плану | Методики: | выявить степень самоконтроля; уровень регуляции в стрессовых ситуациях; лабильность в стрессовых условиях. Методика |
Самодиагностика педагогов адаптивности | По плану | Методики: | оценить уровень адаптивности педагогов по следующим параметрам: |
Просвещение | Выступление на родительских собраниях, педагогических советах, заседаниях МО, круглых столов. | В течение года | Темы | Формы: лекции, семинары, психологические гостиные, практикумы обучить слушателей простым приемам повышения работоспособности, снятия стрессовых состояний, улучшения памяти и восприятия, формирования позитивного отношения к профессиональной и учебной деятельности. рассказать о возможностях семьи, как мощного ресурса позитивной социальной адаптации и основы построения успешного обучения ребенка познакомить с базовыми схемами движения (первичными безусловными рефлексами) и схемами перехода от них к более сложным познавательным процессам, являющимися предпосылкой к успешной учебной деятельности. |
Консультирование | Индивидуальные и семейные консультации | По плану | Тема: «Снятие учебного и рабочего стресса телесно - ориентированными методы» | обучить простым приемам повышения работоспособности, снятия стрессовых состояний, улучшения памяти и восприятия, формировать позитивное отношения к профессиональной и учебной деятельности. |
Коррекция и развитие | Проведение групповых и индивидуальных тренингов по запросам участников Программы | По плану | Программы и методики: О. Троицкая «Снятие учебного и рабочего стресса (телесно- ориентированные методики) | расширить свой профессиональный кругозор. научиться справляться со стрессами, возникающими как в работе, так и в личной жизни. усвоить уникальные приёмы снятия напряжений, агрессивных реакций у детей, овладеть «настройкой» подопечных на серьёзную учебную деятельность и повысить их успеваемость. |
Организация | Обучение на 2-ой ступени КПК «Школа без стресса» | сентябрь - май | О.И. Троицкая «Школа без стресса» | освоить методы снятия стрессового напряжения, повышения работоспособности, личностного роста, реализации профессиональных возможностей и выстраивания комфортных взаимоотношений с родными и близкими, с коллегами и окружающим миром. |
http://window.edu.ru/
http://www.ruscenter.ru/
Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. «Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков», М «Академия», 2002;
Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе», « ПИТЕР», 2005
Коблик Е.Г. «Первый паз в пятый класс» Программа адаптации детей к
Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», М, АСАDЕМА, 2004
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка; Москва – 2004;
Семенович А.В. «Эти невероятные левши», М. «Генезис», 2004;
Троицкая О.И. «Непобедимый противник. Как вступить в диалог со своим телом и перестать болеть от работы» в журнале «Управление компанией» № 11 за 2008
«Тренинг развития жизненных целей» под редакцией Е.Г. Трошихиной, С-П.. «Речь», 2002
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я», М., Генезис, 2010
Педагог - психолог Е.Н. Розонова