Структура комплексной коррекционно-профилактической программы сопровождения детей с признаками одаренности
Структура комплексной коррекционно-профилактической программы сопровождения детей с признаками одаренности
Работа с одаренными детьми требует от педагога высокого профессионализма и энергетических затрат. Система сопровождения направлена на формирование психологических знаний для педагогов и родителей в области развития одаренности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Структура комплексной коррекционно-профилактической программы сопровождения детей с признаками одаренности»
Структура комплексной коррекционно-профилактической программы сопровождения детей с признаками одаренности
Педагог-психолог Голкина В.А.
В системе образования РФ большое значение придаётся дошкольному образованию (ДОУ), где важное место отдано системе дополнительного образования, призванной дать детям то, что по ряду причин не в состоянии сделать основное звено системы образования (другие образовательные задачи, отсутствие необходимой материальной базы, недостаток специалистов и пр.).
Свое уникальное место в системе дополнительного образования занимает Центр анимационного творчества «Перспектива». Ребенок, занимающийся анимацией, осваивает различные виды творческой деятельности, постоянно получая новые знания, а также обретает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий. Освоение анимационной деятельности – это творческий процесс, который является не спонтанным и стихийным, а планомерным и педагогически организованным.
Воспитанник Центра - прежде всего человек творческий, размышляющий, способный передать свое восприятие мира посредством анимационного фильма.
Это ребенок с достаточно высоким уровнем познавательной активности и широким кругозором, глубоким восприятием мира, умением видеть связи между различными явлениями мира, воспринимающий явления мира как бы впервые – ярко, образно, эмоционально.
Безусловно талант детей- это национальное богатство , но как правильно заметилаАбакирова Т. П. -: «Одаренные дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, слишком отличающимися от остальных детей и потому и часто бывают отвергаемыми – учителями, одноклассниками, родителями. Может создаться впечатление, что детская одаренность — процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Конечно же, это не так. Одаренный ребенок – ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ. Особенно трудно – своевременно «заметить» такого ребенка»
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Работа с одаренными детьми требует от педагога высокого профессионализма и энергетических затрат; в помощь педагогам ЦАТ «Перспектива» работающим с такими детьми была разработана система психолого-педагогического просвещения, направленная на повышение компетентности педагогов работающих с одаренными детьми и родителей этих детей.
Для педагогов в рамках внутрифирменного обучения разработан цикл занятий-семинаров.
Для родителей действует «Школа психолога» (последняя суббота месяца).
Цель программы: Формирование системы психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности.
Задачи:
1. Образовательная - формирование системы знаний по проблемам развития и воспитания на основе психологических особенностей детей в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными характеристиками.
2. Воспитательная - формирование личностно-ориентированной системы взглядов педагогов и родителей на процесс воспитания ребенка, корректировка ошибочных взглядов и оценки детей, помощь в преодолении конфликтов на занятиях и в семье. Создание благоприятного психологического климата для развития ребенка.
3. Развивающая - раскрытие потенциальных способностей ребенка, разработка индивидуальных программ для развития ребенка.
Данная программа рассчитана на педагогов и родителей детей в возрасте от 4 до 12 лет.
Срок реализации программы – год. Тематическое планирование индивидуальных занятий определяется основной образовательной программой ОУ в соответствии с требованиями ФГТ и парциальными программами: программа сопровождения детей с признаками одаренности, программа минимизации агрессивности и тревожности детей, программа «Школа психолога».
Форма проведения определяется вышепредставленными программами.
Построение и реализация программы определяются следующими принципами:
демократичности и гуманизма (взаимодействие психолога и родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
культуросообразности (ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
открытости (образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых участников, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами; именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией).
Структура предлагаемой программы состоит из трех взаимосвязанных блоков: диагностического, установочного, коррекционного.
1.Диагностический блок – проведение анкетирования выявляющего уровень осведомленности об одаренности и актуальные проблемы в воспитании и развитии детей.
2. Установочный блок - проектирование цикла занятий.
3.Решение актуальных задач развития и воспитания (коррекционный блок).
Механизм реализации программы - составление и реализация неразрывно связаны между собой и выполняются в такой последовательности:
1 этап (Диагностический): изучение уровня осведомленности об одаренности педагогов и родителей, диагностика детей, выявление актуальных потребностей взрослого окружения (родителей и педагогов).
2 этап (Установочный): разработка программы осветить основные психолого-педагогические особенности развития и воспитания детей с признаками одаренности;
3 этап: решение актуальных психолого-педагогических задач развития и воспитания детей с признаками одаренности.
Логика построения программы основана на логике построения комплексной коррекционно-профилактической программы преодоления детских страхов Акимовой Е.Ю.Внутреннее содержание: подбор диагностических методик, разработка цикла занятий, подбор материалов для просветительской работы с родителями и педагогами является авторским.