kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие социально-психологической продуктивности педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа тренинга для педагогов

Тема:  «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Разработала: И.А. Власова, педагог-психолог I квалификационной категории

Цели тренинга:

  • Сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу;
  • Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности

Задачи тренинга:

  • Формирование благоприятного психологического климата;
  • Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • Развитие умения работать в команде;
  • Сплочение группы;
  • Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
  • Повышение коммуникативных навыков педагогов;
  • Повысить настрой на удачу и успех

 

 Участники:

Педагоги  школ и дополнительного образования, работающие с детьми школьного возраста

 Время (частота  и длительность каждого занятия)

5 занятий по 90-110 мин. Каждое. Общая продолжительность тренинга – 490 -500 мин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие социально-психологической продуктивности педагогов »

Программа тренинга для педагогов

Тема: «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Разработала: И.А. Власова, педагог-психолог I квалификационной категории

Цели тренинга:

  • Сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу;

  • Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности

3. Задачи тренинга:

  • Формирование благоприятного психологического климата;

  • Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

  • Развитие умения работать в команде;

  • Сплочение группы;

  • Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

  • Повышение коммуникативных навыков педагогов;

  • Повысить настрой на удачу и успех

3. Участники:

Педагоги школ и дополнительного образования, работающие с детьми школьного возраста

4. Время (частота и длительность каждого занятия)

5 занятий по 90-110 мин. Каждое. Общая продолжительность тренинга – 490 -500 мин.



5. Программа тренинга

№ занятия

Тема

Время (на занятие)

Задачи, решаемые на каждом занятии

Упражнения (психотехники)

1

Психологический климат коллектива

110 мин.

Формирование благоприятного психологического климата;

Сплочение группы


Вступление. (2мин.)

Принятие правил группы (8 мин.)

Разогревающая психотехника

«Визитка»5 мин.)

Вводная часть «О психологическом климате» (15 мин.)

Упражнение «Мое настроение» (10 мин.)

Упражнение «Комплимент» (10 мин.)

Упражнение «Мой цветок» (15 мин.)

Упражнение «Тарелка с водой» (10 мин.)

Упражнение «Доверительное падение» (15 мин.)

Упражнение «Чему я научилась» (10 мин.)

Рефлексия (5 мин.)

Ритуал прощания (5 мин.)

2


Эмоциональное состояние педагога

100мин.

Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии);

Накопление эмоционально-положительного опы­та, развитие интереса к себе;

Снижение негативных переживаний и трансфор­мация их в положительные эмоциональные состояния;

Ознакомление с техниками саморегуляции эмоци­онального состояния.


Игра- приветствие «Поменяйтесь местами...» (10мин.)

Мини-лекция «Об эмоциях» (10 мин.)

Упражнение «Маска» (20мин.)

Релаксации (20мин.)

Упражнение “Кто Я” (10мин.)

Игра «Атомы и молекулы» (5 мин.)

Игра «Театр Кабуки»: (10 мин.)

Упражнение «Чему я научилась» (10 мин.)

Ритуал прощания (5 мин.)

3

100мин.

Игра-приветствие»(5 мин.)

Упражнение «Послание самому себе» (10мин.)

Игра «Фруктовый салат» (5мин.)

Упражнение «Подарок» (10мин.)

О техниках саморегуляии (20мин.)

Упражнение "Паровозики" (5мин.)

Упражнение «Грани моего я» (20мин.)

Релаксация: Упражнение «Посещение зоопарка» (15мин.)

Рефлексия (5 мин.)

Ритуал прощания (5 мин.)


4


Развитие социальной значимости педагогов


95 мин.


Осознание педагогами своей индивидуальности;

Активизация у педагогов осознанных усилий, направленных на развитие своей социальной компетентности в процессе педагогического взаимодействия.


Упражнение «Приветствие»(5 мин.)

Мини-лекция по теме занятия (10мин.)

Упражнение "Объединение" (10мин.)

Психогимнастическая игра "Встаньте..."(5мин.)

Упражнение “Отражение в воде” (5мин.)

Психотехника “Волшебное озеро” (15мин.)

Упражнение «Личность педагога» (15мин.)

Упражнение “Я люблю тебя…” (5 мин.)

Упражнение «Объявление» (15мин.)

Рефлексия (5 мин.)

Ритуал прощания (5 мин.)

5

Личностные качества педагога

90мин.

Организация включенного наблюдения участниками тренинга за проявлением в общении тех личностных качеств, которые обеспечивают социальную компетентность (рефлексивность, эмпатичность, социальная мобильность, толерантность, способность к сотрудничеству, межличностная привлекательность)


Упражнение «Приветствие»(5 мин.)

Упражнение «Интуиция» (15мин.)

Упражнение «Публичное выступление» (20мин.)

Упражнение «Этическая защита» (15мин.)

Упражнение «Рисование фигур» (10мин.)

Заключительная часть тренинга

Рефлексия (15 мин.)

Ритуал прощания (10 мин.)









Сценарий тренингового занятия №1

1. Тема представленного тренингового занятия: «Психологический климат коллектива»

2. Цель данного занятия: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.


3. Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата в коллективе;

  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

  • развитие умения работать в команде;



4. Время, отведенное на все занятие- 110мин..

5. Участники: Педагоги школ и дополнительного образования, работающие с детьми школьного возраста









6. Сценарий занятия

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

Вступление

2 мин.

Создание настроя на работу, знакомство с ведущим, а также с целями тренинга

Беседа

Здравствуйте, меня зовут Ирина Александровна. Для вас я просто Ирина. Сегодня мы с вами познакомимся друг с другом, а так же с групповыми правилами, которые будут действовать на протяжении всего тренинга.

Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем. Я надеюсь, что те техники, которые я вам покажу, вы в дальнейшем будете использовать в своей работе, возможно и в качестве организатора, помощника, друга.

Прежде чем начать наш тренинг, нам необходимо принять несколько простых правил

Готовы к началу работы?

Принятие правил группы

8мин.

Создание настроя на работу, доброжелательной атмосферы; знакомство с правилами работы в группе

Метод группового решения проблемы

Беседа

Правила для группы:

Доверительное общение, обращение к друг другу по имени.

Принцип «здесь и сейчас» - говорим то, что волнует именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит здесь в группе.

Говорим от своего имени: «Я считаю…», «Я думаю…».

Оцениваем поступки, а не людей.

Активно участвуем, не забываем юмор.

В случае необходимости правила могут быть дополнены.


Есть предложения по дополнению правил?

Кто не согласен с данными правилами?

Кто соглаен?

Знакомство

5 мин.

Установление контакта,

Дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность

Метод символического самовыражения Разогревающая психотехника

«Визитка»

Раз я уже назвала свое имя, теперь ваша очередь. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с  ним. Первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком.

всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать “перевод” своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно “переводится”. Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.

Чье представление имени понравилось больше/меньше всего?

Насколько игровое имя соответствует характеру участника?

Получение информации, усвоение знаний

15мин.

Дать знания, активизировать группу на размышления

Мини-лекция

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.


На какие вопросы хотели бы услышать ответы в процессе тренинга, согласно теме?


10мин.

Диагностика состояния группы на момент начала тренинга

Метод символического самовыражения, метод концентрации присутствия

"Рисунок настроения" 

"Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю". 

Что сейчас чувствуешь?

Нравится ли тебе данное чувство?

Развитие практических навыков

10мин.

Создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Метод построения диспозиций Психогимнастическая игра " Комплимент" 


Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете сказать друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо его чертах характера. Первым начнет тот, кто стоит в начале ряда. Он поворачивается к сосе­ду справа и говорит ему комплимент. Второй участник, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавля­ет к нему еще и свой и т. д

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

Были ли приятные моменты в упражнении, какие?



15мин.

Помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.


Метод построения диспозиций , Упражнение "Мой цветок" 

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись,  бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.


Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

С какими трудностями вы столкнулись?



10мин.

Развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи


Метод построения диспозиций

Упражнение «Тарелка с водой»

Группа   участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.


Что, по вашему мнению, не удалось?

Как это можно исправить, что необходимо сделать?

Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?


15 мин.

Сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Метод концентрации присутствия

Упражнение «Доверительное падение»

Стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.


Что  было легче делать, падать или ловить?

Какие чувства вы испытывали  при этом?

Есть ли в реальной жизни ситуации, где вы испытываете  подобные чувства?

Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

Подведение итогов работы, рефлексия

15мин.

Рефлексия

Метод концентрации присутствия

Упражнение «Чему я научилась»


Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

Что будете использовать в своей работе ?

Чему научились?


Прощание

5мин.

Положительное завершение тренинга, рефлексия

Метод групповой рефлексии, метод построения диспозиций

Упражнение «Подарок»


«Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.

Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Что чувствуете сейчас?

как прошел тренинг?

что хотели бы пожелать участникам или лично кому-то?







Сценарий тренингового занятия № 2

1. Тема представленного тренингового занятия: «Эмоциональное состояние педагога»

2. Цель данного занятия: развитие эмоционально-волевой сферы педагогов.


3. Задачи:

  • Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии);

  • Накопление эмоционально-положительного опы­та, развитие интереса к себе

4. Время, отведенное на все занятие- 100мин.

5. Участники: Педагоги школ и дополнительного образования, работающие с детьми школьного возраста



6. Сценарий занятия

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

Вступление

5мин.

Снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости; получение дополнительной информации друг о друге

Психогимнастическая игра, метод построения диспозиций

Игра –приветствие «Поменяйтесь местами»

В кругу убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре , носит часы и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, поменяются местами те, кто:работает всю жизнь в одном учреждении;любит свою работу;работает педагогом уже больше 10 лет;мечтал быть педагогом с детства и т.д.первый раз участвует в тренинге

Кто, что о ком запомнил?

кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили


Получение информации, усвоение знаний

10мин.

Дать знания, активизировать группу на размышления

Мини-лекция

«Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

        Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение».

На какие вопросы хотели бы услышать ответы в процессе тренинга, согласно теме?

Развитие практических навыков

20мин.

Диагностика состояния группы на момент начала тренинга

Метод символического самовыражения, метод концентрации присутствия

Упражнение "Маска" 


Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас ваши ученики, — ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску Необходимо придумать маске имя и монолог от ее имени

Что сейчас чувствуешь?

Нравится ли то, что изобрели?

20мин.

Релаксация участников, снижение утомляемости, снятие мышечных зажимов

Метод символического самовыражения;

метод концентрации присутствия

Медитация -визуализация «Горная вершина»

Участникам предлагается расслабиться, закрыть глаза, вообразить, что они находятся у подножья большой горы. Ведущий тренинга предлагает участникам подняться на вершину горы, посмотреть вокруг и подумать о способах решения актуальных вопросов, осознать нужные шаги и правильные поступки.

Какие возникли ощущения во время медитации?

Получилось ли представить данный образ?

Насколько он был ярким?

10мин.

Понять свою сущность, задуматься над ролями, которые выполяет человек

Метод концентрации присутствия

Упражение «Кто я?»

Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос “Кто я?”. Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.

По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8- прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10- средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20- вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше. Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: “Я учитель” или “Я мать”. Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.

Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это вслух. (Высказывания по кругу)

Возникли ли трудности при данном упражнении?


Какие выводы сделали?

5мин.

Сплочение коллетива

Метод построения диспозиций

Игра «Атомы и молекулы»

Ведущий называет какое-либо число от 1 до 9. Игрокам надо объединиться в группы с таким количеством человек. В результате этой игры участников разбивают на 2 группы для следующей игры.

На что направлена данная игра?

В каких ситуациях можно использовать ее?

10 мин.

Снятие мышечного напряжения, уменьшение агрессивности;

умение решать конфликтые ситуации конструктивными методами

Метод символического самовыражения; Метод построения диспозиций

Игра «Театр Кабуки»

В театре Кабуки есть 3 главные роли:

  1. Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть покачивая плечами и сказать: «Хи!».

  2. Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: «Р-р-р!»

  3. Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: «Ха!»

Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 5 очков.

Были ли трудности в данной игре? Какие?


Чему учит данная игра?

Подведение итогов работы, рефлексия

10мин.

Рефлексия

Метод концентрации присутствия

Упражнение «Чему я научилась»


Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

Что будете использовать в своей работе ?

Чему научились?


Прощание

5мин.

Положительное завершение тренинга

Метод групповой рефлексии, метод построения диспозиций

Ритуал прощания

Упражнение «Письмо себе»

Участники на готовых бланках пишут себе письма, которые забирают с собой домой.

Что чувствуете сейчас?

как прошел тренинг?

что хотели бы пожелать участникам или лично кому-то?











Сценарий тренингового занятия № 3

1. Тема представленного тренингового занятия: «Развитие социальной значимости педагогов»

2. Цель данного занятия: развитие социальной значимости педагогов.


3. Задачи:

  • Осознание педагогами своей индивидуальности;

  • Активизация у педагогов осознанных усилий, направленных на развитие своей социальной компетентности в процессе педагогического взаимодействия.

4. Время, отведенное на все занятие- 95мин..

5. Участники: Педагоги школ и дополнительного образования, работающие с детьми школьного возраста











6. Сценарий занятия

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

Вступление

5мин.

Настрой на работу

Психогимнастическая игра, метод построения диспозиций

Игра –приветствие «Рукопожатие»

Ведущий подходит к кому-нибудь из участников и здоровается с ним за правую руку. Не отпуская руки ведущего участник здоровается левой рекой со следующим человекам и т.д., пока все участники не будут держаться за руки и рукопожатие не вернется в ведущему.


Приятно было пожать руку коллегам?

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение?


Получение информации, усвоение знаний

10мин.

Дать знания, активизировать группу на размышления

Мини-лекция

Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно 5 лет. Много раз тиражируемая фраза «Все мы родом из детства» имеет под собой серьезную доказательную основу.
Педагог ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с пед.работниками Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью.
Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную и конечно сфера педагогической деятельности не исключение.
Сегодня мы попытаемся понять значимость личностных и профессиональных качествах современного педагога и особенностях воспитательного процесса в современном ОУ.

На какие вопросы хотели бы услышать ответы в процессе тренинга, согласно теме?

Развитие практических навыков

10 мин.

Обучение эффективному взаимодействию в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам

Метод построения диспозиций , Упражнение "Объединение" 

"Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" варианты: "Те, у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д". 
Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

5мин.

Развитие невербальных навыков общения, умения понимать других

Психогимнастическая игра "Встаньте..."

Я буду называть числа. Какое число названо - именно столько человек должны встать (не больше и не меньше). Например, если я говорю "четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу "спасибо". Выполнять за­дание надо молча. Тактику действий следует вырабатывать в процессе выполнения, ориентируясь на действия друг друга.

Какие сложности вызвала данная игра?

5мин.

Развитие понимание других людей через проявления невербальных способов общения

Метод имитации; метод концентрации присутствия

Упражнение “Отражение в воде”

Работа в парах.

«Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

  • человек скорчил страшную рожицу;

  • человек замахнулся палкой;

  • человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»

Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;

Замахиваясь на другого  человека палкой,  мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);

Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?






15мин.

Осознание педагогами своей индивидуальности

Метод концентрации присутствия

Психотехника “Волшебное озеро”

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».


Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Вопросы  после выполнения упражнения.

Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как  в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?

Какого  отношения Вы ждёте к себе  как уникальной и неповторимой личности?

15мин.

Активизировать участников на осознание значимих качеств для педагога

Метод группового решения проблем Упражнение «Личность педагога»

Я предлагаю разделиться на три (4) группы (участники делятся на три-четыре подгруппы). Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.

подгруппы отвечают на вопросы:

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы добавляете в этот список?

Какие качества выделили?

Что общего у всех групп?

Какие выводы из этого можете сделать?

5мин.

Прояснение своих потребностей, жизненных целей и мотивов; содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижение оптимального уровня жизнедеятельности

Метод концентрации присутствия

Упражнение “Я люблю тебя…”


«Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.

Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.

(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим»

Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?

Что Вы при этом чувствовали?


15мин.

Развитие коммуникативных навыков, сплочения группы, обмен опытом, умение вырабатывать единый стиль общения, сотрудничать

Метод группового решения проблем, метод обмена опытом

Упражнение «Объявление»


В течение 5 минут каждая подгруппа должна составить объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.

Что вызвало трудности при выполнении упражнения?

Что оказалось легким в упражнении?

Подведение итогов работы, рефлексия

5мин.

Рефлексия

Метод концентрации присутствия

Упражнение «Чему я научилась»


Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

- Я была разочарована тем, что….

- самым важным для меня было….

Что будете использовать в своей работе ?

Чему научились?


Прощание

5мин.

Положительное завершение тренинга

Метод групповой рефлексии, метод построения диспозиций

Ритуал прощания

Упражнение «Счастья, удачи…»

Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы желаем вам друзья!». Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.

Что чувствуете сейчас?

как прошел тренинг?

что хотели бы пожелать участникам или лично кому-то?







Используемая литература:

  1. Левошко И. Давайте жить дружно. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.

  2. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. –Газета “Школьный психолог” № 22, 2003 г.

  3. Мардер Л. Тренинговое занятие “Профессия и личность”. 

  4. Хусид А. Патриот самого себя. – Газета “Школьный психолог” № 38, 2002 г.

  5. Баум Х. Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. Москва,2008.-144с.143с.

  6. Самоукина Н.Игры в школе и дома. Ярославль.2004.-208с.

  7. Аникина Е., Трофименко Е. Тренинг педагогического общения // Школьный психолог. – 2008. - № 7. – С.24-27.

  8. Ступницкая М., Ступницкая К. Учительский стресс // Школьный психолог. – 2006. - № 4. – С.24-27.


1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие социально-психологической продуктивности педагогов

Автор: Власова Ирина Алексндровна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101961


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства