kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разваботка "Недели психологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая помощь психологу по проведению недели психологии в школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разваботка "Недели психологии"»

«Неделя психологии в школе»

Неделя психологии – общешкольное мероприятие, которое проводится в течении недели и предлагает участие всей школы: в первую очередь школьников, а также учителей и воспитателей.

«Неделя психологии» в школе проводится в феврале, на тот момент, когда учащиеся, отдохнув на каникулах, приступили к обучению, в то же время уже адаптировались к учебе после длительного праздничного отдыха. И проведение недели в данные сроки очень удобно, так как все контрольные работы проведены во второй четверти и данное общешкольное мероприятие не затронет учебно – воспитательный процесс.

Цели:

1.​ Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;

1.​ Повышать психологическую компетентность учащихся и учителей школы;

1.​ Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания.

Задачи:

1.​ расширение знаний о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека;

1.​ формирование чувства успешности;

1.​ активизация размышлений учащихся о месте и роли знаний психологии в собственной жизни, жизни людей;

1.​ формирование у школьников чувства единения;

Форма проведения:

1.​ Конкурс психологических стенгазет и коллажей по параллелям;

1.​ Конкурс рисунков;

1.​ Работа с плакатами на переменах;

1.​ Уроки психологии;

1.​ Социально – психологический КВН;

1.​ Психологические игры;

1.​ Классный час;

1.​ Индивидуальная и групповая диагностика участников образовательного процесса;

1.​ Информационное письмо для педагогов.

Принципы построения «Недели психологии в школе».

При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов.

1.​ Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец, основная идея и девиз дня;

1.​ Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том, числе, и определенную информацию для размышления;

1.​ Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.

1.​ Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.

Кадровое обеспечение:

​ Педагог – психолог;

​ Классные руководители;

​ Инициативная группа учащихся 8 – 11 классов.

Категория участников: учащиеся 1-11 классов, педагоги школы.

Сроки проведения: 13-17 февраля.

Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал для каждого участника, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр, грамоты для награждения и др.

Оформление:

1.​ Надпись в холле школы «Неделя психологии»

1.​ Рисунок солнца и радуги.

1.​ Стенгазеты и коллажи на темы: «Что такое счастье?», «Чем огорчались, чем радовались?», «Кто мы такие?», «Улыбнись ученик» и др. (7-11 классы).

1.​ Рисунки на тему «В стране Вообразилии» (1-6 классы).

1.​ Школьный забор на тему: «Какой ты видишь школу будущего?»

1.​ Цитаты дня: «Пусть в вашей жизни не будет черных полос», «Личность – та же вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая», «Мы ответственны за все в нашей жизни», «Каждая наша мысль создает наше будущее», «Самая настоящая роскошь – роскошь человеческого общения».

1.​ Выпуск школьной газеты .

План проведения

Дата проведения

Мероприятие

Категория участников

Ответственный

13.02.2017

1) Общешкольная игра «Радуга настроений»

Учащиеся и педагоги школы

Педагог – психолог

2) Игра «Следопыты»

Учащиеся 1 - 4 кл.

Учащиеся 9,11 кл.

3) Информационное письмо «Десять семейных заповедей» (стенд «Методическая работа»)

Педагоги школы

Педагог – психолог

4) Компьютерная диагностика

Учащиеся и педагоги школы

Педагог – психолог

5) Диагностика воспитанности

Учащиеся 5 – 8 кл.

Кл. руководители

6) Классный час: «Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»

Учащиеся 11 «А» кл

Педагог – психолог

14.02.2017

1) Конкурс стенгазет и коллажей

Учащиеся 7 – 10 кл.

Педагог психолог

2) Игра «Следопыты»

Учащиеся 5 – 6 кл.

Учащиеся 9,11кл.

3) Психологическая игра «Школа идеального лидера»

Совет старшеклассников

Педагог–психолог

4) Компьютерная диагностика

Учащиеся и педагоги школы

Педагог – психолог

5) Диагностика воспитанности

Учащиеся 5 – 8 кл.

Кл. руководители

15.02.2017

1) Конкурс рисунков

«В стране «Вообразили»

Учащиеся 1 – 6 классов

Педагог – психолог

2) Социально – психологическая игра «Я выбираю жизнь!»

Учащиеся 9 класса

Педагог – психолог

3) Мир во мне

Учащиеся 8 «Б» кл.

Педагог – психолог

4) Компьютерная диагностика

Учащиеся и педагоги школы

Педагог – психолог

5) Диагностика воспитанности

Учащиеся 5 – 8 кл.

Кл. руководители

16.02.2017

1) Школьный забор на тему: «Какой ты видишь школу будущего?»

Учащиеся и педагоги школы

Учащиеся 11 – 9 классов

2) КВН

Учащиеся 9 – 10 кл.

Педагог – психолог

3) Компьютерная диагностика

Учащиеся и педагоги школы

Педагог – психолог

4) Диагностика воспитанности

Учащиеся 5 – 8 кл.

Кл. руководители

17.02.2017

1)Психологическая игра

«В поисках святого Грааля»

Учащиеся 5-6 классов

Педагог – психолог

2) Диагностика воспитанности

Учащиеся 5 – 8 кл.

Кл. руководители

3) Подведение итогов

Педагог – психолог

Основное содержание

«Недели психологии»

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

ТЕМА: Что такое психология?

ДЕВИЗ ДНЯ: «Пусть в вашей жизни не будет черных полос»

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Общешкольная игра «Радуга настроений»

2) Игра «Следопыты»

3) Информационное письмо «Десять семейных заповедей» (стенд «Методическая работа»)


4) Диагностика воспитанности

5) Классный час: «Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»

6) Выпуск школьной газеты

ДЕНЬ ВТОРОЙ.

ТЕМА: Личность

ДЕВИЗ ДНЯ: «Личность–та же вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая»

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Конкурс стенгазет и коллажей

2) Игра «Следопыты»

3) Психологическая игра «Школа идеального лидера»

4) Диагностика воспитанности


ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

ТЕМА: Психологическое и психическое здоровье.

ДЕВИЗ ДНЯ: «Мы ответственны за все в нашей жизни»

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Конкурс рисунков «В стране «Вообразилии»

2) Социально – психологическая игра «Я выбираю жизнь!»

3) Мир во мне



ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.

ТЕМА: Чувства и эмоции

ДЕВИЗ ДНЯ: «Каждая наша мысль создает наше будущее»

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Школьный забор на тему: «Какой ты видишь школу будущего?»

2) КВН

3) Компьютерная диагностика

4) Диагностика воспитанности

ДЕНЬ ПЯТЫЙ.

ТЕМА: Общение

ДЕВИЗ ДНЯ: «Самая настоящая роскошь – роскошь человеческого общения».

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1)Психологическая игра «В поисках святого Грааля»

2) Диагностика воспитанности

3) Подведение итогов

Ключевые мероприятия.

​ Общешкольная игра «Радуга настроений»

Общешкольная игра «Радуга настроений» открывает «Неделю психологии». Это массовое общешкольное мероприятие с психологическим акцентом и широкими психолого - педагогическими возможностями. Игра "Радуга настроений" в неделе психологии использовалась с целью создания интриги, настроя школы на "психологическую волну", формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведётся вся психологическая работа в школе вообще. Цель: Выявление через игру работоспособности, утомляемости школьного коллектива. Психологическая неделя - это погружение в новое, малознакомое школе переживание, и "Радуга настроений" способствует такому погружению лучше многих других форм.

Ответственный: педагог – психолог Кумарова А.Е.

Ассистенты при проведении игры: инициативная группа учащихся.

Проведение игры:

В начале дня участники игры, заходя в школу, видят большой плакат, где нарисованы солнце и яркая радуга. На других небольших плакатах читают цитату сегодняшнего дня, холл школы красочно украшен надписью неделя психологии, вывешен новый выпуск школьной газеты.

- "С каким настроением вы сегодня пришли в школу?".

Встречают участников игры учащиеся педагогической группы и предлагают выбрать один цветной жетончик из предложенных (красный, зелёный, жёлтый, синий, чёрный) и бросить в коробочку такого же цвета (в каждой коробочке есть прорезь). На столе стоит две коробочки разного цвета, но одинаково красиво украшенные звездами и улыбками. Одна из коробочек предусмотрена для школьников, а другая для работников школы и подписана «Взрослые». Игра проводится перед первым уроком и соответственно после 5-6 уроков. После чего подсчитываются жетоны в зависимости от цветовой гаммы и категории участников.

На следующее утро всех встречает в холле два больших плаката. На плакатах четыре цветные гистограммы и всё объясняющий текст. Две диаграммы вверху озаглавлены: "Утро - школьники" и "Утро - взрослые". Две внизу - соответственно: "Вечер - школьники" и ""Вечер - взрослые" на каждой гистограмме в определённом соотношении нарисованы сектора пяти цветов. И всё понятно даже первокласснику:

Т.е. была проведена лёгкая ненавязчивая диагностика. Она не претендует на серьёзные прогнозы, но всё же о многом говорит. Кроме того, это просто красиво и необычно.

​ Игра «Следопыты»

Проводится в два этапа. Первый этап проводится в начальном звене основной школы в первый день «Недели психологии», второй этап проходит среди учащихся 5-6 классов, так как, не смотря на возраст 10-11 лет, они с удовольствием играют в подобные психологические игры, требующие не только концентрации внимания, но и определенной физической активности. Игра проводится на переменах, каждой параллели классов отведена своя перемена, на которой к ним приходят учащиеся 8-11 классов и проводят игру (Дополнительную помощь в случае необходимости оказывают классные руководители). Таким образом, по времени игра занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от возрастной категории участников игры. (Стоит оговорить тот факт, что в 1 – х классах учащимся играть помогают классные руководители).

Цель игры:

План подготовки:

1.​ Подбор вопросов для каждой параллели классов; (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

1.​ Подготовка ответов на вопросы;

1.​ Распределение классов между инициативной группой;

План проведения:

1. Организация классного коллектива для проведения игры;

2. Знакомство с ведущими игры;

3. Объяснение правил игры;

4. Проведение игры;

5. Сбор результатов.

6. Подведение итогов.

Количество участников: 12-20 человек

Правила проведения:

Команда получает письмо вопросами, на которые всем классом необходимо ответить. Но самое главное должны отвечать все учащиеся и не в коем случае нельзя ругаться. Команда, в которой возникнет конфликт, теряет один балл. Ответы должны быть полными и конкретными.

При подведении итогов в конце «Недели психологии» победителей отмечают грамотой и самых активных памятными призами «лупами следопытов».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы для 1-го класса: игра «Следопыты»

1.​ Сколько учеников учится в вашем классе?

1.​ Сколько в вашем классе девочек, сколько мальчиков?

1.​ Сколько парт в вашем классе?

1.​ Сколько книг лежит на столе у вашего учителя?

1.​ Сколько дней в неделю вы учитесь?

1.​ Кто в школе подаёт звонок?

1.​ Сколько цветочных горшков в вашем кабинете?

1.​ Как зовут вашего классного руководителя?

Вопросы для 2-го класса: игра «Следопыты»

1.​ Сколько парт стоит в вашем классе?

1.​ Каким цветом стены в вашем кабинете?

1.​ Какого цвета шторы в 3 «А» классе?

1.​ Сколько стульев в вашем кабинете?

1.​ Сколько девочек учится в параллельном классе?

1.​ Как зовут охранника в вашей школе?

1.​ Что находится в коридоре, рядом с вашим кабинетом?

1.​ Сколько цветочных горшков в вашем классе?

Вопросы для 3-го класса: игра «Следопыты»

1.​ Сколько шкафов в вашем классе?

1.​ Сколько обогревателей в вашем крыле?

1.​ Сколько окон в вашем крыле?

1.​ Сколько розеток в вашем классе?

1.​ Как зовут школьного охранника?

1.​ Какого цвета волосы у вашего классного руководителя?

1.​ Сколько стульев в вашем классе?

1.​ Как зовут заместителя директора по воспитательной части?

Вопросы для 4-го класса: игра «Следопыты»

1.​ Сколько шкафов в вашем классе?

1.​ Сколько розеток в вашем классе?

1.​ Сколько дней вы отдыхали на каникулах?

1.​ Какого цвета шторы в параллельном 4 классе?

1.​ Сколько окон в вашем крыле?

1.​ Сколько книг лежит на столе у учителя?

1.​ Как зовут библиотекаря?

1.​ Сколько учится мальчиков в параллельном 4 классе?

Вопросы для 5-го класса: игра «Следопыты»

1.​ Сколько окон на 2-ом этаже?

1.​ Сколько туалетов в школе?

1.​ Сколько учителей математики работает в школе?

1.​ Сколько учителей русского языка работает в школе?

1.​ Как зовут классного руководителя параллельного 5 класса?

1.​ Сколько швейных машинок в кабинете труда?

1.​ Сколько телефонов в школе?

1.​ Назовите где находится кабинет психолога.

1.​ Сколько учителей начальных классов работает в школе?

Вопросы для 6-го класса: игра «Следопыты»

1.​ Сколько цветных горшков на 2-ом этаже?

1.​ Сколько учеников учится в школе?

1.​ Сколько туалетов в школе?

1.​ Сколько учителей математики работает в школе?

1.​ Сколько учителей русского языка работает в школе?

1.​ Сколько швейных машинок в кабинете технологии?

1.​ Сколько лет исполнится школе в этом году?

1.​ Сколько раз звенит звонок в день?

1.​ Сколько учителей работает в школе?

​ Классный час: «Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации»

Тема: «Конфликты в жизни современного человека. Стратегии поведения в конфликтной ситуации».

Цели: 1. Знакомство учащихся со стратегиями поведения в конфликтной ситуации;

1.​ Формировать у учащихся умение правильно оценивать конфликтные ситуации и способы решения конфликтов;

1.​ Развивать коммуникативные навыки общения.

Форма: Классный час

План проведения:

1.​ Определение темы, целей классного часа;

1.​ Подбор и анализ литературы по выбранной теме;

1.​ Составление плана проведения;

1.​ Оформление разработки классного часа;

1.​ Составление презентации к кл. часу;

План проведения:

1.​ Оргмомент;

1.​ Вводное слово;

1.​ Основная часть;

А) Диагностика «Конфликтный ли вы человек?» (Е.И. Рогов «Психология общения»)

Б) Рассказ психолога;

В) Разбиение класса на команды;

Г) Ролевая игра;

Д) Дискуссионная игра;

4. Подведение итогов;

5. Заключительное упражнения «Я хочу тебе пожелать…»

Оформление: парты в классе соединены вместе, вокруг них стоят стулья для учащихся, мультимедийная установка, компьютер, свеча, геометрические фигурки.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.

1.​ Оргмомент.

Приветствие. Знакомство с темой и целями классного часа. Сегодня наш классный час будет проходить в необычном режиме.

1.​ Вводное слово.

Вы наверняка замечали, что иногда даже незнакомые люди способны вызвать симпатию или, наоборот, неприязнь. Соответственно будет строиться и общение с ними. А иногда желаемое общение между партнерами почему–то не складывается. И причиной тому является конфликт. «Конфликт» в переводе с лат. означает столкновение.

-Почему возникают конфликты?

Часто причиной конфликта выступает несовместимость характеров. Порой фразой «Не сошлись характерами» объясняется драка в школе, решение супругов расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и сослуживцев. В каких случаях характеры «отталкиваются, а в каких «притягиваются»? Как показал известный психиатр Карл Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены, что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и «нервным срывам». Но ни в коем случае не стоит забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя.

В основе любого конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению. Социальная значимость конфликта различна и зависит от того, какие ценности лежат в основе межличностных отношений.

-Имеет ли конфликт определенные временные рамки?

Конфликт не может развиваться бесконечно. Каким бы бурным и кратковременным конфликт ни был – это процесс, имеющий свои закономерности. Обычно можно отчетливо выделить пять основных стадий конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.

1.​ Основная часть.

А) Диагностика «Конфликтный ли вы человек?» (Е.И. Рогов «Психология общения» с. 267)

Б) Рассказ психолога.

Считается, что не может конфликт возникнуть на «пустом месте» или, иначе говоря, «нет дыма без огня». Но в любом конфликте всегда есть инициатор, который высказывает необходимую, ортодоксальную мысль, и оппонент, выразивший свое несогласие нет. Несогласие кого – то с кем – то является первой искрой конфликта. В дальнейшем все будет зависеть от поведения оппонента. Если он и дальше будет доказывать обратное – инициатор вынужден искать доказательства своей правоты. Естественно, что сами участники конфликта могут избрать самые различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Рассмотрим несколько стратегий в конфликтных ситуациях.

1.​ Сотрудничество, направленное на поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех сторон;

1.​ Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

1.​ Избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

1.​ Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступать своими интересами.

Рассмотренные многообразные исходы конфликтов: сотрудничество, избегание, компромисс, приспособление, по разному влияют как на самочувствие и настроение участников, так и на устойчивость их отношений.

- Какие исходы, по вашему мнению, наиболее продуктивны для сохранения отношений с противоположной стороной?

Более благоприятны исходы «сглаживания и компромисса. Сглаживание снижает отрицательное переживание обоих участников конфликта, а компромисс стимулирует равноправное сотрудничество и, следовательно, укрепляет межличностные отношения.

Ситуация.

Попытаемся применить каждый из исходов к одной ситуации.

Представим, что с утра в классной комнате собирается класс. Две подружки заходят в кабинет, и нечаянно их сбивает одноклассник. Одна из девушек начинает кричать на него. Она продолжает кричать, хотя понимает, что её причитания неуместны, забывая, что последнее слово остается за парнем. Парень решает, какую реакцию выбрать и ответить на поведение девушки:

​ Извини, ты конечно, права» (задабривание, умиротворение);

​ «Сама дура» (ответное обвинение);

​ Я догадывался, что ты начнешь кричать (просчет);

​ Лена приходил Евгений Петрович и просил тебя зайти к нему в кабинет после первого урока (отвлечение внимания);

​ Извини, если я тебя сильно толкнул, давай не будем ругаться (компромисс)

Любой из этих ответов может повлиять на развитие ситуации конфликта.

В) Разбиение класса на команды.

Каждый человек представляет собой сложную и многогранную, но в тоже время неповторимую личность. Обратите внимание, по углам кабинета приклеены различные фигуры. Сейчас я хотела бы вас попросить, встаньте рядом, стой фигурой, которая для вас наиболее предпочтительна. Расшифровка выбора фигур (Н.Н. Обозов «Психология рисунка»). Сейчас вы условно и самостоятельно разбились на группы, и в такой же последовательности я попрошу вас сесть за столы. Теперь вы команды.

Г) Ролевая игра

Сейчас мы с вами попытаемся проиграть несколько ситуаций и определить, какой исход конфликтной ситуации в данном случае будет наиболее объективным. Каждая из команд получает карточку, на которой написанная та или иная ситуация, которую им необходимо обыграть. После обыгрывания она обсуждается всем классом.

1 ситуация.

Вы едите в автобусе, заходит мужчина среднего возраста и начинает на вас кричать, чтобы вы уступили ему место. Параллельно комментируя то, как плохо воспитана современная молодежь. Ваши действия?

2 ситуация.

В классе проводится сбор денег на подарок учителю. Вы не желаете сдавать деньги. В классном коллективе назревает конфликт, один из одноклассников высказывает вам это в лицо. Ваши действия?

3 ситуация.

Одноклассница вас обозвала «дураком». Как вы разрешите эту ситуацию?

4 ситуация.

Учитель после контрольной работы выставляет оценки. Вашему соседу по парте (который списывал у вас) поставили оценку на балл выше, чем у вас. Вы в гневе, а учитель утверждает, что вы списывали у него. Но это не так… Ваши действия?

Г) Дискуссионная игра « Выбор пути»

Вспомним с вами сказку, в которой Иван Царевич на пере​крестке трех дорог делал выбор своего пути. Сам делал выбор и сам получал результат. И оказывалось, что не всегда самый легкий путь приводил к тому, что бы отношения с конфликтующей стороной остались благоприятными.

«А может быть, и в нашей жизни бы​вает, что мы как будто стоим на перекрестке нескольких дорог и тут нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как гложутся наши отношения и наша жизнь».

(Рисуется на доске камень, на нем пишется слово «конфликт» от неё идут 4 дороги. Одна из них ведет к «сотрудничеству», другая к «компромиссу», третья к «избеганию», четвертая к «приспособлению». Ребята размышляют над тем, какая дорога в будущем приведет к успеху. По какой из дорог вы пойдете выбирать вам.

Более благоприятны исходы «сотрудничество и компромисса». Сотрудничество снижает отрицательное переживание обоих участников конфликта, а компромисс стимулирует равноправное сотрудничество и, следовательно, укрепляет межличностные отношения.

4. Подведение итогов;

Китайская поговорка гласит: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Это в полнее справедливо и в отношениях конфликта.

Но любой уважающий себя современный человек умеет не только правильно без серьезных последствий выйти из конфликта, но и управлять им в случае необходимости.

Алгоритм управления конфликтом, предложенный (Н.И. Шевандриным).

1.​ Взять под контроль собственные эмоции и выбрать, для начала, время для разрешения конфликта, когда вы находитесь в более подходящем эмоциональном состоянии;

1.​ Вскрыть за мнимыми причинами подлинные: для этого необходимо более внимательно следить за партнером, его поведением и состоянием;

1.​ Локализовать конфликт: противодействовать инстинктивному желанию перейти в тотальное наступление для победы любой ценой.

1.​ Бегство от конфликта при отсутствии шансов на победу.

1.​ Избегать чрезмерной концентрации внимания на защите;

1.​ Держать инициативу за собой, диктуя эмоции(в том числе и спокойствие);

1.​ Не опровергать аргументы противника в том же порядке и в таких же объемных пропорциях, в которых они изложены противником.

5. Заключительное упражнения «Я хочу тебе пожелать…»

Учащимся предлагается передавать свечу из рук в руки продолжая фразу: «Я хочу тебе пожелать…»

Психолог берет свечу в свои руки с фразой: «Я хочу всем вам пожелать, чтобы в вашей жизни было поменьше конфликтов, а если они возникали, затухали как эта свеча» (тушит свечу).

Список использованной литературы:

1.Обозова Н.Н. Психология конфликта – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента.

2. Психология общения/ Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

​ Конкурс стенгазет и коллажей

Конкурс стенгазет и коллажей предусматривает участие учащихся 7 - 11 класса, основной целью конкурса является социализация учащихся в условиях современного общества, посредством творческого подхода к осмыслению психологической тематики конкурса.

Тематика стенгазет и коллажей по параллелям с 7-11 классы.

Тема

Классы

1

«Кто мы такие?»

7

2

«Улыбнись ученик»

8

3

«Неизведанные острова»

9

4

«Что такое счастье?»

10

5

«Чем огорчались, чем радовались?»

11

Необычность данного задания заключается в том, что темы предложенные учащимся имеют очень широкий диапазон для изображения и полное отсутствие конкретики, что может вызвать у них ряд сложностей. Оригинальность в том, что по любой из выше предложенных тем классным руководителям необходимо провести в классе «Мозговой штурм» о чем за ранее им сообщается.

Итоги конкурса подводятся в конце «Недели психологии», стенгазеты награждаются по номинациям:

- самое интересное раскрытие темы;

- самая оригинальная газета;

- стенгазета, отображающая психологическое значение;

- самая информационная стенгазета и т.п.

​ Психологическая игра «Школа идеального лидера»

Тема: «Школа идеального лидеров».

Форма проведения: Психологическая игра для подростков

Ответственный: педагог – психолог Кумарова А.Е.

Цель: ознакомление учащихся с понятием "лидерская одарённость", исследование лидерских качеств, поиск путей обогащения своего лидерского потенциала.

План подготовки:

1.​ Определение темы и целей игры;

1.​ Подбор и анализ методической литературы;

1.​ Подбор психогимнастических игр и упражнений;

1.​ Составление плана проведения;

1.​ Подбор оборудования для проведения игры.

План проведения:

1.​ Оргмомент;

1.​ Вступительное слово;

1.​ Разминочные упражнения;

1.​ Основные упражнения;

1.​ Рефлексия;

Оборудование: ватман, маркеры, тестовые материалы, рекомендации по развитию лидерских качеств, методики проведения игр, ручки, цветные карандаши.

Оформление игрового пространства:

Кабинет психологической разгрузки, где будет проходить игра, условно делится на две части. В одной части лежит ковер, на котором будут сидеть все участники игры, в другой - несколько столов, вокруг которых расставлены стулья для работы с анкетами. На стенах помещения большие часы, с возможностью перевода стрелок и другое.

Категория участников: совет старшеклассников.

Количество участников: 12 учащихся

Необходимое время: 1 час.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

1.​ Оргмомент;

Все участники игры садятся в круг на ковер, друг напротив друга.

1.​ Вступительное слово;

Знакомство с темой и целями нашей игры.

Педагог – психолог: У нас есть возможность всем вместе на машине времени попасть в школу идеального лидера - школу нашей мечты. Но передвигаться мы будем не пешком, а на воображаемой машине времени. Наша машина времени устроена так, что для перемещения куда - либо мы должны точно задать параметры.

Параметрами в нашем случае являются лидерские качества: умение управлять собой, осознание цели, умение решать проблемы, наличие творческого подхода, влияние окружающих, знание правил организаторской работы, организаторские способности, умение работать с группой.

Перед тем, как отправиться на Машине времени, давайте познакомимся, друг с другом, а точнее узнаем немного друг друга (называют свое имя, в каком классе учится, свои интересы, планы на будущее, что любит, что не любит и т.п.).

1.​ Разминочные упражнения;

Упражнение"Сигнал по кругу".

Педагог – психолог: Итак, параметры заданы. Для отправления нужно подать сигнал. Будьте внимательны. Время - это движение! Займите места в кругу Машины времени. Сейчас все участники должны положить правую руку на левое колено соседа справа, левую руку - на правое колено соседа слева. Капитан корабля даёт сигнал отправления - хлопок по колену рядом сидящего участника. Сигнал передаётся по кругу (можно 2 круга), пока не вернётся капитану.

Представьте себе, что мы попали в далекое – далекое будущее в 3999 год. Мы переместились в будущее и теперь нам нужно создать свою школу идеального лидера. Но сначала капитан машины времени должен быть уверен, что вы - команда, что вы сплочены и понимаете, друг друга, иначе ничего не получится. (Как правило, капитаном Машины времени выбирают председателя совета старшеклассников).

4. Основные упражнения;

1. Упражнение "Живое ранжирование".

Педагог – психолог: При выполнении упражнения необходимо создать круг, по каким – либо признакам.

Участники путешествия во времени должны по команде ведущего построиться:

_ по цвету волос без слов (от тёмных к самым светлым);

​ по росту (от самого низкого к самому высокому по нарастающей);

​ по цвету кофточек (от самой светлой к самой темной);

​  по одежде (кто в юбке впереди, дальше становятся те, кто в брюках);

​ по цвету глаз (от самых темных к самым светлым).

2. Игра «Камень, ножницы, бумага»

Педагог – психолог: Но на этом испытания не заканчиваются. Вы все наверняка знаете игру «Камень, ножницы, бумага». Поочередно в группе выбирается ведущий, который водит.

Педагог – психолог: Вы - команда! У нашего коллектива большое сердце, оно радуется и грустит, переживает и сострадает. Давайте постараемся разобраться, что заставляет нас грустить, а что радоваться.

3. Упражнение «Что заставляет мое сердце грустить и радоваться»

Участникам игры надо продолжить фразу: "Моё сердце в школе поёт и радуется, когда +", "Моё сердце в школе грустит, когда +".

По кругу путешественники озвучивают причины грусти или радости в своём сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий опять о радости и т.д.

4. Упражнение «Путаница»

Каждый лидер должен, несмотря на сложность сложившейся ситуации найти из неё выход. Для того, что бы продолжить наше путешествие вам необходимо, в прямом смысле этого слова выпутаться из оков паука.

Все участники становятся по кругу (лицом друг к другу) и вытягивают вперед руки.

Педагог- психолог: Вам необходимо на счет «один, два, три» закрыть глаза, а затем, приближаясь к центру круга, каждый своей рукой должен найти другие пары рук. По сигналу вы открываете глаза и, не отпуская руки другого, вам необходимо распутаться так, чтобы образовался вновь круг.

Никакая сложная и запутанная ситуация не остановит лидеров нашей школы.

5. Тест «Лидер ли я?»

Педагог – психолог: А теперь следующий параметр, необходимый для путешествия на Машине времени - это лидерские качества. Для того, чтобы определить, по какому пути мы будем двигаться к Идеальной школе лидеров, надо выявить, какие лидерские качества развиты наиболее сильно. Для этого необходимо всем ответить на вопросы теста

Капитан анализирует следующие лидерские качества: умение управлять собой и организаторские способности.

Лидер ли я?

Если ты полностью согласен с при веденным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером по ставь цифру 4; если скорее согласен, чем не согласен - цифру 3; если трудно сказать - 2, скорее не согласен, чем согласен -1; полностью не согласен -0.

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне не трудно добиться того, что бы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределить свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни од ин человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я не могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого чело века делать то, что считаю нужным.

30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. Большинство людей прислушиваются к моим словам.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41).

Эта сумма определяет разновидность лидерских качеств:

А - умение управлять собой

Б - осознание цели (знаю, что хочу).

В - умение решать проблемы.

Г- наличие творческого подхода.

Д - влияние на окружающих.

Е - знание правил организаторской работы.

Ж - организаторские способности.

3 - умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то качество развито средне или сильно. Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренен в самооценке. Результаты теста можно изобразить на графике.

Теперь, когда ты имеешь представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, как улучшить сформированные качества.

Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда прими на вооружение несколько наших советов.

1.Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: "Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?"

2.Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.

3.Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи, поддержу в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.

4.Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда, о

котором иногда приходится жалеть.

5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.

Если низким является показатель Б (знаю, чего хочу), постарайся ответить на вопросы:

1. Действительно ли твои цели важны для тебя?

2. Реальны ли твои цели?

3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?

4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?

5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?

Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайся найти ответы на следующие вопросы:

1.Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

2.Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или "хватаюсь" за первый, который мне сразу понравился?

3.Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

4.Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

5.Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Если оказался недостаточно, раз вит показатель Г (творческий под ход), ответь на следующие вопросы:

1.Ценю ли я творческий подход в других людях?

2.Готов ли я к неопределенности?

3.Верю ли я в свои творческие способности?

4.Могу ли я порвать с традициями?

5.Испытываю ли я потребность в переменах?

Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:

1.Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.

2.Увяжи для себя имя человека и индивидуальные характеристики

3."Наведи" мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.

4.Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений

5.Раскрой свои мысли и чувства.

6.Будь готов подбодрить другого человека.

Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А. Н. Лутошкин в своей книге "Как вести за собой":

1.Выясни условия выполнения организаторской задачи, свои полномочия: выдели в задаче главное и второстепенное, выясни время выполнения задачи, уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе, определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения, повтори задание.

2.Подготовься к выполнению задания: изучи опыт других, посоветуйся, сделай предварительную расстановку людей, исходя из реальных возможностей, составь план.

3.Подготовь к выполнению задания своих товарищей, обсуди план со все ми участниками выполнения организаторской задачи, учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.

4.Расставь людей, учитывая их возможности, распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений, за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое, каждый должен знать свои права и обязанности.

5.Согласовывай свои действия постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников - младших организаторов, поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них ин формацию о всех изменениях в задании, интересуйся опытом других выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6.Инструктируй и обучай своих помощников, подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы, указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их, подготавливай своих

товарищей к выполнению роли организаторов.

7.Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств, привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников, осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы, давай оценку работы

своим товарищам только на основе достоверных данных, старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

8.Будь внимателен в период завершения работы, требуй отчета о работе от своих помощников, при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь, организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9.Экономно расходуй свое время и силы, осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников, решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники, оказывай помощь в работе на самом труд ном участке.

10.Итоговый анализ

- залог успешной работы в дальнейшем, анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки, давай оценку работы на основе конкретных результатов, старайся поощрить, отметить работу своих помощников.

Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:

1.Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?

2.Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?

3.Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?

4.Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

5.Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.

Известный психолог А.Н.Лутошкин советует также лидерам изучить интересы, увлечения, способности товарищей. При распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться, чаще обращаться за по мощью и с просьбами к знатокам, умельцам, "эрудитам" в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно - их способности замечены и не лежат мертвым грузом; иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому чело веку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.

Если вы обнаружили, что у вас низ кий показатель 3 (работа с группой) то также прислушайся к советам. У каждого лидера есть свой "почерк", своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействия на личность или на группу называют стилем работы. А. Н .Лутошкин выделяет такие стили:

5. Рефлексия.

Упражнение"Объявление".

Наше путешествие на Машине времени подходит к концу. На прощание каждый участник путешествия говорит своё пожелание всей группе и рисует на ватмане сердце, где оставляет свои пожелания, пишет своё отношение к семинару.

Семинар - практикум заканчивается песней. (Приложение 1)

Педагог – психолог: Подводит итог семинара:

Дорогие ребята, вы уже, наверное, знаете, что в наше стремительное время, где часто происходят всяческие изменения, молодым людям очень важно не только иметь прочные

академические знания по учебным предметам, но не менее важно уметь адаптироваться в современном обществе. Успешной адаптации в обществе служит социальный или межличностный интеллект как способность понимать других и ладить с ними. Одним из показателей высокого социального интеллекта является лидерская одарённость.

Лидерская, или социальная, одарённость - это, прежде всего, организаторские умения, а также обладание какой-либо ценностью, важной для общества и исключительная способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими, как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста. Она также заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека, его личностные и интеллектуальные ресурсы.

Как строит лидер свои отношения с другими людьми? Истинный лидер думает о других людях, считается с их интересами. Это порядочный человек, который не кривит душой, ведь одетая маска отзывчивости долго не продержится, истинное лицо человека всё равно проявится в его поступках, в отношении к товарищам.

И так, как вы видите, на первый взгляд, лидер - простой человек, такой же как все. Но в общении с ним чувствуешь сильную, живительную энергию, которая притягивает, помогает верить и осуществить самые невероятные мечты. Я бы назвала лидера человеком с "солнечным зайчиком": он как бы высвечивает самое доброе в других людях, замечает талант, нацеливает на творчество.

И сегодня я хотела бы наградить всех участников психологической игры «Школа идеального лидера» сертификатами «Лидера самоуправление», который подтверждают тот факт, что вы прошли психологический отбор и вполне правомерно можете называться – лидерами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Финальная песня на мелодию песни "Что такое осень" из репертуара

Ю. Шевчука и группы "ДДТ".

«Что такое лидер?»

Что такое лидер? Это верность.

Верность делу, преданность, удача,

За своей мечтой стремленье в путь идти далекий,

Цели добиваться - не иначе!

За своей мечтой стремленье в путь идти далекий,

Цели добиваться - не иначе!

Припев:

С дружбой, с песней мчимся вперед!

Верим свято: нам повезет!

Юность шансов много дала.

Юность вечно права!

Что такое лидер? Это юмор.

Это жизнь, общение с улыбкой.

Беды расступаются, обходят стороною:

Юмор - к пониманью шаг великий!

Беды расступаются, обходят стороною:

Юмор - к пониманью шаг великий!

Припев.

Что такое лидер? Это дружба.

Честность, справедливость и надежность,

За людей в ответе быть, ведя их за собою,

Заслужить доверье очень сложно!

За людей в ответе быть, ведя их за собою,

Заслужить доверье очень сложно!

Припев.

​ Конкурс рисунков «В стране Вообразилии»

Конкурс рисунков на тему: «В стране Вообразилии» предполагает участие учащихся 1- 6 классов.

Цель конкурса: Развитие воображения учащихся.

Подведение итогов в конце «Недели психологии» проводится по параллелям между 1-2 классами, 3-4 классами, 5-6 классами. Победители награждаются памятными призами (красками, фломастерами, карандашами, мелками, альбомами для рисования).

​ Психолого – педагогическое занятие «Мир во мне»

ТЕМА: «Мир во мне».

Цели:

1.​ Повышать уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками.

1.​ Осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми.

1.​ Помочь участникам зафиксировать свои умения видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей.

1.​ Выработка включения детей в работу.

Задачи:

1.​ Выяснить уровень информированности подростков по проблеме наркомании.

1.​ Знакомство с группой и представлениями о себе участников группы.

1.​ Формировать сплоченность группы.

Возраст участников: 13-15 лет.

Форма занятия: лекторий, групповое занятие с элементами тренинга.

Количество участников при групповых занятиях: 9 - 15 человек.

Ответственные: педагог–психолог Кумарова А.Е., классные руководители, медработник.

Оборудование: анкеты, визитки, иголки, ватман, маркеры, мел, доска, листочки

(9-15), авторучки.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.

I. Вступительное слово.

Социальный педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем наши необычные занятия, на которых будем говорить о злободневной проблеме - проблеме наркомании.

Психолог: Мы рады видеть Вас на наших занятиях! Сегодня наше занятие будет состоять из двух частей:

Социальный педагог:

1.​ Информационный блок, на котором будем знакомиться с проблемами наркомании, влиянием ПАВ на организм человека и становлением его роли в социуме под воздействием наркотической зависимости;

Психолог:

1.​ Практический блок, включающий в себя ряд упражнений, направленных на самопознание своего «Я», осознание собственного отношения к наркотикам, осознание проблемы зависимости, а также тренировку отстаивания своей позиции.

II. Информационный блок. (15 - 20 мин)

1.Выступление социального педагога.

Сегодня мы поговорим с Вами о злободневной проблеме нашего человечества о наркотической зависимости у молодого поколения и всего общества в целом. Мы с вами еженедельно будем проводить тренинговые занятия «Мы против наркотиков» в различной форме (игровой, лекций, бесед, диспутов, просмотра кинофильмов, слайдов, наглядных пособий, изучение социального портрета наркомана и т.д.) Вы будете участниками нашего проекта.

2.Определение девиза занятий.

Я предлагаю выбрать девиз нашего занятия (учащиеся предлагают свои варианты ответов).

Девиз: « В здоровом обществе всегда,

Нет наркоманов никогда»

«За спорт, учёбу и удачу

А наркоманы только плачут»

«Мы против наркоманов-

Мы сами атаманы»

Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективности борьбы с ней.

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Результат достичь, желаемый эффект приводит к смертельному исходу.

3. Что такое наркомания?

Сейчас обратите внимание на доску, (вывешивается ватман с изображением человека) портрет подростка. Давайте сразу определимся, кто это у нас будет – девушка или юноша? Как мы назовем нашего подростка (желательно назвать именем, которого нет в классе)? Сколько лет будет нашему подростку? Давайте попробуем составить собирательный образ нашего подростка, и наделим его характерными чертами хар – ра положительными, так и отрицательными. (Ребята называют положительные и отрицательные качества собирательного образа подростка).

Затем в течение наших занятий будем прослеживать, какие изменения могут происходить с подростком употребляющим ПАВ.

(Результат данного проекта будет исследован, в конце последнего блока. При подведении итогов учащиеся сами выберут портрет успешного человека и его достижения, если не употребляет ПАВ (человек, успешно закончивший школу, поступивший в ВУЗ, окончание ВУЗа, занимаемый должность, имеющий полноценную семью и.т.д.))

Наркомания - заболевание, выражающее в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимым влечением к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма. Это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории без медицинских показаний.

4. Понятие наркотиков, наркоманов и их употребление.

Наркотиком считается каждое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм может изменить одну или несколько его функций и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.

Понятие наркомания в социально – медицинском аспекте охватывает два вида употребления наркотиков;

неболезненное, когда наркоман имеет возможность по своему желанию прекратить потребление наркотиков;

болезненное, когда наркоман по своей воле прекратить потребление наркотиков уже не в состоянии.

Безболезненный приём наркотиков часто сопровождается неприятными ощущениями: головокружением, тошнотой, слабостью, галлюцинациями, бредом, температура, сердцебиение, боли в мышцах. Это удерживает некоторых детей от дальнейшего их приёма. У тех, же кто продолжает приём наркотиков, возникает влечение к ним, называемое в науке абстинентным синдромом или «ломка». Данное состояние снимается при возобновлении употребления наркотиков.

Постепенно организм привыкает к используемому веществу и для получения прежнего эффекта требуется увеличение дозы или переход на более сильный наркотик. Данное явление называется толерантностью и заставляет наркомана принимать всё более разрушительные для его здоровья препараты.

5. Виды зависимости.

Существует два вида зависимости психическая и физическая.

Психическая зависимость – это неодолимое влечение к наркотику, получение которого становится постепенно единственной целью человека, вытесняя все его прежние интересы и привязанности.

О физической зависимости говорят, когда наркотик встраивается в обменные процессы организма и тело больше не может без него полноценно функционировать. Вызывает употребление определённых наркотических веществ. На её формирование не могут повлиять воля или желание человека .Это смертельно опасная болезнь. После начала систематического приёма наркотиков, пострадавшему отпущено не долее 11-12 лет жизни. Для более сильных наркотиков как героин или «винт» этот срок не превышает пяти лет.

III. Практический блок. (30 мин)

1. Выступление психолога.

Вы прослушали ряд интересной и полезной информации, а сейчас мы приступаем ко второй части наших занятий. Проходить наша работа будет необычно и интересно: в виде игр, психогимнастических упражнений, дискуссий, тестирования. Наверно нет сейчас в мире человека, который бы не слышал о проблеме наркомании, но не все, как, известно столкнувшись с ней, могут её противостоять.

2. Принципы работы в группе.
По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение — принять его или отвергнуть.
1. Искренность в общении.
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.
3. Право каждого члена группы сказать «стоп»
Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.
5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого
Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
6. Высказываться деликатно, аккуратно.
7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.
8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.
Принципы вводятся ведущим:
9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.
10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия.
11. Попросить детей предложить дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым.

3. Заполнение анкет.

Сегодня мы для вас приготовили анкету, которая поможет нам лучше вас узнать. (Заполнение анкет - около 5 минут.). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

4. Игра «Знакомство» (2 - 3 минуты)

А сейчас давайте лучше познакомимся друг с другом.

Каждый из участников оформляет визитку, где вписывает имя, которым он хотел, что бы его называли. Участник вправе выбрать себе любое имя: свое настоящее, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Имя должно быть написано крупно и разборчиво. Визитки крепятся на груди, чтобы их могли прочесть. В дальнейшем на протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам.

5. Введение в тему занятия.

Во всем мире 1 декабря принято считать днем борьбы со СПИДом, днем, когда все люди говорят: «Нет СПИДу и наркотикам!» Но сказать «нет» могут, к сожалению не все, наркотическая зависимость - это сложный процесс, подчиняющий себе сотни, а сейчас и тысячи человек, от которого многие не могут избавиться самостоятельно. Этим людям нужна помощь, поддержка, внимание и порой эта крошечная доля может помочь человеку, попавшему в наркотическую зависимость. Скажите, что значит в вашем понимании:

- ВНИМАНИЕ,

- ОКАЗАНИЕ ВНИМАНИЯ,

- КАК ВНИМАНИЕМ МОЖНО ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ?

- КАК ЧАСТО ВАМ ОКАЗЫВАЮТ ВНИМАНИЕ?

6. Упражнение «Умею ли я оказывать внимание другим»

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Находящиеся во внутреннем круге обозначаются буквой А, во внешнем - буквой Б.

1.​ Каждый «А» дает положительный, искренний знак внимания стоящему напротив «Б».

1.​ «Б» отвечает: «Спасибо, я тоже думаю, что я…(повторяет полностью сказанное «А»).

1.​ Затем «Б» подкрепляет сказанное еще одной похвалой в свой адрес: «Но, кроме того, я ещё одной похвалой в свой адрес: «Но, кроме того, я еще хорошо умею… (называет качество, которое он в себе ценит и считает, что оно заслуживает положительных знаков внимания).

Знаками внимания могут отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения, установки и прочее.

Часто оказывая внимание другим людям, мы забываем о том, что разобраться в проблеме другого человека проще, чем в своих чувствах и в себе лично.

7. Упражнение «Кто я?»

Цель: способствовать самораскрытию участников, а также получение полезной информации об участниках занятий.

Участники пишут на листочках 10 - 20 (в зависимости от возраста) определений - ответов на вопрос «Кто я?» (5 - 10 минут). После этого проводится работа с полученными ответами:

а) анонимно: листочки с ответами кладутся в стопку, ведущий читает, а участники пробуют отгадать, кому принадлежат эти определения;

б) личностно: каждый участник рассказывает о себе, поясняя, если это необходимо, как это проявляется.

8. Итоговая рефлексия.

- Какие упражнения вызвали у вас наибольшие сложности?

- Легко ли было писать о себе? Почему?

- Каких качеств больше: положительных или отрицательных, нейтральных? Почему?

- Часто ли вы задумываетесь над вопросом «Кто я»?

- Зачем задавать себе этот вопрос?

- Интересно ли получать ответы?

- Чьи это ответы?

9. Ритуал «Прощание»

«Мне приятно было общаться с тобой…»

Спасибо за работу! На следующем занятии мы поговорим о веществах, изменяющих сознание человека, и том, как уметь противостоять чужому давлению.

Аплодисменты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мы, в лице классного руководителя и психолога, убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать. Заранее благодарим!

Анкета, предлагаемая в начале занятий:

1. Возраст (полных лет)_________

Пол:

o​ - ж;

o​ - м;

2. Есть ли у тебя цель в жизни?

o​ - да;

o​ - нет;

1.​ Как чаще всего ты проводишь свободное время?

o​ - в спортивной секции, в кружке;

o​ - провожу время с друзьями;

o​ - преимущественно смотрю телевизор;

o​ - хобби;

o​ - другое (а именно)______________________________________

1.​ Как вы относитесь к курению?

o​ - курю постоянно;

o​ - курю изредка;

o​ - пробовал, но больше не курю;

o​ - никогда не пробовал.

1.​ Количество выкуриваемых Вами сигарет?

o​ - 1-10 сигарет в день

o​ - 10-20 сигарет в день

o​ - более пачки в день

1.​ Употребляете ли вы алкоголь?

o​ - да

o​ - нет

1.​ Предлагали ли тебе какое - либо наркотическое средство?

o​ - да;

o​ - нет;

1.​ Как ты поступил?

o​ - отказался;

o​ - принял предложение.

1.​ Где это происходило? (подчеркни):

o​ - в школе;

o​ - в уличной компании;

o​ - на вечеринке у друзей;

o​ - на дискотеке (в ночном клубе);

o​ - где - либо ещё_________________________________________

1.​ Чтобы ты хотел получить (узнать) на наших занятиях?____________________

________________________________________________________________________

​ Психологическая игра «В поисках святого Грааля»

Тема: «В поисках святого Грааля»

Цели:

1.​ формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия;

1.​ осознание детьми ценности собственных успехов;

1.​ формирование положительного образа будущего.

Форма проведения: психологическая игра

Категория участников: 2 сборных команды 5 – 6 классов по 8 человек.

План подготовки:

1.​ Определение целей и темы игры;

1.​ Подбор соответствующей литературы по выбранной тематике;

1.​ Подбор инструментария;

1.​ Составление плана проведения конкурсов;

1.​ Составление исторической справки;

1.​ Подбор оформления классной комнаты;

1.​ Оформление разработки мероприятия.

Оформление: Запись мелодичной музыки, магнитофон, заготовка 2 щитов, нарисованные ключи, цветные карандаши, заготовки карточек к конкурсам, нарисованные замки, 2 чаши Грааля, подарки.

Ход игры.

Приветствие. Звучит музыка. Ведущий читает легенду о рыцаре Персивале.

Ведущий: «В 1122 году 7 дня первого месяца весны по дороге, удаляющийся от Западного Уэльса двигался человек на рысаке. Его принадлежность к рыцарскому ордену выдавал серебристый плащ с родовым гербом на правом боку. Широкий плащ скрывал статную фигуру и могучие плечи, а капюшон миловидные черты юного лица и светлые кудри рыцаря.

Неожиданно впереди показалась черная фигура пешего странника. Им оказался старец в черном плаще с резным посохом в руках. Он встретил рыцаря поклоном.

- Приветствую тебя, добрый путник, - произнес рыцарь с ответным поклоном. – Я осмелился догнать тебя, ибо мне показалось, что нас ожидает одна дорога, а вдвоем коротать её всегда веселее, нежели одному. Позволь предложить тебе моего коня, так как вижу я, что в почтенном возрасте твоем долгий путь больше тяготит тебя, чем развлекает. А моим ногам давно пора размяться.

- Благодарю тебя, рыцарь Персиваль, - отвечал странник, - с радостью приму твое предложение на некоторое время, хотя и не ждет нас с тобой одна дорога.

- Ты знаешь мое имя, старец, и мою дорогу? Удивительно!

Я знаю не только твое имя (о нем рассказал мне твой плащ), но и твой род, и то, что ждет тебя, рыцарь, - продолжал странник.

Ты говоришь чудные вещи, старец, ведь я и сам не знаю, куда лежит мой путь, - снова удивился рыцарь. – Но может быть, пока не пришло нам время расставаться, ты расскажешь мне о том, что знаешь?

- С радостью Персиваль. Ты – рыцарь древнего рода, об этом говорят могучие корни дерева на твоем гербе. Весь род твой велик и славен, пышны дела его и заслуги, как крона этого дерева. И твоя судьба не исключение Персиваль. Жизнь твоя предназначена для великих дел. Славой и подвигами будет увенчан трудный путь, который ты затеял.

- Прости, добрый старец, но я не понимаю, о чем ты говоришь, что меня ждет, что за путь ты пророчишь мне?

- Ты все узнаешь в свое время рыцарь Персиваль. Иди с достоинством по избранному пути, не бойся трудностей, и ты будешь вознагражден. Иди гордо вперед, и тебе будет сопутствовать удача. Прощай!

И черный странник стал быстро удаляться, пока совсем не слился с темнотой ночи. А под ногами рыцаря лежала бесконечная дорога…

Ведущий: Мы приветствуем добрых и прекрасных рыцарей и их прекрасных спутниц, что решили сегодня отправиться в неизвестный доселе путь. Что ждет каждого из вас на этом пути, какие трудности встретятся вам, куда путь приведет, – никто не знает. Поэтому сейчас у вас есть возможность еще раз оценить свои силы и принять решение: отправиться в путь сейчас или отложить путешествие до лучших времен. Тем же, кто примет решение идти, предстоит пройти этот путь до конца. (Ребята принявшие решение принять участие в игре, делятся на 2 команды, после чего обе команды объявляются рыцарствами)

Далее ведущий объявляет правила игры:

1.​ Главная цель – добраться до финиша и найти то, не знаю что;

1.​ Рыцарства проходят все этапы;

1.​ За успешное выполнение задания, на каждом этапе команда получает ключ;

1.​ Полученные ключи позволяют открыть башни, в одной из которых находится главная цель трудного пути.

Задание «Герб»

(время выполнения 5 минут)

Дайте имя своему рыцарству и придумайте девиз, но рыцарство не может существовать без герба. Герб и девиз должны отражать основные качества рыцарей, основные нравственные принципы.

Командам необходимо нарисовать герб своего рыцарства придумать название и девиз.

Задание « Свиток»

Ведущий. Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в нелегкую минуту? Это

Вы должны определить сами.Вам дается список, в котором описаны вещи, качества, ценности. Выберите пожалуйста, 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути. Обоснуйте ваш выбор ( дети выбирают необходимые им ценности и предметы, после чего представляют их ведущему)

Мешок золота

1кг. Мяса

Соль

Сахар

Дисциплинированность

3фляги воды

Сознание общественного долга

Книга

5 батонов хлеба

Целеустремленность

Нож

Спички

Справедливость

Общительность

Веревка

Посуда для пищи

Замкнутость

Самостоятельность

Критичность

Спальный мешок

Мыло предметы личной гигиены

Внимательность.

Задание « Карета»

(время выполнения 5минут).

Ведущий. Какой будет ваша дорога- широкой или узкой, легкой или труднопроходимой? Для того чтобы преодолеть все препятствия и достичь цели как можно быстрее, вам необходимо выбрать для себя средства передвижения (выбор на карточках: карета, русская трйка, лодка). Каждый член команды является какой-либо частью этого средства. Задание считаетсч выполненным, если команда проделала определенный путь, не рассыпавшись.-

Задание « Мудрая сова»

( время выполнения 3 мин).

Ведущий. Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть человеком не только отважным и сильным, нужно быть еще образованным .Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли подняться до высот учености? У вас есть шанс попробовать ваши силы. Выберите одно из задач (детям дается на выбор слова великих мыслителей, ребята должны закончить начатый текст):

1.​ Торье говорил: « Путешествующий один может отправляться в путь хоть сегодня». А что должен делать тот, кто путешествует в компании? (Ответ: Должен ждать когда будут готовы его спутники).

1.​ Эпиктет говорил: « Человек принадлежит толпе. Пока сваливает вину на других; он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным». А когда же человека можно считать мудрецом? (Ответ: Кто не осуждает не себя ни других). За успешное выполнение ключ.

Задание « Великий Мерлин».

( время выполнения 3 мин).

Ведущий. Встречали ли вы в своей жизни мудрых людей?

Для выяснения этого вам предлагается решить одну из философских задач. Дети выбирают одну из карточек с задачей и решают ее:

1.​ Жил как-то один испанский король, который очень гордился своим происхождением

Также он был известен соею жестокостью к слабым. Однажды он со своей свитой шел через поле в Арагоне, где задолго до этого погиб в бою его отец. На поле он увидел святого человека, собирающего огромную гору костей. Подойдя к нему, король спросил:

- Что вы делаете здесь?

- Мое почтение Вашему Величеству, сказал святой человек.- Когда я узнал что сюда приедит король Испании, я решил найти кости вашего отца, чтобы вручить их вам. Но как я не искал, не смог найти их. ( ответ: Они такие же. Как и кости бедняков, нищих и рабов).

2. Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:

- Ну, а ктоже из строителей самый главный? Поднялся каменщик:

- Разумеется храм – это наши рук дело, и двух мнений быть не может. Мы. Каменщики выложили его кирпич к кирпичу.

- Спору нет, основа храма каменная,- вмешался плотник, но хорош был-бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!

- Смотри в корень. –сказал землекоп.- Хотел бы я знать.- он кивнул головой в сторну каменщика и плотника.- как эти хвастуны возвели бы храм. Если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва вера.точный домик.

Но царь Соломон не даром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека. Скромно стоящего в углу. Это был? ( врач, погонщик верблюдов, мореход. Кузнец. Гончар ткач)

Правильный ответ-кузнец.

Подозвал к себе каменщика царь Соломон и спросил:

-Кто сделал твой инструмент?

-Конечно кузнец.

-А твой. Обратился он к плотнику?

-Кто же как не кузнец- ответил плотник.

-Ну, а твои лопату и кирку? – спросил у землекова.

- Ты сам знаешь, что кузнец,- ответил землекоп.

Тогда Соломон подошел к скромному стоящему человеку, вывел его на середину зала:

- Вот главный строитель храма,- сказал Соломон и поднес ему чашу, полную вина.

Задание «Живая эмоция»

(время выполнения 10 минут)

Ведущий: В мире существует огромное количество животных, жищные и травоядные, которые могут встретиться на пути наших рыцарей. Но устрашающий вид животных может их испугать, а смогут ли рыцари справиться со своим страхом сейсас мы это рповерим. ( от каждой команды приглашаются по 1 представителю, которые тянут карточки с названием животных, участник должен не произнося ни звука изобразить животное так, чтобы его команда могла отгадать закдированное животное. Команда отадавшая наибольшее количество животных получает волшебный ключ)

Задание «Финиш»

(время выполнения 10 мин).

Ведущий. Ваш путь почти завершен. В одной из этих башен находится то, что вы ищите, вернее ключ к этому. Право открыть башню и найти то. Что вы ищите, принадлежит рыцарству. Получившему большее количество ключей.

Прежде чем узнать, если ли в данной башне, надо ответить на вопрос, который является паролем для открытия башни.

Вопросы:

Башня Удовольствия: Вам понравился этот путь?

Башня Деятельности: Как добиться цели?

Башня Власти: Можете ли вы влиять на свой путь?

Башня Неудачи: Ваше отношение к неудаче? Что делать, если вас настигнет неудача?

После ответов на вопросы оба рыцарства снова садятся в общий круг. Ведущий выносит чашу Грааля с налитой в нее жидкостью (сок или минеральная вода). Каждому участнику предлагается сделать глоток воды из чаши Грааля и назвать урок, который он получил во время игры. Чаша передается по кругу.

Окончание игры.

Ведущий читает легенду о воине света.

Ведущий. Воин света знает, что иные минуты имеют свойство повторяться. Часто сталкивается он с трудностями, которые некогда уже преодолевал, и оказывается в сложном положении, из которого уже выходил с честью. И это смущает его дух: ему кажется, что если все повторяется. То он топчется, не в силах двинуться вперед. « Я ведь проходил через это»,- сетует он сердцу своему. « Проходил,- отвечает ему сердце. - Но так и не прошел». И воин тогда сознает, что судьба посылает ему повторение опыта с единственной целью – научить его тому, что он не пожелал усвоить сразу.


Педагог психолог

Кумарова А.Е.

КГУ «Сосновская средняя школа»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разваботка "Недели психологии"

Автор: Кумарова Алемгуль Ерсаиновна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства