kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу "Психологический практикум" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Психологический практикум" для 7-11 классов коррекционной школы VIII вида. программа построена в учетом особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Психологический практикум" для детей с ограниченными возможностями здоровья»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»

для 7 – 11 классов

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила: педагог-психолог ГОБОУ С(К) школа-интернат №5 Антонова О.В.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.

Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.

Подростковый возраст – это тот уникальный сензитивный  период, в котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию потенциала личности. Но грубое недоразвитие познавательных процессов эмоциональной сферы, произвольных форм поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья не дает им возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Это значительно затрудняет формирование знаний о себе и своих возможностях, усвоение правильных форм поведения и реагирования на жизненные ситуации, мешает построению гармоничных отношений со сверстниками и взрослыми.

Курс психологического практикума призван дать учащимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка с ОВЗ знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, как общается и т.д. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную и личностную сферу личности учащихся. Кроме того, курс психологического практикума  направлен на повышение психологической информированности, развитие у учащихся 7-11 классов навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Программа предмета «Психологический практикум» построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Программа данного курса модифицированная, составлена на основе:

  1. Программы психологической помощи школьникам классов коррекционно-развивающего обучения «Релаксация — Коррекция — Развитие» (Самсонова О.В.)

  2. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классах (Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х.)

  3. Программа «Познай себя» для учащихся 7-х классов (Шутова Е.В.)

  4. Программа элективного курса по психологии «Поверь в себя» (Хромцова С.Л.)

  5. Программа элективного курса «Я выбираю профессию» (Щербакова И.В.)





Цель курса: оказание помощи в самопознании учащимся с ОВЗ с учетом их индивидуальных способностей, обеспечивающем полноправное вступление в самостоятельную жизнь.

Основные задачи программы:

  • Формирование знаний о психологии человека.

  • Формирование и развитие процессов самопознания, стремления к знаниям о своем внутреннем мире; 

  • Создание условий для осознания учащимися своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии.

  • Обучение способам группового взаимодействия и формирование навыков общения:

  • Развитие познавательных процессов.

  • Формирование необходимых навыков поведения в трудных ситуациях.

Настоящая программа учебного предмета рассчитана на 5 лет обучения.

Занятия проводятся в классно-урочной форме, систематически в течение учебного года из расчёта:

  • 7 класс – 1 час в неделю (34 часа в год);

  • 8 класс – 1 час в неделю (34 часа в год);

  • 9 класс – 1 час в неделю (34 часа в год);

  • 10 класс – 1 час в неделю (34 часа в год).

  • 11 класс – 1 час в неделю (34 часа в год).


Материал 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений о познавательных процессах, осознание ими своих способностей и возможностей в познавательной сфере.

В программе 8 класса предусматривается систематизация знаний о познавательных процессах, формирование представлений о себе, как субъекте общения и взаимодействия, а также знакомство со своим эмоциональным миром.

Основная направленность уроков в 9 -11 классах на актуализацию опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере, развитие умений выражать своё эмоциональное состояний; формирование представления о психологических аспектах общения, о различных способах разрешения конфликтов, развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми; углубление знаний учащихся о рынке труда и требованиях профессии к человеку, анализ соответствия профессиональных намерений и имеющихся интересов и склонностей.









Календарно-тематическое планирование

7 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Введение в курс

1


Знакомство

2


Знакомство с психологией

3


Что я знаю о себе?

Я познаю окружающий мир

4


Мое восприятие мира

5


Мое внимание

6


Как быть внимательным?

7


Развиваем свое внимание

8


Что такое память?

9


Как лучше запоминать?

10


Я умею запоминать!

11


Что такое мышление

12


Учимся думать вместе

13


Находим закономерности и противоположности

14


Учимся думать логично

15


Фантазируем и придумываем

16


Урок-викторина

Я познаю самого себя

17


Я знаю, что я…

18


Разные люди – разные характеры

19


Какой у меня характер?

20


Какой характер у других?

21


Мой характер: оценим недостатки

22


Что такое эмоции?

23


Какие бывают эмоции?

24


Что я знаю о своих эмоциях?

25


Конкурс чувствоведов

26


Мои желания

27


Борьба мотивов

28


Мои мотивы

29


Какие мотивы у других?

30


Как мы все похожи!

31


Какие мы все разные!

32


Мой внутренний мир

33


Коммуникативный тренинг «Дружный класс»

34


Релаксационный тренинг



Календарно-тематическое планирование

8 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Введение в курс

1


Психология – это интересно

Я познаю окружающий мир

2


Как мы познаем мир

3


Восприятие – распознание образов

4


Надо ли быть внимательным?

5


Что я знаю о памяти?

6


Учись запоминать

7


Я мыслю – значит, я существую

8


Решаем логические задачи

9


Учимся думать творчески

Я учусь общаться

10


Что такое общение

11


Какие мы в общении?

12


Качества, важные для общения

13


Как и почему начинаются споры?

14


Конфликт и контакт

15


Я общительный или замкнутый?

16


Свои и чужие

17


Девчонки + мальчишки =…

18


Дружба – это…

19


Друзья и недруги

20


Правила доброжелательного общения

21


Коммуникативный тренинг «Дружный класс»

Я познаю самого себя

22


Имя человека. Родословная

23


Что я знаю о себе?

24


Как мы переживаем и выражаем эмоции?

25


Как мы умеем сопереживать!

26


Что такое темперамент?

27


Разные люди – разные типы темперамента

28


Что такое характер?

29


Разные люди – разные характеры

30


Что такое мотивы

31


Разные люди, разные мотивы

32


Как мы все похожи!

33


Какие мы все разные!

34


Психологическая олимпиада


Календарно-тематическое планирование

9 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Я познаю самого себя

1


Знакомство: Я – подросток

2


Я-концепция

3


Что обо мне думают другие

4


Чувства

5


Управляем своими эмоциями

6


Стресс

7


Побеждаем все тревоги

8


Как справиться со злостью, гневом?

9


Преодолеваем страхи

10


Принятие решений

11


Уверенность

12


Темперамент

13


Характер

Я учусь общаться

14


Межличностное взаимопонимание.

15


Общение

16


Роль интонации в общении

17


Общение глазами

18


Невербальное общение

19


Поза и движения в общении

20


Правила общения.

21


Конфликты

22


Конфликты с взрослыми

23


Конфликты со сверстниками

Человек и профессия

24


Человек и профессия

25


Многообразие профессий

26


Что я знаю о профессиях?

27


Классификация профессий

28


Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

29


Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

30


Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

31


Социальные проблемы труда («надо») Как выбрать нужную профессию.

32


Карта моих интересов

33


Каким я хочу быть, каким буду?

34


Итоговый урок

Календарно-тематическое планирование

10 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Внутренний мир человека

1


Вводное занятие

2


Образ - Я

3


Человек и его возможности.

4


Мои способности

5


Гимнастика для ума.

6


Понятие о самопознании

7


Я глазами других людей.

8


Все мы разные, все мы одинаковые.

9


Мир моих чувств

10


Эмоции.

11


Как справиться с гневом?

12


Освоение психотехнических упражнений

13


Я - настоящее, я - идеальное

Общение

14


Я в общении

15


Стереотипы, позиции, стиль общения

16


Конфликт и его природа

17


Бесконфликтное общение с «трудными людьми»

18


Дружба, дружеские отношения

19


Как поддерживать дружеские отношения?

20


Кто я, или что я думаю о себе?

Мир профессий

21


Мир профессий: дороги, которые мы выбираем.

22


На пути к профессиональной цели.

23


Гамма способностей.

24


Влияние темперамента на профессиональное самоопределение.

25


Мир профессий и твоё место в нём.

26


Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

27


Стратегия выбора профессии

28


Мои личные жизненные и профессиональные планы.

29


Перспективы твоего профессионального старта.

Человек и семья

30


Введение в психологию семьи.

31


Жизненный цикл семьи. Готовность к браку.

32


Психологические особенности добрачного периода.

33


Прекращение брака. Развод и его последствия.

34


Итоговый урок

Календарно-тематическое планирование

11 класс

Дата

Тема занятия

Внутренний мир человека

1


Нужно ли человеку учиться познавать себя?

2


Кто я? Какой я?

3


Моя жизненная лестница

4


Я в глазах других людей

5


Три состояния личности.

6


Внутренний Ребенок: какой он?

7


Внутренний Родитель: какой он?

8


Внутренний Взрослый: какой он?

9


Эмоции

10


Пойми меня

11


О пользе и вреде эмоций

12


Я управляю своими эмоциями и чувствами

13


Стресс

14


Саморегуляция

15


Саморегуляция

Общение

16


Общение. Структура и средства общения

17


Невербальные средства общения

18


Барьеры в общении

19


Психологические защиты

20


Конфликт. Стили разрешения конфликтов

21


Управление конфликтом

22


Коллектив и личность

23


Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

Мир профессий

24


Мир профессий: дороги, которые мы выбираем.

25


На пути к профессиональной цели.

26


Мир профессий и твоё место в нём.

27


Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

28


Стратегия выбора профессии

29


Мои личные жизненные и профессиональные планы.

30


Перспективы твоего профессионального старта.

Человек и семья

31


Введение в психологию семьи.

32


Жизненный цикл семьи. Готовность к браку.

33


Прекращение брака. Развод и его последствия.

34


Итоговый урок

Литература

  1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.

  2. Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. Челябинск, 1993.

  3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди; Люди, которые играют в игры.- М., 1988.

  5. Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.

  6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1989.

  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.

  8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М. 1991.

  9. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В.- М., 1994.

  10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.- Ростов-на-Дону, 2004 г.

  11. Как улучшить собственную память.- Екатеринбург, 1992.

  12. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М., 1990 г.

  13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996 г.

  14. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1987.

  15. Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников.- Екатеринбург, 1996.

  16. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию.- М., 2005 г.

  17. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10–11 классов.- М., 1995.

  18. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры.- М., 1990.

  19. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.

  20. Пекелис В. Твои возможности, человек! М., 1986.

  21. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1991.

  22. Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. Шадрикова В.Д.- М, 1990.

  23. Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М, 1990.

  24. Рудестам К. Групповая психотерапия.- М., 1993.

  25. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В.- М., 1995.

  26. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.- М., 1993.

  27. Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях.- Екатеринбург, 1999.

  28. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет.- М., 2001.

  29. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М., 2000.

  30. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1994.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Антонова Ольга Викторовна

Дата: 02.02.2018

Номер свидетельства: 454275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства