Рабочая программа по курсу "Психологический практикум" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по курсу "Психологический практикум" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по курсу "Психологический практикум" для 7-11 классов коррекционной школы VIII вида. программа построена в учетом особенностей интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.
Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.
Подростковый возраст – это тот уникальный сензитивный период, в котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию потенциала личности. Но грубое недоразвитие познавательных процессов эмоциональной сферы, произвольных форм поведения учащихся с ограниченными возможностями здоровья не дает им возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Это значительно затрудняет формирование знаний о себе и своих возможностях, усвоение правильных форм поведения и реагирования на жизненные ситуации, мешает построению гармоничных отношений со сверстниками и взрослыми.
Курс психологического практикума призван дать учащимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка с ОВЗ знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, как общается и т.д. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную и личностную сферу личности учащихся. Кроме того, курс психологического практикума направлен на повышение психологической информированности, развитие у учащихся 7-11 классов навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
Программа предмета «Психологический практикум» построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Программа данного курса модифицированная, составлена на основе:
Программы психологической помощи школьникам классов коррекционно-развивающего обучения «Релаксация — Коррекция — Развитие» (Самсонова О.В.)
Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классах (Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х.)
Программа «Познай себя» для учащихся 7-х классов (Шутова Е.В.)
Программа элективного курса по психологии «Поверь в себя» (Хромцова С.Л.)
Программа элективного курса «Я выбираю профессию» (Щербакова И.В.)
Цель курса: оказание помощи в самопознании учащимся с ОВЗ с учетом их индивидуальных способностей, обеспечивающем полноправное вступление в самостоятельную жизнь.
Основные задачи программы:
Формирование знаний о психологии человека.
Формирование и развитие процессов самопознания, стремления к знаниям о своем внутреннем мире;
Создание условий для осознания учащимися своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии.
Обучение способам группового взаимодействия и формирование навыков общения:
Развитие познавательных процессов.
Формирование необходимых навыков поведения в трудных ситуациях.
Настоящая программа учебного предмета рассчитана на 5 лет обучения.
Занятия проводятся в классно-урочной форме, систематически в течение учебного года из расчёта:
7 класс – 1 час в неделю (34 часа в год);
8 класс – 1 час в неделю (34 часа в год);
9 класс – 1 час в неделю (34 часа в год);
10 класс – 1 час в неделю (34 часа в год).
11 класс – 1 час в неделю (34 часа в год).
Материал 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений о познавательных процессах, осознание ими своих способностей и возможностей в познавательной сфере.
В программе 8 класса предусматривается систематизация знаний о познавательных процессах, формирование представлений о себе, как субъекте общения и взаимодействия, а также знакомство со своим эмоциональным миром.
Основная направленность уроков в 9 -11 классах на актуализацию опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере, развитие умений выражать своё эмоциональное состояний; формирование представления о психологических аспектах общения, о различных способах разрешения конфликтов, развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми; углубление знаний учащихся о рынке труда и требованиях профессии к человеку, анализ соответствия профессиональных намерений и имеющихся интересов и склонностей.
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
30
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
31
Социальные проблемы труда («надо») Как выбрать нужную профессию.
32
Карта моих интересов
33
Каким я хочу быть, каким буду?
34
Итоговый урок
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Дата
Тема занятия
Внутренний мир человека
1
Вводное занятие
2
Образ - Я
3
Человек и его возможности.
4
Мои способности
5
Гимнастика для ума.
6
Понятие о самопознании
7
Я глазами других людей.
8
Все мы разные, все мы одинаковые.
9
Мир моих чувств
10
Эмоции.
11
Как справиться с гневом?
12
Освоение психотехнических упражнений
13
Я - настоящее, я - идеальное
Общение
14
Я в общении
15
Стереотипы, позиции, стиль общения
16
Конфликт и его природа
17
Бесконфликтное общение с «трудными людьми»
18
Дружба, дружеские отношения
19
Как поддерживать дружеские отношения?
20
Кто я, или что я думаю о себе?
Мир профессий
21
Мир профессий: дороги, которые мы выбираем.
22
На пути к профессиональной цели.
23
Гамма способностей.
24
Влияние темперамента на профессиональное самоопределение.
25
Мир профессий и твоё место в нём.
26
Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
27
Стратегия выбора профессии
28
Мои личные жизненные и профессиональные планы.
29
Перспективы твоего профессионального старта.
Человек и семья
30
Введение в психологию семьи.
31
Жизненный цикл семьи. Готовность к браку.
32
Психологические особенности добрачного периода.
33
Прекращение брака. Развод и его последствия.
34
Итоговый урок
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№
Дата
Тема занятия
Внутренний мир человека
1
Нужно ли человеку учиться познавать себя?
2
Кто я? Какой я?
3
Моя жизненная лестница
4
Я в глазах других людей
5
Три состояния личности.
6
Внутренний Ребенок: какой он?
7
Внутренний Родитель: какой он?
8
Внутренний Взрослый: какой он?
9
Эмоции
10
Пойми меня
11
О пользе и вреде эмоций
12
Я управляю своими эмоциями и чувствами
13
Стресс
14
Саморегуляция
15
Саморегуляция
Общение
16
Общение. Структура и средства общения
17
Невербальные средства общения
18
Барьеры в общении
19
Психологические защиты
20
Конфликт. Стили разрешения конфликтов
21
Управление конфликтом
22
Коллектив и личность
23
Приемы расположения к себе. Самопрезентация.
Мир профессий
24
Мир профессий: дороги, которые мы выбираем.
25
На пути к профессиональной цели.
26
Мир профессий и твоё место в нём.
27
Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
28
Стратегия выбора профессии
29
Мои личные жизненные и профессиональные планы.
30
Перспективы твоего профессионального старта.
Человек и семья
31
Введение в психологию семьи.
32
Жизненный цикл семьи. Готовность к браку.
33
Прекращение брака. Развод и его последствия.
34
Итоговый урок
Литература
Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. Челябинск, 1993.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
Берн Э. Игры, в которые играют люди; Люди, которые играют в игры.- М., 1988.
Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1989.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М. 1991.
Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В.- М., 1994.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.- Ростов-на-Дону, 2004 г.
Как улучшить собственную память.- Екатеринбург, 1992.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М., 1990 г.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996 г.
Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1987.
Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников.- Екатеринбург, 1996.
Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию.- М., 2005 г.
Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10–11 классов.- М., 1995.
Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры.- М., 1990.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1999.
Пекелис В. Твои возможности, человек! М., 1986.
Пиз А. Язык телодвижений. М., 1991.
Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. Шадрикова В.Д.- М, 1990.
Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М, 1990.
Рудестам К. Групповая психотерапия.- М., 1993.
Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В.- М., 1995.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.- М., 1993.
Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях.- Екатеринбург, 1999.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет.- М., 2001.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М., 2000.