kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по курсу "Развивай себя", для учащихся младшего школьного возраста, испытывающих трудности в общении и обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Созданная рабочая тетрадь  способствует успешному разрешению различных проблем у детей с трудностями в обучении и общении: создаются предпосылки формирования умения самостоятельно добывать «знания» о себе, своих особенностях и  возможностях, умения адекватно пользоваться ими. Ребенок учится оценивать и  сравнивать себя только с самим собой, следить  за  ростом своих показателей. В  результате, постепенно исчезает страх перед предстоящей работой, снижается проявление соперничества с одноклассниками, зависти по отношению к их успехам, что в свою очередь влияет на формирование  положительной самооценки, чувства уверенности,  способности лучше понимать других людей и самого себя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по курсу "Развивай себя", для учащихся младшего школьного возраста, испытывающих трудности в общении и обучении»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Государственное учреждение «Отдел образования Шемонаихинского района»







РАЗВИВАЙ СЕБЯ


рабочая тетрадь

для учащихся младшего школьного возраста,

испытывающих

трудности в общении и обучении








Составила: педагог – психолог

высшей категории

КГУ «ОСШГ № 1 им Н.Островского»

Отдела Образования

Шемонаихинского района

Соколова Т. А.




Шемонаиха










Содержание

Предисловие………………………………………………………………4

Пояснительная записка к рабочей тетради……………………………...7

Тематическое планирование программы «Развивай себя» …………..10

Введение…………………………………………………………………..25

I раздел. Калейдоскоп эмоций…………………………………………..26


II раздел. Лабиринты моего «Я»………………………………………...46

III раздел. Мир познавательного и творческого потенциала………….69

IV раздел. Путь к гармонии души и тела………………………………104

Список используемой литературы ……………………………………...137

























Предисловие

В последнее время в образовательных учреждениях Казахстана происходит становление психолого-педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в познавательной и коммуникативной деятельности. Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении и общении становится все более актуальной. Классы выравнивания, коррекции, здоровья – все это свидетельствует о поисках условий адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Происходит изменение установки: «ребенок для школы», на установку: «школа для ребенка». То есть школа должна обеспечивать возможности успешного обучения любого ребенка, каким бы «трудным» он не оказался. Более того, обозначилась тенденция рассматривать весь учебный процесс через призму сохранения психического здоровья, а это в свою очередь невозможно без организации психологической работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно-обоснованных организационных и методических формах работы.

Деятельность психолога позволяет обеспечить оптимальные психолого-педагогические и социальные условия для категории детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. Своевременно начатая и систематически проводимая психологическая работа по развитию школьно-значимых функций, социально необходимых качеств, коррекция их недостатков (в строгом соответствии с определенной программой), способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учебной и коммуникативной деятельности, помогает эффективно освоить конструктивные приемы взаимодействия, сформировать навыки эмоционального и психического самочувствия.

Чем раньше психолог начнет работу с детьми, имеющими те или иные трудности, тем больше шансов, что у них не появятся вторичные невротические наслоения, не усугубятся астенические черты характера, не ухудшится их ослабленное физическое и психическое здоровье, и они не попадут в разряд социально или педагогически запущенных, трудных или «девиантных».

Исходя из вышесказанного, была разработана программа коррекционно - развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в общении и обучении - «Развивай себя».

Программа ориентирована:

  • на повышение общего уровня развития учащихся, их познавательной и социальной деятельности, нравственных и этических возможностей;

  • на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, направленную подготовку к восприятию нового учебного материала;

  • на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира и самого себя, к дальнейшему развитию и самосовершенствованию себя как личности;

  • на достижение конструктивных результатов в становлении различных структур самосознания, на основе учета индивидуальных возможностей детей, с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера в обучении, воспитании и развитии учащихся.

На основе данной программы, разработана рабочая тетрадь «Развивай себя». Этому способствовал ряд причин, характерных для учащихся, испытывающих трудности в познавательной и коммуникативной деятельности:

  1. Неумение внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию.

  2. Неспособность ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

  3. Невозможность удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

  4. Негативная эмоциональная реакция на замечание, неудачу или собственную ошибку.

  5. Отсутствие способности оценивать себя адекватно реальным своим достижениям.

  6. Заниженное представление о собственной значимости и самостоятельности.

  7. Скованность, неуверенность и закомплексованность вызванные синдромом «боязни неуспеха», несоответствия ожиданиям окружающих (когда школьник боится выходить к доске, поднимать руку, получить двойку, дать неправильный ответ).

  8. Наличие страха ситуации проверки и оценки знаний, конфликт в отношении субъективности педагога.

Созданная рабочая тетрадь способствует успешному разрешению вышеперечисленных проблем у детей с трудностями в обучении и общении: создаются предпосылки формирования умения самостоятельно добывать «знания» о себе, своих особенностях и возможностях, умения адекватно пользоваться ими. Ребенок учится оценивать и сравнивать себя только с самим собой, следить за ростом своих показателей. В результате, постепенно исчезает страх перед предстоящей работой, снижается проявление соперничества с одноклассниками, зависти по отношению к их успехам, что в свою очередь влияет на формирование положительной самооценки, чувства уверенности, способности лучше понимать других людей и самого себя.

Материал, предложенный в тетради, основан на позитивной мотивации развития личности ученика, активизирует не только умственные, нравственные, личностные способности, но и оптимизирует нервно-эмоциональные, интеллектуальные перегрузки. Тщательно разработанные занятия позволяют ребенку не спеша, в меру своих индивидуальных особенностей (силы нервной системы, типа темперамента, модальности и так далее) выполнять упражнения в доступном для него темпе. В результате создается положительная внутренняя мотивация к изучаемому материалу, повышается интерес к предмету, устанавливаются партнерские взаимоотношения в классе, снижается психологическое напряжение на уроке.

Выполнение заданий по программе «Развивай себя» поможет ученику встать на более высокий уровень нравственного и личностного развития, повысит его представление о собственной значимости и самостоятельности, поможет справиться с психологическими трудностями, которые мешают его полноценному обучению и общению.








































Пояснительная записка к рабочей тетради


Цель рабочей тетради по курсу «Развивай себя»:

Преодоление барьеров в общении и обучении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического, мышечного и эмоционального напряжения, создание возможностей для саморазвития, становления адекватной самооценки и полного образа «Я».

Предмет коррекции и развития: коммуникативная, познавательная, духовно-нравственная и культурная сфера детей.

Объект: учащиеся младшего школьного возраста, с трудностями в общении и обучении.

Задачи:

  1. Формирование нового уровня развития познавательных способностей и возможностей ребенка.

  2. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих особенностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.

  3. Формирование интереса к другому человеку, как к личности.

  4. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

  5. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.

  6. Формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов.

  7. Развитие моральных качеств, правильных норм поведения, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

  8. Формирование навыков рефлексивного мышления, активизация представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и развитием.

Принципы построения рабочей тетради:

Курс «Развивай себя» состоит из 68 занятий.

Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, во внеурочное время.

Рабочая тетрадь включает в себя 4 раздела:

  1. Калейдоскоп эмоций. Всего 17 занятий

  2. Лабиринты моего «Я». Всего 15 занятий.

  3. Мир познавательного и творческого потенциала. Всего19 занятий.

  4. Путь к гармонии души и тела. Всего 17 занятий.

Показателям эффективности каждого раздела являются данные, полученные в результате первичного и контрольного диагностирования, представленного в тетради. В качестве промежуточного контроля, используются письменные ответы ребят об их эмоциональном состоянии, степени удовлетворенности занятием (рефлексия урока).

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

  • Разминка направлена на создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, активизацию мыслительной деятельности, формирование познавательного интереса и позитивного настроя на занятие.

  • Основное содержание - направлено на формирование нового опыта, овладение практическими умениями и навыками, связанные с темой занятия. Включает в себя упражнения на развитие познавательных возможностей и способностей ребенка, его интеллекта, упражнения на развитие знаний о себе, своей индивидуальности и индивидуальности других детей, правильных нормах поведения, коррекцию эмоционально – личностной сфер и т.д., при этом учитывается желание ребенка обсуждать полученную информацию в группе или нет. В середине основной части проводится пауза(3-5 минут) направленная на усвоение здоровье - сберегающих приемов и методов саморегуляции, снятие психомышечного и эмоционального напряжения.

  • Заключительная часть включает в себя отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, чувств испытанных в процессе работы, выявление эмоционального отношения к проведенному занятию, с помощью рефлексивного упражнения. Закрепление полученных знаний, умений и навыков, перенос их в реальность.

Такое построение занятия позволяет создать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревогу, агрессию, нормализует самооценку ребенка, облегчает взаимодействие детей друг с другом, позволяет психологу оценить эффективность занятия, провести его рефлексию.

При определенной нежесткой структурированности занятий, ребенок имеет возможность реализовать себя, показать свой индивидуальный уровень умений, ощутить собственную значимость.

Средства коррекции и развития, используемые в рабочей тетради:

  • Групповая дискуссия, элементы психологического тренинга, проективные упражнения.

  • Изобразительные игры, эмоциональная гимнастика, упражнения на развитие невербального общения.

  • Диагностические методики рисуночного и вербального типов,

  • элементы арт - терапии.

  • Упражнения на развитие отдельных психических процессов, интеллектуальной и творческой сфер ребенка.

  • Упражнения на развитие речевых навыков и мелкой моторики.

  • Упражнения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.

  • Упражнения на развитие психомоторных функций и регулирования поведения в коллективе.

  • Упражнения на коррекцию настроения, овладения приемами преодоления негативных, тревожных переживаний.

  • Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

  • Упражнения, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.

  • Упражнения на коррекцию эмоционально-личностной и поведенческой сфер ребенка.

  • Упражнение на осознание и принятие моральных и нравственных норм поведения.

  • Упражнение на развитие познавательной и социальной рефлексии.


Критерии оценки эффективности рабочей тетради:

Основным критерием оценки эффективности рабочей тетради является изучение мониторинга развития группы и каждого ребенка, за весь период обучения и по каждому разделу в отдельности. Просматривается динамика развития познавательных процессов, изменения мотивации, коррекции негативных черт характера, эмоциональных трудностей и переживаний, мешающих полноценному обучению и общению.

В качестве промежуточного контроля и изучения эффективности тренингового процесса, используются устные или письменные ответы детей в конце каждого занятия (рефлексия): отмечаются основные сложности, достоинства, недостатки урока, эмоциональное состояние и настроение участников после занятия.

Косвенным показателем эффективности являются отзывы учителей, родителей, нормализация учебной деятельности детей, повышение их познавательной и коммуникативной активности, умения регулировать и контролировать свою эмоциональную и поведенческую сферу.


























Учебно-тематическое планирование программы «Развивай себя»

Всего 68 часов, 2 часа в неделю


Тема занятия

Ча

сы

Цели занятия

Содержание занятий, используемые упражнения

I раздел . Калейдоскоп эмоций. Всего 17 часов.

I.1

Огонёк знакомства

1

Обучение принципам и правилам работы тренинговых групп. Развитие навыков взаимодействия в группе. Воспитание открытости. Коррекция замкнутости, застенчивости.

Беседа «Принципы и правила работы тренинговых групп», коммуникативное упражнение «Допишите предложение», Упр.для обсуждения в группе «Мое имя», Зарядка для ума «Вставьте имя», Рефлексия «Человек настроения»

I.2

Мир после дождя

1

Формирование атмосферы принятия и понимания. Развитие чувства ценности других и самого себя. Воспитание чувства эмпатии. Коррекция напряжённости, неуверенности в себе.

Веселая разминка

«Сказочные буквы», Упр.для обсуждения в группе «Имя превратилось», Зарядка для ума«Отгадай загадку», Рефлексия «Солнце чувств»

I.3

Здравствуйте это «я»

2

Формирование чувства общности. Активизация процесса самораскрытия. Воспитание атмосферы безопасности, дружеского расположения. Коррекция навыков связной речи.

Веселая разминка «Веселый карандаш», Упр.для обсуждения в группе «Я-ромашка»,Диагностическое задание «Знаете ли вы себя»,Рефлексия«Цветок настроения»

Активизация положительного настроя, раскрепощение и сближение участников взаимодействия. Развитие речевой коммуникативности. Воспитание чувства социального доверия, открытости. Коррекция застенчивости, замкнутости.

Веселая разминка «Кто вылупился из яйца», Упр.для обсуждения в группе «Интервью», Зарядка для ума«Запутанные имена», Рефлексия«Понравилось ли вам»

I.4

Тайна

моего «я»

1




Знакомство с индивидуально-типологическими особенностями личности (сила нервной системы, тип темперамента). Развитие представления о себе. Воспитание позитивного отношения к себе. Коррекция тревожности и неадекватности.

Диагностические задания Теппинг-тест, тест темперамента,

запись в тетради

I.5

Я достоин,

я значим

2

Обучение активному стилю общения. Формирование чувства собственного достоинства и значимости. Коррекция внутреннего напряжения, скованности. Воспитание речевой коммуникативности.

Веселая разминка «Где, чей зонтик?», Упр.для обсуждения в группе «Зонтик качеств», Зарядка для ум «Найдите и отгадайте», Рефлексия«Зонтик настроения»

Овладение детьми речевыми средствами общения. Развитие способности слушать и слышать. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального чувственного состояния в ходе общения.

Веселая разминка «Магазин цветов», Упр.для обсуждения в группе «Дерево моих достижений»,Зарядка для ум «Спрятанное слово», Рефлексия «Оценка».

I.6

Пирамида добра

1

Формирование чувства поддержки, сочувствия. Развитие доброты, ответственности. Воспитание нравственности, моральности. Коррекция неадекватных форм поведения.

Веселая разминка «Соберите пословицу», Упр.для обсуждения в группе «Хорошо - плохо», «Мои добрые дела», проективные упражнения, рефлексия «Волшебное колечко»

I.7

Заряд бодрости

2

Обучение здоровье сберегающим приёмам, элементам психомышечной тренировки. Развитие эмоционального контроля. Коррекция негативных эмоций, мышечных зажимов. Воспитание чувства уважения к своему здоровью.

Веселая разминка «Веселые прятки»,

Развивающие упражнения, «Цвет моих чувств», Зарядка для ума «Прочитайте пословицу», Рефлексия «Разноцветные человечки»


Развитие взаимоуважения, взаимопонимания. Коррекция скованности, замкнутости, психологических барьеров мешающих общению. Воспитание жизнерадостности, доброжелательности.

Веселая разминка «Найдите, отгадайте, сосчитайте», Упр.для обсуждения в группе «Я и мои качества», Зарядка для ума «Кто первый?» , Рефлексия «Олимпиада занятий»

I.8

Душевная погода

2

Усвоение навыков эмоциональной саморегуляции. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств и переживаний, Коррекция чувства разочарования, обиды. Воспитание доброжелательности.

Веселая разминка «Найдите отличия», Развивающие упражнения «Шкала чувств», Зарядка для ума «Ребус», Упр.для обсуждения в группе «Прогноз погоды»,

Рефлексия «Прогноз настроения».

Формирование умения воспринимать, распознавать и учитывать желания, интересы – как собственные, так и других людей. Развитие способности слушать и адекватно выражать свои мысли. Воспитание позитивного отношения к окружающим. Коррекция неуверенности, замкнутости.

Веселая разминка «Карлсон», упр.для обсуждения в группе «Мои чувства», Развивающие упражнения «Как вести себя, если вас обидели, огорчили, разозлили», Рефлексия«Рисунок чувств».


I.9

Хорошо

нам вместе

2

Формирование чувства группового единства. Развитие дружеских отношений. Воспитание навыков искреннего, свободного и открытого взаимодействия. Коррекция социальной дезадаптации.

Веселая разминка «Нелепицы», упражнение для обсуждения «Продолжите предложения», Зарядка для ума «Шифровщик»,

Рефлексия «Светофор самочувствия»

Расширение и обогащение коммуникативных навыков. Воспитание положительных черт личности, способствующих лучшему взаимодействию в процессе общения. Коррекция неэффективных форм межличностных взаимоотношений. Воспитание терпимости к

непохожести других.

Веселая разминка «Веселый огород», диагностическое задание «Пьедестал», Упр.для обсуждения в группе «Я - друг», Рефлексия «Мнение о занятии»






I.10

Солнечные капельки

2

Обучение приёмам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения Развитие чувства эмоционального равновесия. Коррекция личностных переживаний. Воспитание чувства сенсорного расслабления.

Веселая разминка «Кто, куда? », Упр.для обсуждения в группе, развивающее упражнение «что влияет на меня», Зарядка для ума «Веселая загадка», Рефлексия «Мое состояние»


Обучение методам снятия напряжения и расслабления.

Развитие физической и нервно-психической гармонии. Коррекция слабости, неорганизованности. Воспитание понятий и правил здорового образа жизни.

Веселая разминка «Кто это?», Упр.для обсуждения в группе, развивающее упражнение «Эликсир равновесия», Зарядка для ума «Графический диктант», Рефлексия

«Светофор»

I.11

По дороге к новому «Я»

1

Закрепление навыков успешного общения. Развитие эмоционального и психологического равновесия. Перенос полученных умений и навыков в реальность. Эмоциональная рефлексия занятий.

Веселая разминка «Веселая дорога»,Диагностическое задание «Какой я есть, каким бы я хотел быть», упр.для обсуждения в группе «Если бы я был волшебником», Рефлексия «Допишите предложения».

II раздел. Лабиринты моего «Я». Всего 15 часов.

II.1

Я тебя помню

1

Повторение правил и стиля тренингового общения. Знакомство с новым разделом. Развитие позитивного настроения. Воспитание внутренней свободы и раскованности. Коррекция эмоциональных барьеров между членами группы.

Веселая разминка «Отгадайте имя»

Коммуникативные упражнения «Я тебя помню», Зарядка для ума «Круг имен»,

Рефлексия «Оставьте свое мнение».

II.2

Загадки моего характера

1

Знакомство с уровнем своей самооценки, особенностями личности и характера. Развитие самопринятия, уверенности в себе. Воспитание чувства значимости. Коррекция негативного отношения к своим особенностям.

Веселая разминка «Какой ствол? », Беседа «Обрати внимание- самооценка», диагностическое задание «Лесенка», проективная методика «Несуществующее животное», Рефлексия «Лесенка отношения»

II.3

Кто я,

какой я

2

Формирование представлений о мире, о самих себе и окружающих в нем. Активизация внутренней активности и речевой коммуникативности. Воспитание дружеского взаимопонимания. Коррекция негативных черт личности.

Веселая разминка «Волшебные картинки»,Упражнение для обсуждения «10 - Я»,проективное задание«Автопортрет»,рефлексия «Круг отношения»

Формирование навыков самопонимания. Расширение и обогащение коммуникативных навыков. Коррекция неэффективных форм межличностных взаимоотношений. Воспитание терпимости.

Веселая разминка «Бабочки», диагностическое задание «Стрелки моего Я», Упражнение для обсуждения «Что я знаю о себе», Рефлексия «Стрелка эмоционального состояния»

II.4

Мой внутрен

ний мир

1

Обучение элементам адекватной самооценки, умению связно, логично строить своё высказывание. Развитие внутреннего мира ребёнка. Воспитание искренности в чувствах к себе и другим людям. Коррекция эмоциональной неустойчивости.

Веселая разминка «Найдите отличия», диагностическое упражнение «Превращение», Зарядка для ума «Рассыпанные слова», Рефлексия «На что похоже»

II.5

Баланс

души и тела

2

Обучение приёмам приведения в состояние равновесия психоэмоционального напряжения. Развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «я». Воспитание социального доверия. Коррекция импульсивности, вспыльчивости.

Веселая разминка «Как, кто?»Развивающее упражнение «Допишите предложения»

Проективная методика «Цвето-рисуночный тест», Рефлексия «Диктант в одно слово»

Рефлексия своего «я», самоанализ достоинств и недостатков. Тренировки самоконтроля, организованности. Воспитание уравновешенности, сдержанности. Коррекция произвольности

Веселая разминка «Изограммы», упражнение на обсуждение «Мусорное ведро», Развивающее упражнение «Сходство и различие», Рефлексия «На что похоже?»

II.6

Радуга чувств и эмоций

2

Усвоение навыков чувственного восприятия. Развитие умения понимать, вербализировать свои чувства и эмоции. Воспитание уважительного отношения и принятия эмоциональных проявлений других. Коррекция сенсорной «чёрствости».

Веселая разминка «Помогите зайчику», диагностическое упражнение, обсуждение в группе «Радуга чувств», Рефлексия «Мое состояние».

Усвоение навыков чувственного восприятия. Развитие умения понимать, вербализировать свои чувства и эмоции. Воспитание уважительного отношения и принятия эмоциональных проявлений других. Коррекция сенсорной «чёрствости».

Веселая разминка «Осколки», тест ««Оценка самочувствия, активности и настроения»», Рефлексия «Оцените наше занятие»

II.7

Я – самый, самый

2

Обучение навыкам самоанализа. Активизация сильных сторон личности. Воспитание чувства собственного достоинства, значимости. Коррекция инфантилизма.

Веселая разминка «Цветочный луг», Коммуникативное упражнение «Мои сильные стороны», Зарядка для ума «Расшифруйте», рефлексия «Мое мнение о занятии»

Формирование социальных чувств оценочного отношения к окружающему миру. Коррекция непроизвольности, самоконтроля. Развитие способности слушать и адекватно выражать свои мысли. Воспитание позитивного отношения к окружающим.

Веселая разминка «Цветные варежки», Коммуникативное упражнение «Ладошка доброты», Зарядка для ума «Где слова?», Рефлексия «Светофор самочувствия»

II.8

Я глазами сверстни

ков

1

Формирование в группе атмосферы взаимной поддержки, развитие чувства доверия ребят друг к другу, сплочённости. Обучение навыкам диалогической речи. Воспитание взаимоуважения и понимания. Коррекция статуса в коллективе.

Веселая разминка «Шифровщик»,

Коммуникативное упражнение «Я глазами сверстников», Рефлексия «Стрелка моего состояния».

II.9

Поведение, которое я выбираю

2

Оценка особенностей своего поведения в различных ситуациях. Развитие самообладания и самоконтроля. Воспитание моральных и нравственных форм взаимодействия. Коррекция необдуманности, импульсивности

Веселая разминка «Кто, где?», Диагностическое упражнение

«Мои поступки - мой характер», Развивающее упражнение «Графический диктант», Рефлексия «Мое настроение».

Осмысление

конструктивности и адекватности своего поведение. Развитие адекватной оценочной деятельности. Воспитание чувства ответственности и взаимной поддержки. Коррекция трудностей мешающих полноценному саморазвитию.

Веселая разминка

«Тень снеговика», Зарядка для ума «Лабиринт», Обсуждение в группе «Поведение, которое выбираю Я», Рефлексия

«Светофор самочувствия»


II.10

Моё многогран

ное «я»

1

Итоговое занятие. Закрепление знаний о себе. Построение полного образа своего «я». Воспитание чувства ответственности, обязательности. Коррекция расторможенности, неустойчивости.

Веселая разминка

«Найдите отличия», упражнение для обсуждения «Моё многогранное «я», тест «Определите составляющие вашего «Я» »,

Рефлексия «Мое мнение».

III раздел. Мир познавательного и творческого потенциала. Всего 19 часов.

III.1

В кругу

друзей

1

Закрепление навыков активного речевого общения, способности конструктивно познать и принять различные стороны своей личности. Знакомство с новым циклом занятий. Развитие взаимопонимания. Воспитание доброжелательности. Коррекция эмоциональных барьеров.

Веселая разминка «Помогите космонавту»,

Диагностическое упражнение «Зеркала времени», Зарядка для ума «Кроссворд», Рефлексия «Мое отношение к занятию»


III.2

Бумажное зеркало способностей и

возможностей

1

Обучение навыкам определения уровня

развития познавательных и творческих возможностей своей личности. Развитие рефлексии на основе результатов тестирования.

Воспитание трудолюбия, прилежания. Коррекция произвольности и самоконтроля.

Тест «Мое внимание» тест «Моя память», веселая разминка «Геометрическая переменка»,

тест «мое мышление»,

подведение итогов.

III.3

Настроение

о’ кей

1

Активизация позитивного настроя. Формирование познавательного интереса и произвольности. Развитие самостоятельности. Воспитание чувства уверенности, активности. Коррекция частой смены настроения.

Веселая разминка

«Найдите отличия», Обсуждение в группе «Допишите предложения», Зарядка для ума «Загадка», Развивающее упражнение «Автопилот», Рефлексия «Звездопад »

III.4

Мир моих ощущений

1

Определение личного порога для различных видов ощущений (вкусового, обонятельного, зрительного, слухового, тактильного). Развитие психомоторных функций. Воспитание чувства ценности своих органов чувств. Коррекция сенсорной чувствительности.

Веселая разминка «Найдите сказочных героев», Беседа «Как Я познаю мир», Практическая работа «Мир моих ощущений», Обсуждение в группе «Знаю ли Я себя?», Рефлексия «Мелодия урока».


III.5

Восприя-

тие реальности

1

Формирование восприятия пространства, времени, движений. Развитие зрительного анализа, синтеза. Коррекция иллюзий восприятия. Воспитание дисциплинированности, организованности.

Веселая разминка «Две картины», Развивающее упражнении «Что это такое», беседа «мир восприятия», тест «Мой тип восприятия», Рефлексия «Диктант в одно слово»


III.6

Тух – тибри дух

1

Работа с индивидуально-типологическими особенностями личности. Активизация состояния инертности, заторможенности. Воспитание раскованности, социального доверия. Коррекция проявлений импульсивности.

Веселая разминка «Таинственный лес», диагностическое упражнение «Скорость моего мышления », Зарядка для ума «Рисунки под дождем», Рефлексия «Фигурки настроения».


III.7

Внимательная сторона

моего «я»

2

Формирование свойств внимания. Развитие самоконтроля и произвольной регуляции. Воспитание выдержки. Коррекция неусидчивости, рассеянности.

Веселая разминка «Цветные варежки», диагностическое упражнение «Точки», Зарядка для ума «полет бабочки», Развивающее упражнение «Заблудившиеся слова»,

Рефлексия «Мое состояние».

Организация внимания. Обучение приемам регуляции внимания. Развитие наблюдательности, концентрации, устойчивости, распределения. Коррекция гиперактивности. Воспитание прилежания.

Веселая разминка«У меня зазвонил телефон…», диагностическое упражнение «Алфавит», Развивающее упражнение «Графический диктант», Зарядка для ума «Спутанные буквы», Рефлексия «Мое состояние».

III.8

Что хранит моя память

2

Обучение приёмам активизации различных видов памяти. Развитие продолжительности и объёма запоминаемой информации. Воспитание познавательной активности, произвольности. Коррекция механического заучивания.

Веселая разминка «Цветные слова»,

Диагностическое упр.

«Что изменилось?», Зарядка для ума «Домики для фигур», тест «Запомните по три» Рефлексия «Почему, потому, что».

Обучение приемам мнемотехнического заучивания. Развитие различных видов памяти (зрительной, слуховой, речевой). Воспитание последовательности, обдуманности в своих мыслях и поступках. Коррекция механического заучивания.

Веселая разминка «Фигурные слова», Диагностические упражнения

«Логическая память», «Моя память», «Механическая память», Рефлексия «Мое отношение к занятию».

III.9

Дыши

и думай красиво

2

Овладение здоровье - сберегающими приёмами. Развитие навыков снятия мышечной усталости. Коррекция психоэмоционального напряжения. Воспитание бережного отношения к здоровью.

Веселая разминка «Кто лишний?», Проективная методика, обсуждение в группе «Волшебные зеркала», упражнение на восстановление «Зарядка для глаз», Упражнение на расслабление «Гора с плеч», «Дыши

и думай красиво», Рефлексия «Птица моего настроения»

Повышение групповой сплоченности. Развитие навыков бережного отношения к своему здоровью, Коррекция скованности, замкнутости, психологических барьеров мешающих общению. Воспитание жизнерадостности, доброжелательности.

Веселая разминка «Составьте пословицу», упражнение для обсуждения в группе «Колесо успеха», Психомышечная тренировка

«Возьмите себя в руки», «Штанга», «Сбросьте усталость», Рефлексия «Мое состояние.

III.10

Как мы думаем

2

Активизация мыслительной деятельности. Развитие логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Коррекция ригидности. Воспитание самостоятельности в мышлении.

Веселая разминка «Кроссворд», диагностика «Мое мышление», Веселая разминка «Буквенная мозаика», Рефлексия «Нужны или нет?»





Активизация учебной деятельности. Развитие активности и инициативности, операциональной стороны мыслительной деятельности. Воспитание самостоятельности в мышлении. Коррекция ригидности умозаключения.

Веселая разминка «Ребус», Диагностическое упражнение «Залатайте коврики», Веселая разминка «Буквы из символов»,

Рефлексия «Сложны или доступны?».

III.11

Загадочная речь

2

Формирование умения активного пользования речью в грамматически правильной форме. Развитие речевых навыков. Обогащение словаря. Коррекция фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений. Воспитание психологической культуры речи.

Веселая разминка «Разгадайте ребус», Упражнение на развитие «Буквы - невидимки», Зарядка для ума «Магический квадрат», «С каждого по слогу»,

Рефлексия «Опишите прилагательными».

Обучение приемам связной, грамматически правильной речи. Развитие дыхательной мускулатуры, артикуляции, ритмичности звукопроизношения. Коррекция словарного запаса, нарушений речи. Воспитание и привитие речевого этикета.

Веселая разминка «Допишите словечко», Зарядка для ума «Отгадайте по алфавиту», Развивающие упражнения «Слова – матрешки», «Рассыпанные слов»,

Рефлексия « Светофор самочувствия».

III.12

Дайте волю воображению

1

Активизация процесса воображения. Формирование умения создавать образы не только по описанию, но и придумывать что-то новое, формирование фантазии, умения сочинять. Воспитание творческой активности. Коррекция чувственного фона.

Веселая разминка «Змейка», проективная диагностика «Незаконченные фигуры», упражнение на развитие «Рисунок из фигур»,

Рефлексия «На что похоже?»

III.13

Мир эмоций и воли

1

Формирование эмоционально-волевой сферы. Развитие глубины, устойчивости эмоций, чувств. Воспитание чувства волевого усилия. Коррекция негативизма, конформизма.

Веселая разминка «Где, чей шарик?», Диагностическое упражнение «Определите эмоцию», Обсуждение в группе «Спектр эмоций»,

Рефлексия «Калейдоскоп эмоций».

III.14

Успехи развития

1

Закрепление навыков и приёмов познавательной, перцептивной, интеллектуальной деятельности, их эффективного использования в жизни. Развитие психических механизмов лежащих в основе творческих способностей. Воспитание самостоятельности. Коррекция негативного образа «Я». Эмоциональная рефлексия прошедших занятий.

Веселая разминка «Потешки», тестирование

«Мое внимание», «Моя память», «Мое мышление», «Мое воображение»,

Рефлексия «Допишите».


IV раздел. Калейдоскоп эмоций. Всего 17 часов.

IV.1

Внутренняя бесконечность души

1

Закрепление навыков познавательной деятельности, речевой коммуникативности. Знакомство с новым разделом занятий. Воспитание способ- ности познать, понять, осознать и принять образ не только себя, но и окружающих. Коррекция эмоциональности, неуравновешенности.

Веселая разминка «Коровка Маня», упражнение для обсуждения «Если бы…», Зарядка для ума «Арифметика слов», Рефлексия «Мои состояния».

IV.2

Дружная группа

1

Активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие раскрепощённости участников. Воспитание доверительного стиля общения. Повышение речевой активности. Коррекция несогласованности, разобщённости.

Веселая разминка «Хитрые буквы», Коммуникативное упражнение «Настоящий друг», Диагностическое упражнение «Мой класс»,

Рефлексия «Мое мнение».

IV.3

Вспышка общения

2

Обучение навыкам активного стиля общения, рефлексия собственного «я». Развитие речевой произвольности, открытости. Воспитание атмосферы сотрудничества. Коррекция негативных переживаний, мешающих полноценному общению.

Веселая разминка «Соберите пословицы», упражнение для обсуждения «Моя звездная карта», Зарядка для ума « Пропавшая буква», Рефлексия «Стрела состояния».


Формирование умения воспринимать, распознавать и учитывать желания, интересы – как собственные, так и других людей. Развитие способности слушать и адекватно выражать свои мысли. Воспитание позитивного отношения к окружающим. Коррекция неуверенности, замкнутости.

Веселая разминка «Где, чей инструмент?», Упражнение для обсуждения, развивающее упражнение «Волшебный магазин», Зарядка для ума «Кто это делает?», Рефлексия «Оценка для занятия»

IV.4

Свет мой зеркальце, скажи…

1

Знакомство с психическими состояниями своей личности. Развитие рефлексии учащихся на основе результатов тестирования. Воспитание любознательности. Коррекция негативного самоотношения.

Веселая разминка «Осколок», «Тест Кеттела», упражнение на восстановление «Зарядка для глаз», «Тест Кеттела», подведение итогов «Особенности моего характера»

IV.5

Мои плюсы и минусы

2

Обучение умению объективно оценивать свои достоинства и недостатки, способности и

возможности. Развитие интереса к собственной индивидуальности и индивидуальности других. Воспитание атмосферы самопринятия. Коррекция негативных переживаний, неуверенности в себе, своих силах.

Веселая разминка «Что изменилось?», Развивающее упражнение «Темное и светлое», Упражнение для обсуждения «Мой дракон»,

Рефлексия «Номинация».


Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального чувственного состояния в ходе общения. Развитие умения конструктивно воспринимать аффективные состояния других, способности слушать и слышать. Воспитание речевого этикета, умения быть добрым, приветливым. Коррекция нетерпимости, неуважения к мнению других.

Веселая разминка «Найдите тень», Зарядка для ума «Клетка с животными», Коммуникативное упражнение «Соринка в чужом глазу», Рефлексия «Мое самочувствие»


IV.6

Сотвори в себе солнце

1

Актуализация личностных ресурсов. Развитие позитивной обратной связи для укрепления само оценки. Воспитание социальной открытости, доверия, привитие речевого этикета. Коррекция чувства уважения к окружающим и самому себе.

Веселая разминка «Соберите загадку», Развивающее упражнение «Откровения», Зарядка для ума «Графический диктант»,

Рефлексия «Душевная погода».

IV.7

Какой я на самом деле

2

Обучение способности высказать своё мнение. Развитие навыков самоанализа, умения понять, осознать и раскрыть особенности своей

личности. Воспитание терпимости к особенностям других. Коррекция произвольности в речевой активности.

Веселая разминка «Имя из флажков», Развивающее упражнение «Допишите предложения», Зарядка для ума «Аналогичные пословицы»,коммуникатив

ное упражнение «Взаимообмен», веселая разминка «Сосчитайте треугольники», Рефлексия «Номинация »

Углубление процесса самораскрытия внутренней свободы, раскованности. Формирование позитивной мотивации саморазвития. Закрепление умений и навыков самоанализа. Воспитание чувства значимости. Коррекция отношения к своим особенностям.

Веселая разминка «Слоники», Диагностическое упражнение «Дерево моего «Я», Развивающее упражнение «Дорожный рюкзачок», Рефлексия «Опишите прилагательными».

IV.8

Психомы

шечный автопилот

1

Обучение приёмам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения. Развитие здоровье сберегающих навыков. Воспитание атмосферы позитивного настроения. Коррекция мышечных зажимов, негативных переживаний.

Веселая разминка «Ералаш», Развивающее упражнение «Моя рабочая неделя», упражнение на восстановление «Зарядка для глаз»,психогимнастика «Крылатые качели», Рефлексия

«Весы самочувствия».


IV.9

Мои

пережива

ния

2

Закрепление процесса самопонимания. Развитие умения владеть собой, управлять своими эмоция ми, поступками. Воспитание стремления к осознанию и раскрытию своих проблем, с сопутствующими им эмоциями и переживания- ми. Коррекция неуверенности, самообладания.

Веселая разминка «Веселые мышата», «Тест тревожности Филлипса», Коммуникативное упражнение «Мешок трудностей», Рефлексия «Мое состояние».



Закрепление навыкам самоанализа, саморазвития. Активизация сильных сторон личности. Воспитание чувства собственного достоинства, значимости. Коррекция инфантилизма.

Веселая разминка «Ежики»

Упражнения для обсуждения «Откровения в маске», Зарядка для ума «Цифровая пословица», Развивающее упражнение «Что у меня на сердце» Рефлексия «Клоуны».

IV.10

Правиль

ная стратегия

2

Развитие оценочной деятельности направленной на объективный анализ и раскрытие особенностей своего поведения, эмоционального реагирования в различных ситуациях. Осознание степени их адекватности и конструктивности. Воспитание оптимизма, жизнерадостности. Коррекция неэффективных способов взаимодействия.

Веселая разминка «Магазин вежливых качеств», Зарядка для ума «Разноцветная загадка», развивающее упражнение «Правильная стратегия», Рефлексия «Цветик-семицветик».





Закрепление эмоциональной и поведенческой Я-концепции. Воспитание чувства ответственности и взаимной поддержки. Коррекция трудностей мешающих полноценному саморазвитию. Закрепление навыков произвольности в речевой активности.

Веселая разминка проективная методика «Человек под дождем», Развивающее упражнение «Как поступить?», Зарядка для ума «Зонтики», Рефлексия «Олимпиада школьных занятий»

IV.11

В добрый путь

2

Закрепление навыков речевой активности, самопознания и самораскрытия. Заключительное изучение состояния познавательных процессов и переживаний к концу учебного года Развитие познавательного эмоционального и поведенческого образа, перенос его в реальность.


Веселая разминка «Волшебная шапка»,

Диагностика «Знаете ли вы себя?», Зарядка для ума «Клубок ниток», Рефлексия «Разноцветные шляпы».

Подведение итогов. Закрепление приёмов саморегуляции, речевого самоконтроля, способствующих адекватной адаптации и функционированию в реальности. Перенос полученных умений и навыков саморазвития в реальность. Рефлексия курса «Развивай себя».

Веселая разминка

«Был и стал»,

Развивающее упражнение «Чемодан ценностей», Коммуникативное упражнение «Пожелания»,

Рефлексия «В путь дорогу..».









24




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Соколова Татьяна Анатольевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства