Рабочая программа детского психологического театра "Позитив"
Рабочая программа детского психологического театра "Позитив"
Детский психологический театр – это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни ребенка в форме совместного творчества, которая способствует оздоровлению отношений, налаживанию коммуникаций и взаимопонимания в коллективе и семье. Это форма исцеляющего творчества, дающая возможность увидеть стереотипы своего поведения, свой жизненный сценарий, проявиться внутреннему миру человека и сделать шаги к самоизменению.
Благодаря школьному психологическому театру можно решать многие вопросы и проблемы образования и воспитания. Но, психологический спектакль предполагает, во-первых, большую и серьезную работу над собой, своим внутренним миром; во-вторых, познание человека, мира и взаимоотношений в этом мире; в-третьих, взаимодействие личности, выступающей в роли актера, со зрителями и имеющей возможность и право просвещать, приглашая к размышлениям о жизни и смысле жизнетворчества, о человеке и его предназначении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа детского психологического театра "Позитив" »
Рабочая программа
детского психологического театра
«Позитив»
на 2014-2015 учебный год
Возраст детей: 10 – 18 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Богомолова
Елена Алексеевна,
педагог-психолог,
социальный педагог,
педагог дополнительного образования
МАОУ гимназии № 22
г.Калининграда
г.Калининград - 2014
Пояснительная записка
Детский психологический театр – это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни ребенка в форме совместного творчества, которая способствует оздоровлению отношений, налаживанию коммуникаций и взаимопонимания в коллективе и семье. Это форма исцеляющего творчества, дающая возможность увидеть стереотипы своего поведения, свой жизненный сценарий, проявиться внутреннему миру человека и сделать шаги к самоизменению.
Благодаря школьному психологическому театру можно решать многие вопросы и проблемы образования и воспитания. Но, психологический спектакль предполагает, во-первых, большую и серьезную работу над собой, своим внутренним миром; во-вторых, познание человека, мира и взаимоотношений в этом мире; в-третьих, взаимодействие личности, выступающей в роли актера, со зрителями и имеющей возможность и право просвещать, приглашая к размышлениям о жизни и смысле жизнетворчества, о человеке и его предназначении.
Школьный театр – активная форма художественно-творческой самодеятельности детей, где единство психологии, педагогики, эстетики и этики имеет первостепенное значение и создает предпосылки и условия для многостороннего развития личности. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
Учебно-творческая работа в детском психологическом театре способствует духовному обогащению, нравственно-эстетическому и художественному развитию, личностному становлению, росту социально-психологического опыта. В процессе самопознания и самовоспитания, общения и философских рассуждений, художественного восприятия и анализа литературного материала формируется мировоззрение и ценностное отношение детей к жизни. В этом смысле определяющими являются слова: «Школа для жизни, через жизнь» (О.Декроли).
При выборе темы для занятия, а в дальнейшем и для спектакля учитываются интересы, запросы, проблемы, эстетические потребности и непреходящие ценности времени и жизни: семья, друзья, школа, любовь, личностное и профессиональное самоопределение, смысл жизни и т.п. Темы ориентированы на вопросы и проблемы, решение которых имеет большое значение для всех учащихся. Участники занятия активно высказывают свое мнение, выражают чувства, настроения. Такие дискуссии позволяют соотнести свои проблемы с данной темой, сопоставить свой опыт с опытом других. Группа представляет собой маленькую лабораторию, в которой её участники учатся понимать закономерности человеческих отношений на основании собственных реакций и реакций своих партнеров по работе, перерабатывая свои внутренние проблемы; дети наблюдают, комментируют, обобщают, объясняют, усваивают определенные знания и обогащают свой опыт.
При подборе материала важна его социально-психологическая и художественно-воспитательная направленность, соответствующая возрасту, проблематике, требованиям времени и нацеливающая на самовоспитание, ибо, согласимся со словами В.А.Сухомлинского: «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию – это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»; «Человек становится воспитателем самого себя тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое». Единство идейно-художественных и психолого-педагогических требований имеет основополагающее значение и при выборе форм, методов и средств в учебно-творческой работе с учащимися.
Многообразие форм и методов занятий (беседы, дискуссии, диспуты, разнообразные игрыэто кропотливый труд, связанный и упражнения, психодрамы, пантомимы, этюды, ситуации, творческие задания и упражнения, конкурсы, музыкальные и танцевальные элементы и т.п.) дает возможность развитию художественных способностей детей, активизирует их творческий потенциал, развивает эмоционально-чувственную сферу. Занятия в психологическом театре приносят много положительных эмоций: радость, удивление, восхищение и т.д., но все-таки это кропотливый труд, связанный с овладением знаниями и умениями; это труд ума, души, воли и в целом психики человека. Такие занятия воспитывают у детей пытливость, любознательность, критичность, активность, ответственность, умение преодолевать трудности, а порой и самого себя. С помощью занятий, которые проходят в более комфортной и свободной среде непосредственного общения, учащиеся легче и глубже постигают уроки жизни и усваивают литературно-художественное наследие.
В работе психологического театра можно выделить три основных этапа.
Первый этап – это учебно-творческий процесс, это как бы репетиция «жизни» перед выходом на сцену. Это своего рода погружение в тему, это изучение и исследование себя и вопросов учащихся и человека вообще. Непосредственная работа над тематическим спектаклем начинается именно на этом этапе. На занятиях частично идет наработка материала, игровых моментов, миниатюр и т.д.
Проходя в формах комбинированных занятий (беседа, диалог, игра, анализ и разбор ситуаций, проигрывание ролей и фраз, моделирование поведения и образа и т.п.), она направлена на более глубокое осознание темы, душевное проникновение в суть жизненных явлений и в свой внутренний мир, обогащение чувственно-эмоциональной сферы.
Осознание самого себя- это предпосылка для целенаправленного и всестороннего изменения самого себя, чувств, мыслей, поступков. А после осмысления человек уже не может жить, как живется, он встает на новый уровень бытия; возникают новые мысли, жизнь наполняется новым содержанием и духовным поиском, требующим самостоятельности, активности, силы чувств и воли, творчества… И, уже человеческие ценности, а не потребности определяют его поведение; и он видит своё отражение в зеркалах действительности.
Беседы-рассуждения о человеке можно дополнить и разнообразить использованием игр, упражнений, заданий на развитие внимания, наблюдательности, памяти, мышления и воображения, так необходимых каждому учащемуся.
Второй этап в работе психологического театра – это сценическая работа. Она представляет собой более специфическую театральную деятельность, в процессе которой даются основы актерского мастерства; углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения; отрабатываются манеры поведения на сцене, умение «подать» себя зрителям; ведется работа по художественно- техническому оформлению спектакля.
Тематические спектакли, познавательно-развлекательные программы, литературно-драматические композиции, включающие в себя разножанровые литературные тексты, сценические отрывки, миниатюры, философские рассуждения, являются целостным произведением, объединенным общим идейно-смысловым замыслом и значением. Отрывки такой композиции тесно связаны друг с другом, а это требует от каждого учащегося большой ответственности и развивает чувство коллективизма.
Третий этап – выступление перед зрителями – завершает творческую работу коллектива и имеет большое значение. Во-первых, важна общественная направленность самодеятельного театра; это не только выступление, но и вовлечение зрителей в психологический спектакль (обмен мнениями, интервью, игры), задача донести идею возлагается на детей-актеров, а это большая ответственность. Чем содержательнее спектакль, ярче и богаче действующие лица, глубже и тоньше идейный замысел, полнее, душевнее и разностороннее выразительные средства, тем лучше идет восприятие зрителями выступления, вернее улавливается смысл человеческих отношений, ибо «театр должен быть театром высокой гражданственности и тончайших человеческих, психологических проникновений» (Г.А.Товсоногов).
Во-вторых, такие выступления дают выступающим возможность почувствовать свою значимость, испытать чувство ответственности, коллективизма, удовлетворения от своего вклада в общее творческое дело. После спектакля – обязательное обсуждение, анализ. Вначале было слово благодарности зрителей, их оценка, аплодисменты. Затем обсуждение более основательное, глубокое в узком кругу, в своем коллективе. Обязательно каждому дается возможность высказаться. «Первое, непостижимое право ребенка – высказать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Тогда мы дорастем до его уважения и доверия, тогда он поверит нам и скажет, в чем его право, и загадок и ошибок станет меньше (Я.Корчак). Доброжелательность, справедливость, тактичность – обязательные моменты подведения итогов. Такой подход способствует развитию творческой активности, требовательности к себе и другим, формированию конструктивного общения, установлению и расширению контактных связей. Но самое главное: каждый учащийся должен почувствовать удовлетворение, осознать свою индивидуальность, значимость, а для этого необходимо отметить успех (пусть даже очень маленький!) каждого, ибо успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учится» (В.А.Сухомлинский).
Взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между учащимися детского театра, можно использовать в психотерапевтических целях. Исследуя вместе с детьми возрастные психологические проблемы, мы оказываем им поддержку в помощь. Обогащая их социальный и коммуникативный опыт, формируем адекватную социальную адаптацию и компетентность. Содействуя процессу личностного творческого роста, помогаем самораскрытию, самореализации и самовыражению человеческого потенциала. Сплоченность детей является стабилизирующим фактором: каждый чувствует поддержку и относительную безопасность. Создание благоприятных и комфортных условий в коллективной творческой деятельности, результативность труда каждого учащегося несет положительный заряд, улучшает самочувствие и энергетический потнециал.
Занятия в психологическом театре призваны расширять круг художественных впечатлений и знаний учащихся, развивать способности адекватного восприятия жизни и литературных произведений. Сочетание художественно-творческой деятельности с общественно-просветительской способствует духовному обогащению и личностному росту детей. «Забота о воспитательной силе коллектива – это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений» (В.А.Сухомлинский).
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель первого года обучения:создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Задачи:
. развивать интерес к сценическому искусству;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
снимать зажатость и скованность;
активизировать познавательный интерес;
развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
развивать чувство ритма и координацию движения;
развивать речевое дыхание и артикуляцию;
развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
пополнять словарный запас;
учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
познакомить детей с театральной терминологией;
познакомить детей с видами театрального искусства;
познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
воспитывать культуру поведения в театре;
Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
развивать чуткость к сценическому искусству;
воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
развивать умение владеть своим телом;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
развивать воображение и веру в сценический вымысел;
учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
Цель третьего года обучения:удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.
Задачи:
совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;
познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;
помочь избавиться от штампов общения;
воспитывать чувства сопереживания;
формировать эстетический вкус;
создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;
научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;
научить на практике изготовлению реквизита, декораций;
обучить основам создания сценического образа с помощью грима;
сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.
По целевой направленности программа является развивающей
(направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)
По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из разных областей: психология, литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей и подростков 10-18 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.
В психологический театральный кружок принимаются дети с 10 лет по интересу, без предъявления специальных требований.
Зачисление в кружок производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих.
На первом году обучения формируется две возрастных группы (младшего возраста 10 - 13 лет, старшего возраста 14-18 лет).
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Численный состав учебных группопределяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа и составляет:
1год обучения – не менее 12-15 человек;
2 год обучения – не менее 10 –12 чел;
3 год обучения – не менее 8 –10 чел.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса:
педагогика сотрудничества;
педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:
групповые технологии;
технологии индивидуального обучения;
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:
игровые технологии;
проблемное обучение
Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие природных задатков.
На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы: театральные постановки, игры, открытые занятия, концерты, анкеты, тесты, конкурсы.
Условия, необходимые для решения поставленных задач:
обеспечение материально-технической базой
посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми;
взаимное общение детей из различных художественных коллективов города.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план I года обучения.
N п\п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие, заключительное занятие
2
2
-
2.
Театральная игра
24
2
22
3.
Культура и техника речи
10
1
9
4.
Ритмопластика
5
1
4
5.
Основы театральной культуры
12
3
9
6.
Индивидуальная работа
10
-
10
7.
Просмотрово-информационный раздел
9
-
9
Итого:
72
9
63
Учебно-тематический план II года обучения.
N
п\п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие, заключительное занятие
6
6
-
2.
Театральная игра
24
2
22
3.
Культура и техника речи
10
1
9
4.
Ритмопластика
5
1
4
5.
Основы театральной культуры
7
3
4
6.
Работа над спектаклем
10
2
8
6.
Индивидуальная работа
14
-
14
7.
Просмотрово-информационный раздел
2
2
-
Итого:
72
11
61
Учебно-тематический план III года обучения
N п\п
Содержание работы
Общее количество часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие, заключительное занятие
2
2
-
2.
Основы актерского мастерства
5
2
3
3.
Театральный словарь
7
7
-
3.
Сценическая речь
10
2
8
4.
Пластика
10
-
10
5.
Работа над спектаклем
15
2
13
6.
Творческие сюрпризы
10
-
10
7.
Индивидуальная работа
8
-
8
8.
Просмотрово-информационный раздел
5
-
5
Итого:
72
15
57
Содержание учебных тем:
1. Введение.
Цели и задачи. Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства.
Что такое театр? Учимся быть артистами.
Все сходятся в творческий полукруг, представляют друг друга и себя по имени, это дает развитие зрительной памяти и навыки конферансье.
2.Театральная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Выразительное чтение. Игры со словами. Весёлая языковая физкультура.
Практическая работа: выполнение тренинга-разминки.
a) Кинолента видения.
Развитие логического мышления и восприятия картины.
б) Перестановка предметов и запоминание всех положений вещее.
Развивает зрительную память
в) Пишущая машинка.
По кругу идет устная раскладка алфавита, каждый запоминает свою букву, затем педагог произносит в слух несколько раз любое четверостишье, после определенной команды и хлопка в ладоши педагога, каждый откликается хлопком на свою букву, это развивает умственную и физическую координацию, чувство ритма и партнерства.
г) Фрагменты картин популярных художников.
Способность передачи фрагмента картины, рисунка, кинофильма. Развивает точность внутренней и внешней пластики.
д) Импровизация под музыку.
Развивает ассоциативное мышление, восприятие мира.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.
«Звери в театральном лесу». «Играй – театр», «Театральная полянка»
Публичное одиночество - умение свободно, естественно, раскрепощено вести себя перед публикой.
Одиночный этюд.
Групповой этюд.
Основа этюда: логическое развитее событий, конфликта и всех поэтапных действий. Органичность, естественность и убедительность игры.
Комплекс занятий ставит своей задачей развитие памяти и логического мышления, чувства ритма, координацию тела, пластичность. Умение свободно и естественно вести себя перед публикой. Научить мастерству перевоплощения.
Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Формы контроля: проект, зачет.
Оборудование: игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин..
4. Театральные загадки.
Контактные, сюжетно-ролевые игры.
Игры-упражнения на развитие внимания, музыкального слуха, памяти.
Практическая работа:
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа, …
Оборудование: игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин.
5. Театральные сказки.
Упражнение на дикцию, артикуляцию, дыхание. Выразительное чтение (поэзия), сюжетно-ролевые игры. Голосо-речевой тренинг. Игры-упражнения: «Позиции», «Зеркало» идр. Выполнение этюдов. Сюжетно-ролевые игры.
Практическая работа: Чтение, анализ сказок; инсценирование отдельных эпизодов. Упражнение на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Формы контроля: проект, зачет,
Оборудование: игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин.
6. Театральный марафон: «В стране любимых скороговорок».
Беседа. Создание этюдов на заданные темы. Исполнение вокального репертуара. Музыкально-ритмические упражнения, голосо-речевой тренинг. «Красноречивое молчание» - игра-упражнение. Сочинение и выполнение этюдов.
«Верю – не верю»: игра-тренинг. Инсценирование. Работа над словом. Устранение дикционных недостатков.
Практическая работа: Игра на мнимых музыкальных инструментах, мнимое пение. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин.
7. Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа
Основы театральной культуры
Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.
9. Работа над спектаклем
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап – Ознакомительный
Цели:
Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
Научить детей репетировать сказку по частям
Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
Научить детей чувствовать ритм спектакля
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
10. Индивидуальная работа с детьми
подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам
11. Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
12. Театральный словарь
- система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.
- ознакомить с чего зародился театр, какие виды существуют;
-знакомство с понятиями, связанными со словом театр, с тем, кто создаёт спектакли;
- учить детей находить ключевые слова в текстах;
13. Основы актерского мастерства
Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.
14. Творческий сюрприз
Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них.
Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.
15. Заключительное занятие
Летние задания, например:
письменная работа “Как мы учились весь год”;
сюрприз на свободную тему;
наблюдение;
выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним.
Методическое обеспечение образовательного процесса:
Занятия проводятся: коллективные, малыми группами. индивидуальные. Продолжительность занятия 1-2 академических часа (45-90 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
Основные методы и технологии
Основным методом развития творческих способностей является импровизация:
- хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему;
- импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.
Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.
Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.
На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.
Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
комбинированный;
первичного ознакомления материала;
усвоение новых знаний;
применение полученных знаний на практике;
закрепления, повторения;
итоговое.
Формы организации учебного занятия:
кружковое занятие;
соревнование
концерт;
экскурсия;
диспут;
творческий отчет;
круглый стол;
урок-лекция;
урок-репортаж;
урок-путешествие;
заочная экскурсия;
творческая мастерская;
урок-игра
Программой предусматривается также
совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
посещение музеев, выставок;
творческие конкурсы;
дни именинника т.п.
Формы работы с родителями.
совместные праздники, творческие конкурсы;
родительские собрания;
консультации;
беседы;
открытые занятия.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
и воспитания:
убеждения,
упражнения,
личный пример;
поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.
Литература
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.