kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа детского психологического театра "Позитив"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский  психологический театр – это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни ребенка  в форме совместного творчества, которая способствует оздоровлению отношений, налаживанию коммуникаций и взаимопонимания в коллективе и семье. Это форма исцеляющего творчества, дающая возможность увидеть стереотипы своего поведения, свой жизненный сценарий, проявиться внутреннему миру человека и сделать шаги к самоизменению.

         Благодаря школьному психологическому театру можно решать многие вопросы и проблемы образования и воспитания. Но, психологический спектакль предполагает, во-первых, большую и серьезную работу над собой, своим внутренним миром; во-вторых, познание человека, мира и взаимоотношений в этом мире; в-третьих, взаимодействие личности, выступающей в роли актера, со зрителями и имеющей возможность и право просвещать, приглашая к размышлениям о жизни и смысле жизнетворчества, о человеке и его предназначении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа детского психологического театра "Позитив" »









Рабочая программа

детского психологического театра

«Позитив»




на 2014-2015 учебный год

Возраст детей: 10 – 18 лет

Срок реализации программы: 3 года





Составитель:

Богомолова

Елена Алексеевна,

педагог-психолог,

социальный педагог,

педагог дополнительного образования

МАОУ гимназии № 22

г.Калининграда







г.Калининград - 2014

Пояснительная записка

Детский психологический театр – это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни ребенка в форме совместного творчества, которая способствует оздоровлению отношений, налаживанию коммуникаций и взаимопонимания в коллективе и семье. Это форма исцеляющего творчества, дающая возможность увидеть стереотипы своего поведения, свой жизненный сценарий, проявиться внутреннему миру человека и сделать шаги к самоизменению.

Благодаря школьному психологическому театру можно решать многие вопросы и проблемы образования и воспитания. Но, психологический спектакль предполагает, во-первых, большую и серьезную работу над собой, своим внутренним миром; во-вторых, познание человека, мира и взаимоотношений в этом мире; в-третьих, взаимодействие личности, выступающей в роли актера, со зрителями и имеющей возможность и право просвещать, приглашая к размышлениям о жизни и смысле жизнетворчества, о человеке и его предназначении.

Школьный театр – активная форма художественно-творческой самодеятельности детей, где единство психологии, педагогики, эстетики и этики имеет первостепенное значение и создает предпосылки и условия для многостороннего развития личности. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

Учебно-творческая работа в детском психологическом театре способствует духовному обогащению, нравственно-эстетическому и художественному развитию, личностному становлению, росту социально-психологического опыта. В процессе самопознания и самовоспитания, общения и философских рассуждений, художественного восприятия и анализа литературного материала формируется мировоззрение и ценностное отношение детей к жизни. В этом смысле определяющими являются слова: «Школа для жизни, через жизнь» (О.Декроли).

При выборе темы для занятия, а в дальнейшем и для спектакля учитываются интересы, запросы, проблемы, эстетические потребности и непреходящие ценности времени и жизни: семья, друзья, школа, любовь, личностное и профессиональное самоопределение, смысл жизни и т.п. Темы ориентированы на вопросы и проблемы, решение которых имеет большое значение для всех учащихся. Участники занятия активно высказывают свое мнение, выражают чувства, настроения. Такие дискуссии позволяют соотнести свои проблемы с данной темой, сопоставить свой опыт с опытом других. Группа представляет собой маленькую лабораторию, в которой её участники учатся понимать закономерности человеческих отношений на основании собственных реакций и реакций своих партнеров по работе, перерабатывая свои внутренние проблемы; дети наблюдают, комментируют, обобщают, объясняют, усваивают определенные знания и обогащают свой опыт.

При подборе материала важна его социально-психологическая и художественно-воспитательная направленность, соответствующая возрасту, проблематике, требованиям времени и нацеливающая на самовоспитание, ибо, согласимся со словами В.А.Сухомлинского: «Воспитание, побуждающее к самовоспитанию – это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»; «Человек становится воспитателем самого себя тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое». Единство идейно-художественных и психолого-педагогических требований имеет основополагающее значение и при выборе форм, методов и средств в учебно-творческой работе с учащимися.

Многообразие форм и методов занятий (беседы, дискуссии, диспуты, разнообразные игрыэто кропотливый труд, связанный и упражнения, психодрамы, пантомимы, этюды, ситуации, творческие задания и упражнения, конкурсы, музыкальные и танцевальные элементы и т.п.) дает возможность развитию художественных способностей детей, активизирует их творческий потенциал, развивает эмоционально-чувственную сферу. Занятия в психологическом театре приносят много положительных эмоций: радость, удивление, восхищение и т.д., но все-таки это кропотливый труд, связанный с овладением знаниями и умениями; это труд ума, души, воли и в целом психики человека. Такие занятия воспитывают у детей пытливость, любознательность, критичность, активность, ответственность, умение преодолевать трудности, а порой и самого себя. С помощью занятий, которые проходят в более комфортной и свободной среде непосредственного общения, учащиеся легче и глубже постигают уроки жизни и усваивают литературно-художественное наследие.

В работе психологического театра можно выделить три основных этапа.

Первый этап – это учебно-творческий процесс, это как бы репетиция «жизни» перед выходом на сцену. Это своего рода погружение в тему, это изучение и исследование себя и вопросов учащихся и человека вообще. Непосредственная работа над тематическим спектаклем начинается именно на этом этапе. На занятиях частично идет наработка материала, игровых моментов, миниатюр и т.д.

Проходя в формах комбинированных занятий (беседа, диалог, игра, анализ и разбор ситуаций, проигрывание ролей и фраз, моделирование поведения и образа и т.п.), она направлена на более глубокое осознание темы, душевное проникновение в суть жизненных явлений и в свой внутренний мир, обогащение чувственно-эмоциональной сферы.

Осознание самого себя- это предпосылка для целенаправленного и всестороннего изменения самого себя, чувств, мыслей, поступков. А после осмысления человек уже не может жить, как живется, он встает на новый уровень бытия; возникают новые мысли, жизнь наполняется новым содержанием и духовным поиском, требующим самостоятельности, активности, силы чувств и воли, творчества… И, уже человеческие ценности, а не потребности определяют его поведение; и он видит своё отражение в зеркалах действительности.

Беседы-рассуждения о человеке можно дополнить и разнообразить использованием игр, упражнений, заданий на развитие внимания, наблюдательности, памяти, мышления и воображения, так необходимых каждому учащемуся.

Второй этап в работе психологического театра – это сценическая работа. Она представляет собой более специфическую театральную деятельность, в процессе которой даются основы актерского мастерства; углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения; отрабатываются манеры поведения на сцене, умение «подать» себя зрителям; ведется работа по художественно- техническому оформлению спектакля.

Тематические спектакли, познавательно-развлекательные программы, литературно-драматические композиции, включающие в себя разножанровые литературные тексты, сценические отрывки, миниатюры, философские рассуждения, являются целостным произведением, объединенным общим идейно-смысловым замыслом и значением. Отрывки такой композиции тесно связаны друг с другом, а это требует от каждого учащегося большой ответственности и развивает чувство коллективизма.

Третий этап – выступление перед зрителями – завершает творческую работу коллектива и имеет большое значение. Во-первых, важна общественная направленность самодеятельного театра; это не только выступление, но и вовлечение зрителей в психологический спектакль (обмен мнениями, интервью, игры), задача донести идею возлагается на детей-актеров, а это большая ответственность. Чем содержательнее спектакль, ярче и богаче действующие лица, глубже и тоньше идейный замысел, полнее, душевнее и разностороннее выразительные средства, тем лучше идет восприятие зрителями выступления, вернее улавливается смысл человеческих отношений, ибо «театр должен быть театром высокой гражданственности и тончайших человеческих, психологических проникновений» (Г.А.Товсоногов).

Во-вторых, такие выступления дают выступающим возможность почувствовать свою значимость, испытать чувство ответственности, коллективизма, удовлетворения от своего вклада в общее творческое дело. После спектакля – обязательное обсуждение, анализ. Вначале было слово благодарности зрителей, их оценка, аплодисменты. Затем обсуждение более основательное, глубокое в узком кругу, в своем коллективе. Обязательно каждому дается возможность высказаться. «Первое, непостижимое право ребенка – высказать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Тогда мы дорастем до его уважения и доверия, тогда он поверит нам и скажет, в чем его право, и загадок и ошибок станет меньше (Я.Корчак). Доброжелательность, справедливость, тактичность – обязательные моменты подведения итогов. Такой подход способствует развитию творческой активности, требовательности к себе и другим, формированию конструктивного общения, установлению и расширению контактных связей. Но самое главное: каждый учащийся должен почувствовать удовлетворение, осознать свою индивидуальность, значимость, а для этого необходимо отметить успех (пусть даже очень маленький!) каждого, ибо успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учится» (В.А.Сухомлинский).

Взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между учащимися детского театра, можно использовать в психотерапевтических целях. Исследуя вместе с детьми возрастные психологические проблемы, мы оказываем им поддержку в помощь. Обогащая их социальный и коммуникативный опыт, формируем адекватную социальную адаптацию и компетентность. Содействуя процессу личностного творческого роста, помогаем самораскрытию, самореализации и самовыражению человеческого потенциала. Сплоченность детей является стабилизирующим фактором: каждый чувствует поддержку и относительную безопасность. Создание благоприятных и комфортных условий в коллективной творческой деятельности, результативность труда каждого учащегося несет положительный заряд, улучшает самочувствие и энергетический потнециал.

Занятия в психологическом театре призваны расширять круг художественных впечатлений и знаний учащихся, развивать способности адекватного восприятия жизни и литературных произведений. Сочетание художественно-творческой деятельности с общественно-просветительской способствует духовному обогащению и личностному росту детей. «Забота о воспитательной силе коллектива – это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений» (В.А.Сухомлинский).


В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

  5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.


Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.


Цель первого года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.

Задачи:

  • . развивать интерес к сценическому искусству;

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

  • снимать зажатость и скованность;

  • активизировать познавательный интерес;

  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

  • развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

  • развивать чувство ритма и координацию движения;

  • развивать речевое дыхание и артикуляцию;

  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

  • пополнять словарный запас;

  • учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

  • научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

  • познакомить детей с театральной терминологией;

  • познакомить детей с видами театрального искусства;

  • познакомить с устройством зрительного зала и сцены;

  • воспитывать культуру поведения в театре;


Цель второго года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • развивать чуткость к сценическому искусству;

  • воспитывать в ребенке готовность к творчеству;

  • развивать умение владеть своим телом;

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

  • оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

  • развивать воображение и веру в сценический вымысел;

  • учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

  • развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;

  • развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;

  • дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

  • привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

  • научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.


Цель третьего года обучения: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.

Задачи:

  • совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности;

  • познакомить с основами гримировального искусства;

  • сформировать навыки импровизационного общения, импровизированного конферанса;

  • познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;

  • помочь избавиться от штампов общения;

  • воспитывать чувства сопереживания;

  • формировать эстетический вкус;

  • создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;

  • научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;

  • научить на практике изготовлению реквизита, декораций;

  • обучить основам создания сценического образа с помощью грима;

  • сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической постановкой.

По целевой направленности программа является развивающей

(направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и социально-адаптивной (развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;

отношение к другим – способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;

отношение к реальности – приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)

По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из разных областей: психология, литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).


Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей и подростков 10-18 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы три года.

В психологический театральный кружок принимаются дети с 10 лет по интересу, без предъявления специальных требований.

Зачисление в кружок производится по заявлению родителей, лиц их заменяющих.

На первом году обучения формируется две возрастных группы (младшего возраста 10 - 13 лет, старшего возраста 14-18 лет).

Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа и составляет:

1год обучения – не менее 12-15 человек;

2 год обучения – не менее 10 –12 чел;

3 год обучения – не менее 8 –10 чел.

Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации

образовательного процесса:

  • педагогика сотрудничества;

  • педагогические технологии на основе эффективности управления и

организации образовательного процесса:

  • групповые технологии;

  • технологии индивидуального обучения;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся:

  • игровые технологии;

  • проблемное обучение

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

С первого года обучения необходимо проведения индивидуальной работы с воспитанниками различной направленности: для одних - это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи и т.п.; для других – дальнейшее развитие природных задатков.

На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.

Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы: театральные постановки, игры, открытые занятия, концерты, анкеты, тесты, конкурсы.

Условия, необходимые для решения поставленных задач:

  • обеспечение материально-технической базой

  • посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми;

  • взаимное общение детей из различных художественных коллективов города.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план I года обучения.


N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

2

2

-

2.

Театральная игра

24

2

22

3.

Культура и техника речи

10

1

9

4.

Ритмопластика

5

1

4

5.

Основы театральной культуры

12

3

9

6.

Индивидуальная работа

10

-

10

7.

Просмотрово-информационный раздел

9

-

9


Итого:

72

9

63




Учебно-тематический план II года обучения.

N

п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

6

6

-

2.

Театральная игра

24

2

22

3.

Культура и техника речи

10

1

9

4.

Ритмопластика

5

1

4

5.

Основы театральной культуры

7

3

4

6.

Работа над спектаклем

10

2

8

6.

Индивидуальная работа

14

-

14

7.

Просмотрово-информационный раздел

2

2

-


Итого:

72

11

61


Учебно-тематический план III года обучения

N п\п

Содержание работы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, заключительное занятие

2

2

-

2.


Основы актерского мастерства

5

2

3

3.

Театральный словарь

7

7

-

3.

Сценическая речь

10

2

8

4.

Пластика

10

-

10

5.

Работа над спектаклем

15

2

13

6.

Творческие сюрпризы

10

-

10

7.

Индивидуальная работа

8

-

8

8.

Просмотрово-информационный раздел

5

-

5


Итого:

72

15

57



Содержание учебных тем:


1. Введение.

Цели и задачи. Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства.

Что такое театр? Учимся быть артистами.

Все сходятся в творческий полукруг, представляют друг друга и себя по имени, это дает развитие зрительной памяти и навыки конферансье.


2.Театральная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Выразительное чтение. Игры со словами. Весёлая языковая физкультура.

Практическая работа: выполнение тренинга-разминки.

a) Кинолента видения.

Развитие логического мышления и восприятия картины.

б) Перестановка предметов и запоминание всех положений вещее.

Развивает зрительную память

в) Пишущая машинка.

По кругу идет устная раскладка алфавита, каждый запоминает свою букву, затем педагог произносит в слух несколько раз любое четверостишье, после определенной команды и хлопка в ладоши педагога, каждый откликается хлопком на свою букву, это развивает умственную и физическую координацию, чувство ритма и партнерства.

г) Фрагменты картин популярных художников.

Способность передачи фрагмента картины, рисунка, кинофильма. Развивает точность внутренней и внешней пластики.

д) Импровизация под музыку.

Развивает ассоциативное мышление, восприятие мира.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.

Формы контроля: проект, зачет.

Оборудование: документы, бумага, кисти, литература, заготовки материала.


3. Играем в театр.

Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.

«Звери в театральном лесу». «Играй – театр», «Театральная полянка»

Практическая работа: Этюды:

Образы животных, воодушевленные предметы, синхронное пение. Указанные этюды развивают мастерство перевоплощения, выразительность пластики.

Публичное одиночество - умение свободно, естественно, раскрепощено вести себя перед публикой.

Одиночный этюд.

Групповой этюд.

Основа этюда: логическое развитее событий, конфликта и всех поэтапных действий. Органичность, естественность и убедительность игры.

Комплекс занятий ставит своей задачей развитие памяти и логического мышления, чувства ритма, координацию тела, пластичность. Умение свободно и естественно вести себя перед публикой. Научить мастерству перевоплощения.

Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.

Формы контроля: проект, зачет.

Оборудование: игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин..



4. Театральные загадки.


Контактные, сюжетно-ролевые игры.

Игры-упражнения на развитие внимания, музыкального слуха, памяти.

Практическая работа:

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа, …

Формы контроля: Сочинение, проект, тестирование, зачет, выставка, презентация, письменная работа, …

Оборудование: игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин.


5. Театральные сказки.

Упражнение на дикцию, артикуляцию, дыхание. Выразительное чтение (поэзия), сюжетно-ролевые игры. Голосо-речевой тренинг. Игры-упражнения: «Позиции», «Зеркало» идр. Выполнение этюдов. Сюжетно-ролевые игры.

Практическая работа: Чтение, анализ сказок; инсценирование отдельных эпизодов. Упражнение на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.

Формы контроля: проект, зачет,

Оборудование: игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин.




6. Театральный марафон: «В стране любимых скороговорок».


Беседа. Создание этюдов на заданные темы. Исполнение вокального репертуара. Музыкально-ритмические упражнения, голосо-речевой тренинг. «Красноречивое молчание» - игра-упражнение. Сочинение и выполнение этюдов.

«Верю – не верю»: игра-тренинг. Инсценирование. Работа над словом. Устранение дикционных недостатков.

Практическая работа: Игра на мнимых музыкальных инструментах, мнимое пение. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа.

Оборудование: игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов (игротека): набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, флаконы из-под духов, наборы лоскутов, наборы ключей, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы, нитки, иголки, пластилин.


7. Ритмопластика

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии.    Музыкально-пластические импровизации.   Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа     

                                

  1. Основы театральной культуры

Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре.


9. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

  1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

  2. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.

  3. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать сказку по частям

  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля

  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.


10. Индивидуальная работа с детьми

  • подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам


11. Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.


12. Театральный словарь

- система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.

- ознакомить с чего зародился театр, какие виды существуют;

-знакомство с понятиями, связанными со словом театр, с тем, кто создаёт спектакли;

- учить детей находить ключевые слова в текстах;


13. Основы актерского мастерства

Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.



14. Творческий сюрприз

Творческий сюрприз – театральное сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них.

Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.


15. Заключительное занятие

Летние задания, например:

  • письменная работа “Как мы учились весь год”;

  • сюрприз на свободную тему;

  • наблюдение;

  • выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним.



Методическое обеспечение образовательного процесса:


Занятия проводятся: коллективные, малыми группами. индивидуальные. Продолжительность занятия 1-2 академических часа (45-90 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Все занятия коллективные, сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.

Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

Основные методы и технологии

Основным методом развития творческих способностей является импровизация:

- хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему;

- импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.

Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.

Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.

На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.

Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.


Методические условия реализации программы

Типы занятий:

  • комбинированный;

  • первичного ознакомления материала;

  • усвоение новых знаний;

  • применение полученных знаний на практике;

  • закрепления, повторения;

  • итоговое.

Формы организации учебного занятия:

  • кружковое занятие;

  • соревнование

  • концерт;

  • экскурсия;

  • диспут;

  • творческий отчет;

  • круглый стол;

  • урок-лекция;

  • урок-репортаж;

  • урок-путешествие;

  • заочная экскурсия;

  • творческая мастерская;

  • урок-игра

Программой предусматривается также

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;

  • посещение музеев, выставок;

  • творческие конкурсы;

дни именинника т.п.

Формы работы с родителями.

  • совместные праздники, творческие конкурсы;

  • родительские собрания;

  • консультации;

  • беседы;

  • открытые занятия.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);

и воспитания:

  • убеждения,

  • упражнения,

  • личный пример;

  • поощрения.

Все методы обучения реализуются различными средствами: предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;

практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание; интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мыщечная память, внимание;

эмоциональными: переживание, представление, интерес.

Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.

Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.

Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.


































Литература

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.

  3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.

  4. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста

  5. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.

  6. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.


  1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

  2. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.

  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.

  4. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

  5. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. – 208 с.

  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.

  8. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.

  9. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.

  10. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.

  11. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.

  12. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.

  13. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.

  14. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.

  15. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

  16. Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.

  17. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.

  18. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

  19. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 144 с.

  20. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.

  21. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000. – 144с.

  22. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

  23. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –

282 с.

  1. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.

  2. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.

  3. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

  4. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.

  5. Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.

  6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

  7. Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.

  8. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.

  9. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.

Рекомендованный список литературы для родителей

1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.

2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008. – 128 с.

3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.

4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.

5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.

6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.



Рекомендованный список литературы для детей

1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.

2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.

3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа детского психологического театра "Позитив"

Автор: Богомолова Елена Алексеевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства