Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС.
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС.
Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС. »
Психолго-педагогическое сопровождение в условиях введения ФГОС.
Пояснительная записка
Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:
1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных (ЗУН), но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:
1) успешность деятельности учащегося;
2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подходк обучению и воспитанию, которыйвыдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
Цель и задачи программы.
Цели программы:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного эксперимента для создания социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения при введении Программы развития универсальных учебных действий.
Создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.
Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей.
Для достижения целей решаются следующие задачи:
1. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС ООО;
3.Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у учащихся младшего школьного возраста и учащихся основной школы.
4.Сопровождение в условиях основной школы: адаптация к новым условиям обучении; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; формирование жизненных навыков; формирования навыков позитивного коммуникативного общения; профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения.Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой.
5.Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.
Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения ФГОС.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся
в рамках введения ФГОС ООО.
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Диагностическое направление.
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация
работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Напраленно на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6.Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения
Декабрь.
Выявление уровня сформированности Я-концепции и самоотношения у обучающихся
Интеллектуальные способности (Исследование словесно- логического мышления)
Познавательные
(логические действия: анализ, синтез)
Январь.
Определение уровня сформированности познавательных УУД
Изучение мотивации обучения у младших школьников по методике Н. Лускановой
Личностные
Март.
Минимизировать школьные риски, формирование благоприятного адаптационного фона готовности к предметному обучению
Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 4-х классах
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Апрель.
Создание условий для успешной адаптации обучающихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление рисков дезадаптации
Психолого-педагогическая диагностика 5-7 классы.
Класс.
Направления деятельности.
УУД
Сроки проведения.
Предполагаемый результат.
5 класс.
. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской в 5 классах
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
I этап
Сентябрь.
II этап Апрель– май
Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей в период адаптации в средней школе. Тест школьной тревожности» Филлипса
Октябрь.
Изучение уровня тревожности в период адаптации.
. Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой)
Познавательные
Ноябрь.
Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн
Личностные.
Декабрь.
Изучение самооценки
Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой
Регулятивные.
Январь.
Социометрия
Коммуникативные.
Февраль.
Исследование межличностных отношений в группе
. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Личностные.
Март.
Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных
6 класс.
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн
Личностные
Ноябрь.
Изучение самооценки
. Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой)
Познавательные.
Январь.
Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД
Социометрия Дж.Морено
Коммуникативные.
Март.
Исследование межличностных отношений в группе
Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой
Регулятивные.
Май.
7 класс.
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн
Личностные.
Ноябрь.
Изучение самооценки
Социометрия Дж. Морено
Коммуникативные.
Январь.
Исследование межличностных отношений в группе
Уровень интеллектуальных способностей тест Р.Амтхауэра
Познавательные.
Март.
Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД
Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой
Регулятивные.
Май.
Психолого- педагогическая диагностика.
Класс.
Содержание работы.
Используемые методики.
Сроки проведения.
8 класс.
Изучение особенностей личности подростка. Исследование темперамента.
Опросник Айзенка.
Ноябрь .
Исследование форм агрессивности
Опрсник Баса-Дарки.
Январь.
Изучение уровня воспитанности
Методика Щурковой.
Март.
9 класс.
Изучение профессиональных предпочтений.
Методика «ДДО»
Ноябрь.
Изучение профессиональных предпочтений
Методика «Карта интересов»
Январь.
Изучение уровня воспитанности.
Методика Щурковой.
Февраль.
Изучение профессиональных предпочтений
Тест Кеттела-Леонгарда «Тип личности»
Март.
10 класс.
Исследование уровня социальной адаптации.
Методика Фалантовой.
Октябрь.
Оценка личностных особенностей.
Методика «Автопортрет»
Январь.
Изучение уровня воспитанности.
Методика Щурковой.
Март.
11 класс.
Изучение профессиональных предпочтений
Методика «ДДО»
Ноябрь.
Изучение профессиональных предпочтений
Методика «Карта интересов»
Январь.
Изучение профессиональных предпочтений
Тест Кеттела-Леонгарда «Тип личности»
Март.
Консультационная и коррекционно-развивающая работа.
Класс.
Направления
Деятельности.
УУД
Сроки проведения
Предполагаемый результат
1 класс.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Сентябрь-Апрель
Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
Консультирование учащихся «Я и мое внимание»
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Февраль
Март
Содействие в осознании детьми своего внимания и значимости внимательности
Консультирование педагогов по результатам диагностики сформированности УУД
Декабрь (по результатам сформированности УУД)
Апрель (по результатам сформированности УУД
Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении
Коррекционно- развивающие занятия на этапе перехода учащихся в среднее звено школы «Впереди у нас 5 класс»
Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
Март-апрель.
Содействие в осознании учащимися новой социальной позиции, снижение уровня тревожности
5 класс
Программа
для учащихся пятых классов
«Развитие сплоченности школьного коллектива»
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
В течении года
5 класс
Коррекционно-развивающая занятия «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов»
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
В течении года
Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
6 класс
Коррекционно-развивающая занятия «На тропе доверия»
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
В течении года
Обучить подростков приемам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры
7 класс
Коррекционно-развивающая занятия «Наедине с собою »
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
В течении года
формирование и развитие навыков самопознания и саморазвития
5-7 классы
Консультирование учащихся по запросу
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
В течении года
Способствовать нахождению путей выхода из сложных жизненных ситуаций
Консультирование родителей по запросу
В течении года.
Коррекционно-развивающая и консультационная работа.
Наименование работы
Цель деятельности
Срок проведения.
Сопровождение учащихся, имеющих нарушения в поведении
Создать условия для устранения сложностей поведения
В течении года.
Сопровождение одаренных учащихся
Создать условия для развития одаренности
В течении года
Индивидуальные занятия с учащимися (по запросу)
Создать условия для гармоничного развития учащихся
В течении года
Сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов (9, 11 кл)
Создать условия для повышения стрессоустойчивости выпускников
В течении года
Проведение консультаций по запросу.
Способствовать нахождению путей выхода из сложных жизненных ситуаций
В течении года.
Просветительская работа.
Наименование работы
Цель деятельности
Срок проведения.
Проведение классных часов (по запросу)
Расширение психологических знаний учащихся
В течении года.
Проведение конструктивных совещаний
Ознакомить учителей с результатами проведенных исследований
В течении года
Выступления на общешкольных родительских конференций,
общешкольных родительских собраний
Расширить психологические знания родителей в рамках определенной проблематики
В течении года
Работа по профилактике предупреждения ПАВ
u Анкетирование по употреблению ПВА (5-11 класс).
u Выпуск стенда «Умей сказать – нет!»
u Конкурс плакатов на тему: «Я выбираю жизнь»(5-11 класс)
u «Вместе мы сильнее» (5-8 класс)
u Ролевая игра «Мир без наркотиков»(9-11 класс)
u Беседа на тему: «Лекарственные растения» (2-4 класс)
Практическая работапсихолога
u Оформление папок- накопителей
u Подготовка выступлений для родительских собраний
u Изготовление наглядных средств и игр для практических занятий
Мероприятия по подготовке учащихся 11 класса к единому государственному экзамену
Темы:
1. ЕГЭ с психологической точки зрения (сравнение с традиционными экзаменами) - январь2015 г.
2.Трудности при сдаче ЕГЭ, их краткие характеристики и основные пути профилактики – февраль 2015 г.
Список литературы:
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”»
Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М.2010
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова, М, 2010
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010