Психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учащихся 5-х классов в условиях перехода на ФГОС: «Новичок в средней школе»
Психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учащихся 5-х классов в условиях перехода на ФГОС: «Новичок в средней школе»
Введение ФГОС требует усиленной работы всех школьных служб, в том числе и работы психолога. Обучающиеся должны перейти на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к среднему звену. Адаптация – это приспособление функций организма к новым условиям среды, адаптация всегда предполагает страх, поэтому психолого-педагогическое сопровождение на этом этапе особенно необходимо. Для прогнозирования и планирования психологического климата, учитывая требования новых стандартов, мною разработана программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 –х классов. Эта программа-первый шаг в данном направлении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учащихся 5-х классов в условиях перехода на ФГОС: «Новичок в средней школе»»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13».
Программа
психолого-педагогического сопровождения
адаптационного периода
учащихся 5-х классов в условиях перехода
на федеральные государственные образовательные стандарты.
«Новичок в средней школе»
Автор-составитель:
педагог-психолог
МОУ «СОШ №13»
Канищева Е.А.
г.Железногорск
2015г.
Пояснительная записка.
В настоящее время педагогическое образование превращается в образование психолого-педагогическое. Школа меняет своё направление и её целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
В 21 веке для того чтобы стать успешным недостаточно владеть предметными знаниями, надо ещё обладать компетенциями, которые позволяют успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания.
Основным понятием, которое характеризует цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. В процессе образования эти способности передаются педагогами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию.
В узком смысле под универсальными учебными действиями понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. Успешное решение образовательных задач предполагает, что обучающийся умеет ставить цели (задачи), владеет способами решения поставленной задачи или создает такие способы самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность.
В соответствии с основными целями образования, стандарт выделяет 4 блока основных видов УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД.
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка.
- волевая саморегуляция.
Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Введение ФГОС требует усиленной работы всех школьных служб, в том числе и работы психолога. Психолого-педагогическое сопровождение учебно- воспитательного процесса в школе и до перехода на ФГОС являлось молодым направлением, хотя вопросы психологического сопровождения рассматривались в работах А.И. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой, Л.М. Фридмана и в других источниках.
Обучающиеся должны перейти на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к среднему звену. Адаптация – это приспособление функций организма к новым условиям среды, адаптация всегда предполагает страх, поэтому психолого-педагогическое сопровождение на этом этапе особенно необходимо. Для прогнозирования и планирования психологического климата, учитывая требования новых стандартов, мною разработана программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 –х классов. Эта программа-первый шаг в данном направлении.
Актуальность.
С сентября 2015 года в МОУ СОШ №13 начинает отрабатываться технология введения федерального государственного образовательного стандарта на ступени основного общего образования.
Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать школьному обучению:
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,
формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,
вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.
По нашему мнению в современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:
появление не успешности в учебе;
снижение мотивации к учению;
возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
нарушение поведения у детей и подростков.
Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:
в снижении успеваемости;
в значительно изменяющихся условиях обучения;
в противоречивости отношений и системы требований к ученику;
в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.
Основными причинами проблем, возникающих у учащихся 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность.
В целом готовность ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника (таблица).
Психолого-педагогический статус пятиклассника
Психологические параметры школьного статуса ребенка
Психолого - педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик
Познавательная сфера
Произвольность психических процессов
Принятие целей, заданных учителем.
Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем.
Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации.
Поддержание концентрации внимания на учебной задаче
Уровень развития мышления
Владение приемами установления причиноследственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями
Сформированность важнейших учебных действий
Ориентация на всю систему требований задачи.
Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др.
Систематизация знаний, перенос учебных навыков
Уровень развития речи
Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к школьнику.
Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
Грамотность и богатый словарный запас устной речи
Уровень развития тонкой моторики
Понятность письма.
Аккуратность оформления письменных работ.
Способность к различным видам ручного труда
Умственная работоспособность и темп умственной деятельности
Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока.
Адаптация к учебной нагрузке.
Способность работать в едином темпе со всем классом
Коммуникативная сфера
Взаимодействие с педагогами
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю.
Способность к установлению межличностных отношений с педагогом
Соблюдение социальных и этических норм
Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения
Активность и автономность поведения
Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
Мотивационно - личностная сфера
Наличие и характер учебной мотивации
Ориентация на освоение способов получения знания.
Проявление интереса к закономерностям, принципам.
Предпочтение трудных заданий.
Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний
Устойчивое эмоциональное состояние в школе
Отсутствие выраженных противоречий между:
требованиями школы (педагога) и родителей;
требованиями взрослых и возможностями ребенка
Система отношений школьника к миру и самому себе
Отношения со сверстниками
Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.
Ориентация на мнение товарищей
Отношения с педагогами
Эмоционально положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями
Отношение к значимой деятельности
Эмоционально положительное восприятие школы и учения.
Понимание смысла учения "для себя"
Отношение к себе
Устойчивая положительная самооценка
Исходя из выше изложенного, мы включаем в состав показателя «адаптированность» к школьному обучению следующие составляющие:
сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития
поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника»
уровень развития мотивации к школьному обучению
удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Цель программы:
- обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
- обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.
Задачи программы.
реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,
реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся,
оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения ФГОС;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей, педагогов;
профилактика возникновения проблем развития учащихся.
На сегодня наиболее актуальным оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения.
В соответствии с чем, психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно осуществляеть на двух основных этапах.
Первый – работа с учащимися 4-х классов. Цель: выявление и профилактика вероятных факторов дезадаптации в среднем звене.
Второй– сопровождение учащихся 5-х классов. Цель: психологическое обеспечение успешности адаптации к среднему звену.
Основные направления работы психолога по сопровождению готовности и адаптации детей к новой школьной жизни представим следующим образом.
До адаптационный период – 4-й класс:
участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;
просвещение родителей по проблеме готовности обучения в среднем звене. Проведение родительских собраний, разработка памяток;
диагностика готовности к обучению на следующей ступени;
групповое консультирование педагогов и родителей по итогам диагностики;
консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;
коррекционно-развивающая работа по проблеме готовности;
участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее – ПМПК) по проблеме готовности к обучению в среднем звене.
Адаптационный период– 5-й класс:
участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;
диагностика адаптации к обучению в среднем звене;
групповые консультации родителей и педагогов;
совместное проведение с педагогами адаптационных классных часов для пятиклассников;
консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;
участие в ПМПК по проблеме адаптации к обучению в среднем звене;
оценка эффективности адаптации.
Оценка эффективности сопровождения носит системный характер и осуществляется на разных уровнях:
Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.
Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и учителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.
Субъектом сопровождения являются ученики 4-5-х классов школы.
Предмет деятельности в рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения – ситуация развития учеников в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Описание программы.
Программа разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №13.
Общий контроль за реализацией программы психолого-педагогического сопровождения осуществляется директором школы. Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР.
Промежуточные результаты работы по программе анализируются на консилиуме по преемственности дважды в год (в конце 1 –й и начале 4 –й учебной четверти).
В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы: классные руководители 4-5 – х классов, учителя-предметники, педагог-психолог.
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в течение каждого учебного года (сентябрь – май).
Принципы программы психолого-педагогического сопровождения:
«на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
комплексность: совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, администрации и др.;
активная позиция ребенка: главной задачей становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
превентивность: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Основные направления деятельности.
Организационно-методическое направление.
Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 5-х классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деятельности. Основная роль при реализации данного направления – администрация школы.
Работа с учениками.
Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники.
Работа с педагогами.
Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции) посредством семинаров и консультаций.
На семинарах учителей –предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им в зависимости от индивидуальных особенностей.
Работа с родителями.
Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; раннее выявление дезадаптированных семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.
- диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая)
- консультирование (индивидуальное и групповое)
- психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей;
- экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы
- профилактика;
- организационные виды деятельности.
Ожидаемые результаты.
уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-х классах - не менее 80%;
положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий;
возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности;
возможность для обучающегося адаптироваться в своем индивидуальном темпе;
активное участие педагогов в процессе организации адаптации обучающихся;
возможность индивидуального и дифференцированного обучения.
Этапы реализации программы по адаптации учащихся 5 класса к среднему звену:
До адаптационный период.
В рамках данного периода предполагается:
Осуществление «ритуала перехода в среднюю школу» учащихся 4-х классов
( психологическая игра «Впереди у нас пятый класс»)
Участники: учащиеся 4-х классов.
Время проведения: май.
Родительское собрание «С гордостью и тревогой»
Участники: родители учащихся 4-х классов.
Время проведения: апрель- май.
Проведение диагностика психологической готовности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
Участники: учащиеся 4-х классов.
Время проведения: апрель- май.
Проведение консультативной и просветительской работы.
Адаптационный период.
Этап основной (сентябрь – май)
Этот этап — самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей).
В рамках данного этапа предполагается:
Проведение адаптационных занятия для пятиклассников: « Новичок в средней школе».
проведение психолого-педагогической диагностики пятиклассников (общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности к переходу на новую ступень обучения и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств);
проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление участников образовательного процесса с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи обучающимся в соответствии с результатами диагностики;
организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения;
коррекционная работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации;
Участие в работе психолого-педагогического семинара по преемственности обучения.
2.Этап аналитико-обобщающий (апрель – май)
Период осмысления результатов полученных на предыдущем этапе.
Второй диагностический тур для отслеживания динамики развития.
Мониторинг адаптации обучающихся на основе реализации программы.
психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода
учащихся 5 –х классов на 2015-2016 учебный год.
№
Содержание деятельности
Вид деятельности
Цель
Сроки выполнения
1
Психолого-педагогическое сопровождение до адаптационного периода учащихся 4-х классов.
Психодиагностика
Психокоррекция и профилактика
Просвещение
Консультирование
Организационно-методическая деятельность
Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса на этапе перехода из начальной школы в среднее звено, выявление и профилактика вероятных факторов дезадаптации в среднем звене.
Апрель-май.
2
Наблюдение за адаптацией учащихся
5 -х классов.
Наблюдение
Выявление психолого - педагогических проблем в обучении в период адаптации.
сентябрь
3
Проведение адаптационных занятий по программе «Новичок в 5 классе»
Профилактика
Просвещение
Коррекция
Содействие школьной адаптации обучающихся посредством проработки потенциально проблемных зон в различных сферах школьной жизни. Профилактика трудностей в обучении
Сентябрь-ноябрь
4
Исследование уровня адаптированности учащихся 5-х классов к обучению в основной школе.
Психодиагностика
Изучение степени и особенностей приспособления обучающихся к новой социальной ситуации развития.
октябрь
5
Индивидуальное и групповое консультирование администрации школы, педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей по результатам диагностики.
Консультирование
Просвещение
Профилактика
Обсуждение результатов проведенной диагностики. Совершенствование методики и модификации содержания обучения на основе полученных результатов диагностики.
Определение детей «группы риска».
Октябрь-ноябрь
6
Групповая и индивидуальная коррекционно — развивающая работа с детьми «группы риска».
Коррекция и развитие
Оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в школьной адаптации.
Ноябрь-декабрь
(по необходимости в течение года)
7
Участие в работе психолого-педагогического семинара по преемственности.
Просвещение Профилактика
Освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп учащихся.
по графику проведения консилиумов
8
Профилактические беседы с педагогами.
Профилактика
Просвещение
Создание ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи и поддержке обучающимся «группы риска».
В течение года
9
Составление рекомендаций, буклетов, памяток для учителей, обучающихся, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации.
Организационно-методическая деятельность
Оказание помощи учащимся, родителям и учителям, повышение уровня их психологической компетентности.
в течение учебного года
10
Индивидуальное консультирование родителей по проблемам возрастных особенностей и задачам периода адаптации учащихся пятых классов.
Консультирование
Психологическое просвещение
Оказание помощи родителям в проблемных ситуациях
В течение года
11
Проведение в рамках внеурочной деятельности групповых занятий с учащимися 5–х классов по программе «Психология развития».
Просвещение
Профилактика и развитие
Развитие жизненно-важных навыков, социализация, профилактика дезадаптации
в течение
учебного года
12
Проведение родительских собраний по вопросам адаптации, возрастного развития, вопросам обучения и воспитания учащихся 5-х классов.
Просвещение
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
в течение
учебного года
13
Выступления на заседаниях ШМО, пед.советах по вопросам развития, обучения и воспитания учащихся в рамках внедрения ФГОС в 5-х классах
Просвещение, профилактика
Повышение психолого-педагогической компетентности учителей
в течение
учебного года
14
Повторная диагностика уровня адаптации учащихся 5-х классов.
диагностика
Отслеживание динамики адаптации. Мониторинг УУД.
Апрель- май
15
Подведение итогов адаптации обучающихся на основе реализации программы психолого-педагогического сопровождения «Новичок в средней школе»