Психокоррекция агрессивных состояний детей с умственной отсталостью с использованием приемов арт-терапии.
Психокоррекция агрессивных состояний детей с умственной отсталостью с использованием приемов арт-терапии.
Цель программы: профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью.
Задачи программы:
1. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
2. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
3. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии.
4. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.
Ожидаемые результаты:
1.Снижение агрессивности через развитие у подростков конструктивных способов разрешения различных жизненных ситуаций.
2.Развитие сотрудничества.
3.Развитие взаимопомощи и групповой сплоченности.
4.Владение навыками релаксации.
5.Положительная динамика результатов психодиагностического обследования по выбранным методикам («Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе» (А.Г.Долгова), опросник баса - Дарки и анкета (Г.Н.Лаврентьева, Т.М.Титаренко)).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психокоррекция агрессивных состояний детей с умственной отсталостью с использованием приемов арт-терапии. »
Пояснительная записка
ВВЕДЕНИЕ
Социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии является важнейшей задачей специального (коррекционного) образования на современном этапе. Она предполагает у детей с нарушением интеллекта формирование поведения, адекватного принятым в обществе морально- этическим и правовым нормам.
Агрессивность затрудняет приспособление детей к жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные дети часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности в их воспитании. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Проявление агрессии у подростков с нарушениями интеллекта может быть опасно и для них самих и для окружающих людей. Черты, качества агрессивности такие подростки приобретают под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Наиболее желательным способом противодействия агрессивному поведению детей и подростков с умственной отсталостью в школе- интернате являются профилактика и своевременная коррекция данного поведения.
Наиболее эффективным для решения задач психотерапевтической помощи детям с особенностями развития в рамках образовательного учреждения, представляется использование методики коррекционной терапии средствами искусства, сочетающие элементы психодрамы Морено, игротерапии в различных модификациях, гештальттерапии, арттерапии, а также других техник, предполагающих использование средств искусства для достижения положительного эмоционального эффекта.
Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребёнку с проблемами возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребёнком в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания.
Важнейшим фактором успешного применения арт-терапии в специальном образовании является правильность выбора вида художественной деятельности. При определении темы, техник, материалов и средств необходимо учитывать тип и степень ограничения здоровья.
Виды арт-терапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная, групповая). Но основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии ребёнка.
Использование арт-терапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую.
Групповая форма психологической коррекции эффективна в работе с детьми, имеющими нарушения в поведении. Включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях. Группа для ребёнка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные поведенческие реакции. Групповая психокоррекция акцентирует внимание на межличностных проблемах ребёнка.
Для эффективной работы недостаточно учитывать общие особенности развития умственно отсталых школьников. При определении задач, выборе содержания и форм проведения занятий учитываются психофизические и личностные особенности каждого ученика.
Типпрограммы: коррекционно-развивающая.
Диапазон программы: 11-18 лет.
Цель программы: профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью.
Задачи программы:
1. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
2. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
3. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии.
4. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.
Ожидаемые результаты:
1.Снижение агрессивности через развитие у подростков конструктивных способов разрешения различных жизненных ситуаций.
2.Развитие сотрудничества.
3.Развитие взаимопомощи и групповой сплоченности.
4.Владение навыками релаксации.
5.Положительная динамика результатов психодиагностического обследования по выбранным методикам («Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе» (А.Г.Долгова), опросник баса - Дарки и анкета (Г.Н.Лаврентьева, Т.М.Титаренко)).
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
Этапы программы
1) Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики (продолжительность этапа – сентябрь, октябрь; в качестве диагностических методик выбраны «Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе» (А.Г.Долгова), опросник Басса - Дарки и анкета (Г.Н.Лаврентьева, Т.М.Титаренко)).
2) Коррекционный этап, оценка промежуточных результатов (продолжительность этапа – ноябрь, декабрь, январь, февраль, март; посещение группой коррекционно- развивающих занятий).
3) Этап завершения работы, оценка конечных результатов (продолжительность этапа – апрель, май; основными результатами являются психологические изменения у участников процесса (гармонизация эмоциональной сферы, развитие здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих нарушений и т. д.), делающие обучение и психосоциальное функционирование более успешными. Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения и анализа, психологической диагностики, а также с помощью мониторинга).
Учебно- тематический план занятий
№ п/п
Тема
Содержание
Кол-во часов
Формы работы
1
Вводное
Упражнение «Рисунок настроения»
1 час
Групповая работа
2
Снятие напряжения в группе
Игра «Четыре стихии»
1 час
Групповая работа
3
Сплочение группы
Игра «Путаница», «Ручеек»
1 час
Групповая работа
4
Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния.
Упражнение «Прогноз погоды»
1 час
Групповая работа
5
"Проблемы — на передний план" - правило взаимодействия в команде.
Упражнение «Фотоальбом», «Раздувайся пузырь»
1 час
Групповая работа
6
Работа с гневом и обидами.
Упражнение «Стойкий солдатик» и, или «Ноги топают»
1 час
Групповая работа
7
Работа с гневом и обидами.
Упражнение «Лепим чувства: обида, гнев»
1 час
Групповая работа
8
Агрессия может быть конструктивной.
Игра «Шкала гнева»
1 час
Групповая работа
9
Что такое "Агрессивное поведение".
Упражнение «Возьми себя в руки»
1 час
Групповая работа
10
Снимаем напряжение.
Упражнение «Стойкий солдатик»
1 час
Групповая работа
11
Положительное лидерство.
Упражнение «Торт»
1 час
Групповая работа
12
Формирование навыков отреагирования эмоций.
Упражнение «Прояви сочуствие»
1 час
Групповая работа
13
Умение распознавать эмоциональное состояние.
Упражнение «Три ответа»
1 час
Групповая работа
14
Конструктивные способы разрешения конфликта.
Решение проблемных ситуаций
1 час
Групповая работа
15
Заключительное занятие
Изготовление композиции «Что было? Что есть? Что будет?»
1 час
Групповая работа
Упражнения и арт-терапевтические техники, используемые в программе.
В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством. Одно из направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества - арт-терапия или «терапия творческим самовыражением».
Самая простейшая графическая техника, которая используется на занятиях – монотипия. Материалы: тушь, гуашь, акварель, кисть, бумага, материал с плотной поверхностью. Бумага должна быть чистой и ровной. Материал с плотной поверхностью, на который наносится краска, не должен пропускать воду. На первых занятиях в качестве гладкой поверхности лучше использовать бумагу и на бумаге отпечатывать рисунок. Можно выполнить рисунок не на гладкой, а на фактурной бумаге. Монотипия более, чем другие виды рисунка, непредсказуема, поэтому вызывает много позитивных эмоций у детей. Используя данную технику, рисуем на тему: "Пенное море", "Облака", "Туманное утро", "Город на реке". Примерные задания: – оживи бабочку, – преврати пушистый шарик в одуванчик, – заставь расцвести ромашки, – заставь плавать рыб, двигаться водоросли. Разновидность монотипии – печатание (штамповка, тычкование, тампонирование) – это разновидность монотипии, также получается один отпечаток. Материалы: гуашь, акварель, чернила, тушь, сухие листья, тампоны и другие предметы, которые могут оставить отпечаток; салфетка. Печатаем растениями, силуэтами, рисуем с помощью тычка: жесткой, полусухой кистью рисуем животных (котёнка, зайчонка, щенка, цыплёнка и др.), составляем сюжетные композиции с использованием разных видов печатания.
Пальцевая живопись – осуществляется пальцами, ладонями. Материалы: гуашь, акварель, бумага. Изображение рисуется точками, пятнышками, разводами, можно рисовать ладонью, ребром ладони, кулаком, косточками пальцев, затем дорисовываем до образа ( игра "На что похоже?").
Кляксография – рисунок "кляксами", полученный перемешиванием краски по бумаге. Материалы: гуашь, акварель, чернила, тушь, кисти, бумага, длинные трубочки для коктейля. Кляксография помогает развить глазомер, координацию, силу движений, способствует тренировке дыхания.
Волшебные нитки – рисунок нитками, смоченными в краске. Материалы: нитки №10, капроновые, типа "ирис", чернила, тушь, гуашь, акварель, бумага. Нитки, смоченные в краске, аккуратно укладываются на лист бумаги и накрываются другим листом. Кончик нитки должен высовываться. Не снимая ладони с листа, выдёргиваем нитки одна за другой. Узор после протягивания оставляет интересные формы, которые можно использовать для создания образа.
Набрызг – рисунок с помощью разбрызгивания краски. Материалы: гуашь, акварель, чернила, зубная щётка, сухие листья, трафареты. Техника используется для создания рисунков по силуэту, трафарету. Для тонирования бумаги. Краска должна быть густая.
Рисунок солью. Материалы: мелкая поваренная соль, влажная, тонированная тёмным цветом, бумага. Соль наносится на влажную, затонированную бумагу, в небольшом количестве, получается фактура "кристалла", как бы "замороженное" изображение.
Размытый рисунок – рисунок, получаемый влажным способом. Материалы: плотная бумага, акварель, гуашь, кисть, вода, поролон. Лист смачивается в воде, краска наносится на края или середину листа и начинает расплываться. Можно использовать несколько цветов, вливая, их друг в друга. Можно прорисовать по влажной бумаге сразу пейзаж, птиц, животных.
Восковые мелки и акварель. Материалы: восковые мелки, акварель, бумага, вода, кисть, жидкая гуашь, чернила, тушь. Рисунок наносится восковыми мелками или свечой, сверху по изображению наносится акварельная краска или жидкая гуашь. Светлые мелки лучше закрашивать тёмными красками.
Ассоциативное рисование – детям предоставляются разнообразные материалы на выбор: гуашь, акварель, карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисти. После прослушивания музыкального произведения предлагается нарисовать музыку; можно предложить для рисунков следующие темы: мой дом, мама, свет, мой страх, моё настроение и т п. Задания могут быть и такими: "Сейчас в течение минуты мы будем смотреть на этот цветок. После этого вы должны нарисовать не цветок, а те чувства, которые испытываете, глядя на него"; " Нарисуйте счастливые, мягкие, печальные, сердитые, испуганные, радостные, озорные и др. линии".
Раскрашивание образов, обозначающих полярные понятия. Цель – развивать умение соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями. Педагог предлагает раскрасить: – доброго волшебника и злого колдуна; – замок доброго волшебника и злого колдуна и т.д.
Игры и упражнения, используемые на занятиях.
"Свечи". Педагог-психолог предлагает детям представить, что они свечки на торте. Свечки разноцветные: оранжевые, жёлтые, зелёные, красные, голубые, белые. Педагог говорит: " Сначала мы стоим высокие и прямые. Мы выглядим совсем как деревянные солдатики. Тела наши крепкие. Огонёк над головой припекает всё сильнее и жарче. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова…Теперь плечи…руки…Воск, из которого вы сделаны, медленно тает. Ваши ноги оседают…и медленно…медленно вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас: ф-ф-у…ф-ф-у…, и вы снова становитесь стройными и прямыми". Вместо свечек на другом занятии можно предложить представить себя снеговиком. Эти упражнения лучше выполнять стоя на ковре, потому что в конце упражнения дети ложатся на пол. Хорошие результаты даёт и расслабляющее фантазирование. Детям предлагается закрыть глаза и вообразить, что они направляются в какое-нибудь место – знакомое или нравящееся им или то, которое они себе таким представляют. Через некоторое время дети по просьбе педагога мысленно возвращаются в комнату. Их переживания снимают напряжение, делают детей расслабленными и вновь способными к действию.
Медитация представляет хороший способ обучения детей релаксации. Медитация возвращает человека к его сущности. Можно предложить детям следующие упражнения: "Закройте глаза и ощутите себя в океане голубого цвета; почувствуйте и поверьте, что вы – волна в этом океане, струящаяся вверх и вниз; вы медленно поднимаетесь и спадаете, как волны. А теперь ощутите, что вы растекаетесь и исчезаете…Теперь вы одно целое с океаном голубого цвета, в котором нет больше волн, нет разницы между вами и океаном. Прислушайтесь…медленно вслушайтесь в себя…слушайте голос океана у себя в голове и ощущайте себя одним существом с этим голосом. Вот звук утихает, и вновь возникает волна, совсем так, как волна в океане, которая вновь появляется, после того, как исчезла, образует другую волну, а затем ещё и ещё, пока они не начинают наползать на берег, и тогда мы откроем глаза. Это упражнение раскрывает чувственный мир ребёнка. Фоном для этого упражнения могут быть звуки набегающей волны, шум моря. После выполнения этого упражнения детям предлагаются листы бумаги, большие кисти и гуашь. Работа обычно проходит очень эмоционально, дети рисуют море, волны, можно выполнить коллективную композицию на тему: "Жизнь океана".
Упражнение: "Светящийся шар". Педагог-психолог предлагает детям закрыть глаза, сделать два глубоких вдоха, каждый раз, шумно выдыхая воздух и говорит: "Представьте себе, что прямо над вашей головой висит светящийся шар. Он не соприкасается с вашей головой, а плавает в воздухе над ней. Шар круглый и сияющий, полный света и энергии. Теперь вообразите, что лучи света от этого шара направлены на ваше тело. Шар испускает лучи постоянно. В нём избыток энергии. Эти лучи, эти потоки света проникают в ваши органы через вашу голову. Они проникают легко, без труда. Представьте себе, что один из лучей проходит через вашу голову, шею, плечо, в левую руку, опускаясь к пальцам, к кончикам пальцев, и излучается из них. Другой луч проникает в вашу правую руку и излучается из неё. Ещё один луч проходит по спине, другой по груди, следующие по бокам. Один из лучей идёт в вашу левую ногу, другой – в правую. Ваши внутренние органы омываются лучами света, пока вы не почувствуете, как лучи проходят по всем вашим органам, эти лучи тёплые и приятные. Как только вы насытитесь ими, медленно открывайте глаза". Хочется отметить, что школьники с нарушением интеллекта на первых занятиях не всегда могут расслабиться, не все адекватно реагируют на необычные для них упражнения, но в процессе дальнейшей работы они незаметно для себя включаются в совместную деятельность и с удовольствием выполняют все предложенные им задания.
На занятиях также используется метод отождествления с тем, что рисуем. Один китайский художник сказал: "Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом". Детям очень нравятся упражнения, где предлагается перед рисованием отождествить себя с образом, с природой. Например, упражнение "Кошечка". Педагог говорит: "Люди очень любят кошек. Они мягкие, игривые животные. Когда человеку грустно, он берёт в руки котёнка, гладит его, разговаривает с ним, а котёнок жмется, урчит и мурлычит… Сейчас и мы представим себя такими котятами, весёлыми и чуть озорными. Сядьте на задние лапки, посмотрите на свой хвостик и весело поиграйте с ним. Котёнок поиграл и захотел отдохнуть. Закройте глаза. Снится котёнку сон. Он сидит у тёплой печки, потрескивают дрова, пахнет тёплым молоком и хлебом. Котёнок принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно и приятно… Мама кошка облизывает его и приговаривает: "Ты красивый, добрый, тебя все любят, оберегают, радуются твоим успехам. Ты все понимаешь, много знаешь, любишь твоих родителей и друзей, веришь в себя". Мама щурит глазки, а котенок ровно и спокойно дышит. Вдох – выдох, вдох – выдох. Как хорошо! Эй, котик, хватит спать. Ты бодрый, тебя ждут твои друзья, тебе будет весело с ними играть". Это упражнение хорошо развивает воображение, концентрирует внутренние резервы организма. После этого дети выполняют образ игривого котёнка на бумаге, нанося гуашь сухой жёсткой кистью на предложенный контур, методом тычкования.
Хорошей релаксирующей способностью обладает музыка, особенно звуки живой природы: шелест листвы, шум дождя, ветра, раскаты грома, звуки набегающей волны. Классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. В работе мы применяем три пакета программ, предложенные Кожохиной С.К.:
Пакет №1 – Бах. "Кантата"№ 2, Бетховен "Лунная соната", Прокофьев. "Соната Ре". Воздействие на человека: уменьшаются раздражительность и разочарование, повышается чувство бренности жизни и своей принадлежности к природе, частью которой мы является.
Пакет №2 – Шопен. "Мазурка" и прелюдии, Штраус. Вальсы, Рубинштейн. "Мелодия". Воздействие на человека: уменьшается чувство тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего.Пакет №3 – Бах. "Прелюдия" и фуга "Минор", Чайковский. "Шестая симфония", часть 3, Шопен. "Прелюдия", Лист. "Венгерская рапсодия" № 2. Воздействие на человека: поднимается общий жизненный тонус: улучшается самочувствие, повышается активность, улучшается настроение.
Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств и рождению настроений и образов. Приятные ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания ребёнка и увеличивают его устойчивость к стрессам.
Все эмоции имеют физическое выражение. Наши мышцы реагируют на страх, гнев, радость, счастье по-разному. На занятиях дети открывают пути выражения эмоций вовне приемлемыми способами, а не затаивают их внутри себя. Рассмотрим одно из таких упражнений, способствующих самовыражению и развитию умения понимать эмоции и чувства, находящихся рядом людей: "Сядьте в кружок, касаясь, друг друга. Теперь постарайтесь подумать о том, как себя чувствует человек, когда он никому не нужен.
Вы знаете, что сидите в кружке. Если вам захочется, вы можете выйти из него, двигаясь очень медленно. Найдите место, где захочется остаться.
Ты совсем один. Рядом никого нет. Побудь некоторое время в одиночестве. Будь неподвижен.
Если же тебе захочется побыть с кем-то рядом, возвратись в кружок.
Обсудим, что произошло. Как вы себя чувствуете в одиночестве? Напоминает ли вам это о том времени, когда вы действительно были одиноки?
Что вы чувствовали, когда ощущали прикосновение к себе других после того, как вы были в одиночестве?"
После упражнения ребятам предлагается работа акварельными красками на больших листах бумаги. Качества акварели могут необычайно правдиво и тонко выразить нахлынувшие на детей чувства. Работа в технике свободной росписи тоже способна передать эмоциональное состояние детей.
Техника использования метафор, сказок и сочинения историй
Сочинение и чтение историй могут использоваться в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребёнку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, усилить внушение, показывая возможность благоприятного исхода.
Описание техники. Педагог берёт какой-либо кукольный персонаж, который приглашает выбранную ребёнком игрушку в игрушечный дом, где они вместе сочиняют историю. Эта история о "счастливых днях, имеющая хороший финал". Темп, высота и громкость голоса в зависимости от текста меняются. Сочиняя истории, педагог-психолог пользуется материалом сказок, фильмов мультипликационных сериалов.
Показания и рекомендации к применению. Техника может быть весьма ценной в работе с детьми, обладающими живым воображением. Она успешна также с детьми, страдающими разными невротическими расстройствами, которые сопровождаются страхами, тревогой, агрессивностью.
Рисование с помощью клубка.
Эта техника является альтернативой рисованию. Дети со сниженной самооценкой из-за страха осуждения с большим трудом соглашаются рисовать. Рисование с помощью клубка не вызывает такого страха. Рисунок, создаваемый с помощью клубка, не может быть "плохим" или "хорошим" и приносит чувство удовлетворения любому ребёнку. Эта игра развивает творческие способности и повышает самооценку.
Описание техники. Педагог-психолог имеет клубок ниток или верёвки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определённые фигуры, можно с её помощью "рисовать". Затем передаёт клубок одному из детей и просит его продолжить "рисование". Ребёнок, создав свою часть изображения, передаёт клубок следующему. После того, как все дети "порисовали", психолог обсуждает с ними то, что получилось.
Обсуждение включает в себя некоторые вопросы, например:
- можешь ли ты здесь увидеть какие-либо буквы?
- какие фигуры ты здесь видишь?
- можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?
- какая еда здесь нарисована?
- что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события?
После того, как ответ первого ребёнка получит одобрение, другие быстро включаются в игру, и в группе формируется атмосфера взаимного доверия.
Показания и рекомендации к применению. Описанная техника может быть использована в работе с гиперактивными, легко отвлекающимися, импульсивными, агрессивными, а также замкнутыми детьми как индивидуально, так и в группах.
Игра "Выдерни соломинку" используется на первом этапе. Игра является инструментом налаживания отношений с ребёнком.
Описание техники. Сначала педагог-психолог помогает ребёнку установить между цветами и чувствами следующие ассоциации:
Жёлтый – радость
Голубой – грусть
Чёрный – сильная грусть, печаль
Красный – раздражение
Пурпурный – ярость
Зелёный – зависть
Коричневый – скука
Оранжевый – возбуждение
Для работы необходимо иметь набор пластиковых или деревянных палочек (примерно в 4 раза тоньше карандашей) разного цвета. Ребёнок или педагог-психолог бросает несколько цветных палочек кучкой на стол или на пол. Задача заключается в том, чтобы достать одну палочку, не сдвинув другие. Если игрок их сдвинет, он должен положить палочку на место и уступить очередь другому ребёнку. Победит тот, у кого в конце окажется больше палочек. Игру можно усложнить, договорившись, что палочки разного цвета позволяют набирать разное количество баллов.
Для перехода к основной части игры педагог должен знать, что ребёнок понимает связь между разными чувствами и цветами. После того, как взрослому вместе с ребёнком удалось прояснить эти связи, можно переходить к основной части игры. Ранее оговорённые правила дополняются тем, что, вытаскивая палочку, игрок должен сказать, когда он пережил чувство, соответствующее цвету палочки.
Затем педагог и ребёнок начинают играть. Когда наступает очередь взрослого, он старается своими высказываниями вызвать ребёнка на более откровенный диалог. В ходе игры возникает много поводов для обсуждения, в частности педагог-психолог может попытаться поговорить с ребёнком о том, почему он выбрал палочку того или иного цвета, что он переживал и как вёл себя в процессе игры и т. д.
Основная задача педагога-психолога – создание условий для выражения и понимания ребёнком своих чувств.
Техника "Разрывание бумаги". Предлагаемая техника доставляет детям много положительных эмоций и имеет хороший терапевтический эффект. Она способствует сплочению группы, сближает её участников с педагогом, даёт вход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей, учит их держать своё слово.
Описание техники. Это упражнение применимо для детей от 5 до 12 лет. Чем более импульсивны и активны дети, тем меньше их должно быть. Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы. Все кусочки дети бросают в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, дети энергично подбрасывают кучку бумаги в воздух. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать кучки из бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух. Дети играют столько, сколько позволяет время. Затем наступает момент уборки. Дети вспоминают о своём обещании, которое они давали в начале занятия. Когда уборка завершена, педагог просит детей поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда даёт выход своей энергии.
Показания и рекомендации к применению. Техника используется в работе как с гиперактивными, импульсивными, так и со скованными и тревожными детьми.
Игра "Шкала гнева".
Предлагаемая методика проста и безопасна; взрослый участвует в игре наравне с детьми, демонстрируя разные формы проявления гнева.
Описание техники. На доске изображается мишень (ею может являться и любая плотная поверхность – стена, шкаф и т.п.). Потребуются бумажные шарики. Ребёнку предлагается бросать в мишень свой бумажный шарик и высказать, что его сильно раздражает или злит (например, он говорит: "Я разозлился, когда…" и бросает свой шарик в мишень с той силой, насколько сильно он разозлился). Данная техника полезна в работе с агрессивными, импульсивными, возбудимыми детьми. Она позволяет детям лучше контролировать проявления собственных чувств.
Упражнение "Ноги топают". Упражнение позволяет ребёнку убедиться в том, что обида и злость – вполне нормальные явления. Игра позволяет ребёнку приемлемым образом выразить сильные негативные эмоции и тем самым снять психическое напряжение. Вместо призывов "держать себя в руках" ребёнку предлагают определённые способы эмоциональной разрядки. Благодаря их освоению он может, не травмируя окружающих, справиться с состоянием эмоционального напряжения.
Описание техники. Для упражнения необходимо нарисовать на картоне контуры детских ступней, слегка раздвинутыми носками наружу. Ребёнку предлагается раскрасить эти следы любым, понравившимся ему образом. Педагог объясняет детям, насколько важно научиться давать выход своим чувствам раздражения или злости, чтобы они не мешали продолжать заниматься. Лучший способ дать выход этим чувствам – это топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Если дети ощущают, что стопы стали горячими – верный знак того, что им удалось избавиться от злости. Далее они начинают топать до тех пор, пока стопам не станет тепло. Педагог спрашивает ребёнка, чувствует ли он, что его злость "вышла" через ступни наружу? Детям предлагается ещё больше успокоиться, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем ребёнка просят нарисовать рассерженное лицо наверху следа и счастливое лицо – у его основания.
Показания и рекомендации к применению. Упражнение используется в работе с детьми, склонными к бурным проявлениям чувств гнева и агрессии.
Развивающие игры и упражнения
Игра "Раздувайся, пузырь". Способствует освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои побуждения. Педагог-психолог подходит к одному из детей и приглашает его поиграть. Например, "Иван, пойдем играть", – берет ребёнка за руку, подходит вместе с ним к следующему учащемуся. Иван берет за руку товарища и, называя его по имени, приглашает поиграть. Вместе они идут дальше, и второй ребёнок приглашает того, кто ему нравится. Когда все будут приглашены, они берутся за руки и образуют круг. "Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит педагог.
-А теперь давайте сделаем маленький кружок". Все вместе становятся тесным кружком и начинают "раздувать пузырь", делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: "Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся, пузырь такой, да не лопайся!" Когда получится большой круг, педагог входит в него и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят слово "хлоп" и сбегаются к центру.
Правила игры: – когда пузырь раздувается – двигаться назад и взяться за руки; – на слово "хлоп" руки разнимаются, и все бегут к центру; – давать руку любому, кто тебя приглашает.
Упражнение "Возьми себя в руки". Цель – обучение преодолению негативных эмоций. Если вы чувствуете, что хотите кого-то ударить, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать свою силу: обхватите руками свои локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека.
Упражнение "Стойкий солдатик". Когда вы сильно возбуждены и не можете успокоиться, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие оловянные солдатики на посту. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите ещё пристальней. Вы – настоящие защитники.
Упражнение "Торт". Педагог-психолог говорит, что хочет угостить детей тортом. Одному ребёнку, с заниженной самооценкой или непризнанному в группе, или с высокой степенью напряжённости, предлагают сесть на стул и говорят, что сейчас из него будут делать торт. Каждый из детей представляет одну из составных частей: муку, сахар, молоко, яйца, масло и т.д. Педагог – повар. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – "мука" руками "посыпает" тело сидящего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – "молоко" "разливается" руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар. Он "посыпает" тело, и немного соли – чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар "замешивает" тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно дышит. Дети, изображающие составляющие, тоже дышат, как торт. Наконец, тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить красивыми цветами. Все участники, прикасаясь к "торту", дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Повар угостит каждого участника вкусным кусочком.
Упражнения должны закрепляться в повседневной жизни как тренинги.
Упражнение "Прояви сочувствие". Цель – развивать способность к сопереживанию. Педагог говорит детям, что все люди время от времени переживают мелкие и крупные неприятности, а окружающие на это как-то реагируют. Детям предлагается представить. Что в неприятную ситуацию попал их друг (одноклассник, приятель). Каждый должен выбрать наиболее подходящий для него вариант проявления сочувствия, отвечая на вопрос: Что бы ты сказал, если бы в твоем присутствии с твоим другом произошла та или иная неприятность? Поочередно работают с каждой ситуацией.
Ситуации:1. Упал в лужу: а) У тебя такой вид, что со смеху умереть можно! б) Ничего, бывает в) Быстрее беги, переодевайся и продолжим игру
2.Наказали за проступок: а) Так тебе и надо! б) Забудь, все уже прошло
в) Не расстраивайся, думаю, больше не будет повода тебя наказывать
3.Потерял любимую вещь: а) Не будешь бросать где попало! б) Она все равно никуда не годилась в) Давай поищем вместе
4.Испортилось настроение. а) На твою кислую рожу смотреть противно!
б) Не грусти, все ведь хорошо в) Ты хочешь побыть один, или, может, погуляем?
5.Что-то не получилось: а) Сразу было понятно, что это занятие не для тебя б) Ерунда, не стоило тратить время в) Может, попробуешь сделать что-то другое?
Упражнение "Три ответа". Цель – определение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений. Педагог предлагает для обсуждения в группе проблемные ситуации, которые предъявляются поочередно. Каждый ученик должен ответить на три вопроса: – Как ты думаешь, что сделает мальчик?; – Как надо поступать в таких случаях?; – А что бы в такой ситуации сделал бы ты сам?
Проблемные ситуации: 1.Впереди Миши неторопливо шел полный мужчина. Вдруг Миша увидел, что у него из кармана выпал кошелек. Миша быстро подошёл, поднял кошелек и …2. Саша написал другу письмо, заклеил его в конверт и пошел бросить на углу дома. Когда он бросил письмо в ящик, увидел, что на земле лежит запечатанный конверт. Видно, его уронили и не заметили. Саша поднял конверт и…3. Ваню послали за хлебом. По дороге он встретил Серёжу, который шёл покупать себе мороженое. Он предложил Ване истратить деньги на мороженое, а дома сказать, что потерял их. Ваня подумал и …4. Алёша был дома один. Он долго смотрел телевизор и про уроки вспомнил поздно. Когда Алёша решил сесть за уроки, пришёл его друг и позвал гулять. Алёша решил…5. На перемене учительница попросила Колю и Вову повесить на доску красивую картину. Мальчики принялись за дело. Вова потянул за свой край картины, Коля не отпускал, и картина порвалась на две части. Когда в класс вошла учительница и увидела испорченную картину, Вова сказал…
Игровое упражнение "Фотоальбом". Цель – изучить эмоциональное отношение к различным аспектам школьной жизни. На каждого ребёнка приготовлены альбомные листы с заголовками: я иду в школу, я сижу на уроке, я общаюсь с одноклассниками, я отвечаю у доски, со мной хочет поговорить учительница, я иду домой из школы; набор карточек со схематическими изображениями лиц, выражающих разные эмоциональные состояния (безразличие, радость, страх, огорчение, гнев, удивление, отвращение). В наборе должно быть несколько карточек, изображающих одно и то же эмоциональное состояние. Детям предлагается представить, что пред ними личный фотоальбом. Причем, страницы уже подписаны, и на каждую надо поместить соответствующую фотографию. Затем перед каждым выкладывают карточки и просят представить, что это и есть фотографии. Обращают внимание, что на карточках разные выражения лица. Обращаем внимание на соответствие эмоциональных реакций заданным ситуациям.
В целом, арт-терапевтическая практика всегда имеет очищающий, освобождающий характер. Использование арт-методов не имеет ограничений по возрасту и может применяться как в виде основного, так и в качестве одного из вспомогательных средств. Спектр проблем, при решении которых могут быть полезны техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты; возрастные кризисы; травмы; потери; невротические расстройства; психосоматические расстройства; развитие целостности личности и многое другое.
Приложения
Приложение 1. Опросник Басса- Дарки.
Ф.И.О.
Пол
Возраст
Инструкция: обвести «да» у тех положений, с которыми Вы согласны и «нет» - те, с которыми Вы не согласны.
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
да
нет
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
да
нет
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
да
нет
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
да
нет
Я не всегда получаю то, что мне положено
да
нет
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
да
нет
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
да
нет
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
да
нет
Мне кажется, что я не способен ударить человека
да
нет
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
да
нет
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
да
нет
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
да
нет
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
да
нет
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
да
нет
Я часто бываю несогласен с людьми
да
нет
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
да
нет
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
да
нет
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
да
нет
Я гораздо более раздражителен, чем кажется
да
нет
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
да
нет
Меня немного огорчает моя судьба
да
нет
Я думаю, что многие люди не любят меня
да
нет
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
да
нет
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
да
нет
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
да
нет
Я не способен на грубые шутки
да
нет
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
да
нет
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
да
нет
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
да
нет
Довольно многие люди завидуют мне
да
нет
Я требую, чтобы люди уважали меня
да
нет
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
да
нет
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
да
нет
Я никогда не бываю мрачен от злости
да
нет
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
да
нет
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
да
нет
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
да
нет
Иногда мне кажется, что надо мной смеются
да
нет
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
да
нет
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
да
нет
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
да
нет
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
да
нет
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
да
нет
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
да
нет
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
да
нет
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
да
нет
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
да
нет
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
да
нет
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
да
нет
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
да
нет
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
да
нет
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
да
нет
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
да
нет
Неудачи огорчают меня
да
нет
Я дерусь не реже и не чаще чем другие
да
нет
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
да
нет
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
да
нет
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
да
нет
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
да
нет
Я ругаюсь только со злости
да
нет
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
да
нет
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
да
нет
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
да
нет
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
да
нет
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
да
нет
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
да
нет
Я часто думаю, что жил неправильно
да
нет
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
да
нет
Я не огорчаюсь из-за мелочей
да
нет
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
да
нет
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
да
нет
В последнее время я стал занудой
да
нет
В споре я часто повышаю голос
да
нет
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская – М.: «Академия»,2001. – 248 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. –СПб.: Питер,1997.
4. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., ACADEMA, 2002.- 208 с.
5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., ACADEMA, 2000.
7. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. СПб, 1999.
8.Орехова Г.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию нормативного поведения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика, 2004. №3 (5) с.67-72.
9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. - М.: 2000. – 254 с.
10. Шаповалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика, 2006. №3 (15) с.35-43.
11.Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
12.Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7 классов.// Школьный психолог №16, 2003.
13.Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. — 256 с.
14.Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
15.Потапов, Л. Проблема проституции [Текст]/ Л. Потапов // Аргументы и факты. - 2003. - №10. - с. 2-4
16. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]/ Ф. Райе. - М.: «ПИТЕР», 2000. – 118 с.
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] Л.М. Семенюк. - М., 1999. - 41 с.
Степанов, В.Г. Психология трудного школьника [Текст]/ В.Г. Степанов. М., 1999. – 176 с.
Сурков, А. Семейные войны [Текст]/ А. Сурков // Стрела. — СПб, 1999. - №14 -6 с.
Тинберген, Н. Социальное поведение животных [Текст]/ Н. Тинберген. - Пер. с англ. - М. : Мир, 2003. - 152 с.
Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального [Текст]/ Д.И. Фельдштейн // «Советская педагогика». - М., 2001. - № 5. - 52 с.
Фридман, Л.М. Психологическая наука - учителю [Текст] / Л.М.Фридман, К.Н. Волкова. - М., 1985. – 165 с.
Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной - М., Педагогика, 1987. – 395 с.
Фролов, Ю.И. Психология подростка [Текст]/ Ю.И. Фролов. Хрестоматия. Российское педагогическое агентство — М., 1997. – 563 с.
Холличер В. Человек и агрессия [Текст]/ В. Холличер. - М., 1973. – 87 с.
42.Шипицына, Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы [Текст] / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов; Колег Элидис Уэлс, Великобритания, 1992. – 290 с.
Шульц – Вильд М. Наш ребенок/ М. Шульц – Вильд. – М.: Педагогика, 1992. – с.21.
Эмоциональные нарушения и их коррекция./ Под ред.В.В. Лебединского, О.В. Никольской., - М.: Просвещение, 1988. – с.15.
Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, межличностные аспекты. – М.: Издательство АСТ, - 1997. – 320 с.
Эриксон Э. Детство и общество Э. Эриксон – Обинск: Слово, 1993. – с.23.