kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по снижению рисков адаптации детей к ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен проект по снижению рисков при адаптации к ДОУ при взаимодействии педагога-психолога, воспитателя и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Проект по снижению рисков адаптации детей к ДОУ»

Оптимизация условий
и снижение рисков при организации успешной адаптации детей
к дошкольному учреждению

Психолого-педагогический проект

Актуальность

Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка тяжёлой или дезадаптации является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т.к. ежегодно к нам в ДОУ приходят и участвуют в этом сложном процессе от 20 до 40 малышей.

Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, это обусловлено:

  • обновлением нормативной базы ДО (В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Положения ФГОС ДО делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

  • снижением возрастного порога начала посещения ДОУ В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

  • недостаточным уровнем профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.

  • недостаточным уровень психолого-педагогических знаний и информационной культуры родителей. Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

-характер адаптации является прогностическим тестом для: характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе.

Каким же рискам подвержен ребенок, поступающий в детский сад? Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации. Признаками дезадаптации в детском саду являются:

  • Отрицательные эмоции. Неизбежные при адаптации к детскому саду. Отрицательные эмоции могут быть легкими, а могут доходить до невротических состояний, в том числе и до глубокой депрессии.

  • Слезы. Испытывая отрицательными эмоциями, ребенок часто плачет – от временного хныканья, до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.

  • Страх. Все дети, начиная детсадовскую жизнь испытывают его, пусть в разной степени тяжести – тем не менее это неизбежная часть привыкания к саду. Чего же ребенок боится? Многого: боится незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, порой и сверстников, а больше всего боится – что родители не придут за ним, и не заберут его домой.

И страхи эти – служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:

  • Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между воспитанниками. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов.

  • Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенное для этого место – напрочь забывает о своих возможностях. Более того –речевое развитие также не только тормозится, но и временно деградирует.

  • Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома – в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.


Исходя из этого, в нашем ДОУ возникла необходимость в создании комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОУ.


Объект изменений: адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Предмет изменений: психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.

Цель проекта: разработать модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации воспитанников раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогический передовой опыт по проблеме адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

  2. Разработать психолого-педагогическую модель по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

  3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения.

Целевая аудитория проекта – педагоги, родители и воспитанники раннего возраста поступившие в ДОУ.

Сроки реализации проекта: январь 2017 - декабрь 2018года.

Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта

Подготовительный этап.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни.

Теоретический анализ работ Н.Д. Ватутиной, А.И. Баркан, А.И. Захарова, Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой, Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степиной и других выявил основные психолого-педагогические характеристики детей младшего дошкольного возраста и специфику их эмоциональных состояний в период адаптации к ДОУ.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в этот период в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например, удивление, интерес от знакомства с новым – обстановкой, деятельностью.

По своим результатам адаптация бывает разной: позитивной, негативной.

Учеными (Р. Калинина, Л. Семенова, Г. Яковлева) было выявлено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется неадекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Изучив состояние проблемы адаптации детей раннего возраста, мы выявили, что разная степень влияния на определенные условия улучшает адаптацию.

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагогов и специалистов в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль в первом классе школы.

Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

Что же лежит в основе разных вариантов адаптации ребенка к ДОУ? Это ряд факторов, определяющих, насколько успешно ребенок раннего возраста справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

  • состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями.

  • возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому.

  • Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в ходе которого формируются особые связи с окружающими людьми. Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым

  • психологические особенности родителей, особенно матери, и характер взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

  • Гендерные факторы. Наблюдения показывают, что в младшем дошкольном возрасте (3-4 лет) мальчики хуже адаптируются с новыми социальными условиями, чем девочки.Они более уязвимы в плане социальной адаптации, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.

За основу своей работы мы взяли модель составленную Н.Д. Ватутиной модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, цель которого становление активной педагогической позиции родителей.

1 этап Ознакомительный. Сбор информации о потенциальных воспитанниках ДОУ, информирование.

Первичная диагностика, сбор информации. Цель первого этапа определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. Получив информацию о составах групп раннего возраста, воспитатели приглашают родителей с будущими воспитанниками на «Первичное визитирование». На данном этапе во время проведения родительского собрания с участием администрации и специалистов происходит подробное знакомство родителей с условиями детского сада, с организацией распорядка дня малышей, с меню детского сада, с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста.

При этом используется анкетирование родителей, (приложение- прогноз адаптации; анкеты для родителей). На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ, и анализом медицинской карты ребёнка медсестрой. По полученным результатам определяют прогноз адаптации.

Кроме того, родителей информируют об особенностях адаптационного периода детей раннего возраста и разъясняют влияющие на его процесс факторы используя интерактивные методы. На сайте ДОУ в разделе «Для Вас родители» представлены рекомендации: «Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ», «Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?», «Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?». Важно, что рекомендации даются с учетом возраста поступающих воспитанников. Зачастую родители знают к какому воспитателю они идут. Педагог-психолог имеет личный сайт, адрес которого указан на сайте ДОУ. На сайте ДОУ размещена информация по адаптации и режиме дня группы. На всех этапах проходит интерактивное общение в разделе «Вопрос-ответ», «Обратная связь» на сайте ДОУ, сайтах воспитателей и педагога- психолога.

Показательно, что такой вид общения становится популярным.

2 этап Социально- гигиенический скрининг семьи.

Приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает воспитатель. Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду. Встреча с психологом может занять около часа, о чем родителей предупреждают заранее.

Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания.

На этом этапе составляется адаптационный прогноз, осуществляется медицинское, педагогическое и социальное анкетирование. Анкеты родители получают заранее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете. Анализ анкет знакомит с условиями, мнениями, наблюдениями родителей за своими детьми в семье, по поводу готовности их детей посещать ДОУ. Анкетирование выявляет воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. На основании анкетирования дается предварительная оценка (прогноз) адаптационного периода каждого ребенка; выявляется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

3 этап Реализация модели комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации вновь поступивших детей.

На данном этапе предполагается активное взаимодействие специалистов ДОУ (педагог-психолог, воспитатели) и родителей ребёнка. Цель данного этапа: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ, психолого-педагогическое просвещение педагогов, создание условий для успешной работы, облегчение процесса адаптации детей к условиям ДОУ через создание положительной атмосферы в группе, снятия внутреннего напряжения. Каждый год мы сталкиваемся с разными детьми, поэтому составляется график посещения для каждого ребенка в группу приходит не более 4-5 детей в неделю (не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией в неделю). Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи.

Перспективы работы:

Взаимодействие с родителями воспитанников

1. Разработать и реализовать план по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ в рамках клуба «Мы вместе».

Цель: создание оптимальных условий для обеспечения взаимодействия МБДОУ с семьей как механизма повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Встречи по программе клуба будут проводиться один раз в месяц с сентября по май. В программе встреч предполагается участие педагога-психолога, воспитателей, учителя логопеда и родителей.

На заседаниях будут использоваться следующие методы работы с родителями и педагогами:

- проведение родительских собраний с использованием методов коучинга;

- мастер-классы;

- направленные беседы;

- групповые консультации;

- использование ИКТ (презентации, методические рекомендации, видеоматериалы и т.д.).

Темы для собраний клуба: «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду», «Особенности адаптации ребенка к детскому учреждению», «Игры и развивающее оборудование для занятий с детьми дома», «Показатели адаптированности ребенка к ДОУ», «Наличие у детей навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад».

2. Консультации педагога-психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).

3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей 3-года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш»).

Взаимодействие с педагогами

1. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам адаптации и развитию детей 3-го года жизни («Первые дни ребенка в детском саду», «Игры с детьми в адаптационный период», «Особенности адаптации детей к ДОУ»). Консультирование педагогов начинается до начала приёма детей в группы ДОУ.

2. Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.

Взаимодействие с воспитанниками

  1. Участие педагога-психолога в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр.

  2. Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации К.Л. Печоры. Проводится анализ процесса адаптации.


Ожидаемые результаты проекта:

  1. Положительная динамика увеличения числа детей раннего возраста с лёгкой степенью адаптации.

  2. Педагоги и родители повысят уровень знаний об особенностях адаптационного периода и способах общения с детьми в соответствии с их возрастом.

  3. Педагоги освоят новые приёмы взаимодействия с родителями и детьми в период их адаптации к условиям ДОУ.

Способы предоставления результатов:

Аналитическая справа по результатам диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. План работы родительского клуба « Мы вместе» по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации воспитанников к ДОУ.

Критерии оценки результатов реализации проекта

Рост числа детей показавших лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ на 40%.

Ресурсное обеспечение

Для реализации проекта дополнительное кадровое, материально-техническое, информационно-методическое ресурсное обеспечение не потребуется.

Список используемой литературы:

  1. Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34

  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.

  3. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.


  1. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.

  2. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9

  3. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

  4. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.

  5. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект по снижению рисков адаптации детей к ДОУ

Автор: Дегтярева Оксана Александровна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453250

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства