kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика дошкольного возраста заключается не только в  овладении знаниями, но и в становлении базовых свойств личности: образа «Я», самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 комбинированного вида»

г. Каменск-Уральский









ПРОЕКТ


Я, ТЫ, МЫ:

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ






педагог-психолог Беляева Н.Ю.















Актуальность

     Необходимость разработки проекта  по эмоционально - волевому и социальному развитию дошкольников назрела уже давно. Специфика дошкольного возраста заключается не только в  овладении знаниями, но и в становлении базовых свойств личности: образа «Я», самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

    Современные тенденции ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием. Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированный подход к ребенку – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей, эмоциональное благополучие. Формирование личности сложный процесс, который нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Пока ребенок мал, взрослые, как правило,  не задумываются, о его дальнейшей самостоятельной жизни. Благополучие человека во многом зависит от того, как он будет воспринимать себя, какие качества у него будут развиты, как будут складываться его отношения с окружающими.

Последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического и речевого развития, эмоционально-личностные проблемы), а также возрастание количества детей с заболеваниями и нарушениями ЦНС. Все больше детей нуждаются в помощи психолога, потому что даже взрослые не всегда понимают и знают, ка выйти из той или иной негативной ситуации, все чаще рождаются жалобы взрослых, что ребенок неуправляем, агрессивен, капризен, склонен к истерикам, всего боится.

С этой позиции в центре работы по социальному развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Предлагаемый проект позволит комплексно решить задачи по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей.

Структура проекта

 Проект состоит из трех основных разделов:

 «Уверенность в себе».

 «Чувства, желания и взгляды».

 «Социальные навыки».

   

Первый раздел проекта  - «Уверенность в себе» - направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои особенности, понять, что он уникален, поверить в себя, свои возможности.

   Второй раздел проекта  - «Чувства, желания и взгляды» - призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции и чувства, а также других людей, адекватно реагировать на них согласно моральным нормам.

    Третий раздел проекта  - «Социальные навыки» - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

  

Специфика проекта состоит в том, что он не ограничивается рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникших ситуаций, и могут потребоваться дополнительные объяснения, разбор ситуаций, привлечение соответствующей литературы. 

   Проект рассчитан на занятия с детьми от 3 до 7 лет. Занятия эффективно проводить 1 раз в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста детей:

  • 3-4 года – 15 минут;    

  • 4-5 лет – 20 минут;

  • 5-6 лет – 25 минут;

  • 6-7 лет – 30 минут.

 

 Цель проекта: создание условий для эмоционального благополучия детей  и их социализации в обществе сверстников, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности.

 Задачи проекта:

  1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».

  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.

  3. Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.

  4. Развитие осознанного восприятия и отношения к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.

  5. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

  6. Развитие адекватной оценочной деятельности направленной на анализ собственных поступков и поступков окружающих.

  7. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирование доверия к собеседнику.

  8. Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.

 

Формы и методы работы с детьми:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др.);

  • беседы;

  • этюды;

  • импровизации;

  • моделирование и анализ заданных ситуаций;

  • сочинение историй;

  • чтение художественной литературы;

  • наблюдения, прогулки, экскурсии;

  • свободное и тематическое рисование;

  • рассматривание рисунков и фотографий.

Работа с родителями:

  1. Анкетирование.

  2. Индивидуальные консультации.

  3. Тематические выставки детских работ и совместно с родителями.

  4. Тематические консультации:

  • «Как на самом деле любить детей?».

  • «Влияние родительских установок на развитие детей».

  • «Родительские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу в семье».

  • «Методы воздействия на ребенка в семье».

  • «Как мы ведем себя в обществе».

  • «Праздники в семье».

  • «Кризис трех лет».

  • «Кризис семи лет».

  1. Открытые занятия.

  2. Родительские клубы «Кроха» и «Первоклашка».


Предполагаемый результат

        

В результате реализации проекта дети должны научиться:

  • пониманию себя, принятию своих индивидуальных особенностей;

  • эмоционально воспринимать и понимать окружающих и себя;

  • анализировать собственные поступки и поступки окружающих;

  • проявлять потребность в общении;

  • пользоваться средствами общения адекватно ситуации;

  • учитывать нормы морали во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

  • контролировать свое поведение в общении;

  • знать и пользоваться правилами этикета.

Эффективность проекта отслеживается на основе диагностики уровня освоения программы «Детство» по социально-нравственному направлению.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 Младший дошкольный возраст

Тема

Кол-во занятий

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Мое имя

1

2

Кто такой «Я»

1

3

Мои умные помощники (глаза, нос, уши, рот)

1

4

Мои любимые сказки

1

5

Мои игрушки

1

6

Мы разные

1

7

Вкусы бывают разные

1

8

 Я и моя семья

1

9

Маленький помощник

1

10

Как я выгляжу? Стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр»

1

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Как мы выражаем свои чувства

1

2

Грусть

1

3

Радость

1

4

Спокойствие

1

5

Страх

1

6

Добрый, злой

1

7

Изменение настроения

1

8

Как можно пожалеть?

1

Раздел 3. Социальные навыки

1

Мы веселимся, смеемся, играем

1

2

Плохо быть одному

1

3

Ссора и примирение

1

4

Взаимопомощь

1

5

Мальчики и девочки

1

6

Как вести себя за столом

1

7

Как вести себя при встрече

1

8

Как вести себя при прощании

1

9

Секрет волшебных слов

1

10

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

1

11

Я в детском саду

1

 

 Средний  дошкольный возраст

Тема

Кол-во занятий

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Мое имя

1

2

Какой «Я»?

1

3

Моя любимая сказка

1

4

Мой любимый цвет

1

5

Моя любимая еда

1

6

Мое любимое занятие

1

7

Я сам


8

Моя семья

1

9

Дом, в котором ты хочешь жить

1

10

С кем ты хочешь подружиться

1

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Настроение и погода

1

2

На природе

1

3

Мимика

1

4

Добрый, злой

1

5

Грусть

1

6

Гнев

1

7

Страх

1

8

Удивление

1

9

Радость

1

10

Маски эмоций

1

Раздел 3. Социальные навыки

1

Я и другой: мы разные

1

2

Давай познакомимся

1

3

Давай никогда не ссориться

1

4

Взаимопомощь

1

5

Вредные привычки

1

6

Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)

1

7

Секрет волшебных слов

1

8

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

1

9

Мальчики и девочки

1

10

Играем вместе

1

11

Порядок в твоем доме

1

12

День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)

1

13

От улыбки станет всем светлей…

1

14

Как мы ходили в магазин

1

Старший дошкольный возраст

Тема

Кол-во занятий

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Мое имя

1

2

Мой автопортрет

1

3

Каждый привлекателен по- своему

1

4

Ты и другие в зеркале

1

5

Ты и твои родители

1

6

Моя семья

1

7

Животное, которое тебе нравиться

1

8

Растение, которое тебе нравиться

1

9

Я хочу

1

10

Я могу

1

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Мимические признаки эмоций

1

2

Праздник

1

3

Чувства и предпочтения

1

4

Несовпадение настроений

1

5

Что тебя огорчает, и чему ты радуешься

1

6

Сказочные герои и ты

1

7

Плач, смех, испуг

1

8

Как называются эмоции

1

9

Музыка и эмоции

1

10

Как  поднять настроение

1

Раздел 3. Социальные навыки

1

Ты и другие в зеркале

1

2

Конфликты между детьми

1

3

Какие качества помогают дружбе

1

4

Внимательный, равнодушный

1

5

Правдивый, лживый

1

6

Смелый, трусливый

1

7

Щедрый, жадный

1

8

Порадуй своего друга

1

9

Один и вместе с друзьями

1

10

Давай познакомимся

1

11

Вредные привычки

1

12

Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)

1

13

Мальчики и девочки

1

14

Играем вместе

1

СОДЕРЖАНИЕ

Младший дошкольный возраст

Тема

Задачи

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Мое имя

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения 

2

Кто такой «Я»

Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы 

3

Мои умные помощники (глаза, нос, уши, рот)

Учить детей понимать и ценить роль наших умных помощников – органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения

4

Мои любимые сказки

Учить детей определять предпочтения  по отношению к сказкам и сказочным героям 

5

Мои игрушки

Учить детей определять предпочтения в играх и игрушках 

6

Мы разные

Развитие умения узнавать отличительные черты друг от друга, выделяя свои индивидуальные особенности, развитие эмпатии. 

7

Я и моя семья

Формировать у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека 

8

Вкусы бывают разные

Определить вместе с детьми их предпочтение в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

9

Маленький помощник

Воспитывать желание оказывать окружающим посильную помощь 

10

Как я выгляжу? Стихотворение

К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Воспитывать желание заботиться о себе, своей внешности

 

 

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Как мы выражаем свои чувства

Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам и жестам

2

Радость

Помочь детям понять причины возникновения радости, учить определять это состояние по внешним проявлениям 

3

Спокойствие

Учить определять это состояние по внешним проявлениям

4

Страх

Помочь детям понять причины возникновения страха, учить определять это состояние по внешним проявлениям 

5

Добрый, злой

Помочь детям понять, что такое доброта и злость, учить определять это состояние по внешним проявлениям 

6

Изменение настроения

Помочь детям понять причины возникновения и внешние признаки изменения настроения 

7

Как можно пожалеть?

Развитие эмпатии, умения адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей 

Раздел 3. Социальные навыки

1

Мы веселимся, смеемся, играем

Развитие умения взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения 

2

Плохо быть одному

Формирование у детей представления о том, как важно иметь друзей и что для этого необходимо 

3

Ссора и примирение

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта 

4

Взаимопомощь

Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных персонажей 

5

Мальчики и девочки

Учить детей различать по внешности и поведению мальчиков и девочек, развивать навыки общения мальчиков и девочек 

6

Как вести себя

за столом

Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом и навыков самообслуживания 

7

Как вести себя при встрече

Способствовать усвоению детьми основных правил поведения при встрече, развитие коммуникативных навыков 

8

Как вести себя при прощании

Способствовать усвоению детьми основных правил поведения при прощании, развитие коммуникативных навыков 

9

Секрет волшебных слов

Формирование навыков культурного общения, воспитывать уважение к окружающим людям, развитие эмпатии 

10

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках, учить правильно, оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать положительные качества личности 

11

Я в детском саду

Развитие навыков социального поведения и совместных действий, воспитывать положительные качества личности 


Средний  дошкольный возраст

Тема

Задачи

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Мое имя

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения

2

Какой «Я»?

Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста

3

Моя любимая сказка

Учить детей определять предпочтения  по отношению к сказкам и сказочным героям

4

Мой любимый цвет

Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете, помочь им понять, что предпочтения бывают разные

5

Моя любимая еда

Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные

6

Мое любимое занятие

Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, помочь им понять, что предпочтения бывают разные

7

Я сам

Определять вместе с детьми их возможности в связи с возрастом, полом, индивидуальными возможностями. Развитие навыка понимания своей индивидуальности, быть в мире с собой

8

Моя семья

Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека

9

Дом, в котором ты хочешь жить

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам быта, помочь им понять, что предпочтения бывают разные

10

С кем ты хочешь подружиться

Определять вместе с детьми их предпочтения в выборе друга

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Настроение и погода

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода

2

На природе

Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них природа 

3

Мимика

Продолжить знакомство детей с внешним выражением разных эмоциональных состояний 

4

Добрый, злой

Помочь детям понять, что такое доброта и злость, как адекватно выражать свои чувства 

5

Грусть

Помочь детям понять, что такое грусть, что значит плохое настроение, как поднять настроение 

6

Гнев

 Помочь детям понять, что такое гнев, как адекватно выражать свои чувства 

7

Страх

Помочь детям справляться со своими страхами 

8

Удивление

Помочь детям понять распознавать удивление  

9

Радость

Помочь детям понять, что такое радость, как адекватно выражать свои чувства 

10

Маски эмоций

Помочь детям устанавливать связи между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают 

Раздел 3. Социальные навыки

1

Я и другой: мы разные

Развитие представлений об индивидуальности каждого человека, терпимого отношения к другим людям 

2

Давай познакомимся

Учить детей самостоятельно устанавливать новые знакомства 

3

Давай никогда не ссориться

Развитие навыков поведения в трудных жизненных ситуациях. Развитие эмпатии, умения общаться друг с другом 

4

Взаимопомощь

Формирование представлений о помощи другим, развитие навыков дружеского общения 

5

Вредные привычки

Формирование представлений о вредных привычках, желания заботится о своем здоровье 

6

Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)

Формирование понятий «нельзя», «надо». Воспитание стремления преодолевать свои отрицательные черты в поведении 

7

Секрет волшебных слов

Воспитание культуры общения. Овладение приемами вежливого обращения с окружающими 

8

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Развитие навыков оценки поведения и поступков своих и других людей в различных жизненных ситуациях.

Формирование умения определять основные черты характера людей 


9

Мальчики и девочки

Развитие представлений о внешнем облике мальчиков и девочек, развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек

10

Играем вместе

 Развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитание стремления понимать и уважать мнение собеседника.

11

Порядок в твоем доме

Приучать детей содержать в порядке свое жилье, группу в детском саду, окружающую среду 

12

День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)

Развитие навыков доброжелательного общения с окружающими людьми, умения радоваться за успехи других людей

13

От улыбки станет всем светлей…

Развитие навыков доброжелательного общения с окружающими людьми. 

14

Как мы ходили в магазин

Овладение приемам вежливого поведения в общественных местах, развитие навыков общения с окружающими людьми 






Старший дошкольный возраст 

Тема

Задачи

Раздел 1. Уверенность в себе

1

Мое имя

Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения 

2

Мой автопортрет

Развитие позитивного отношения к себе, внимания к себе, принятия себя 

3

Каждый привлекателен по- своему

Помочь детям адекватно оценивать себя, поддерживать положительную самооценку, развитие толерантности по отношению к другим людям 

4

Ты и другие в зеркале

Развивать представление о себе и своем отличии от других 

5

Ты и твои родители

Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека 

6

Моя семья

Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека 

7

Животное, которое тебе нравиться

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, воспитание любви к живой природе 

8

Растение, которое тебе нравиться

Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к растениям, воспитание любви природе.

9

Я хочу

Помочь детям оценивать их желания и предпочтения

10

Я могу

Помочь детям оценивать их желания и предпочтения и соизмерять их со своими возможностями 

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды

1

Мимические признаки эмоций

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица 

2

Праздник

Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать понимание того, что, хорошее настроение во многом зависит от отношения с окружающими 

3

Чувства и предпочтения

Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями 

4

Несовпадение настроений

Учить детей понимать настроения другого человека, принимать его позицию, развитие толерантности 

5

Что тебя огорчает, и чему ты радуешься

Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные ситуации  

6

Сказочные герои и ты

Учить детей определять эмоциональные переживания героев сказок 

7

Плач, смех, испуг

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица и анализировать их причины 

8

Как называются эмоции

Закрепить с детьми знания о различных эмоциях человека и их названиях 

9

Музыка и эмоции

Учить детей распознавать настроение, которое вызывает различная музыка 

10

Как  поднять настроение

Учить детей разным способам поднятия настроения себе и другим, развитие эмпатии, толерантности 

Раздел 3. Социальные навыки

1

Ты и другие в зеркале

Развитие представлений о себе и своем отличии от других, развитие эмпатии, толерантности 

2

Конфликты между детьми

Учить детей анализировать причины ссор, помочь им находить способы разрешения конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки 

3

Какие качества помогают дружбе

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, адекватно анализировать их 

4

Внимательный, равнодушный

Обсудить с детьми качества внимательность и равнодушие, и их значение в межличностных отношениях 

5

Правдивый, лживый

 Обсудить с детьми качества правдивость и лживость, и их значение в межличностных отношениях 

6

Смелый, трусливый

Обсудить с детьми качества смелость и трусость, и их значение в межличностных отношениях


7

Щедрый, жадный

 Обсудить с детьми качества щедрость и жадность, и их значение в межличностных отношениях 

8

Порадуй своего друга

Учить детей позитивным способам общения и дружбы 

9

Один и вместе с друзьями

Развитие понимания одиночества и дружбы, объяснить преимущество дружбы 

10

Давай познакомимся

Учить детей самостоятельно устанавливать новые знакомства 

11

Вредные привычки

Формирование представлений о вредных привычках, желания заботится о своем здоровье 

12

Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)

Формирование понятий «нельзя», «надо». Воспитание стремления преодолевать свои отрицательные черты в поведении 

13

Мальчики и девочки

Развитие представлений о внешнем облике мальчиков и девочек, развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек 

14

Играем вместе

Развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитание стремления понимать и уважать мнение собеседника 






 

 

 





 

 

 




Методическое обеспечение


 Создание развивающей среды в группах:

  • сюжетно-ролевые игры;

  • атрибуты для игр-драматизаций;

  • фотоальбомы «Моя семья», «Наша группа»;

  • дидактические пособия:

  • «Какой ты?» (младший дошкольный возраст)

  • «Что тебе нравиться?» (средний дошкольный возраст)

  • «Мы все разные» (старший дошкольный возраст)

  • «Как вести себя» (средний и старший дошкольный возраст)

  • «С кем ты дружишь?» (старший дошкольный возраст)

  • дидактические игры:

  • Игра «Путешествие в мир эмоций».

  • Игра «Театр настроения».

  • Игра «Наши эмоции и чувства».

  • Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

  • «Пиктограммы».

  • уголок настроения;

  • уголок уединения;

  • рисование на темы:

  • Моя семья.

  • Мой автопортрет.

  • Мое настроение.












Список литературы


  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003.

  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002.

  3. Грецов А.Г. Понимать своего ребенка. СПб: Питер, 2009.

  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.  М.: ТЦ Сфера, 2007.

  5. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005.

  6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

  7. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996.

  9. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М.: Прометей, Книголюб, 2003.

  10. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи.  М.: ТЦ Сфера, 2007.

  11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

  12. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.

  13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.

  14. Филиппова Ю.В.. Общение. Дети до 5 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.

  15. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.

  16. Шипицына Л.М., Защиринская О.В.,  Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». Детство – Пресс,2000.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет"

Автор: Беляева Наталья Юрьевна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 343002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства