Проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет"
Проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет"
Специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в становлении базовых свойств личности: образа «Я», самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 комбинированного вида»
г. Каменск-Уральский
ПРОЕКТ
Я, ТЫ, МЫ:
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
педагог-психолог Беляева Н.Ю.
Актуальность
Необходимость разработки проекта по эмоционально - волевому и социальному развитию дошкольников назрела уже давно. Специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении знаниями, но и в становлении базовых свойств личности: образа «Я», самооценки, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Современные тенденции ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием. Основным приоритетом сегодня выступает личностно – ориентированный подход к ребенку – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей, эмоциональное благополучие. Формирование личности сложный процесс, который нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, о его дальнейшей самостоятельной жизни. Благополучие человека во многом зависит от того, как он будет воспринимать себя, какие качества у него будут развиты, как будут складываться его отношения с окружающими.
Последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического и речевого развития, эмоционально-личностные проблемы), а также возрастание количества детей с заболеваниями и нарушениями ЦНС. Все больше детей нуждаются в помощи психолога, потому что даже взрослые не всегда понимают и знают, ка выйти из той или иной негативной ситуации, все чаще рождаются жалобы взрослых, что ребенок неуправляем, агрессивен, капризен, склонен к истерикам, всего боится.
С этой позиции в центре работы по социальному развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Предлагаемый проект позволит комплексно решить задачи по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Структура проекта
Проект состоит из трех основных разделов:
«Уверенность в себе».
«Чувства, желания и взгляды».
«Социальные навыки».
Первый раздел проекта - «Уверенность в себе» - направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои особенности, понять, что он уникален, поверить в себя, свои возможности.
Второй раздел проекта - «Чувства, желания и взгляды» - призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции и чувства, а также других людей, адекватно реагировать на них согласно моральным нормам.
Третий раздел проекта - «Социальные навыки» - предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
Специфика проекта состоит в том, что он не ограничивается рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникших ситуаций, и могут потребоваться дополнительные объяснения, разбор ситуаций, привлечение соответствующей литературы.
Проект рассчитан на занятия с детьми от 3 до 7 лет. Занятия эффективно проводить 1 раз в неделю. Продолжительность занятий зависит от возраста детей:
3-4 года – 15 минут;
4-5 лет – 20 минут;
5-6 лет – 25 минут;
6-7 лет – 30 минут.
Цель проекта: создание условий для эмоционального благополучия детей и их социализации в обществе сверстников, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности.
Задачи проекта:
Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
Развитие осознанного восприятия и отношения к своим эмоциям и чувствам, а также и других людей.
Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
Развитие адекватной оценочной деятельности направленной на анализ собственных поступков и поступков окружающих.
Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения и формирование доверия к собеседнику.
Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему процессу общения, коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Формы и методы работы с детьми:
развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др.);
беседы;
этюды;
импровизации;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
сочинение историй;
чтение художественной литературы;
наблюдения, прогулки, экскурсии;
свободное и тематическое рисование;
рассматривание рисунков и фотографий.
Работа с родителями:
Анкетирование.
Индивидуальные консультации.
Тематические выставки детских работ и совместно с родителями.
Тематические консультации:
«Как на самом деле любить детей?».
«Влияние родительских установок на развитие детей».
«Родительские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу в семье».
«Методы воздействия на ребенка в семье».
«Как мы ведем себя в обществе».
«Праздники в семье».
«Кризис трех лет».
«Кризис семи лет».
Открытые занятия.
Родительские клубы «Кроха» и «Первоклашка».
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта дети должны научиться:
пониманию себя, принятию своих индивидуальных особенностей;
эмоционально воспринимать и понимать окружающих и себя;
анализировать собственные поступки и поступки окружающих;
учитывать нормы морали во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
контролировать свое поведение в общении;
знать и пользоваться правилами этикета.
Эффективность проекта отслеживается на основе диагностики уровня освоения программы «Детство» по социально-нравственному направлению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Младший дошкольный возраст
№
Тема
Кол-во занятий
Раздел 1. Уверенность в себе
1
Мое имя
1
2
Кто такой «Я»
1
3
Мои умные помощники (глаза, нос, уши, рот)
1
4
Мои любимые сказки
1
5
Мои игрушки
1
6
Мы разные
1
7
Вкусы бывают разные
1
8
Я и моя семья
1
9
Маленький помощник
1
10
Как я выгляжу? Стихотворение К.И. Чуковского «Мойдодыр»
1
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
1
Как мы выражаем свои чувства
1
2
Грусть
1
3
Радость
1
4
Спокойствие
1
5
Страх
1
6
Добрый, злой
1
7
Изменение настроения
1
8
Как можно пожалеть?
1
Раздел 3. Социальные навыки
1
Мы веселимся, смеемся, играем
1
2
Плохо быть одному
1
3
Ссора и примирение
1
4
Взаимопомощь
1
5
Мальчики и девочки
1
6
Как вести себя за столом
1
7
Как вести себя при встрече
1
8
Как вести себя при прощании
1
9
Секрет волшебных слов
1
10
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
1
11
Я в детском саду
1
Средний дошкольный возраст
№
Тема
Кол-во занятий
Раздел 1. Уверенность в себе
1
Мое имя
1
2
Какой «Я»?
1
3
Моя любимая сказка
1
4
Мой любимый цвет
1
5
Моя любимая еда
1
6
Мое любимое занятие
1
7
Я сам
8
Моя семья
1
9
Дом, в котором ты хочешь жить
1
10
С кем ты хочешь подружиться
1
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
1
Настроение и погода
1
2
На природе
1
3
Мимика
1
4
Добрый, злой
1
5
Грусть
1
6
Гнев
1
7
Страх
1
8
Удивление
1
9
Радость
1
10
Маски эмоций
1
Раздел 3. Социальные навыки
1
Я и другой: мы разные
1
2
Давай познакомимся
1
3
Давай никогда не ссориться
1
4
Взаимопомощь
1
5
Вредные привычки
1
6
Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)
1
7
Секрет волшебных слов
1
8
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
1
9
Мальчики и девочки
1
10
Играем вместе
1
11
Порядок в твоем доме
1
12
День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)
1
13
От улыбки станет всем светлей…
1
14
Как мы ходили в магазин
1
Старший дошкольный возраст
№
Тема
Кол-во занятий
Раздел 1. Уверенность в себе
1
Мое имя
1
2
Мой автопортрет
1
3
Каждый привлекателен по- своему
1
4
Ты и другие в зеркале
1
5
Ты и твои родители
1
6
Моя семья
1
7
Животное, которое тебе нравиться
1
8
Растение, которое тебе нравиться
1
9
Я хочу
1
10
Я могу
1
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
1
Мимические признаки эмоций
1
2
Праздник
1
3
Чувства и предпочтения
1
4
Несовпадение настроений
1
5
Что тебя огорчает, и чему ты радуешься
1
6
Сказочные герои и ты
1
7
Плач, смех, испуг
1
8
Как называются эмоции
1
9
Музыка и эмоции
1
10
Как поднять настроение
1
Раздел 3. Социальные навыки
1
Ты и другие в зеркале
1
2
Конфликты между детьми
1
3
Какие качества помогают дружбе
1
4
Внимательный, равнодушный
1
5
Правдивый, лживый
1
6
Смелый, трусливый
1
7
Щедрый, жадный
1
8
Порадуй своего друга
1
9
Один и вместе с друзьями
1
10
Давай познакомимся
1
11
Вредные привычки
1
12
Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)
1
13
Мальчики и девочки
1
14
Играем вместе
1
СОДЕРЖАНИЕ
Младший дошкольный возраст
№
Тема
Задачи
Раздел 1. Уверенность в себе
1
Мое имя
Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения
2
Кто такой «Я»
Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы
3
Мои умные помощники (глаза, нос, уши, рот)
Учить детей понимать и ценить роль наших умных помощников – органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения
4
Мои любимые сказки
Учить детей определять предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям
5
Мои игрушки
Учить детей определять предпочтения в играх и игрушках
6
Мы разные
Развитие умения узнавать отличительные черты друг от друга, выделяя свои индивидуальные особенности, развитие эмпатии.
7
Я и моя семья
Формировать у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека
8
Вкусы бывают разные
Определить вместе с детьми их предпочтение в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные
9
Маленький помощник
Воспитывать желание оказывать окружающим посильную помощь
10
Как я выгляжу? Стихотворение
К.И. Чуковского «Мойдодыр»
Воспитывать желание заботиться о себе, своей внешности
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
1
Как мы выражаем свои чувства
Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам и жестам
2
Радость
Помочь детям понять причины возникновения радости, учить определять это состояние по внешним проявлениям
3
Спокойствие
Учить определять это состояние по внешним проявлениям
4
Страх
Помочь детям понять причины возникновения страха, учить определять это состояние по внешним проявлениям
5
Добрый, злой
Помочь детям понять, что такое доброта и злость, учить определять это состояние по внешним проявлениям
6
Изменение настроения
Помочь детям понять причины возникновения и внешние признаки изменения настроения
7
Как можно пожалеть?
Развитие эмпатии, умения адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей
Раздел 3. Социальные навыки
1
Мы веселимся, смеемся, играем
Развитие умения взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения
2
Плохо быть одному
Формирование у детей представления о том, как важно иметь друзей и что для этого необходимо
3
Ссора и примирение
Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссор, учить простым способам выхода из конфликта
4
Взаимопомощь
Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных персонажей
5
Мальчики и девочки
Учить детей различать по внешности и поведению мальчиков и девочек, развивать навыки общения мальчиков и девочек
6
Как вести себя
за столом
Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом и навыков самообслуживания
7
Как вести себя при встрече
Способствовать усвоению детьми основных правил поведения при встрече, развитие коммуникативных навыков
8
Как вести себя при прощании
Способствовать усвоению детьми основных правил поведения при прощании, развитие коммуникативных навыков
9
Секрет волшебных слов
Формирование навыков культурного общения, воспитывать уважение к окружающим людям, развитие эмпатии
10
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках, учить правильно, оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать положительные качества личности
11
Я в детском саду
Развитие навыков социального поведения и совместных действий, воспитывать положительные качества личности
Средний дошкольный возраст
№
Тема
Задачи
Раздел 1. Уверенность в себе
1
Мое имя
Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения
2
Какой «Я»?
Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста
3
Моя любимая сказка
Учить детей определять предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям
4
Мой любимый цвет
Определять вместе с детьми их предпочтения в цвете, помочь им понять, что предпочтения бывают разные
5
Моя любимая еда
Определять вместе с детьми их предпочтения в еде, помочь им понять, что вкусы бывают разные
6
Мое любимое занятие
Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, помочь им понять, что предпочтения бывают разные
7
Я сам
Определять вместе с детьми их возможности в связи с возрастом, полом, индивидуальными возможностями. Развитие навыка понимания своей индивидуальности, быть в мире с собой
8
Моя семья
Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека
9
Дом, в котором ты хочешь жить
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам быта, помочь им понять, что предпочтения бывают разные
10
С кем ты хочешь подружиться
Определять вместе с детьми их предпочтения в выборе друга
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
1
Настроение и погода
Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода
2
На природе
Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них природа
3
Мимика
Продолжить знакомство детей с внешним выражением разных эмоциональных состояний
4
Добрый, злой
Помочь детям понять, что такое доброта и злость, как адекватно выражать свои чувства
5
Грусть
Помочь детям понять, что такое грусть, что значит плохое настроение, как поднять настроение
6
Гнев
Помочь детям понять, что такое гнев, как адекватно выражать свои чувства
7
Страх
Помочь детям справляться со своими страхами
8
Удивление
Помочь детям понять распознавать удивление
9
Радость
Помочь детям понять, что такое радость, как адекватно выражать свои чувства
10
Маски эмоций
Помочь детям устанавливать связи между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают
Раздел 3. Социальные навыки
1
Я и другой: мы разные
Развитие представлений об индивидуальности каждого человека, терпимого отношения к другим людям
2
Давай познакомимся
Учить детей самостоятельно устанавливать новые знакомства
3
Давай никогда не ссориться
Развитие навыков поведения в трудных жизненных ситуациях. Развитие эмпатии, умения общаться друг с другом
4
Взаимопомощь
Формирование представлений о помощи другим, развитие навыков дружеского общения
5
Вредные привычки
Формирование представлений о вредных привычках, желания заботится о своем здоровье
6
Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)
Формирование понятий «нельзя», «надо». Воспитание стремления преодолевать свои отрицательные черты в поведении
7
Секрет волшебных слов
Воспитание культуры общения. Овладение приемами вежливого обращения с окружающими
8
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Развитие навыков оценки поведения и поступков своих и других людей в различных жизненных ситуациях.
Формирование умения определять основные черты характера людей
9
Мальчики и девочки
Развитие представлений о внешнем облике мальчиков и девочек, развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек
10
Играем вместе
Развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитание стремления понимать и уважать мнение собеседника.
11
Порядок в твоем доме
Приучать детей содержать в порядке свое жилье, группу в детском саду, окружающую среду
12
День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)
Развитие навыков доброжелательного общения с окружающими людьми, умения радоваться за успехи других людей
13
От улыбки станет всем светлей…
Развитие навыков доброжелательного общения с окружающими людьми.
14
Как мы ходили в магазин
Овладение приемам вежливого поведения в общественных местах, развитие навыков общения с окружающими людьми
Старший дошкольный возраст
№
Тема
Задачи
Раздел 1. Уверенность в себе
1
Мое имя
Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развитие эмпатии и навыков общения
2
Мой автопортрет
Развитие позитивного отношения к себе, внимания к себе, принятия себя
3
Каждый привлекателен по- своему
Помочь детям адекватно оценивать себя, поддерживать положительную самооценку, развитие толерантности по отношению к другим людям
4
Ты и другие в зеркале
Развивать представление о себе и своем отличии от других
5
Ты и твои родители
Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека
6
Моя семья
Развитие у детей теплого отношения к членам семьи, осознания себя внутри семьи, значения семьи для человека
7
Животное, которое тебе нравиться
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, воспитание любви к живой природе
8
Растение, которое тебе нравиться
Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к растениям, воспитание любви природе.
9
Я хочу
Помочь детям оценивать их желания и предпочтения
10
Я могу
Помочь детям оценивать их желания и предпочтения и соизмерять их со своими возможностями
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
1
Мимические признаки эмоций
Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица
2
Праздник
Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать понимание того, что, хорошее настроение во многом зависит от отношения с окружающими
3
Чувства и предпочтения
Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями
4
Несовпадение настроений
Учить детей понимать настроения другого человека, принимать его позицию, развитие толерантности
5
Что тебя огорчает, и чему ты радуешься
Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные ситуации
6
Сказочные герои и ты
Учить детей определять эмоциональные переживания героев сказок
7
Плач, смех, испуг
Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица и анализировать их причины
8
Как называются эмоции
Закрепить с детьми знания о различных эмоциях человека и их названиях
9
Музыка и эмоции
Учить детей распознавать настроение, которое вызывает различная музыка
10
Как поднять настроение
Учить детей разным способам поднятия настроения себе и другим, развитие эмпатии, толерантности
Раздел 3. Социальные навыки
1
Ты и другие в зеркале
Развитие представлений о себе и своем отличии от других, развитие эмпатии, толерантности
2
Конфликты между детьми
Учить детей анализировать причины ссор, помочь им находить способы разрешения конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки
3
Какие качества помогают дружбе
Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, адекватно анализировать их
4
Внимательный, равнодушный
Обсудить с детьми качества внимательность и равнодушие, и их значение в межличностных отношениях
5
Правдивый, лживый
Обсудить с детьми качества правдивость и лживость, и их значение в межличностных отношениях
6
Смелый, трусливый
Обсудить с детьми качества смелость и трусость, и их значение в межличностных отношениях
7
Щедрый, жадный
Обсудить с детьми качества щедрость и жадность, и их значение в межличностных отношениях
8
Порадуй своего друга
Учить детей позитивным способам общения и дружбы
9
Один и вместе с друзьями
Развитие понимания одиночества и дружбы, объяснить преимущество дружбы
10
Давай познакомимся
Учить детей самостоятельно устанавливать новые знакомства
11
Вредные привычки
Формирование представлений о вредных привычках, желания заботится о своем здоровье
12
Не хочу быть плохим (понятия «нельзя» и «надо»)
Формирование понятий «нельзя», «надо». Воспитание стремления преодолевать свои отрицательные черты в поведении
13
Мальчики и девочки
Развитие представлений о внешнем облике мальчиков и девочек, развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек
14
Играем вместе
Развитие навыков общения и совместной деятельности мальчиков и девочек. Воспитание стремления понимать и уважать мнение собеседника