Просмотр содержимого документа
«Программа психологического кружка "Зеркало души"»
Программа психологического кружка
«Зеркало души»
Пояснительная записка
Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности. Общение играет важную роль в любых аспектах нашей жизни. Во-первых, коммуникация выполняет ряд важных функций. Люди общаются ради потребности в коммуникации, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Во-вторых, коммуникация протекает в ситуациях межличностного, группового взаимодействия, публичного выступления и при помощи электронных средств. Кроме непосредственного общения лицом к лицу мы общаемся теперь и через электронную почту, сетевые конференции, социальные сети и, находясь практически в любом месте, можем общаться посредством мобильного телефона. Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отношение к другим людям.
Межличностная коммуникация - это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Совершенствование навыков межличностной коммуникации может открыть перед школьниками новые возможности.
Основной целью программы является демонстрация сложности и многоплановости общения в человеческой деятельности, повышение уровня психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.
Задачи:
Обучающие:
Обучение принятию самого себя и других людей;
Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения;
Формирование у уч-ся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
Развивающие:
Развитие рефлексии;
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Воспитательные:
Воспитание психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;
Активизация потребности в самовоспитании и личностном росте.
Новизна программы
Программа «Зеркало души» направлена на удовлетворение специфических интересов учащихся в области психологии и самопознания, чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру. Понимание себя приходит через самораскрытие в межличностных отношениях. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала.
Программа курса составлена на основе:
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Режим занятий:программа подразумевает два занятия в неделю. Длительность занятия - 40 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 68 занятий для учащихся 10-11 классов.
Формы занятий:групповые.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы:
- информирование
- диагностика
- ролевое проигрывание
- беседа
- психотехнические приемы
- дискуссии
- анализ ситуаций.
Ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия:
Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники научатся анализировать ситуации общения, станут более коммуникабельны, смогут самостоятельно находить эффективные методы разрешения конфликтов.
Регулятивные умения. Школьники смогут рефлексировать и регулировать свое поведение, гибко взаимодействовать с внешним миром.
Познавательные результаты: По окончании курса учащиеся должны знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
Результативность определяется посредством анализа результатов проведенных методик, письменных работ учащихся.
Учебно-тематический план программы кружка «Зеркало души».
N п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Психология общения.
2
2.
Виды и зоны общения.
2
3.
Личность и позиция личности в контакте.
2
4.
Структурный анализ общения.
2
5.
Вербальная и невербальная коммуникации.
2
6.
Ошибки социальной перцепции.
2
7.
Процесс коммуникации: участники, контекст, каналы.
2
8.
Анализ коммуникационной ситуации.
2
9.
Восприятие себя и других.
2
10.
Стереотипы, эмоциональные состояния.
2
11.
Эффективные беседы.
2
12.
Умение слушать.
2
13.
Самораскрытие и обратная связь.
2
14.
Раскрытие чувств: сдерживание, проявление, описание.
2
15.
Типы отношений.
2
16.
Общение на разных стадиях взаимоотношений.
2
17.
Теория межличностных потребностей.
2
18.
Интервьюирование.
2
19.
Психология общения в группе.
2
20.
Решение проблем в группах.
2
21.
Роли и лидерство в группах.
2
22.
Оптимальное распределение ролей.
2
23.
Публичное выступление.
2
24.
Выбор темы, оценка аудитории.
2
25.
Проведение исследования.
2
26.
Запись информации и цитирование источников.
2
27.
Вербальная и невербальная адаптация.
2
28.
Достижение взаимопонимания.
2
29.
Практика в произнесении речей.
2
30.
Преодоление нервозности.
2
31.
Убедительное выступление.
2
32.
Стратегии совладания и избегания при выборе.
2
33.
Внутриличностный конфликт.
2
34.
Психологический практикум. Самоанализ.
2
Итого:
68 часов
Содержание программынаправлено на создание условий для личностного развития обучающихся, большое внимание уделяется принятию обучающимися положительной Я – концепции. Одной из главных задач при создании курса являлась разработка занятий, соответствующих возрастным особенностям и потребностям учащихся. Он должен быть доступным, интересным, и включать в себя как теоретические занятия, так и систему практических и дискуссионных занятий, поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задачи несут в себе самостоятельное содержание.
Занятия содержат в основном теоретический материал. Практическая часть занятий строится из примеров из жизни самих обучающихся. Это дает возможность максимально приблизить практику с реальностью. Завершается программа психологическим практикумом и рефлексией полученного опыта.
Занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся. Каждое занятие, кроме первого, начинается с рефлексии, во время которой психолог узнает у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем участники переходят к обсуждению реальной ситуации межличностного взаимодействия, во время которого психолог задает вопросы, обращает внимание на те моменты, которые подводят группу к теме. Затем психолог объявляет тему и переходит к информированию участников или практическому упражнению. В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу, кто поддерживал, кто мешал в работе и т. д.). Психолог постоянно обращает внимание на уже пройденное, и школьники закрепляют полученные знания и умения в процессе взаимодействия. Методическое обеспечение программы.Организационно-методические аспекты работы по программе «Зеркало души» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.
Оборудование: стол и стул на каждого ученика, видеовоспроизводящая аппаратура, цветные карандаши (или фломастеры), листы бумаги формата А-4 и А-3.
Литература:
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.
Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М., 2012.
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.