kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа психологического кружка "Зеркало души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психологического кружка "Зеркало души". Рассчитана на обучающихся 10-11 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического кружка "Зеркало души"»



Программа психологического кружка

«Зеркало души»



Пояснительная записка

Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности. Общение играет важную роль в любых аспектах нашей жизни. Во-первых, коммуникация выполняет ряд важных функций. Люди общаются ради потребности в коммуникации, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Во-вторых, коммуникация протекает в ситуациях межличностного, группового взаимодействия, публичного выступления и при помощи электронных средств. Кроме непосредственного общения лицом к лицу мы общаемся теперь и через электронную почту, сетевые конференции, социальные сети и, находясь практически в любом месте, можем общаться посредством мобильного телефона. Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отношение к другим людям.

Межличностная коммуникация - это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Совершенствование навыков межличностной коммуникации может открыть перед школьниками новые возможности.

Основной целью программы является демонстрация сложности и многоплановости общения в человеческой деятельности, повышение уровня психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение принятию самого себя и других людей;

  • Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения;

  • Формирование у уч-ся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.

Развивающие:

  • Развитие рефлексии;

  • Повышение самооценки и уверенности в себе.

Воспитательные:

  • Воспитание психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;

  • Активизация потребности в самовоспитании и личностном росте.

Новизна программы

Программа «Зеркало души» направлена на удовлетворение специфических интересов учащихся в области психологии и самопознания, чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру. Понимание себя приходит через самораскрытие в межличностных отношениях. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала.

Программа курса составлена на основе:

  • Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

  • Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.

  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.

Основные принципы программы:

  • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.

  • ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.

  • ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Режим занятий: программа подразумевает два занятия в неделю. Длительность занятия - 40 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 68 занятий для учащихся 10-11 классов.

Формы занятий: групповые.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы:

- информирование

- диагностика

- ролевое проигрывание

- беседа

- психотехнические приемы

- дискуссии

- анализ ситуаций.



Ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия:

Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники научатся анализировать ситуации общения, станут более коммуникабельны, смогут самостоятельно находить эффективные методы разрешения конфликтов.

Регулятивные умения. Школьники смогут рефлексировать и регулировать свое поведение, гибко взаимодействовать с внешним миром.

Познавательные результаты: По окончании курса учащиеся должны знать:

- правила эффективного общения;

- проблемы межличностного взаимодействия;

- коммуникативные барьеры.

Результативность определяется посредством анализа результатов проведенных методик, письменных работ учащихся.


Учебно-тематический план программы кружка «Зеркало души».


N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Психология общения.

2

2.

Виды и зоны общения.

2

3.

Личность и позиция личности в контакте.

2

4.

Структурный анализ общения.

2

5.

Вербальная и невербальная коммуникации.

2

6.

Ошибки социальной перцепции.

2

7.

Процесс коммуникации: участники, контекст, каналы.

2

8.

Анализ коммуникационной ситуации.

2

9.

Восприятие себя и других.

2

10.

Стереотипы, эмоциональные состояния.

2

11.

Эффективные беседы.

2

12.

Умение слушать.

2

13.

Самораскрытие и обратная связь.

2

14.

Раскрытие чувств: сдерживание, проявление, описание.

2

15.

Типы отношений.

2

16.

Общение на разных стадиях взаимоотношений.

2

17.

Теория межличностных потребностей.

2

18.

Интервьюирование.

2

19.

Психология общения в группе.

2

20.

Решение проблем в группах.

2

21.

Роли и лидерство в группах.

2

22.

Оптимальное распределение ролей.

2

23.

Публичное выступление.

2

24.

Выбор темы, оценка аудитории.

2

25.

Проведение исследования.

2

26.

Запись информации и цитирование источников.

2

27.

Вербальная и невербальная адаптация.

2

28.

Достижение взаимопонимания.

2

29.

Практика в произнесении речей.

2

30.

Преодоление нервозности.

2

31.

Убедительное выступление.

2

32.

Стратегии совладания и избегания при выборе.

2

33.

Внутриличностный конфликт.

2

34.

Психологический практикум. Самоанализ.

2

Итого:

68 часов


Содержание программы направлено на создание условий для личностного развития обучающихся, большое внимание уделяется принятию обучающимися положительной Я – концепции. Одной из главных задач при создании курса являлась разработка занятий, соответствующих возрастным особенностям и потребностям учащихся. Он должен быть доступным, интересным, и включать в себя как теоретические занятия, так и систему практических и дискуссионных занятий, поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задачи несут в себе самостоятельное содержание.

Занятия содержат в основном теоретический материал. Практическая часть занятий строится из примеров из жизни самих обучающихся. Это дает возможность максимально приблизить практику с реальностью. Завершается программа психологическим практикумом и рефлексией полученного опыта.

Занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.
Каждое занятие, кроме первого, начинается с рефлексии, во время которой психолог узнает у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем участники переходят к обсуждению реальной ситуации межличностного взаимодействия, во время которого психолог задает вопросы, обращает внимание на те моменты, которые подводят группу к теме.
Затем психолог объявляет тему и переходит к информированию участников или практическому упражнению. В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу, кто поддерживал, кто мешал в работе и т. д.). Психолог постоянно обращает внимание на уже пройденное, и школьники закрепляют полученные знания и умения в процессе взаимодействия.
Методическое обеспечение программы. Организационно-методические аспекты работы по программе «Зеркало души» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.

Оборудование: стол и стул на каждого ученика, видеовоспроизводящая аппаратура, цветные карандаши (или фломастеры), листы бумаги формата А-4 и А-3.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М., 2012.

  3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.

  5. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. - М., 1993.

  6. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.

  7. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. 2009

  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия, 2-е изд. М., 1993.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа психологического кружка "Зеркало души"

Автор: Бузаева Гульсина Амыртаевна

Дата: 15.04.2019

Номер свидетельства: 507121


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства