kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа психологического кружка "Зеркало души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психологического кружка "Зеркало души". Рассчитана на обучающихся 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа психологического кружка "Зеркало души"»



Программа психологического кружка

«Зеркало души»



Пояснительная записка

Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности. Общение играет важную роль в любых аспектах нашей жизни. Во-первых, коммуникация выполняет ряд важных функций. Люди общаются ради потребности в коммуникации, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Во-вторых, коммуникация протекает в ситуациях межличностного, группового взаимодействия, публичного выступления и при помощи электронных средств. Кроме непосредственного общения лицом к лицу мы общаемся теперь и через электронную почту, сетевые конференции, социальные сети и, находясь практически в любом месте, можем общаться посредством мобильного телефона. Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отношение к другим людям.

Межличностная коммуникация - это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Совершенствование навыков межличностной коммуникации может открыть перед школьниками новые возможности.

Основной целью программы является демонстрация сложности и многоплановости общения в человеческой деятельности, повышение уровня психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение принятию самого себя и других людей;

  • Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения;

  • Формирование у уч-ся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.

Развивающие:

  • Развитие рефлексии;

  • Повышение самооценки и уверенности в себе.

Воспитательные:

  • Воспитание психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;

  • Активизация потребности в самовоспитании и личностном росте.

Новизна программы

Программа «Зеркало души» направлена на удовлетворение специфических интересов учащихся в области психологии и самопознания, чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру. Понимание себя приходит через самораскрытие в межличностных отношениях. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала.

Программа курса составлена на основе:

  • Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

  • Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.

  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.

Основные принципы программы:

  • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.

  • ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.

  • ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Режим занятий: программа подразумевает два занятия в неделю. Длительность занятия - 40 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 68 занятий для учащихся 10-11 классов.

Формы занятий: групповые.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы:

- информирование

- диагностика

- ролевое проигрывание

- беседа

- психотехнические приемы

- дискуссии

- анализ ситуаций.



Ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия:

Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники научатся анализировать ситуации общения, станут более коммуникабельны, смогут самостоятельно находить эффективные методы разрешения конфликтов.

Регулятивные умения. Школьники смогут рефлексировать и регулировать свое поведение, гибко взаимодействовать с внешним миром.

Познавательные результаты: По окончании курса учащиеся должны знать:

- правила эффективного общения;

- проблемы межличностного взаимодействия;

- коммуникативные барьеры.

Результативность определяется посредством анализа результатов проведенных методик, письменных работ учащихся.


Учебно-тематический план программы кружка «Зеркало души».


N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Психология общения.

2

2.

Виды и зоны общения.

2

3.

Личность и позиция личности в контакте.

2

4.

Структурный анализ общения.

2

5.

Вербальная и невербальная коммуникации.

2

6.

Ошибки социальной перцепции.

2

7.

Процесс коммуникации: участники, контекст, каналы.

2

8.

Анализ коммуникационной ситуации.

2

9.

Восприятие себя и других.

2

10.

Стереотипы, эмоциональные состояния.

2

11.

Эффективные беседы.

2

12.

Умение слушать.

2

13.

Самораскрытие и обратная связь.

2

14.

Раскрытие чувств: сдерживание, проявление, описание.

2

15.

Типы отношений.

2

16.

Общение на разных стадиях взаимоотношений.

2

17.

Теория межличностных потребностей.

2

18.

Интервьюирование.

2

19.

Психология общения в группе.

2

20.

Решение проблем в группах.

2

21.

Роли и лидерство в группах.

2

22.

Оптимальное распределение ролей.

2

23.

Публичное выступление.

2

24.

Выбор темы, оценка аудитории.

2

25.

Проведение исследования.

2

26.

Запись информации и цитирование источников.

2

27.

Вербальная и невербальная адаптация.

2

28.

Достижение взаимопонимания.

2

29.

Практика в произнесении речей.

2

30.

Преодоление нервозности.

2

31.

Убедительное выступление.

2

32.

Стратегии совладания и избегания при выборе.

2

33.

Внутриличностный конфликт.

2

34.

Психологический практикум. Самоанализ.

2

Итого:

68 часов


Содержание программы направлено на создание условий для личностного развития обучающихся, большое внимание уделяется принятию обучающимися положительной Я – концепции. Одной из главных задач при создании курса являлась разработка занятий, соответствующих возрастным особенностям и потребностям учащихся. Он должен быть доступным, интересным, и включать в себя как теоретические занятия, так и систему практических и дискуссионных занятий, поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задачи несут в себе самостоятельное содержание.

Занятия содержат в основном теоретический материал. Практическая часть занятий строится из примеров из жизни самих обучающихся. Это дает возможность максимально приблизить практику с реальностью. Завершается программа психологическим практикумом и рефлексией полученного опыта.

Занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.
Каждое занятие, кроме первого, начинается с рефлексии, во время которой психолог узнает у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем участники переходят к обсуждению реальной ситуации межличностного взаимодействия, во время которого психолог задает вопросы, обращает внимание на те моменты, которые подводят группу к теме.
Затем психолог объявляет тему и переходит к информированию участников или практическому упражнению. В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу, кто поддерживал, кто мешал в работе и т. д.). Психолог постоянно обращает внимание на уже пройденное, и школьники закрепляют полученные знания и умения в процессе взаимодействия.
Методическое обеспечение программы. Организационно-методические аспекты работы по программе «Зеркало души» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.

Оборудование: стол и стул на каждого ученика, видеовоспроизводящая аппаратура, цветные карандаши (или фломастеры), листы бумаги формата А-4 и А-3.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М., 2012.

  3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.

  5. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. - М., 1993.

  6. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.

  7. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. 2009

  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия, 2-е изд. М., 1993.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа психологического кружка "Зеркало души"

Автор: Бузаева Гульсина Амыртаевна

Дата: 15.04.2019

Номер свидетельства: 507121

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства