kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа коррекции агрессивного поведения у подростков "Тропа доверия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Программа поможет подросткам развить коммуникативные навыки, развить чувства сопереживания, сочувствия, эмпатии.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекции агрессивного поведения у подростков "Тропа доверия"»

«Тропа доверия»

Программа коррекции агрессивного поведения подростков

Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Программа поможет подросткам развить коммуникативные навыки, сплочению коллектива, развить чувства сопереживания, сочувствия, эмпатии.

Программа предназначена для подростков 12-16 лет. Занятия проходят один раз в неделю, продолжительностью 30-40 мин. Тренинг состоит из 6 занятий.

Цель: оптимизация и поддержка процесса становления эго- идентичности.

Задачи:

  1. обучить подростков приемам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры;

  2. сформулировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;

  3. сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Структура занятия:

  1. Ритуал начала занятия. Приветствие, настрой группы на работу.

  2. Основная часть. Настрой на упражнения. Упражнения.

  3. Подведение итогов занятия

Занятие №1

«Знакомство»

Цели:

  • знакомство с участниками тренинга;

  • знакомство с программой.

Ведущий рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определенные правила поведения на занятиях. Каждое правило обсуждается с детьми.

Ведущий представляет подросткам программу «На тропе доверия».

  • Упражнение «Имя – образ - жест»

  • Упражнение «Сбор рукопожатий»

Основная часть.

Ребята, давайте поговорим о чувствах. Какие чувства вы знаете? (мяч пустить по кругу).

    • Ведущий. Вы знаете, чувства, которые мы часто испытываем в повседневной жизни. Сейчас, я вам предлагаю узнать чувства, которые изображены на табличках, и назвать их.

    • Ведущий. Вам нужно самим изобразить чувство, которое написано на табличке.

Ребята, скажите, а где мы применяем чувства? (мяч по кругу).

      • Упражнение «Я еду, я тоже, я заяц.»

В круг ставится один лишний стул. Один из участников сидящий рядом с пустым стулом садится на этот стул со словами: «Я еду». Следующий участник сидящий рядом с пустым стулом пересаживается на него со словами: «Я тоже».

Подведение итогов.

Ведущий пускает мяч по кругу и предлагает участникам ответить на следующие вопросы.

- Что вы узнали нового на занятие?

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

Занятие №2.

«Тропа доверия»


Цель: установить доверительные внутригрупповые взаимоотношения.

Ведущий рассказывает о доверии, как о важном факторе жизни в любой компании, группе, коллективе. Предлагает на сегодняшнем занятии поиграть в игру, которая так и называется: «Тропа доверия».

Правила игры:

- Все действия выполняются на время.

- Игроки соревнуются не друг с другом, а так с называемым «идеальным временем», которое для каждого упражнения свое.

- Все задания командные, то есть выполняются всеми членами группы.

- В промежутках между этапами, выходить и входить из кабинета, нужно взявшись за руки. Если цепочка разорвется, за это начисляется дополнительное (штрафное) время.


Играющие берутся за руки и выходят из кабинета. По команде ведущего они снова заходят.

Этап 1. «Посиделки»

Ведущий. Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку. Вот и вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы у каждого кто-то сидел на коленках и каждый сидел у кого-то на коленках.

Больше ничего не объясняя, ведущий дает команду «Начали!» и запускает секундомер.

Как только играющие сообразят, что сесть нужно в круг и примут эту позицию, секундомер останавливается.

Этап 2. «Номерки».

Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги). Всем предлагается встать в круг.

Ведущий. Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача - как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие – не произносить ничего в слух.. свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. За нарушение этих правил – 10 секунд штрафа, за оскорбительные высказывания – 20 секунд. Начали!

Этап 3. «Испорченный телефон».

Ведущий объясняет, что этот этап, так же как и предыдущий, нужно будет проходить без слов. Всем предлагается встать а одну линию.

Ведущий. Сейчас вам нужно встать в одну колонну, то есть в затылок друг другу. Последнему, я покажу карточку с названием вида спорта. Например, «футбол». Как только игрок прочтет карточку и кивнет, я запускаю секундомер. После этого играющий должен коснуться плеча впери стоящего игрока, и только тогда он может обернуться.

Прочитавший карточку должен жестами изобразить тот вид спорта, который был на карточке. Тот игрок, которому этот жест показали, должен невербально передать информацию стоящему впереди игроку. Можно показывать свои жесты, можно те, которые вам показали. Когда название вида спорта дойдет до первого в колонне игрока, он должен будет назвать его вслух.

Говорить ничего нельзя. За каждое слово – 10 секунд штрафа, оскорбительное высказывание – 20 секунд штрафа. Оборачиваться раньше времени нельзя, наказывается штрафом. Если игрок называет другой вид спорта, я опрошу стоящих за ним, чтобы выяснить, сколько человек неправильно передали название. За каждого, кто ошибся, назначается 10 секунд штрафа.

Ведущий отвечает на вопросы группы, просит всех повернуться в затылок друг другу и начинает упражнение. На карточках могут быть: «баскетбол», «плавание», «волейбол».

Этап 4. «Лабиринт».

Команда выходит из кабинета, ведущий расставляет пять стульев по одной линии в шахматном порядке. Команда заходит. Ведущий предлагает выйти капитану команды.

Ведущий. Сейчас я завяжу капитану глаза. Он должен будет пройти зигзагом между стульями (показывает, как). За любое касание стула или другого игрока налагается штраф в 10 секунд. Команда должна помогать своему капитану, подсказывая ему, куда идти.

Ведущий не предлагает игрокам рассредоточиться по помещению и не подсказывает, что капитана лучше направлять по очереди.

Завязав капитану глаза, ведущий подает команду «Начали!».

Этап 5. «Веревочка»

Когда команда выходит, ведущий ставит стул на стол и привязывает к нему ленту таким образом, чтобы веревка оказалась на высоте груди среднего по росту игрока. Второй конец ведущий держит в руке. Помещение оказывается перегорожено веревкой по середине.

Ведущий. Сейчас по моей команде вы должны будете оказаться с другой стороны веревки. Веревочку можно преодолеть только сверху. Никакими предметами – столами, стульями и так далее – пользоваться нельзя. Если кто-то коснется веревки, все, кто успел ее преодолеть, возвращаются на исходную позицию (снизу, под веревкой). Начали!

Ведущий не подсказывает играющим, что они должны помогать друг другу. В случае если игроки слажено, помогая друг другу, работают на этапе, ведущий может «не заметить» случайных касаний ленты и даже чуть ленту приспустить.

Этап 6. «Коробки».

Ведущий просит команду выстроиться в линию и демонстрирует наружную часть спичечного коробка.

Ведущий. Сейчас вам нужно будет передать коробок от перового к последнему игроку. Условие: коробок мы передаем не руками, а с носа на нос. Первому я коробок надену рукой. Если при передаче коробок упал, то тот, кто передавал ,надевает его руками на нос себе и передает снова. Начали!

Этап 7. «Зоопарк».

Ведущий. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные животные. Вы должны будете делать одновременно две вещи: во-первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного, а во-вторых, услышать, кто еще кричит так же, и сбиться с ним в «стаю». Например, если у вас написано «баран», то вы кричите «бе-е-е». как только я увижу, что все уже разделились, я остановлю секундомер и проверю, что написано на ваших карточках. Если кто-то оказался не в своей семье, на команду накладывается по 10 штрафных секунд на каждого, кто ошибся.

Ведущий выстраивает всех в круг и раздает карточки. Начало этапа по команде «Начали!».

Карточки на команду из 7 человек: «собака» - 2 штуки, «кот» - 3 штуки, «гусь» - 2 штуки.

Этап 8. «Тропинка и клич».

Ведущий составляет вместе два стула (на команду из 7 человек) и связывает веревкой (для устойчивости). Еще 4 стула он расставляет на расстоянии 30 сантиметров друг от друга и от связанных стульев, чтобы получилась как бы «тропинка» и «островок».

Ведущий. Сейчас по моей команде вы должны будете пробежать по этой тропинке (показывает на стулья) и встать на этом островке (показывает на связанные стулья). На островке вы должны стоять все. Когда вы встанете на этот островок, вы должны все вместе издать какой-то клич. Как только я увижу, что вы все стоите, и услышу, что вы все кричите, я останавливаю секундомер. Если кто-то упадет с тропинки, вся команда снимается с этапа и получает 300 штрафных очков. Начали!

Обсуждение игры.

Какие этапы запомнились больше, почему?

Что было просто, а что трудно?

Что нового вы узнали о своих товарищах?

Занятие №3

«Давайте жить дружно!»

Цель: повышение рефлексивности участников тренинга.

Ритуал приветствия.

Ведущий. Ключевая фраза нашего занятия: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Ребята как вы понимаете эту фразу? (мяч по кругу).

Ведущий подводит итог, говоря о важности понимания, и уважения друг друга.

Основная часть.

  • Упражнение «Говорящие ладони».

Ведущий. Сейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук вам надо:

- познакомиться друг с другом;

- затеять спор;

- поссориться;

- поругаться;

- помириться;

- попросить извинения друг у друга.

Обсуждение:

Какие ощущения вы испытали в различных ситуациях?

Какие из них приятные, какие нет, почему?

  • Упражнение «Лепим скульптуру».

Ведущий предлагает встать детям в круг. Один из подростков по жребию становится «глиной», а остальные «скульпторами». Задание: слепить скульптуру под названием «Доброта». Поочередно все участники игры становятся «глиной». Название скульптур тоже меняются - «Ответственность», «Любовь», «Ненависть», «Решительность», «Уверенность», «Беззащитность», «Справедливость».

  • Упражнение «Волшебный магазин»

Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»:

Терпение,

Снисходительность,

Расположенность к другим,

Чувство юмора,

Чуткость,

Доверие,

Альтруизм,

Терпимость к различиям,

Умение владеть собой,

Доброжелательность,

Склонность не осуждать других,

Гуманизм,

Умение слушать,

Любознательность,

Способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие–нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению участника группы, у него слабо выражены). Например, покупатель просит у продавца «терпение». Продавец выясняет, зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

  • Упражнение «Феи».

  • Упражнение «Незаконченное предложение»

Ведущий раздает карточки, на которых написаны незаконченные предложения и предлагает участникам их закончить.

  • Счастливее всего я, когда …

  • Хуже всего мне, когда …

  • Не могу понять, почему я …

  • Моя жизнь была бы лучше, если бы я …

  • Главное, что я хотел бы в себе изменить – это …

Итог занятия.

Ведущий пускает мяч по кругу и предлагает участникам ответить на следующие вопросы:

Занятие №4

«Наши обиды»

Цель: повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.

Ритуал приветствия.

Разминка.

  • Упражнение «Встаньте те, кто…»

Ведущий зачитывает высказывания и те из участников, кто считает, что это высказывание подходит ему, выполняют определенное задание.

        • У кого голубые глаза (подмигните друг другу)

        • У кого рост выше 1м. 60см (крикните «Ура!»)

        • У кого есть красные детали одежды (для вас особое задание, скажите соседу с права: «Молодец!»)

        • У кого есть сестра (пусть скажет соседу слева: «Как здорово!»)

        • Кто пьет кофе с сахаром и молоком (загляните под стул)

        • Кто хоть раз в жизни курил (громко крикнуть: «Куренье опасно для вашего здоровья»)

        • У кого есть веснушки (пробежать по кругу)

        • Кто единственный ребенок своих родителей (встаньте на стул)

        • Кто рад, что попал в эту группу (крикнуть «Я»)

        • Кто считает себя любознательным человеком (поменяйтесь местами с тем, кто думает так же)

        • Кто изредка мечтал стать невидимкой (спрячьтесь за одного из участников)

        • Кто сегодня утром съел вкусный завтрак (погладьте себя по животу)

        • Кто родился в мае (возьмите одного из участников группы за руку и станцуйте с ним)

        • Кто любит собак (пролайте 3 раза)

        • Кто любит кошек (скажите «мяу»)

        • Кто не переносит табачного дыма (скажите дружно «курить – здоровью вредить»)

        • У кого с собой есть шоколадка, жвачка, конфета (причмокните 3 раза)

        • Кто находит, что игра длится слишком долго (дол жен 3 раза хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть «Хватит»)

  • Упражнение «Будешь! Не буду!»


Ведущий предлагает разбиться детям на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!». Второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята меняются ролями (3 минуты).

Короткое обсуждение:

- Чем отличается просьба от требования?

- Как себя чувствовал в процессе упражнения?

Основная часть.

  • Упражнение «Обида»

Ведущий. Вспомните случай, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания. Сейчас я вам прелагаю нарисовать ассоциацию на слово «обида» (детям предлагаются листы для рисования, краски, кисти, фломастеры)

  • Ведущий. На вашем рисунке вы изобразили «обиду», а что чувствует человек, когда его обижают? (мяч передают по кругу).

Сейчас, я вам предлагаю написать на листочках ваши самые сильные обиды. Эти обиды зачитывать никто не будет.

Когда все члены группы закончат писать на листочках, ведущий предлагает вспомнить те чувства, которые члены группы испытали, когда их обидели. С этими негативными переживаниями они должны смять, или порвать листок с обидой. Все это ведущий предлагает сложить на железный поднос. (В конце занятия, ведущий выносит обиды на улицу и сжигает их. Участники тренинга раздувают пепел по ветру.)

  • Ведущий. Мы с вами вспомнили, как нас обижали, какие чувства при этом испытывает человек. Но в жизни бывает и так, что мы с вами тоже кого-нибудь обижаем. И человек также испытывает обиду. Из-за обиды люди ссорятся между собой. Поэтому очень важно уметь просить прощение.

Сейчас я пущу мяч по кругу и каждый из вас у соседа слева попросит прощение. Если у вас возникнет желание попросить прощение у кого-либо из присутствующих, то вы это тоже можете сделать.


Итог занятия.

  • Упражнение «Свеча откровения».

Ведущий зажигает свечу и просит участников откровенно ответить на следующие вопросы:

- Что вы чувствовали, когда ваша обида сгорала?

- Что вы чувствуете, когда ее нет?

Свеча передается из рук в руки. Так свеча должна обойти всех участников.

Занятие №5

«Наши ожидания»

Цель: повышение социального интеллекта.

Ритуал приветствия.

Разминка.

  • Упражнение «Печатная машинка».

Участники сидят по кругу. Ведущий предлагает воспроизвести отрывок из хорошо известной песни или стихотворения, например: «Наша Таня громко плачет …». Каждый по очереди произносит по одному слову (« Наша Таня громко….») в конце предложения – все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Кто ошибся, выбывает из игры.

  • Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?

Ведущий зачитывает утверждения и просит участников оценить их. Если утверждение, верно, то подростки должны поднять большой палец вверх, если же утверждение не подходит, палец следует опустить вниз.

Утверждения:

- Обычно утром, и вечером я в хорошем настроении.

- Мне нравится мое настроение в зеркале

- Я очень люблю школу

- В моей жизни много хорошего

- Я – оптимист (оптимистка)

- Я могу посмеяться над своими ошибками

- В моей жизни почти ничего не надо менять в лучшую сторону

- Я – интересная личность

- Мне нравятся те перемены, которые произошли со мной

- Я добрый и любящий

- Мои друзья ценят мое мнение

- Я доволен собой

- Я не боюсь выражать свои чувства

- У меня интересная и веселая жизнь

Ведущий. Если вы согласились с большинством утверждений, значит, вы вполне уверены в своих силах и многое можете сделать самостоятельно. Если же больше было таких утверждений, с которыми вы не согласны, не огорчайтесь, у вас еще все впереди!

  • Упражнение «Джеффа»

Развесьте таблички с ответами «Да», «Нет», «Иногда» на разные стены тренингова зала.

Ведущий. Сейчас, мы с вами встанем в круг и, держась за руки начнем двигаться по кругу читая следующее стихотворение:

«Плыви мой плот, плыви

Вниз по течению реки

К счастью, к счастью, к счастью

Будет конец всем несчастьям»

Затем круг останавливается, и из стихотворения мы убираем последнее слово «несчастьям». Мы вновь движемся по кругу, читая стихотворение, но уже без слова «несчастьям». С каждым кругом из стихотворения убирается по последнему слову, пока не останется первая строка стихотворения.

Ведущий предлагает участникам тренинга сесть на свои места и прелагает следующее:

Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверждением, то должны будете подойти к табличке, на которой написан ответ «Да», если не согласитесь, - подойдите к табличке с ответом «Нет». Есть еще третий вариант ответа – «Иногда», если он подходит к вам больше всего, то встаньте около этой таблички.

Ведущий зачитывает следующие утверждения:


- Я верю в свои силы

- Я предпочитаю использовать свои знания, чем их накапливать.

- Каждый эгоист.

- Я считаю, что меня понимают.

- Жизнь- это игра.

- Я смотрю в будущее с оптимизмом.

- Я верю в то, что добра больше, чем зла.

- Я считаю себя свободным человеком.

- Я считаю, что нет безвыходных ситуаций.

- Я стараюсь всегда говорить правду.

- Я люблю, когда меня хвалят.

- Для меня важно не то, что я думаю, а как.

- Мое прошлое важнее, чем будущее.

- У меня много друзей.

- Я учусь только на собственных ошибках.

После каждого утверждения оставляйте достаточно времени, чтобы ребята успели переместиться к нужной табличке, посмотреть, кто ответил на вопрос так же как они, а кто - по – другому. Спрашивайте детей, почему они выбрали тот или иной ответ.

  • Упражнение «Аукцион».

Ведущий делит участников группы на две команды и предлагает участникам команд написать, как можно больше ситуаций помогающих справиться с плохим настроением. Все предложения, которые говорят участники команд ведущий записывает на доске. Затем выбираются три основных предложения, которые помогают справиться с плохим настроением.

Вопросы для обсуждения:

- Какие способы более подходят ля вас?

- Какие безопасные?

- Какие следует выбрать?

Итог занятия.

Ведущий участникам группы дает кубик, на гранях которого написаны вопросы:

  • Что понравилось?

  • Что узнали нового?

  • Чему научились?

  • Как работали?

  • Что происходило?

  • Что не понравилось?

Кубик перекидывают из рук в руки и отвечают на тот вопрос, который выпадает сверху.

Занятие № 6

«Завершение»

Цель: повышение самооценки.

Ритуал приветствия.

  • Упражнение «Моя любимая игрушка».

Ведущий. У каждого человека в детстве была любимая игрушка. Сейчас, я предлагаю каждому вспомнить ее:

- что это была за игрушка?

- как ее звали?

- как она появилась у вас?

- где игрушка сейчас?

  • Упражнение «Ассоциации».

  • Упражнение «Карусель близости».

  • Упражнение «Порадуй меня».

В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных – доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить – вещь, или событие, или что-то еще (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике).Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой участник.

  • Упражнение «Подарок»

Все любят получать подарки. Каждому участнику выдается лист

форматом А4. Участники группы подписывают свой лист и передают соседу слева. Сосед рисует подарок, который он хотел бы подарить хозяину этого листа и он дальше передается по кругу, до тех пор, пока не вернутся к своему хозяину.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа коррекции агрессивного поведения у подростков "Тропа доверия"

Автор: Бутолина Юлия Александровна

Дата: 12.08.2016

Номер свидетельства: 339122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа коррекции агрессивного поведения подростков "На тропе доверия""
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammakorriektsiiaghriessivnoghopoviedieniiapodrostkovnatropiedovieriia"
    ["file_id"] => string(6) "279691"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453281797"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства